Формы синтезирующей деятельности воображения
1.Агглютинация –создание нового образа путем присоединения в воображе-
нии частей или свойств одного объекта другому.
2.Увеличение или уменьшение объекта или его частей.
3. Схематизация –может возникать в результате неполного, поверхностного
восприятия объекта, а также в случае забывания каких-либо несуществен-
ных деталей или частей объекта.
4.Акцентирование – подчеркивание наиболее существенных, типичных при-
знаков образа.
Мышление– это порождение нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Признаки мышления
1.По особенностям протекания процесса мышления выделяют следующие признаки:
а)обобщенное отражение действительности;
б)опосредованное познание объективной реальности;
в) решение конкретной задачи;
г)неразрывная связь с речью.
2.По разновидностям форм мышления выделяют:
а)понятия –определения, в которых отражаются общие, существенные и
специфические признаки предметов и явлений действительности;
б)суждения–система логических мыслей, представленных в словесной
форме, в которой отражаются связи между предметами и явлениями дейст-
вительности или между их свойствами и признаками.
Виды мышления
1) по степени развернутости выделяют:
а) дискурсивное мышление;
б)интуитивное мышление;
2)по степени новизны и оригинальности выделяют:
а)творческое мышление;
б) воспроизводящее мышление;
в)критическое мышление;
3)по степени произвольности:
а) произвольное мышление;
б)непроизвольное мышление;
4)по степени включенности в действительность:
а) реалистическое мышление;
б)аутистическое мышление;
в)отвлеченное мышление.
В процессе мыслительной деятельности человек познает мир с помощью особых умственных операций, таких как:
1.Анализ – это мысленное разложение целого на части, мысленное выделе-
ние из целого различных его сторон, действий и отношений.
2.Синтез – это мысленное объединение частей, свойств и действий в единое
целое.
3.Сравнение – это установление сходства или различия между предметами
или явлениями, их отдельными признаками.
4.Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по их об-
щим и существенным признакам.
5. Абстракция –состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства
или признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных.
6.Конкретизация–предполагает возвращение мысли от общего и абстракт-
ного к конкретному с целью раскрытия содержания.
7.Классификация –это распределение множественных предметов, вещей и
явлений по группам на основе какого-либо признака, который оказывается
присущим каждому предмету данной группы.
8.Систематизация выражается в расположении отдельных предметов, фак-
тов, явлений и мыслей в определенном порядке – пространственном,
временном или логическом.
Характеристики мышления
1.Самостоятельность мышления –проявляется, прежде всего, в умении
увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и решить ее своими
силами.
2.Гибкость мышления – заключается в умении изменять намеченный в на-
чале план решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям пробле-
мы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения, и которые не уда-
лось учесть с самого начала;
3.Быстрота мышления определяется тем временем, в течение которого по-
лучается окончательный ответ на поставленный вопрос.
4.Широта мышления – это способность охватить весь вопрос в целом, не
упуская в то же время и необходимых частностей.
5.Глубина мышления – выражается в умении проникать в сущность сложных
вопросов, умении видеть проблему.
6.Критичность мышления –это умение человека объективно оценивать
свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые
предположения и выводы.
7. Содержательность мышления –состоит в степени насыщенности созна-
ния суждениями и понятиями о тех или иных вещах и явлениях, о тех или
иных областях действительности.
8.Продуктивность мышления выражается в количестве самостоятельно соз-
даваемых, ценных в каком-либо отношении мыслей в течение определенно-
го времени.