Категории интенсивности и глубины переживания и уровни мышления
Для характеристики разных типов телесных ощущений, а также для описания техник осознания этих ощущений и управления ими удобно ввести два параметра: интенсивностьпереживания и глубинапереживания. Чем более плотный план проявлен в момент наблюдения (осознания), тем больше интенсивность переживания и меньше его глубина. И наоборот, более тонкие планы связаны с меньшей интенсивностью и большей глубиной. Именно поэтому глубокие тонкие переживания часто не осознаются человеком, если он захвачен более интенсивными переживаниями эфирного, эмоционального или ментального уровня.
Интенсивность переживания оказывает локальное воздействие на человека в момент контакта с источником переживания, а глубина переживания может не осознаваться в момент контакта, но обладает стратегическим воздействием; глубокие переживания продолжают оказывать влияние на мысли и поступки человека спустя некоторое время, иногда достаточно длительное.
Самые интенсивные переживания связаны с симптомами заболеваний и с эмоциями гнева, страха, обиды, радости и т.д. Однако воздействие таких переживаний на жизнь остается крайне слабым. Мало кто будет считаться с вчерашним гневом или головной болью. Сильные физические страдания и эмоции, как правило, забываются быстро. Чье-то замечание, суждение или новая идея могут сохранять более длительное воздействие, – можно сравнить, например, мгновенную и быстро проходящую вспышку гнева от физического столкновения – и неутихающее раздражение по поводу чьей-то ментальной позиции. Некоторые обиды сохраняются долгое время только потому, что связаны с чьим-то жестким или несправедливым высказыванием.
Еще более длительным воздействием обладают поступки. Поступок создает необратимые изменения во внешнем мире (даже если потом делаются попытки их отменить) – например, подписание документа, официальное (или неофициальное) заявление, визит, поездка и т.д. Как правило, поступок навсегда что-то меняет в человеческих отношениях. Иногда можно «простить», но забыть нельзя; то, что происходило, остается как знание о качествах мира и конкретных людей.
Наконец, к ценностному уровню относятся события нашей жизни, меняющие ее на много лет – например, повышение в должности, присвоение звания, рождение ребенка, реализованный выбор партнеров в жизни или бизнесе и т.д.
Каждое из таких событий долго и тщательно подготавливается – иногда осознанно, а иногда бессознательно. Во втором случае такое событие воспринимается как приятная или неприятная неожиданность, полностью меняющая жизнь.
Иногда такие события связаны с особыми проявлениями человеческих отношений и выражаются в виде взгляда, жеста, интонации, которые запоминаются надолго. Как правило, после первого эмоционального всплеска остается очень глубокий след, который время от времени заявляет о себе тончайшими переживаниями.
Итак, параметр интенсивность более характеризует сильные и краткосрочные переживания, а параметр глубина указывает на степень важности переживания в контексте больших фрагментов жизни, а иногда и всей жизни. Глубокие переживания могут быть очень краткими – длиной в долю секунды, но след, оставляемый ими, много более сильный, чем следы более грубых, интенсивных и длительных переживаний.
Технические приемы осознания этих параметров и управления ими рассмотрены в следующей главе.
Скорость процессов на разных тонких планах
Можно ввести еще один параметр – скорость процессов, протекающих на разных тонких планах. Однако он не является независимым параметром. В некотором приближении можно говорить о скоростях, характерных для каждого тонкого плана. Очевидно, что эмоциональные переживания протекают намного быстрее, чем сменяются ощущения эфирного плана.
Например, головная боль, если не предпринимать специальных усилий, может длиться десятки минут, а эмоциональный всплеск – например, гнев – может пройти через минуту или даже раньше. Длительность мысли измеряется секундами или долями секунды, а длительность импульсов каузального плана – десятыми или сотыми долями секунды – например, при управлении автомобилем. Скорость процессов ценностного плана и уровня миссии еще выше. Длительность отдельных содержательных импульсов ценностного плана может измеряться сотыми долями секунды.
Ясно, что для восприятия столь коротких информационных импульсов требуется большая тренированность. Некоторые люди постепенно обретают ее, не очень осознавая, в чем состояли тренировки. Деловая жизнь часто создает необходимые для этого тренировочные контексты, но усвоить урок удается лишь тем, кто старается решить проблему самостоятельно, не опираясь на прецеденты, правила или мнение специалистов. Технический момент состоит в том, что именно при поисках особого оптимального решения нарабатываются навыки восприимчивости (чувствительности) и концентрации, от которых зависит скорость восприятия процессов, протекающих в тонких планах (выше ментального), и управления ими. Люди, обладающие этими навыками, как правило, не осознают этого. Субъективно их решения и поступки воспринимаются как интуитивные – и такие люди, действительно, вправе опираться на свою интуицию.