Организация как объект управления. Трудовой коллектив: понятие, функции, взаимоотношения.Трудовой коллектив – это относительно устойчивое и внутренне целостное объединение людей для совместной
Трудовой коллектив: понятие, функции, взаимоотношения.Трудовой коллектив – это относительно устойчивое и внутренне целостное объединение людей для совместной трудовой деятельности, характеризующееся отношениями коллективизма и корпоративного сотрудничества в процессе создания и использования материальных и духовных благ, совместного решения производственных задач по выпуску общественно полезной продукции и связанных общностью коренных экономических и социальных интересов, системы ценностей, основных мотивов и правил социального поведения.
Существуют следующие характеристики, определяющие группу людей как коллектив:
o объединение людей во имя достижения определённой, социально одобряемой цели;
o добровольный характер объединения (в коллективе существует система активно построенных его членами отношений на базе общей деятельности);
o целостность коллектива (коллектив как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определённой структурой руководства и управления);
o наличие особой формы взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.
Таким образом, трудовой коллектив характеризуется следующими признаками: наличием единой цели, наличием системы авторитета власти, распределением обязанностей между членами коллектива, определенным социально-психологическим климатом.
Наличие единой цели. Каждый работник, входящий в коллектив становится участником отношений общественного производства, цель которого – выпуск общественно необходимой продукции. Совместная производственная деятельность сопровождается постоянным общением в коллективе в процессе работы. При этом проявляются три вида общения: служебное, профессиональное, межличностное.
Наличие системы авторитета власти. Трудовая деятельность людей нуждается в управлении и организационном воздействии. Не случайно известен такой феномен как лидерство.
Распределение обязанностей между членами коллектива. Каждый член трудового коллектива выполняет определенные обязанности, которые обуславливают его служебное и социальное место в коллективе. При этом для каждой должности существуют конкретные служебные обязанности и выполняемые должностные функции.
Определенный социально-психологический климат. В зависимости от личных и личностных качеств (воспитания, жизненного опыта, сознательности и др.) каждый член коллектива по разному относится к труду, своим обязанностям, коллега и руководству. Совокупность этих отношений членов коллектива создает определенный социально-психологический климат (атмосферу), от которого во многом зависит характер отношений в коллективе.
Каждый трудовой коллектив связан своими целями с другими коллективами и с обществом в целом. Выделяются два типа взаимоотношений. Во-первых, взаимоотношения координации, осуществляющиеся путем связей коллективов по горизонтали (первичного коллектива с другим первичным, общего – с общим и т.д.). Во-вторых, взаимоотношения соподчиненности (субординации), строящиеся по вертикали (первичного коллектива с общим, общего – с обществом). Социально-экономическая эффективность каждого коллектива существенно зависит от уровня этих и других отношений.
В нашем обществе трудовой коллектив выполняет две функции: производственно-экономическую и социальную. Сущность производственно-экономической функции выражается в организации трудовой деятельности коллектива, совершенствование процессов производства, подбора и расстановки персонала, разработке и внедрению эффективной системы материального и морального стимулирования. Структура и содержание производственно-экономической функции не остается неизменной. Решающее влияние на нее оказывают следующие факторы: научно-технический прогресс, совершенствование общественных отношений, внедрение прогрессивных принципов организации труда и управления, рост общего и профессионального образования работников, а также повышение их сознательности, организованности, дисциплинированности, социальной активности.
Социальная функция выражается в совершенствовании системы социальных отношений, повышении активности членов коллектива, формирование убежденности и корпоративности.
Кадровая политика в организации для создания высокоорганизованного коллектива. В любой организации существует четкое определение принципов и руководств, касающихся целей, будущего и настоящего поведения организации в целом или его отдельных частей, получившее определение как политика организации. Отсюда вытекает, что кадровая политика, будучи частью политики организации, охватывает основные цели нормы поведения в области управления персоналом организации и кадрового дела. Кадровая политика составляет основу всех мер в сфере управления людьми в организации (рис.13.4).
При определении конкретных мер в области кадровой политики надо иметь в виду, что любой шаг в кадровой сфере, равно как и установление цели, оказывает непосредственное и косвенное влияние на три основных элемента:
1) Организацию – обеспечение ее готовности и способности к результативным действиям, насколько это зависит от трудового коллектива, а также поддержание и повышение производительности труда, и тем самым, рентабельности организации;
2) Работника – увеличения его трудовой отдачи, стажа как стимул сохранения и укрепления привязанности к организации;
3) Общественность – завоевание и сохранение доверия общественности, и тем самым, благосклонного ее расположения к продукции, выпускаемой организацией, а также формированию положительного мнения о предприятии, атмосфере на нем, его социальных услугах и качестве межличностных отношений.
Таким образом, кадровая политика – это цель и итог организаторской работы с персоналом в организации. Каждый руководитель должен так организовать работу, чтобы сделать из персонала организации, а это боль-шая группа, – коллектив.
Общая кадровая политика | Политика найма | Политика зарплаты | Политика подготовки, переподготовки и развития | Социальная политика | Политика участия в управлении |
Социаль- но-психо-логическая атмосфера на предприятии | Планиро- вание потребности в персонале | Плани- рование вознаг- раждения | Планирова- ние подготовки | Меры, требуемые законом | Система информации | |||||
Стиль руководства | Привлече-ние персо- нала | Оценка трудовой отдачи | Виды подготовки | Дополнительные меры | Устав предприятия | |||||
Прием персонала на работу | Система зарплаты | Методы подготовки | Добровольные меры | Коллективный договор | ||||||
Адаптация персонала | Система окладов | Содействие молодым | ||||||||
Расста-новка персонала | Возможности роста | |||||||||
Смена персонала | Организация подготовки |
Рис. 13.4. Структура и содержание кадровой политики.
Основными условиями создания высокоорганизованного коллектива являются:
· Обеспечение стабильного состава коллектива.
· Правильная расстановка, подготовка и комплектование персонала. Каждый член коллектива должен выполнять работу, которая соответствует его способностям и желаниям. Не случайно, прием на работу всегда производится на основании поданного работником заявления.
· Широкое привлечение работников к управлению производством. Развитие и использование их творческой инициативы.
· Сотрудничество и взаимопомощь. При их наличии появляется восприимчивость к новым целям и идеям, различным новациям в области производства и технологий.
· Благоприятный социально-психологический климат, складывающийся на основе общественно-значимых целей деятельности и позитивного отношения к производственной активности.
· Управляемость коллектива, что предполагает психологическую и организационную способность осуществлять необходимые действия со стороны руководства или соглашению между членами коллектива.
· Каждый член коллектива будет иметь высокую мотивацию к труду, если:
- понимает и одобряет цели, ради которых трудится;
- помогает ставить цели и планирует собственную работу по ее реализации;
- поставленные цели требуют отдачи сил и помогают развитию;
- контролирует информацию, связанную с выполнением порученной ему задачи;
- проверки и контроль эффективны и минимальны;
- взаимопонимание помогает взаимодействию людей;
- упор делается на использование сильных сторон, на исправление слабостей;
- достижения поощряются.