Неправильное понимание сути и предназначения системы стимулирования
МОТИВАЦИЯ
Мотивы – это то, что реально побуждает к активности и создает напряжение, дает направление активности.
Мотивы:
положительные
отрицательные
Процесс мотивации:
Потребности
Возникают в момент нарушения равновесия (психологического, физического)
Психологическое равновесие сложнее нарушить, но и сложнее удовлетворить
Побуждения
(мотивы)
Возникают, чтобы удовлетворить возникшую потребность
Сердцевина мотивационного процесса
Вознаграждение
То, что притупляет потребность и уменьшает побуждение
Виды мотивов:
Первичные (физические, биологические, прочие)
Имеем их неосознанно, при этом можем их заглушить
Общие (стимулирующие)
1. мотив любопытства
2. желание манипулировать
3. мотив деятельности
4. мотив приверженности (любви)
Вторичные (психологические)
Все мотивы, которые мы приобретаем в обществе
1. мотив достижения (дух соревнования)
max значим с возрастом
желание достичь сложных целей
поиск наилучших путей выполнения задания
желание справляться с трудными задачами
2. мотивы безопасности
желание избегать заданий, связанных с риском или обвинением
гарантированный доход и работа
здоровье
3. потребность во власти
желание выражения своего превосходства над конкретными людьми
желание контролировать чужую деятельность
4. мотив статуса
5. мотив принадлежности
желание избегать конфликтов
желание работать с людьми, которые относятся к вам по-дружески
Свойства мотивов:
У людей есть общие, всем свойственные потребности и уникальные потребности
Люди различны способностью выражать свои потребности в большей или меньшей степени
Мотивов, управляющих деятельностью человека, может быть как экстремально мало, так и экстремально много
Элементы стимула к труду - определенные цели и задачи, которые удовлетворяют мотивацией:
1. потребность, которую хотел бы удовлетворить работник
2. благо, позволяющее это сделать
3. необходимое для этого благо (со стороны организации)
4. цена (материальные и моральные издержки)
Исходя из этого строятся все методы мотивации.
Мотивы к труду формируются, если:
У предпринимателя есть необходимый набор благ, соответствующий потребностям человека
Для получателя блага необходимо приложить определенные усилия
Данная работа позволяет получить эти блага с меньшими материальными и моральными издержками по сравнению с другими видами деятельности
Типичные ошибки в системе мотивирования, не способствующие развитию персонала:
Неправильное понимание сути и предназначения системы стимулирования
Система стимулирования – прикладной инструмент, способный помочь компании достичь целей, удовлетворяющих потребности компании и ее членов, привести их к общему знаменателю.
Характеристики эффективной системы стимулирования:
Учитывает интересы собственника, менеджера, остального персонала
Ориентирована на цели компании
Объективность (всех критериев оценки)
Акцент на переменную часть дохода сотрудников
Прозрачность
2. Мотивировать – НЕ значит манипулировать!
Мотивация – заранее знаем некие мотивы
Манипуляция – закрытый процесс, мотивы неизвестны заранее
Если в организации нет манипулирования, в ней есть устойчивый кадровый резерв.
3. Мотивация – НЕ значит вознаграждение!
Если руководством в качестве метода управления используется только вознаграждение, значит управление возможно только силой.
Обычно разработанная система стимулов несовместима с силовым руководством.
4. Мотивировать – НЕ значит повышать з/п!
Повышение з/п до бесконечности невозможно.