КакнейтрализоватьВечного Принца,Золушку и Принцессуна горошине

Проблемасложная, норешаемая.

ЕслиЗолушка вышлазамуж за ВечногоПринца, ей следуетжить для себя.Оставшись безподпитки, онвынужден будетстать Королем.Способностейдля этого унего достаточно.Но почему-тоЗолушки на этоне идут.

ВечномуПринцу, еслион женился наЗолушке, следуетперестатьпользоватьсяее услугами.Выстираннуюею рубашкуперестиратьи погладитьсамому, перестатьесть приготовленнуюею пищу. Черезнекоторое времянелепостьсобственныхдействий можетстать яснойей самой. Крометого, она будетлишена возможностивампирствовать— упрекатьВечного Принцаза то, что жиларади него. Еслиэто не помогает,можно попробоватьразойтись сней психологически.Часто это ееотрезвляет.

Принцессуна горошинеможно нейтрализовать,лишив ее поддержкии надежды нато, что можнопрожить жизньсчастливо,спрятавшисьза чужую спину.

В школеВечные Принцы— это любимцывсех учителей,ученики, постояннонаходящиесяв поиске. В институте— студенты,переходящиеиз кружка вкружок. Я зналодного студентамединститута,который каждыйраз выступална научныхстуденческихконференцияхот кафедр философии,анатомии, хирургии,гинекологиии инфекционныхболезней. И всеего докладыбыли хороши.Но в дальнейшемни одна из этихнаук не сталаделом его жизни.Подающий надежды,но еще реальноничего не достигший35-летний мужчина,безусловно,Вечный Принц.

Золушкураспознатьнетрудно. Вгостях онапомогает хозяйкенакрывать настол и убиратьпосуду, не участвуетв развлечениях.Лицо у нее доброе,благожелательное.Когда видитзатрудненияблизкого, неожидая егопросьбы, предлагаетпомощь. Вызываетк себе симпатиюсвоей безропотностью.

Принцессана горошиневокруг себявызывает шум(или думает,что это так).Считает, чтоей все чем-тообязаны простотолько за то,что она существует.Не знает чувстваблагодарности,хотя и можетпризнать, чтокто-то что-тополезное длянее сделал. Ноэто больше насловах. Чужиеуслуги ейпреуменьшает,свои преувеличивает.

На этомя заканчиваюдалеко не полноеописание типовпсихологическоговампиризма.

А теперьнесколько словна прощаниеи донорам, ивампирам.

Никакиевы не донорыи не вампиры.Вы просто«психологическиедети», эмоциональнонезрелые люди.Вот некоторыепоказатели,по которымможно отличитьзрелую личностьот незрелой.

Незрелаяличность пытаетсяизменить другихлюдей, приспособитьих к себе. Зрелаяличность пытаетсяизменить себя,переходит насаморегуляцию.

Приконфликтахнезрелая личностьговорит: «Надемной издевались!»Зрелая личность:«Я позволилнад собойиздеваться».

Незрелаяличность пытаетсяизменитьобстоятельства,зрелая —приспособитьсяк ним. Два человекаодновременноотдыхали наЧерном мире.Один приехалс убеждением,что отвратительноотдохнул, таккак на море всевремя быливолны, второйбыл убежден,что отдохнулотлично, таккак на море всевремя быливолны. Понятно,что второгоможно отнестик зрелым личностям.

Незрелаяличность частознает, но неумеет. Зрелаяне только знает,но и умеет. Поэтомунезрелая личностькритикует, азрелая делает.

Незрелаяличность пытаетсяустроить впервую очередьсвою личнуюжизнь, а потомдела. В результатене устраиваетсяни то, ни другоеи такой человекпопадает взависимостьот других людей.Зрелая личностьв первую очередьустраиваетсвои дела иприобретаетнезависимость.Личная жизньустраиваетсясама по себе.

Потребностизрелой личностивытекают изее успехов, изее дел. Незрелаяличность, неделая дел, копируетпотребностизрелой личности,увеличиваяих размеры.(Вспомнитепо требностивеликовозрастныхдетей, сидящихна шее своих.стареющихродителей.)

Незрелаяличность думаето результате,а зрелая о деле.

Незрелаяличность хочетбольше, чемимеет и заслуживает,в результатенередко теряети то, что имеет.Зрелая личностьдовольна тем,что имеет, итогда к нейприбывает.

Незрелаяличность хочет,чтобы ее делаей устроилкто-то, зрелаяустраиваетих сама.

Незрелаяличность надеется,зрелая действует.

Незрелаяличность пытаетсяуправлятьдругими людьми,зрелая управляетсобой.

Незрелаяличность —декорация,которая хочетстать фигурой.Зрелая личность — фигура,которая незадумывается,как она выглядит.

Незрелаяличность вначалепринимаетрешение, а потомподгоняет фактыпод выбранноерешение (отсюдаподозрительностьнезрелой личности).Зрелая личностьвначале собираетфакты, а потомна их основаниипринимаетрешение. Отсюдаоткрытостьзрелой личности.

Незрелаяличность хочетзанять высокоеположение, незанимаясьличностнымростом. Зрелаяличность заботитсяо личностномросте. Высокоеположениеприходит самопо себе.

Так чтосозревайте!Отцепляйтесьи отцепляйте.

Я и ВЫ

Часть III

Психологияуправления

Этучасть я написалспециальнодля ВечныхПринцев, постоянноподающих надеждыи постоянноне оправдывающихих. Это отличники,которые, нестолкнувшисьс действительностью,блестяще окончившколу и институт,неплохо овладевшиеспециальнымизнаниями, вдругзатормаживаютсяв своем развитии.Их начинаютобходить бывшиетроечники,которые раньшееле-еле тянулив шкоте, былинедоразумениемв институтеи бедствиемв семье.

В чемдело?

Я мучительноискал ответна этот вопрос.Как теперь ясам понимаю,был ВечнымПринцем. Отличноучился по всемпредметам безособого напряжения.Больше, пожалуй,других интересовне было. По-видимому,они пресекалисьмоими родителями.Как-то я пошелв секцию спортивнойгимнастики.Моя мать, какпотом выяснилось,подговорилаврача, которыйснял меня стренировок,сказав, что уменя пороксердца. О какомпороке сердцаможно говорить,когда потомя достиг второгоразряда поштанге, да исейчас могупробежать пять— семь километров?Большой проблемойбыло вырватьсяна студенческийвечер. В общем,«учись, сынок...»

К чемуэто приводит?

К одиночеству!

Неловкиефизически,погруженныев занятия, неумеющие веселиться,не пользующиесяуспехом упротивоположногопола, ВечныеПринцы становятсяобъектом насмешексо сторонысверстников.Компенсациейявляются книги.Уровень образованияу них повышается,что еще болееотдаляет ихот сверстников.Нет, конечно,учителя ихставят в примердругим, родителиими не нахвалятся,что делает иходиночествоеще более глубоким.Фон настроениястановитсяподавленным,на лице можнозаметить следыпостояннойлегкой печали.Но в школе и винституте уних еще естьнадежда, чтокогда они приступятк работе, тотут уж покажутсебя. Но, каквы понимаете,надеждам этимне сужденосбыться.

Во-первых,им не удаетсяустроитьсятак, как хотелосьбы, во-вторых,вскоре выясняется,что их знанияс передовогофронта наукиникому не нужны.Начальник,бывший двоечник,которого частораздражаетвысокий культурныйуровень молодогоспециалиста,показываетему, что «работать— это не в институтеучиться». Онивыполняют самыеневыгодныеи непрестижныеработы. Их обходятболее бойкиедвоечники итроечники.Кроме того,Вечные Принцыне умеют обращатьсяс противоположнымполом, скучныв компаниях.

Когдаусердие и способностиВечных Принцевзамечаютсяумным начальникоми они получаютповышение илисразу попадаютна руководящуюдолжность, тоуспеха всеравно нет. Неумениеуправлятьлюдьми приводитк тому, что имсадятся наголову подчиненные.Приходитсявсе делатьсамим. Рано илипоздно деланачинают идтиплохо. Результат— их снимаюткак несправившихсяили они заболеваюти уходят сруководящейдолжности насвою прежнююработу и в своестрадание.Хочется отметить,что болезньносит упорныйхарактер инередко приводитк инвалидности.Излечить ихтрудно, так какболезнь являетсяоправданиемтого, что изПринцев онине смогли попастьв Короли. Некоторыенаходят утешениев алкоголе.Тематика пьяныхразговоров— «как мне неповезло в жизнис... (начальником,женой, детьми,обстоятельствами)».

Послеинститута япопал на кадровуюслужбу в армию,что не соответствоваломоим представлениямо карьере. Тамдействительнопришлось лихо.Были и чума, ихолера, и крупныеаварии, о которыхтогда не писалосьв газетах. Ноесли бы я неныл, а старалсяприспособитьсяк обстоятельствам,как советовалколлега понесчастью, мойпервый соседпо общежитию,то, может быть,я бы не заболел,а стал бы космонавтом,как он. Будемпомнить, чтов любых обстоятельстваху нас естьвозможностьвыбора. Какписал В. Франкл,видный психологи психотерапевт,узник фашистскихконцентрационныхлагерей, однистановятсясвиньями, другиев тех же условияхсвятыми, ибов горниле страданийвыковываетсяличность.

Но я васне призываюстрадать, дорогиемои ВечныеПринцы. Наоборот,хочется, чтобывы страдалипоменьше. Вотпоэтому и пишупро психологиюуправления.Может быть, этизнания помогутвам избежатьмногих неприятностей,общество непотеряет своихгениев. Думается,они пригодятсяи руководителям,которые несчитают, чтоуже достиглисовершенствав искусствеуправления.

Вначалеопределю основныепонятия социальнойпсихологии.Потом расскажу,как приспособитьколлектив ксебе, как вестисебя во вновьорганизованнойгруппе, какизбавитьсябез конфликтовот конфликтногоподчиненного,как победитьв конкурсе навакантноеместо, как снятьначальника.Все примерывзяты из реальнойжизни. Конечно,я не претендуюна полное изложениесоциальнойпсихологии,но если васзаинтересуетпсихологияуправления,буду считатьсвою задачувыполненной.Мне хотелосьбы, чтобы процессуправлениядоставлял вамнаслаждение,а не приводилк неврозам ипсихосоматическимзаболеваниям.Ведь каждыйиз нас бываети начальникоми подчиненным,если не напроизводстве,то в семье.

Наши рекомендации