Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. 8 страница
Форменная одежда способствует появлению у клиента доверия к фирме или организации, поскольку качество многих услуг (например, услуги авиакомпании) невозможно проверить заранее. Создавая узнаваемый образ, форменная одежда вызывает у колеблющегося клиента доверие к фирме.
Линн Шостак (Lynn Shostack), консультант по маркетингу из Нью-Йорка, считает, что чем абстрактнее характер услуги, тем больше клиент нуждается в осязаемых доказательствах ее высокого качества. По наблюдениям преподавателя теории маркетинга из Гарварда Теодора Ли-витта (Theodore Leavitt), продавец обязательно должен показать клиенту по крайней мере психологический суррогат своего товара. Например, при выборе авиакомпании клиент, который фактически покупает перелет из пункта А в пункт В, часто обращает особое внимание на такие вещи, как качество подаваемой в полете пищи, внимательность стюардесс и даже на полиграфическое оформление проспектов авиакомпании.
Когда клиент пользуется услугами какой-либо фирмы в течение долгого времени, то, как правило, его обслуживают разные люди, выполняющие одну и ту же роль. Постоялец отеля, например, в течение дня может иметь дело с несколькими служащими, работающими в разные смены. Если все они носят одинаковую форму, то создается впечатление постоянства и сглаживаются различия в качестве обслуживания, поскольку налицо незыблемый образ фирмы, не зависящий от того, кто именно представляет ее в данный момент. Само наличие форменной одежды как бы указывает на то, что у этой фирмы четкая и согласованная система организации — есть служащие, которые носят форму, и начальники, которые следят за тем, чтобы подчиненные ее носили...
Источник: Solomon, M. (1987, December). Standard issue. Psychology Today.
Упражнение 2.7
Психолог Сёпола (Е. M. Sirpola, 1935) провел следующий опыт: он предупредил группу испытуемых, что им будет предложено несколько слов, относящихся к области кораблестроения. Затем им были продиктованы звукосочетания «sael», «dack» и «wharl». Испытуемые интерпретировали их как «sail» (парус), «deck» (палуба) и «wharf» (пристань).
Рис. 2.6. Как, по вашему мнению, подействуют такие разговоры на беднягу Берни?
Затем те же звукосочетания были предложены другой группе испытуемых. На этот раз им сказали, что слова будут связаны с животным миром.
а. Как, по вашему мнению, испытуемые интерпретировали звукосочетания на этот раз? Обоснуйте свое предположение (конечно, если вы знаете английский язык):
«sael» ______________________________________
«dack» _____________________________________
«wharl» _______________________________________
б. Почему испытуемые из разных групп по-разному реагировали на одни и те же слова? _____________________________________
Проверьте свои ответы, заглянув в конец главы. Попробуйте провести подобный эксперимент на родном языке, например со звукосочетаниями парс, палубь, пелистан. Придумайте свои звукосочетания.
В другом эксперименте декан факультета сообщил двум группам студентов, что у них будет новый преподаватель психологии. Первой группе было сказано, что новый лектор — довольно холодный, скучный и самодовольный человек. Второй группе — что к ним придет чуткий, умный и дружелюбный лектор. Студенты воспринимали лектора по-разному, в зависимости от своих ожиданий: учащимся из первой группы лекция показалась скучной, и они не задавали вопросов; члены второй группы нашли, что лектор эмоционален и умеет заинтересовать аудиторию, и задавали ему множество вопросов. Этот эксперимент проводился неоднократно. Его результаты дают основание полагать, что предварительная характеристика в значительной степени предопределяет, как именно будет воспринят человек.
Упражнение 2.8
Вечеринка протекает довольно вяло; часто возникают заминки в общей беседе и воцаряется неловкое молчание. Хозяйка дома ловит вас на кухне и умоляет о помощи. Вы соглашаетесь помочь ей в создании атмосферы непринужденного дружеского общения. Пользуясь своими знаниями о роли ожиданий в восприятии, предложите, как лучше представить гостей друг другу, чтобы оживить вечер.
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Факторы культуры
Помните приведенный в начале главы пример с гавайскими танцовщицами? Совершенно очевидно, что в этом случае речь шла о влиянии именно фактора культуры, который и сам по себе очень значителен. Так, например, психологи установили, что от определенной культурной принадлежности зависят не только ощущения боли, но и всевозможные иллюзии восприятия.
Пожалуй, самое интересное проявление влияния культуры на восприятие — это изменение отношения к человеку в зависимости от того, к какому слою культуры он относится. Большинство людей без труда замечают самые тонкие различия даже между людьми своего культурного круга, хотя это совсем не мешает им считать представителей других рас, этнических групп и возрастов очень похожими друг на друга. Расисты считают, что все афроамериканцы похожи друг на друга как две капли воды; пожилым людям кажется, что все молодые на одно лицо, молодежь думает, что все старики одинаковы (Brewer and Lui, 1984; Linville and Jones, 1980). Вам кажется, что люди из вашей «внутренней» группы (ваши товарищи по колледжу) более отличаются друг от друга, чем люди из «внешних» групп (представители других этносов или рас). Люди склонны к стереотипному восприятию тех, кто относится к «внешним» группам (Judd and Park, 1988).
Приложение 2.5. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ
ПСИХОЛОГИЯ: ГРУППОВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И «НЕОБЪЕКТИВНОСТЬ» МАСС-МЕДИА
Вопросы, имеющие важное значение для определенных групп людей, освещаются в выпусках новостей объективно и точно во всех случаях, за исключением одного — когда дело касается группы, к которой принадлежите вы сами. В этом случае к проблеме подходят предвзято.
Именно такого мнения придерживается большинство людей, независимо от того, к какой именно группе они принадлежат и какие проблемы принимают близко к сердцу.
«Если вы принадлежите к какой-либо группе, то почти наверняка считаете, что масс-медиа относятся к ней необъективно и враждебно», — говорит Эл Гюнтер (Аl Gunter), изучающий средства массовой информации и общественное мнение в университете штата Висконсин в Мэдисоне.
В исследовании Гюнтера принимали участие люди, которых условно можно было разделить на семь групп: республиканцы, демократы, католики, христиане, афроамериканцы, латиноамериканцы и члены профсоюзов. Выборки были репрезентативны.
Всех участников просили высказать свое мнение по поводу того, насколько справедливо освещены в средствах массовой информации проблемы каждой из этих групп.
Преобладающим среди респондентов оказалось мнение, что вопросы, касающиеся других групп, освещаются «вроде бы вполне справедливо», в то время как к темам, касающимся их сооб-ственной группы, масс-медиа подходят, как правило, предвзято.
Источник: Resberger, В. (1992, November 30). Psychology: Group involvement and media bias. The Washington Post.
Поскольку вы хорошо знаете представителей «своей» группы, то к стереотипам, навязываемым средствами массовой информации, отнесетесь критически. Но когда средства массовой информации предвзято говорят о представителях «чужих» групп, вы, вероятно, будете менее критичны (см. Приложение 2.5).
Упражнение 2.9
На заседании студенческого совета колледжа впервые встречаются шестеро студентов, принадлежащих к различным культурам. Гарри — англичанин, Доминик — итальянец, Эрик — швед, Хо — китаец, Садака — японец, а Ким — кореец. Гарри, Доминик и Эрик сразу же запомнили друг друга по именам, но с трудом различали Хо, Садаку и Кима. Аналогичным образом Хо, Садака и Ким сразу же стали узнавать друг друга, но до сих пор путают Гарри, Доминика и Эрика. По какой причине у них могли возникнуть такого рода проблемы?
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Потребности, мотивации и эмоции
Потребности и мотивации уже упоминались ранее в этой главе как факторы, влияющие на внимание. Потребности и мотивации постоянно взаимодействуют друг с другом и «порождают» эмоции.
Мысль о влиянии эмоций на восприятие прекрасно отражена во фразе «любовь слепа...». Даже самый непривлекательный человек может показаться невероятно красивым, если он вызывает у вас глубокие эмоциональные переживания. Когда человек полон любви и теплых чувств, он обычно и весь мир воспринимает в более благоприятном свете. Разные эмоции влияют на восприятие по-разному. Если вы с опаской пробираетесь темной аллеей парка, то любой звук и каждая тень будут восприняты вами как угроза. От страха вы даже самый обычный шорох можете принять за грозящую опасность.
И в первую очередь именно из-за этой тесной связи с эмоциями и представляет восприятие такой интерес для психологов. Оно рассматривается ими как отражение личных эмоций, мотиваций и потребностей каждого отдельного человека. Этот метод оценки личности мы рассмотрим более подробно в главе 9.
Мотивация: осознанная, опредмеченая потребность.
Потребности: настоятельная необходимость чего-либо для поддержания или продления жизни.
ЭМОЦИИ (or лат. emoveo — потрясаю, волную): выражение отношения человека к своим потребностям, их удовлетворению или неудовлетворению.
Упражнение 2.10
Две женщины, миссис С. и мисс Т., посещают один и тот же спортивный клуб. Их попросили нарисовать план клуба и указать расположение различных объектов. Изучите подлинный план клуба и рисунки, сделанные миссис С. и мисс Т. (см. рис. 2.7, 2.8 и 2.9 на стр. 72-73). Что вы можете сказать о потребностях и мотивациях каждой из женщин на основе их рисунков, явно отражающих особенности их восприятия?
а. Какие объекты в клубе были выделены обеими женщинами? ________
б. Какие объекты выделила только миссис С.? ________
в. Какие объекты выделила только мисс Т.? _________
г. Какие объекты обе женщины исказили или забыли изобразить вообще? __________
д. Каковы возможные причины различий в их восприятии клуба? __________
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Рис. 2.7. План, нарисованный миссис С.
Рис. 2.8. План, нарисованный мисс Т.
Иллюзии
Иллюзия (от лат. illusio — обман) — это неверная интерпретация воспринятого объекта или искаженное восприятие. На рис. 2.10 показаны две широко известные зрительные (оптические) иллюзии. И в иллюзии Мюллера—Лайера, и в иллюзии Понзо горизонтальные отрезки имеют одинаковую длину, но в первом случае вам кажется, что длиннее нижний отрезок, а во втором — что длиннее верхний. Если стереть все линии, кроме горизонтальных, то идентичность отрезков станет очевидной. Неправильная интерпретация размеров сравниваемых отрезков вызвана особенностями расположения остальных линий рисунка.
Если вы выросли в городе, где большинство зданий имеет прямоугольную форму, то вы будете сильнее подвержены иллюзии Мюллера — Лайера. Сегал и другие (Segall & others, 1990) выяснили, что африканцы, живущие в деревнях, где нет прямоугольных строений, не допускали ошибок при сравнении отрезков, в то время как городские африканцы поддавались этой иллюзии. Таким образом, некоторые ошибки восприятия можно объяснить культурными различиями.
Рис. 2.9. Реальный план клуба.
Рис. 2.10. Иллюзия Мюллера—Лайера и иллюзия Понзо.
Рис. 2.11. Треугольник КАНИЗА.
Но иногда в неправильном восприятии бывает виноват и наш мозг. Посмотрите на рис. 2.11 — эта иллюзия известна под названием «треугольник КАНИЗА». Вы видите треугольник? На самом деле у треугольника нет сторон — зрительный отдел коры головного мозга дорисовывает линии там, где в действительности их нет.
Иллюзии могут приводить к неприятностям и создавать проблемы. Если пилот будет полагаться исключительно на свои органы чувств, то он может неправильно оценить высоту или направление полета. Отсутствие навигационных приборов на самолетах современных конструкций создаст весьма опасную ситуацию, поэтому всех пилотов приучают обязательно пользоваться навигационными приборами.
Визажисты, модельеры, дизайнеры интерьеров широко используют иллюзии в своей работе. Для того чтобы создать иллюзию глубоко посаженных глаз, на веки накладывают тени; полные люди, чтобы казаться стройнее, носят костюмы в продольную полоску; чтобы комнаты казались просторнее, их окрашивают в светлые тона и обставляют малогабаритной мебелью. Присмотритесь повнимательнее к своим друзьям и окружающему вас миру, и вы, вероятно, заметите много примеров подобных иллюзий.
Контрольные вопросы
Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос.
12. Восприятие включает в себя ощущения и их интерпретацию. Что такое интерпретация?
а. Придание значения ощущениям
б. Нахождение причины ощущения
в. Знание наперед, чего следут ожидать
г. Устранение иллюзий
13. Прослушав выступление местного хора, женщина воскликнула: «Это лучший в мире хор!» Каковы ее ориентиры?
а. Все хоры мира
б. Хоры, которые ей приходилось слышать раньше
в. Оркестр, аккомпанирующий хору
г. Ее собственное настроение
14. Какое из четырех утверждений лучше всего объяснило бы то, что человек вдруг услышал на своем чердаке шаги привидения?
а. Он уже слышал раньше шаги привидений на других чердаках.
б. Он верит в привидения и ожидал услышать их шаги.
в. Его восприятие искажено иллюзией Мюллера—Лайера.
г. Его восприятие искажено в связи с тем, что он испытывает финансовые трудности.
15. Как. может повлиять на ваше восприятие нового места работы предварительное сообщение о том, что это не работа, а развлечение?
а. Работа покажется вам более трудной
б. Вы разочаруетесь в этой рабоче
в. Работа покажется вам скучной
г. Работа доставит вам удовольствие
16. Кто из нижеперечисленных лиц скорее всего сможет заметить, что у американского подростка ирландского происхождения немного обгорело на солнце лицо?
а. Пожилой афроамериканец
б. Пожилая индианка
в. Молодой азиат
г. Американская девочка-подросток ирландского происхождения
17. Что такое иллюзия?
а. Неверное ощущение
б. Неверная интерпретация
в. Неверные ориентиры
г. Неверное, искаженное потребностью восприятие
18. Какой из приведенных примеров лучше всего иллюстрирует иллюзии?
а. Студент боится экзамена и все воспринимает в негативном свете.
б. Бедная девушка считает, что деньги важнее оценок.
в. Толстяк выглядит более стройным, когда носит одежду, которая ему несколько великовата.
г. Опоздавший на работу сотрудник пытается проскользнуть на свое место так, чтобы начальник его не заметил.
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к чтению заключительного раздела этой главы.
ВОСПРИЯТИЕ В ДЕЙСТВИИ
Возможно, у вас возник вопрос: можно ли что-либо сделать для улучшения восприятия и для повышения точности интерпретации окружающего мира? Как уже упоминалось ранее в этой главе, восприятие всегда выборочно. Вы постоянно (осознанно или неосознанно) выбираете из окружающего вас мира отдельные, заслуживающие особого внимания объекты. На интерпретацию же различных явлений действительности оказывают сильное влияние такие факторы, как предшествующий опыт, эмоции, мотивации и мнения других людей. Эти факторы также ограничивают или искажают интерпретацию и восприятие тех или иных явлений. Осознав все эти факторы, вы можете развить и расширить свои возможности. Вот несколько полезных советов, которые могут пригодиться вам, если вы решите заняться самосовершенствованием:
1. Четко определите свои потребности и эмоциональное состояние. Если у вас сегодня плохое настроение, честно признайтесь себе в этом; из-за этого ваше восприятие может быть искажено.
2. Используя какие-либо свои ориентиры, не забывайте, что они могут не совпадать с ориентирами других людей.
3. Постарайтесь взглянуть на вещи иначе. Если вы попробуете встать на место другого человека, ваше восприятие может существенно измениться.
4. Четко различайте, что именно относится к вашим ощущениям, а что является интерпретацией. Часто между наблюдаемым и воспринимаемым существует огромная разница.
5. Если вам пытаются внушить, что именно нужно воспринять, относитесь к этому с недоверием. Ищите другие варианты.
6. Пытайтесь точно определить, чем именно хотят привлечь ваше внимание, и не поддавайтесь, если это не соответствует вашим действительным интересам.
7. Не поддавайтесь иллюзиям.
Упражнение 2.11
Теперь проверьте, сможете ли вы воспользоваться этими советами. Ниже приведены примеры, в каждом из которых у человека возникают затруднения при столкновении с действительностью. Пользуясь только что полученными советами, объясните, как можно улучшить восприятие в каждом из следующих случаев.
а. Джим сказал Хуану, что в новом помещении их офиса плохая система отопления. Хуан вошел в офис, и ему сразу же стало холодно, хотя температура там была 22 °С.
б. Клэр проснулась утром с головной болью и ломотой в спине. Она взглянула на себя в зеркало и ужаснулась тому, сколько у нее морщин. На самом деле Клэр весьма привлекательна и выглядит очень молодо.
в. Марша проехала перекресток на красный свет. Она объяснила это тем, что ей трудно сосредоточиться на управлении машиной, так как ее отвлекают мигающие огни ночных клубов и казино.
г. Сидней, заядлый курильщик, не может понять, почему некурящие поднимают столько шума по поводу табачного дыма.
д. Увидев Мэг в облегающем черном платье, Билл решил, что она сбросила как минимум 10 фунтов. На самом деле Мэг нисколько не похудела.
е. Начальница пришла к выводу, что Джером — плохой работник, так как не раз замечала, что иногда, вместо того чтобы заниматься делом, он сидит и смотрит в окно или просто в пространство. Она решила, что в такие минуты Джером грезит наяву. На самом деле у Джерома от напряжения очень уставали глаза, и врач посоветовал ему время от времени смотреть вдаль и тем самым давать глазам отдых.
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Расстройства восприятия
До сих пор, говоря о восприятии, мы затрагивали только те проблемы, которые возникают у людей, не страдающих никакими сенсорными и перцептивными расстройствами. Но, как известно, у многих людей восприятие нарушено. Самые распространенные из этих нарушений — слепота, глухота и дислексия. У людей, страдающих ими, положение более трудное, нежели у всех остальных, им необходимо развивать особые приемы и навыки, чтобы компенсировать этот недостаток.
Слепота и слабое зрение. Возможно, в вашем представлении слепой — это человек, который ходит с белой тростью или собакой-поводырем и читает специальные книги, пользуясь азбукой Брайля. Как ни странно, из 600000 слепых американцев лишь около 20 % могут читать по Брайлю и около 10 % — самостоятельно передвигаться с тростью или собакой-поводырем. Слабое зрение и слепота — это нарушения зрительного восприятия. Многие из людей с нарушенным зрением могут различать контрасты света и тени. Тем не менее слепым приходится в основном полагаться на свидетельства остальных своих органов чувств. Помните прогулку с завязанными глазами, которую вы совершили при чтении первой части этой главы? Вы тогда гораздо отчетливее осознавали и осязание, и слух, и внутреннее ощущение пространства. Слепые же постоянно находятся в таком положении. И многие из них прекрасно описывают окружающий мир, пользуясь лишь остальными своими чувствами.
Есть некоторая надежда, что в ближайшем будущем полная слепота будет побеждена. Сейчас активно разрабатывается система искусственного зрения: в стеклянный глаз будет вмонтирована миниатюрная камера, работающая в паре с микрокомпьютером, находящимся в оправе очков. Сигналы от компьютера будут поступать на электроды, подключенные к зрительной области коры головного мозга. В настоящее время ученым удалось добиться того, что слепые уже могут таким образом различать отдельные буквы. Например, когда камера фокусируется на букве «в», в зрительной коре мозга слепого появляется точечный образ этой буквы. Хотя такая система, вероятно, и не обеспечит полностью нормального зрения, она поможет слепым получать хотя бы какую-то зрительную информацию.
Глухота и другие нарушения слуха. Глухота—это еще одно расстройство восприятия, которое является особенно серьезной проблемой у грудных детей и детей раннего возраста, так как в этом случае ее трудно выявить. Многие родители узнают, что у их ребенка плохой слух, только в тот момент, когда ребенку пора начинать говорить.
Поскольку люди с нарушениями слуха более интенсивно используют осязание, ощущая посредством этого тончайшие вибрации воздуха, и научаются читать по губам, часто случается, что у ребенка обнаруживают глухоту только в двухлетнем возрасте, то есть когда уже нарушено нормальное развитие речевых способностей. При своевременной же диагностике многое еще можно исправить с помощью медикаментов, слуховых аппаратов или хирургических операций. Не всякая глухота является врожденной. Потеря слуха может произойти, например, из-за того, что человек постоянно подвергается воздействию сильного шума. Хотя после тридцати лет у всех начинает постепенно ослабевать восприятие высокочастотных звуков, люди, живущие в шумном окружении, теряют слух быстрее (см. Приложение 2.6). Такие интенсивные звуки, как разорвавшаяся хлопушка или ружейный выстрел, могут вызвать стойкое нарушение слуха даже при однократном воздействии. Если у вас звенит в ушах или звуки кажутся вам приглушенными, то, скорее всего, вы когда-то перенесли вредное воздействие шума. Повреждение слуха вследствие шума может произойти в любом возрасте, даже в раннем детстве.
Приложение 2.6. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ
РИСК УХУДШЕНИЯ СЛУХА ВОЗРАСТАЕТ
«Миллионы американцев страдают от ухудшения слуха, и причина этого печального явления в том, что дома, на работе и во время отдыха они невольно подвергаются воздействию сильного шума», — заявили члены федеральной консультативной комиссии.
Совет экспертов, созванный Национальным институтом здравоохранения, считает, что постоянно возрастающий уровень шума приводит к тому, что у огромного числа американцев происходит необратимое и не поддающееся лечению ухудшение слуха.
Специалисты считают, что несмотря на определенные усилия, направленные на понижение шума в производственных помещениях, на другие потенциальные причины ухудшения слуха, такие как музыкальные стереосистемы и т. п., обращается мало внимания. По оценкам совета, более 10 миллионов американцев в той или иной степени страдают от ухудшения слуха, вызванного чрезмерным шумом.
Председатель совета, директор Национальной научно-исследовательской клиники в Омахе, д-р Патрик Брукхаузер (Patrick E. Brookhouser) сказал: «... Всякий человек, имеющий уши, заинтересован в сохранении своего слуха... Наш мир становится все более шумным, и все большее количество людей рискует оглохнуть. Многие из тех, у кого ухудшается слух, даже не подозревают об этом».
Исследователи считают, что шумы интенсивностью менее 75 дБ даже при длительном воздействии не вызывают ухудшения слуха. Звук обычной человеческой речи имеет интенсивность около 65 дБ, а 75 дБ эквивалентны шуму, производимому посудомоечной машиной или пылесосом.
В докладе комиссии говорится, что ежедневное восьмичасовое воздействие шума интенсивностью более 85 дБ в течение длительного периода времени представляет потенциальную опасность для слуха. А еще более громкие звуки вызывают стойкое ухудшение слуха и при менее длительном воздействии. Ученые пояснили, что 85 дБ примерно эквивалентны шуму, создаваемому электрической газонокосилкой или мясорубкой.
Источник: Leary, W. E. (1990, January 25). Risk of hearing loss is growing, panel says. The New York Times.
Впрочем, развитие современных технологий дает надежду не только слепым, но и глухим. В настоящее время ученые работают над микрофоном, который сможет посылать сигналы на электроды, имплантированные в мозг. Возможно, с помощью таких электронных систем удастся даже вернуть глухим слух.
Дислексия. Дислексия — это нарушение способности читать, писать и / или слышать речь. Существует много различных форм дислексии. Некоторые люди, страдающие дислексией, при чтении искажают текст или читают его «задом наперед». Например, слово «кот» может быть прочитано, как «ток»; число «517» воспринято как «751». Могут происходить такие ошибки, как восприятие в противоположном смысле, в зеркальном отражении и т. п., например могут быть перепутаны понятия «горячий» и «холодный». Точная причина дислексии пока не выяснена. Исследования показали, что люди, страдающие дислексией, обычно обладают интеллектом среднего или выше среднего уровня и у них не выявлено никаких явных признаков поражения мозга. Среди них есть даже такие знаменитости, как Нельсон Рокфеллер, Вудро Вильсон и Альберт Эйнштейн. Хотя причина дислексии неизвестна, разработаны эффективные программы, помогающие людям, страдающим дислексией, адаптироваться к этому расстройству восприятия. Работа по изучению природы дислексии продолжается (см. Приложение 2.7).
Приложение 2.7. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ
ДИСЛЕКСИЯ: СЛОВА ЧИТАЕМ, БУКВЫ ПРОПУСКАЕМ
«Несмотря на то что людям, страдающим дислексией, требуется больше времени на чтение и понимание слов, они могут научиться читать лучше и достигнуть весьма неплохих результатов», — утверждает психолог Мэгги Брук (Maggie Bruck) из университета Макджилл в Монреале. «Жаль, что основная проблема — соответствие звуков и букв — до сих пор остается нерешенной».
До сих пор не найдено достоверных свидетельств, подтверждающих, что попытки объяснить, каким именно образом звуки «привязаны» к буквам, заметно способствуют улучшению навыков чтения у взрослых, страдающих дислексией, замечает Брук.
Причины дислексии и ее истинная природа до сих пор остаются невыясненными. Брук и многие другие ученые определяют дислексию как нарушение, при котором здоровый человек с нормальным IQ распознает слова значительно хуже стандартного уровня. Некоторые педагоги считают, что при дислексии нарушены все речевые способности, включая чтение, письмо и слуховое восприятие речи.
Сравнительное исследование людей, страдающих дислексией, и их здоровых сверстников, показало, что у первых значительно хуже развита способность соотносить отдельные звуки с буквами, из которых состоят слова. Однако по мере того как страдающие дислексией научаются лучше распознавать слова, они обгоняют хорошо читающих людей по показателям тестов на распознавание более крупных сегментов слов, таких как слоги.
«Дислексики могут научиться компенсировать свое расстройство, — утверждает Брук. — Многие взрослые, с детства страдающие дислексией и не жалеющие сил на то, чтобы научиться читать лучше, добиваются больших успехов».
Источник: Bower, В. (1992, Octobers). Dyslexia: Reading words, missing letters. Science News.
Упражнение 2.12
Рассмотрите три наиболее распространенные формы перцептивных нарушений: слепоту, глухоту и дислексию. Попробуйте написать рекомендацию, что может предпринять человек, страдающий этими нарушениями, для того чтобы адаптироваться к ним.
1. Слепота ______________________________________
2. Глухота ______________________________________
3. Дислексия _____________________________________
Упражнение 2.13
А теперь давайте заглянем в будущее. Какие меры могут быть приняты для исправления каждого из рассмотренных нами в упражнении 2.12 нарушений?
1. Слепота ____________________________________
2. Глухота ____________________________________
3.Дислексия ___________________________________
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Экстрасенсорное восприятие
Многие психологи считают, что люди способны воспринимать предметы и события или воздействовать на них нетрадиционным способом. Такая способность носит название экстрасенсорного восприятия. Изучение экстрасенсорного восприятия — относительно новый раздел психологии, относящийся к области парапсихологии. Парапсихология изучает поведение, которое необъяснимо с точки зрения физики или психологии. Проявления такого поведения получили название «пси-явления». Парапсихологов интересуют главным образом следующие «пси-явления».
Телепатия. Телепатия означает то же самое, что и чтение мыслей на расстоянии, и является главной темой многих фантастических и научно-фантастических книг. Телепаты могут общаться, не разговаривая и даже не видя друг друга — им известны мысли других непосредственно. Бывают случаи, когда телепатическими способностями по отношению друг к другу обладают однояйцевые близнецы.