Лунные и солнечные затмения 27 страница
БИ-ГАНЬ, в китайской народной мифологии гражданский бог богатства (один из цай-шэней), в отличие от военного бога богатства Гуань-ди (в китайской мифологии некоторые божества делились на военных и гражданских подобно чиновничеству). Б.-г. — легендарный герой древности, пытавшийся увещевать Чжоу Синя, жестокого правителя династии Инь. Чжоу Синь, не желавший слушать настойчивых советов Б.-г., в гневе воскликнул: «Я слышал, что сердце мудреца имеет семь отверстий». Он повелел разрезать грудь Б.-г., чтобы осмотреть его сердце. Впоследствии Б.-г. в конфуцианской традиции признан за образец бесконечной преданности долгу и стойкости в убеждениях. Превращение Б.-г. в бога богатства произошло явно позднее. Это, видимо, объясняется тем, что он стал почитаться в народе в паре с Гуань-ди, который тоже прославился своей верностью, но только на поле брани. Торжественная встреча Б.-г. как бога богатства устраивалась в старом Китае обычно в первые дни Нового года, особенно почитали Б.-г. торговцы. Образ Б.-г. был популярен в народе и благодаря фантастической эпопее 16 в. «Фэнь шэнь яньи» («Возвышение в ранг духов») и народным пьесам.
БИГВАЙ (значение слова неопределенно, но оно может означать: благополучный, или счастливый; 1Езд 2:2, Неем 7:4) - имя одного из начальников народа Израильского, возвратившегося из Вавилона с Зоровавелем.
БИ-ГУАНЬ –созерцание стены в чань буддизме. Благодаря этой технике Бодхидхарма достиг просветления и стал основоположником и первым патриархом чань буддизма в Китае. Эта техника вводит человека в состояние высокой степени сосредоточенности, при полном отсутствии всякого рода идей и чувственных образов.
БИДЕКАР(пронзающий прокалывающий; 4Цар 9:25) - один из сановников Ииуя, царя Израильского, который, по его приказанию, взял тело убитого им царя Иорама и бросил его на поле Навуфея, во исполнение слова Господня (4Цар 9:25,26, 3Цар 21:19).
БИДЖА МАНТРА, Звук, связанный с таттва (см.), или материальным принципом чакр. Во время произнесения он сопровождается послезвуком, назальным «м», который обозначается на письме точкой над буквой «м»; таким образом, биджа мантра муладхары есть «ла», и вместе с послезвуком она составляет «лам», в котором завершающее назальное «м» (или «н») произносится со сжатыми губами (см. также Ардхаматра).
Это называют звуком вайкхари, но этот термин обозначает только его самое явное, материальное проявление; в нем заключена тонкая (сукшма) форма под названием мадхьяма; в том — еще более тонкая форма, пашьянти, а затем — точка, момент, в который в покое зарождается движение, — форма, именуемая пара. Таким образом, биджа мантра олицетворяет процесс проявления и материального воплощения первичной силы. Знак, обозначающий послезвук, называется чандра-бинду.
БИДЖУ –семя, зародыш. Священный звук (мантра), к-рый повторяется в уме во время пранаямы и некоторого рода медитаций (например, при работе с чакрами). Из этого семени, брошенного в ум, произрастает сосредоточенность.
БИДЖУ (санскрит) Семя. Зародыш. Потенция. Сперма. Зерно. Семя — носитель информации о прошлом и будущем. Оно находится на грани непроявленного (авьякта) и проявленного (вьякта?). Любое творение начинается с семени, будь то семя звука или семя мысли. Согласно буддийскому учению, все впечатления хранятся в сознании в виде следов, семян, которые при определенных условиях актуализируются и оказывают воздействие на поступки, мысли, внешние объекты. Семя звука, например, воздействует через мантры, слова, крик, вызывая боль, смех или сход лавины в горах. Семена впечатлений, аффектов (клеша) становятся причиной иллюзорных образов, ментальных конструкций. Семя — причинное состояние кармы, находящейся в скрытом, латентном, состоянии. Оно может прорасти, проявиться в отдаленном будущем, вызывая кармические последствия. Семя обладает потенциальной энергией. В тантризме потенциальную энергию семени-спермы (биджа, шукра?, бинду) преобразуют в энергию-силу (оджас), улучшающую здоровье и повышающую творческие способности человека. В буддийской практике адепт обучается предотвращать созревание и актуализацию кармических семян, их проявление. Он может уничтожить свою карму на стадии семян в поле своего сознания, что позволяет достичь нирваны, освобождения при жизни тела.
БИДИЯ ДАНДАРОН - жизнь Бидии Дандаровича Дандарона – это легенда, начиная со дня рождения. Он родился 28 декабря 1914 года в урочище Суархэ, Кижингинского района Бурятии. Здесь в это время долгие годы находился в затворничестве его Учитель, известный реформатор буддизма Лубсан Сандан Цыденов. Его мать Балжима Абидуева, была ученицей Цыденова по Демчог-тантре. Отец – степной лама Доржи Бадмаев (Агван Силнам Тузол Доржи), философ и поэт, сподвижник Лубсан Сандана Цыденова. Спустя некоторое время в долину Кижинги прибыла группа тибетских лам. Они сообщили, что родившийся мальчик – четырнадцатое рождение настоятеля одного из монастырей Гумбума – Джаягсы Гэгэна. Джаягсы Гэгэн ранее дважды посещал Бурятию и был учителем Лубсан Сандана по тантре Ямандаги. Последний раз он был в Бурятии в 1910 году и отъезжал в Тибет, будучи больным. Верующие, прощаясь с ним, просили Гэгэна в следующей жизни родиться в Бурятии и проповедовать Дхарму. И он обещал родиться в Кижинге. В родившемся сыне Доржи Бадмаева Лубсан Сандан Цыденов признал новое рождение своего тибетского учителя. Прибывшим же тибетцам мальчика не отдал, сказав: «Он будет нужен здесь». Родовое имя новорожденный получил по имени первого мужа его матери – Дандарон (от Дандара). Он получил религиозное имя от Лубсан Сандана – Видьядхара, в видоизмененном виде оно стало его светским именем Бидия. Еще при рождении вместе с именем он получил многие буддийские посвящения, что было в духе традиции и времени. В 1920 году умирает его отец Агван Силнам Тузол Доржи, который должен был унаследовать высокий титул Дхармараджи от Цыденова. Лубсан Сандан принимает решение провозгласить Дхармараджей шестилетнего Бидию. В июле 1921 года в Усть-Ороте (по другой версии: в Шелотском дацане) на церемонию провозглашения собралось несколько сотен верующих, ламы и почетные гости, среди которых был Борис Иванович Панкратов (в будущем известный востоковед-буддолог). Ш Был проведен соответствующий ритуал и праздничное моление. Так хубилган ( перерожденец) обрел высокий и единственный в Бурятии титул Дхармараджи – Царя Учения. Дандарон получил обычное для своего звания образование – монгольский и тибетский языки, начало буддийских знаний, но все это было прервано гражданской войной, и он продолжил образование в обычной советской школе в Кижинге. Осознание того, что он призван быть духовным лидером, первым и по уму, и по физической силе сформировало его стойкий характер. Положение его было не простое – хубилган, облеченный высоким титулом, для простых верующих был святым. Для властей же Дандарон с юношеских лет был фигурой неудобной. Очевидно, этим был вызван его переезд на юг Бурятии в Кяхту. Там он знакомится с будущей женой – Еленой Андреевной Шолуновой, где они и поженились в 1932 (33) году. В 1933 году они уезжают в Ленинград, где у них рождается дочь Люба, а 23 сентября 1935 года – сын, Леонид. По приезде в Ленинград Дандарон поступает в Ленинградский институт авиационного приборостроения (ЛИАП). Сказалась его тяга не только к философическим знаниям, но и к науке. Тогда же он посещает Хамбо-ламу Агвана Доржиева, проживающего в небольшом двухэтажном доме рядом с Петербургским дацаном. Знаменитый буддийский реформатор и политик, верховный лама Бурятии. Агван Доржиев устраивает молодому человеку строгий экзамен. Дандарон выдерживает испытание и получает письменную рекомендацию к преподавателю тибетского языка Ленинградского университета – известному тибетологу Вострикову. Больше года Бидия Дандарович изучает вольнослушателем тибетский язык в университете. Обучению помешал арест. Дандарона арестовали 9 января и поместили в следственный изолятор. Военный Трибунал Ленинградского военного округа 3 июня 1937 года приговорил его по ст. 58–10 ч.1 и ст. 58–11 УК (контрреволюционная заговорщицкая деятельность по созданию пан-монгольского националистического движения с целью свержения советской власти в Монголии, Бурятии, Калмыкии и Туве) к 10-ти годам тюремного заключения с поражением в правах на пять лет. В это же время репрессируется ряд ведущих востоковедов (Тубянский, Невский, Щуцкий, Востриков). Там же он был, очевидно, последним, кто видел Андрея Ивановича Вострикова, которого с окровавленным лицом вели с допроса. (В этом же, 1937 году, Востриков погиб в тюрьме). А затем была зона, лесоповал. Высокорослый, крепкого телосложения и недюжинного здоровья, попав в привычные климатические условия, Бидия Дандарович выдержал «сталинскую каторгу», как он называл советские лагеря. В лагере с ним сидели и ламы, и ученые, в том числе из числа советских немцев. Он становится, несмотря на свой молодой сравнительно возраст, организатором интеллектуальных семинаров, читает небольшие сообщения по буддизму, в свою очередь, слушая пространные лекции по европейской философии. Сложился удивительный коллектив, когда люди, лишенные прав и комфорта, с риском для себя, занимались духовной деятельностью. Дандарон и в лагере оставался – гордым, смелым и несгибаемым. Среди его лагерных сподвижников и друзей, как правило, были люди значительно старше его. Так, его старшим товарищем стал известный философ профессор Василий Эмильевич Сеземан из школы Карсавина в Вильнюсе. Эта дружба продолжилась и на воле в шестидесятых годах. В 1943 году на короткое время Дандарона освобождают, и он становится ссыльным. Он живет в Кижинге, где родственники стараются поправить его здоровье, ибо вышел он из зоны больным (открытая форма туберкулеза) с застарелыми ранами на шее и груди. Раны на шее были нанесены саблей во время садистских допросов уже в Бурятии. Первое время Дандарон сделал попытку пойти добровольцем на фронт, но ему было отказано. Власти пристально следили за ним. То, что для власти было ужасом (как же: единственный хубилган на всю Бурятию, смелый и непокоренный, свободно живет в родном селе), для верующих было счастливым обстоятельством: для них Дандарон, или Бидьядара (Видьядхара), был святым и высоким авторитетом в Учении. У себя на родине Дандарон находит богатую библиотеку ксилографов и рукописей своего отца, полную философской литературы. Переводит и читает сочинения на тибетском языке. В это же время, иногда бывая в Улан-Удэ, консультирует по вопросам философии буддизма бурятских востоковедов. Его знаний, накопленных в невыносимых условиях зоны, хватило, чтобы заняться наукой – буддологией на профессиональном уровне.
И в этот, ссыльный, период проявилась его способность к организационной деятельности. Именно он становится первым, кто не побоялся поддержать идею возрождения монастырского буддизма. Вместе с ламой Галсаном Хайдубом, он написал письмо на имя Сталина с просьбой восстановить дацаны( буддийские монастыри) в Забайкалье. Начинание было точным по времени, увенчалось успехом и в 1946 году началось строительство Иволгинского дацана. Неизвестно, по каким причинам Дандарон был вынужден перейти на нелегальное положение. В это время он со второй женой Зундымой и сыном Леонидом укрылся в поселке Парабель, что на Оби, в десяти километрах от Нарына, где в свое время был в ссылке Джугашвили. Это было в 1947 году. По высказываниям Дандарона, в период ссылки (43–48 гг.) в тюрьме он общался с выдающимися деятелями бурятской культуры: Сампиловым, Барадийном, Жамсарано. Последний, по его словам, читал арестованным бурятам лекции по истории. Дандарона снова арестовали 10 ноября 1948 года и 17 августа 1949 года осудили на 10 лет ИТЛ по ст. 58–10, ч.1. Его обвинили на этот раз в антисоветской агитации и клевете на советскую действительность.
На этот раз Дандарон провел в зоне восемь лет. Вышел он на свободу в декабре 1956 года с реабилитацией по делу 1948 года, а в 1958 году был полностью реабилитирован и по первому делу 1937 года. После недолгой передышки в родных краях он, стремясь к научной деятельности, едет в Москву. Там, пользуясь лагерными связями, он поселяется у супругов Свирских, замечательных людей, в квартире, полной книг, а главное, духом традиционного уклада, которое было свойственно кругу научной и гуманитарной интеллигенции России. Его вводят в круг востоковедов. У Черемисова он встречается со своим будущим учеником – Александром Моисеевичем Пятигорским. Там же его впервые видела Октябрина Федоровна Волкова. Свое впечатление она выразила в двух словах: «Как принц!» Это удивительно, измученный лагерями, нервный, социально неустроенный, этот человек производил неизгладимое впечатление достоинства, аристократической гордости и мужской красоты. В это время в Ленинграде некто Гомбоев, аспирант восточного факультета ЛГУ, готовится к защите диссертации по Гэсэриаде. Работа была высоко оценена ученым советом факультета. Но неожиданно обнаружилось, что она почти целиком является плагиатом с рукописи из рукописного фонда Академии Наук. Выяснилось, что автором ее был Б.Д. Дандарон. Был сделан запрос, жив ли автор, в том числе и в Москву, в Институт востоковедения. Знавшие о судьбе Бидии Дандаровича китаист Скачков и монголист Черемисов сообщили, что Дандарон в Москве. Спустя некоторое время по поручению академика И.А.Орбели (директора Института востоковедения), профессор Алексеев Дмитрий Адрианович, зав. кафедрой монгольской филологии ЛГУ, будучи в Москве, связываются с Дандароном и приглашают приехать в Ленинград на встречу с академиком Орбели для переговоров об устройстве на работу. Дандарон несколько раз ездил в Ленинград, встречался Орбели и Алексеевым. Снова возвращался в Москву, надеясь устроиться на работу в московское отделение Института востоковедения. Московский период его жизни был очень знаменателен. Все свободное время он штудировал в Ленинской библиотеке книги по восточной и западной философии; зная немецкий, очевидно, выучив его в лагере, он читает в подлиннике Хайдеггера и Фейхтвангера. Он перечитал горы книг по космологии и астрофизике. Но эти планы не осуществились, из-за жуткой советской бюрократии, правил прописки и из-за своего прошлого и в мае 1957 года он уезжает в Бурятию. С ноября 1957 года Дандарон начинает работать в бурятском филиале СО АН СССР в секторе тибетологии в качестве внештатного сотрудника. Лето 1958 г проводит диалектологической экспедиции, затем сбор лекарственных трав в горах Восточного Саяна. И, наконец, 6 октября 1958 г.) он принят в штат научных сотрудников. Началась официальная научная деятельность. Неофициальная была еще раньше, в тридцатых, и в зоне – там был написан загадочный по своей судьбе «Необуддизм» под авторством Зидабазара. Есть сведения, что английский перевод этой книги отправил в спецхран БИОНа Б.Семичев после получения книги от цейлонской делегации, прибывавшей в СССР. Затем следуют две знаменательные встречи с Юрием Николаевичем Рерихом: первая – в Москве. Вторая – в 1959 году в Улан-Удэ. Они вместе, Дандарон и Рерих, разработали программу научных буддологических исследований. Юрий Николаевич, начав подготовку к изданию Тибетско-русского словаря, скоропостижно умирает в 1960-м году, Дандарон воплощает программу в жизнь. Неустанно работая над тибетскими рукописями и ксилографами, в свое время собранных из разграбленных буддийских монастырей Забайкалья, Дандарон, вскоре получил известность и авторитет в кругу буддологов и тибетологов. Его многочисленные работы по философии буддизма и востоковедение имеют огромное значение для современной науки.Он был открыт и доступен не только бурятам, но и русским, в отличии от бурятских лам того времени. Так в окружении Дандарона появились первые европейцы – русские ученики. К нему потянулись молодые ребята, приехавшие из европейской части СССР, именно как к буддийскому учителю, который в силах решить их коренные жизненные и духовные проблемы – для чего родился и как жить? К 1972 году учеников было уже более тридцати. Среди них известные уже в то время буддологи – О.Ф.Волкова, А.М. Пятигорский, Л.Э. Мялль. Осенью 1972 года Дандарона и группу его учеников арестовали. За создание религиозной буддийской группы Дандарона приговорили к пяти годам лишения свободы в колонии общего режима. В Выдринской колонии, пятидесятисемилетний Бидья Дандарович продолжал работать над рукописью своей книги " О четырех благородных истинах Будды". 26 октября 1974 года Бидья Дандарович погиб в зоне. По некоторым сведениям погиб насильственной смертью, но умерло только тело, ибо есть свидетельства, что к этому времени он уже несколько дней находился в самадхи.
БИДЕКАР(пронзающий прокалывающий; 4Цар 9:25) - один из сановников Ииуя, царя Израильского, который, по его приказанию, взял тело убитого им царя Иорама и бросил его на поле Навуфея, во исполнение слова Господня (4Цар 9:25,26, 3Цар 21:19).
БИЗАНТ, в греческой мифологии основатель города Византия (Византия), его эпоним. Сын Посейдона и Кероэссы, дочери Ио и Зевса. Укрепить город Б. помогали Аполлон и Посейдон. Б. отразил нападение на Византий фракийского царя Гемоса и преследовал врага до отдалённых районов Фракии. В его отсутствие на город напал новый враг — скифский царь Одрис. Жена Б. Фидалея и другие женщины спасли Византий, забросав лагерь осаждавшего неприятеля ядовитыми змеями.
БИЗНЕС ТРЕНИНГИ— интенсивно развивающаяся отрасль в сфере бизнес-образования, семинаров, курсов и конференций. Сегодня большинство руководителей понимают, что затраты на бизнес-тренинги во-первых, это выработка конкурентных преимуществ, а во вторых — существенные инвестиции в их бизнес. Конкурентные преимущества необходимо инвестировать. И затраты на бизнес-тренинги, повышение квалификации рассматриваются руководителями точно также, как и другие инвестиции компании, как например, закупка нового оборудования. Соответственно, и относятся к бизнес-тренингам сотрудников сегодня именно так, так к инвестициям, — осознавая их необходимость и оценивая отдачу за вложенный капитал.
Бизнес-тренинги — профессиональное образование и обучение людей, участвующих в выполнении функции управления на предприятиях и в хозяйственных организациях, которые действуют в условиях рынка и ставят своей главной целью получение прибыли.
Знакомство российских бизнес-тренеров в начале 90-х со структурой учебных планов и курсов, методиками преподавания, учебными материалами и техническими средствами обучения в странах Запада способствовало начальному прогрессу технологии бизнес-тренингов в России. Однако сегодня становится более очевидным, что характер использования западных технологий преподавания, не совсем адекватно вписывается в российскую действительность и должен быть изменен.
За годы тесного сотрудничества в области бизнес-тренингов российских и западных бизнес-тренеров подготовлено уже достаточно много местных преподавателей, которые ведут курсы по основным бизнес-дисциплинам на самом высоком уровне. Российские бизнес-тренера, более адекватно воспринимая отечественную экономическую действительность, создают чисто российские бизнес-учебники и учебные методики, что учитывают как российские образовательные традиции, так и зарубежный опыт.
Спрос на бизнес-тренинги
Среди слушателей российских учебных бизнесс-программ повысились требования к содержанию и формам преподавания, предполагающим использование реальных ситуаций из российской деловой практики. Бизнес-тренинги, построенные только на западном материале, уже не пользуются спросом и популярностью. Руководители, обеспечивающие выживание и развитие предприятий в непростых экономических условиях, уже не хотят изучать темы, которые не приносят немедленную пользу в их повседневной деятельности.
Образовательные потребности российских слушателей и спрос на учебные программы существенно различается в зависимости от возраста и занимаемой должности. Если молодые специалисты предпочитают программы МВА или иные долгосрочные фундаментальные учебные программы, то более взрослые и опытные менеджеры выбирают преимущественно краткосрочные, максимально приближенные к непосредственному применению бизнес-тренинги.
Сегодня максимальным спросом в России пользуются бизнес-тренинги, основанные на анализе реальных бизнес-проблем. Такие курсы состоят из 3-4-дневных интенсивных учебных модулей, разделенных периодами от 3 до 4 недель. Такая структура изложения учебного материала дает возможность сочетать процесс обучения с воплощением полученных знаний и навыков на практике, что существенно повышает общую эффективность получаемого бизнес-образования.
Все больший спрос и популярность на рынке бизнес-тренингов набирает такое направление, как коучинг. Руководители, менеджеры осознают, что достичь баланса личной и профессиональной областей жизни, приносящего наибольшее удовлетворение и являющегося максимально эффективным, без профессиональных консультаций с коучем становится непросто. Во многих компаниях практикуется обучение сотрудников коучинг-менеджменту.
БИЙНЯО («птицы, соединившие крылья»), в древнекитайской мифологии чудесные птицы, водившиеся на юге. Представлялись в виде дикой утки с красно-зелёным оперением. У каждой птицы было по одному крылу, одной ноге и одному глазу. Они могли летать, лишь соединившись по двое. По некоторым источникам, одна из птиц была зелёная, другая — красная. Из-за неразлучности считались символом счастливого супружества. Образ Б. часто встречается в дальневосточной поэзии.
БИЛПарталон - глава первого племени богов гэлов. Племя богини Дану было далеко не первыми божествами, обитавшими в Ирландии. Задолго до их появления на острове уже были боги-странники, канувшие «во тьме и бездне времен». В этом отношении кельтская мифология напоминает верования других народов. Почти у всех древних племен мы встречаем древний, забытый круг божеств, пребывающих в тени богов правящего пантеона. Такими были Кронос и титаны эллинов, свергнутые Зевсом,. Гэльские предания упоминают о двух династиях богов, существовавших до появления Туатха Де Данаан. Первой из них было «племя Парталона». Парталон, их глава и предводитель, сын Серы, пришел — как приходят в этот мир, согласно представлениям кельтов, вообще все люди и боги — из потустороннего мира и высадился в Ирландии со свитой, состоявшей из двадцати четырех мужчин и двадцати четырех женщин, в число которых входила и его собственная жена, королева Дилгнейд. Первого мая, на праздник, именуемый Белтейн, королева была посвящена (т. е., возможно, при-несена в жертву) Билу, богу смерти. В те давние времена Ирландия представляла собой одну голую равнину, лишен-ную всякой растительности; на острове было всего три озера и девять рек. Но по мере увеличения численности племени Парталона площадь страны постоянно расширялась. По мнению одних, это произошло чудесным образом, по мнению других — в результате неустанного труда племени Парталона. Как бы то ни было, за каких-нибудь триста лет после прихода этого племени число равнин на острове выросло с одной до четырех, появилось семь новых озер, что было весьма кстати, поскольку численность самого племени Парталона, несмотря на постоянные битвы с фоморами, возросла с сорока восьми человек до пяти тысяч. Войны, разумеется, были неизбежными. Все, чем правят истинные боги, являет собой вечную противоположность деяниям и владениям не-богов — силам тьмы, зимней стужи, зла и смерти. Племя Парталона вступило в успешную борьбу со всеми этими темными силами. На равнине Итх Парталон нанес поражение их предводителю, гигантскому демону по имени Кихол Безногий, и разогнал толпы отвратительных исполинов и монстров. После этого наступил мир, продолжавшийся долгих триста лет. Затем, в тот же самый роковой день первого мая, на острове начался мор — таинственная эпидемия, продолжавшаяся неделю и уничтожившая все племя. Перед самым концом, уцелевшие решили собраться вместе на той самой первой равнине, получившей название Сен Магх, что означает «старая равнина», чтобы живым было удобнее предавать земле умерших. Место погребения племени и сегодня нетрудно узнать по высокому холму в окрестностях Дублина, именуемому на картах «Таллахт», а в старину известному под названием Тамлехт Муинтре Партолайн, то есть «Чумная могила племени Парталона». Это, по-видимому, представляет собой развитие наиболее ранней версии легенды, в которой чума даже не упоминалась, а рассказывалось о том, что племя Парталона, проведя несколько веков в Ирландии, возвратилось в потусторонний мир
БИЛИНГВИЗМ - (двуязычие) предполагает, что индивидуум одинаково хорошо владеет двумя языками и может с равным успехом пользоваться ими в разных ситуациях. Помимо владения двумя языками, билингвы характеризуются способностью не смешивать две языковые системы, что позволяет им легко переключаться с одной на другую.
Это определение относится к идеальному, или совершенному, двуязычию. В реальной жизни чаще встречаются люди, к-рые в той или иной степени приближаются к подлинному Б. Любое исслед. такого явления, как двуязычие, должно начинаться с оценки степени Б. изучаемых лиц, т. е. определения уровня владения каждым языком и того, как и в каких ситуациях эти языки используются данным человеком. С этой целью используются языковые тесты, специально разработанные для учебных экзаменов и клинических обследований, а также специальные опросники. Владение испытуемыми языком (языками) также может измеряться при помощи лабораторных методов. Старейшие и, в известной степени, наиболее интересные исслед., посвященные Б., касаются детей, с момента рождения находившихся в двуязычной среде и одновременно начавших разговаривать сразу на двух языках. Дети-билингвы довольно рано усваивают оба языка, хотя, как правило, родным считают только один из них.
На протяжении мн. лет исслед. Б. искали ответ на вопрос о том, способствует ли Б. интеллектуальному развитию или, наоборот, вредит ему. Исследование Сэйерсом детей Уэльса вроде бы показало, что Б. тормозит интеллектуальное развитие. Сходные результаты были получены в США в исслед. детей иммигрантов. Но в 1960-х Пил и Ламберт представили данные о благоприятном влиянии Б., и последующие исслед. подтверждают их.
В целом, на сегодняшний день принято считать, что в благоприятных соц. условиях и при правильном обучении двуязычие не только не вредит, но даже способствует развитию определенных интеллектуальных сторон личности, таких как гибкость и креативность. Вместе с тем, слишком часто двуязычные дети относятся к непривилегированным соц. группам, поэтому соц. проблемы и пед. упущения в этих случаях — не редкость.
БИЛО- от бить- деревянная или металлическая доска, в которую ударяют или бьют, чтобы стуком или звуком созывать верующих к общественному богослужению.
БИЛКИС, в мусульманской мифологии царица Сабы. Соответствует библейской царице Савской. Мусульманское предание значительно шире библейского рассказа. По коранической версии, царица Сабы и её народ поклонялись солнцу «и шайтан разукрасил им их деяния и отвратил их с пути» (27:24). Птица ухдуд (удод) принесла ей письмо от Сулаймана с при- глашением-приказом прийти к нему и принять веру в Аллаха (27:31). После совета со своей знатью царица направила Сулайману подарки, а потом прибыла сама. «Ей сказали: „Войди во дворец!". Когда же она увидела его, приняла за водяную пучину». Испугавшись воды, царица подняла подол платья, открыв свои ноги. После слов Сулаймана — «Ведь это пол гладкий из хрусталя» (27:44), она признала его правоту и уверовала в Аллаха (27:22—45).
В тексте Корана имя Б. не упоминается, оно появляется в различных вариантах предания вместе с мотивами, дополняющими и развивающими коранический сюжет. В некоторых версиях, чтобы поразить Б., джинны Сулаймана в одно мгновение доставили из Йемена её трон. Ноги Б. были покрыты волосами и оканчивались ослиными копытцами. В одном из вариантов Сулайман женится на Б., в другом — отдаёт её в жёны йеменскому царю из племени хамдан. Наиболее распространённая версия вошла в эфиопский царский эпос «Кабра нагаст», согласно которому царицу зовут Македа, а её сын (от брака с Соломоном) является основателем эфиопской династии.
БИНДУ - Буквально: «капля», «крошечная точка». В произнесении слова «Ом» присутствует назальный эффект, так как губы закрыты и обычный звук «м» произнести нельзя. Этот звук называется нада и обозначается маленьким горизонтально расположенным полумесяцем над буквой «о». В чаше полумесяца ставится точка, обозначающая завершающую стадию нада, в которой звук становится очень тонким и постепенно угасает. Определение продолжительности этого звука полностью отводится человеку, произносящему Ом. Б. также рассматривается как место, в к-ром происходит возникновение чего-либо. Символ зарождения и исчезновения. Первый и последний знак бытия, находящейся между «нечто» и «ничто», между проявленным и непроявленным.
БИН – ИЮЙ-ШИ («повелитель дождей»), в китайской мифологии божество дождя, культ которого сохранился с глубокой древности до 20 в. В ряде памятников идентифицировался с Сюань-мином, сыном древнего божества Гун-гуна, по другим источникам, считался божеством созвездия Би, иногда отождествлялся с одноногой птицей Шанъян, которая могла то увеличиваться, то уменьшаться, и когда втягивала в себя воздух, то пересыхали моря. В комментариях к «Книге гор и морей» говорится, что Юй-ши имел облик куколки насекомого. Впоследствии Юй-ши получил вполне антропоморфный облик и стал изображаться в храмах в виде могучего военачальника в жёлтых доспехах, с чёрной бородой, держащего в левой руке чашу, в которой находится дракон, а правой он как бы разбрызгивает дождь (в других случаях в правой руке у него меч семи звёзд, им он направляет дожди). Юй-ши или Бин-и дух дождя , а Фен-бо, или Фэн-лянь - ветра. Они всегда ходят парой и почти никогда не разлучаются. Духи гонят тучи с места на место и орошают землю праведных. А людей, утративших добродетель, они наказывают: засуха или страшные ливни уничтожают все хлеба. Считаются помощниками Магуня и Сиванму.