C) 2003 г. Адебовэйл Аканде

Доктор философских наук, Потчефструмский университет, ЮАР

Для определения влияния безработицы на психологическое состояние и психическое здоровье было опрошено 60 безработных и 60 работающих чернокожих женщин. Исследованы также социально-психологические и экономические аспекты занятости. Полученные данные показали, что работа благоприятно влияет на психическое здоровье и способствует повышению самооценки, а ее потеря сказывается на эмоциональном состоянии и самочувствии. Как и ожидалось, личное отношение женщин к безработице и поддержка семьи смягчают негативные эффекты. Полученные данные свидетельствуют, что у работающих чернокожих женщин значительно меньше проблем со здоровьем, чем у безработных. Проведенные в дальнейшем исследования показывают также, что воспитание ребенка в неполной семье при наличии дополнительного дохода связаны с эмоциональным благополучием женщины. Результаты исследований еще раз подтверждают важность обеспечения работой чернокожего населения. Важна не только экономическая составляющая - подчеркивается значимость той роли, которую играют факторы семьи и общества в условиях отсутствия реальной возможности найти выгодную работу.

Ключевые слова: финансовые затруднения, психологический стресс, безработица, женщины, Южная Африка.

ВВЕДЕНИЕ

Как и во многих развивающихся странах, в начале 80-х гг. XX в. в Южной Африке резко выросла безработица. По официальным данным, 29% трудоспособного населения (как мужчин, так и женщин) было зарегистрировано в качестве не имеющих работы. К середине 1991 г. число безработных в Ваальском треугольнике (Vaal Triangle) составляло более чем 33,1% и держалось на этой отметке в течение нескольких лет, несмотря на смену правительства в 1994 г. К середине 1995 г. в Ваальском треугольнике было официально зарегистрировано около 50% безработного трудоспособного чернокожего населения.

Конечно, ситуация в различных социальных группах и регионах Южной Африки варьировалась. В провинции Гаутенг (Gauteng) Ваальского треугольника общее количество безработных достигало 74%. В основном это были молодые люди, которые бросили школу в возрасте 18 лет и, не имея какой-либо специальности, не смогли сразу найти работу.

Но, как отмечает Джексон (1999):".. .перед лицом негативных психологических последствий безработицы и в ситуации, когда рабочих мест на всех не хватает, проблема поиска альтернативы занятости приобретает все большее значение" (стр. 50). Чтобы понять, какое воздействие оказывает безработица, необходимо учитывать смысл работы вне функции обеспечения материального благосостояния. Ягода (1979) выделяет следующие функции: упорядочение дня, возможность общения вне семьи, самореализация в достижении определенных целей и социальном самоопределении. Догерти и Дэвис (1984) утверждают, что благодаря работе у человека появляется чувство личной и социальной принадлежности, он получает возможность на практике реализовывать свои знания и способности. Швефель (1986) видит работу как возможность доказать себе и другим свою необходимость. Работа также помогает компенсировать отсутствие поддержки и преодолеть социальную изоляцию (Бандура, 1986).

РОЛЬ ЖЕНЩИН В ЮЖНОАФРИКАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Самые значительные изменения за последнее десятилетие в Южной Африке произошли в структуре занятости населения, что нашло свое отражение в постоянно растущем числе работающих женщин. В самом деле: число работающих женщин (в том числе чернокожих) за последнее время резко увеличилось и составляет уже 35% от всего работающего населения. В то же время женщины продолжают нести основную нагрузку по уходу за семьей, детьми и (в последнее время все больше) престарелыми родителями. Женщи-

*Перевод с английского Н. И. Градовской и Е. А. Слинько.

стр. 127

ны в основном находят работу в сфере обслуживания. Они, как правило, медсестры, няньки, учительницы, секретари и домработницы. Большой популярностью пользуются рабочие места с неполным рабочим днем, так как это позволяет женщине заниматься своими домашними делами и ухаживать за детьми, особенно когда те еще маленькие. То есть наблюдается дискриминация по половому признаку, что проявляется в частичной занятости и ограничениях в выборе профессии. Как и во многих других странах, карьерный рост женщины, который подразумевает повышение квалификации и увеличение заработной платы, происходит очень медленно. Социо-культурные барьеры мешают женщинам получать образование и квалификацию, которые позволили бы ей занимать не только традиционные рабочие места (Фергюссон и Дуруп, 1990).

В традиционных культурах Африки работа -это прежде всего средство к существованию (Кроон, 1986). Для современных африканских чернокожих тружеников ценность работы выражается в материальном доходе, который она приносит, а также в приобретаемом с ее помощью социальном статусе (Боерсама, 1986). Однако в некоторых исследованиях ставится под сомнение первостепенная значимость работы как источника материального дохода и утверждается, что главное в работе - это межчеловеческое общение и чувство коллектива (Ду Преез, 1992; Мьоли, 1987). Согласно Нкози (1985), для чернокожих женщин важна материальная составляющая, но все большее значение начинает приобретать желание продвинуться по служебной лестнице; постоянно растет число чернокожих женщин-предпринимателей. Нкози считает, что для них карьера - это прежде всего возможность реализовать себя.

Таким образом, учитывая значение работы для женщин в современных условиях, можно утверждать, что безработица представляет собой крайне негативное социальное явление с далеко идущими экономическими, социальными и даже политическими последствиями. Помимо упомянутых последствий, безработица также связана с физическим и психическим здоровьем (Варр и Джексон, 1985); она приводит к снижению самооценки, потере самоидентичности (Фуше, Берендт, Хаттинг и Фурье, 1986); к депрессии, отчуждению, появлению чувства вины, стрессу и фрустрации (Романо, 1986); возникновению апатии, эмоционального расстройства, моральной деградации и деморализации (Коетзее, 1985; Ягода, 1988).

Влиянию безработицы на психическое состояние мужчин посвящено много исследований, в то время как изучению ее последствий для чернокожих женщин - достаточно мало. Исследование феномена безработицы чернокожих женщин основано на изучении определенного социального среза. Например, принято считать, что на женщинах потеря работы сказывается меньше, т.к. они возвращаются к неоплачиваемой работе по дому и таким образом удовлетворяют свои амбиции. Мнение, что женщины не являются основными кормильцами семьи, очень сильно преувеличено (Ромеро Кастро и Крвантес, 1988), хотя большинство мужей предпочитают, чтобы жены сидели дома, как это делали их матери (Ду Туа, 1993).

Несмотря на существование такого мнения, чернокожие женщины играют все большую роль в экономике Южной Африки (Нкози, 1985; Прекел, 1989). Бойке (1988) подсчитал, что вклад чернокожих женщин в экономику будет увеличиваться на 13,5% в год. Рост числа работающих женщин связан с изменением нормативно-правовой базы, что будет способствовать выдвижению на первый план проблемы безработицы остального чернокожего населения. Чернокожие женщины являются наиболее уязвимой категорией: в результате механизации производства или спада в экономике они первыми попадают под сокращение штатов. Их нанимают в последнюю очередь и увольняют в первую (Меер, Сквеия, Ялобе, Вестмор и Меер, 1990). Такие внешние факторы, как стереотипы и предрассудки, дискриминация, традиционное разделение ролей мужчин и женщин, снисходительное патерналистское отношение и отсутствие структур социальной помощи, также оказывают влияние на способность женщины к трудоустройству. Чернокожие женщины традиционно воспринимаются обществом (так же они воспринимают и сами себя) подчиненными и обслуживающими мужчину, независимо от возраста, уровня образования и семейного положения. Согласно Мееру (1990), женщины принимают свое подчиненное положение и не воспринимают его как попрание их права активно участвовать в социальной жизни вне патриархального семейного контекста.В действительности одна треть опрошенных считает, что их социальный статус стал ниже, когда они начали работать.

Согласно результатам исследования Меера (1990) большое значение имеет и человеческий фактор, который повышает риск остаться без работы.Речь идет прежде всего о недостаточной уверенности в себе, о низкой самооценке и чувстве вины из-за смены ролевой позиции. Исследование показывает, что наличие оплачиваемой работы уменьшает стресс (Хоуп, Пауэр и Роджерс, 1999), хотя эффект от этого может быть разным в зависимости от конкретной ситуации, как-то: принадлежность к той или иной социальной группе и наличие детей. К тому же оплачиваемая работа дает заработок, социальную поддержку, повышает самооценку и социальный статус, упорядочивает день. Чернокожие женщины в

стр. 128

отличие от белых, и особенно в Южной Африке до 1994 г. реже могли устроиться на оплачиваемую работу. К тому же матери-одиночки, имеющие оплачиваемую работу, меньше подвержены риску стресса.

Психологические последствия безработицы измеряются с помощью целого ряда показателей: материальное положение, социально-экономический статус, количество детей, их возраст, отношения в семье, социальные проблемы (Фрайер, 1985), а также наличие структур социальной поддержки (Варр и Парри, 1982; Просидиано и Хеллер, 1983). Есть и другие переменные: длительность периода безработицы (Фрайер, 1985) и наличие альтернативных источников дохода (Кроон, 1985). К личностным переменным можно также отнести защитные механизмы (Бреннер и Леви, 1987), самоконтроль (Ван Даален, Ван Никерк и Поттас, 1989), отношение к безработице (Боерсема, 1986).

По мнению Мерфи и Атанасоу (1999), тот факт, что потеря работы негативно отражается на общем состоянии безработного, вполне обоснован. Однако в прошлом исследователи не делали четкого различия между работающими и безработными чернокожими женщинами в контексте психосоциальных последствий безработицы для групп и индивидуумов.Принимая во внимание тот факт, что безработные переносят большие психологические нагрузки и испытывают больше отрицательных эмоций по сравнению с работающими индивидуумами, можно предположить, что неработающие чернокожие женщины окажутся в более тяжелой ситуации, чем работающие.

Цели настоящего исследования следующие:

* изучить демографические факторы, которые позволяют провести различие между работающими и безработными женщинами;

* исследовать воздействие безработицы на психическое состояние чернокожих женщин в Ваальском треугольнике путем сравнения с работающими женщинами, проживающими в том же регионе;

* проследить взаимосвязь выбранных переменных, чтобы определить, какие факторы оказывают наибольшее влияние на психическое состояние чернокожих женщин в регионе Ваальского треугольника.

МЕТОДИКА

Участники исследования. Данные для настоящего исследования были получены путем опроса 60 безработных и 60 работающих респондентов, проживающих в Себокенге, в "черных" поселениях Ваальского треугольника Южной Африки. Средний возраст участников исследования составил 38 лет (группа безработных) и 41 год (группа работающих), все они раньше оставались без работы, не имея при этом среднего и высшего образования. Выборка Южного Сото может служить примером для всего региона в целом. Этнический состав этой выборки почти полностью соответствует этническому составу безработного чернокожего населения, проживающего в провинциях, которые послужили объектом нашего исследования. Агрегированный показатель уровня безработицы в Гаутенге составлял 27% в первом полугодии 1994 г., когда осуществлялся сбор этих данных.

Группа безработных: 55% женщин замужем или состоят в гражданском браке, у 29,3% - как минимум трое детей. Большинство респондентов считает, что они не имеют работы из-за болезни (41,8%), 29,1% были уволены по сокращению штатов, 7,3% утверждают, что они безработные не по своему выбору, 21,8% говорят, что потеряли работу, когда их работодатель переехал в другой район, 66% опрошенных безработных активно ищут новую работу.

Группа работающих: 52,5% женщин замужем или состоят в гражданском браке, 31% имеют двое детей. Из этой группы 23% были неквалифицированными работниками, 4,8% - домработницами, 10,2% - конторскими служащими, 15,3% - профессиональными работниками и 5,1 % - работали на себя. Место работы остальных респондентов не определено.

Процедура исследования. Участники исследования представляют собой случайную выборку работающих и безработных женщин, проживающих в Себокенге или в регионе Ваальского треугольника. Участвовать в исследовании были приглашены все женщины Варда 7 (Себокенг). С возможными участниками сначала провели консультации четверо специально подготовленных чернокожих ассистентов. Представившись и рассказав о своей специализации в университете, они расспрашивали возможных участников, есть ли у них работа. Из всего количества опрошенных женщин 558 (90%) согласились принять участие в исследовании. Большинство из тех, кто отказался участвовать, сказали, что они не хотят сотрудничать с нами. Другими причинами отказа были отсутствие свободного времени из-за большого количества работы по дому или нежелание оставлять одних гостящих в доме родственников. Возможным участникам исследования гарантировалась анонимность. В результате опроса было составлено два списка с именами и фамилиями безработных и работающих женщин. Из каждого списка случайным образом было выбрано по 60 работающих и по 60 неработающих женщин, которые и составили выборку. Другие критерии, по которым мы вносили женщин в тот или иной список, были: полная занятость (работа за материальное вознаграждение по 35 часов в неделю или больше), безработица "не по своей воле" (это были те, кто искал работу, но не мог ее найти).

Опросы участников проводились либо индивидуально, либо в небольших группах при помощи опросных листов. Билингвальные (двуязычные) ассистенты, которые свободно говорят на сото и английском, помогали не умеющим читать или писать. После разъяснительной беседы и заполнения опросных листов их благодарили за то, что они согласились выделить для опроса время. Ассистенты оказались очень коммуникабельными людьми и легко нашли общий язык с респондентами. Нам очень повезло, что удалось пригласить на работу таких людей.

Методики. Хорошо понимая, что простой перевод опросного листа не донесет до респондента всей полноты его содержания, исследователи сочли необходимым обратиться за помощью к переводчику, имеющему университетское образование на языке сото, а также опыт работы в реализации такого рода социальных проектов. И наконец, переводчик должен был быть сото по происхождению. Ассистент переводит вопросы с английского на сото, а второй, свободно владеющий наречием Южного Сото, переводит ответы опять на английский. Обратный перевод на английский был проделан в соответствии с практикой, принятой в межкультурных исследованиях или в исследованиях при участии народов, для которых английский не является родным. Это делается для того, чтобы при переводе не искажалась смысле-

стр. 129

Таблица 1. Различия между группами безработных и работающих (средние значения)

Шкалы Группа 1 Группа 2 Т-балл Р
Опросник общего здоровья - - - -
Сумма 55.72 48.84 2.542 0.013*
Соматика 15.21 12.50 2.752 0.007**
Тревожность 15.29 14.41 1.060 0.291
Социальная дисфункция 13.67 12.78 1.248 0.215
Депрессия 12.47 8.72 4.480 0.001**
Установка 49.26 49.79 -0.543 0.588
Самооценка 27.85 23.95 3.569 0.001**
Поддержка (Друзья) 21.54 24.39 -2.212 0.029*
Поддержка (Семья) 30.54 32.75 -2.149 0.034*
Благополучие 16.07 20.33 -2.101 0.037*
Аффектометр 20.59 23.10 -2.207 0.029*
* р < 0.05 **р<0.01

вая нагрузка вопросов и ответов (Брислин, 1980). Третий ассистент контролирует полную передачу смысла вопроса на сото и чтобы перевод был написан на наречии, наиболее знакомом респонденту. Все "шкалы Ликерта" были дополнены "faces" шкалами, которые обеспечивали наглядную демонстрацию различных категорий ответов.

Отобранный для исследования инструментарий включал следующие методики:

* В первом опросном листе задавались вопросы относительно происхождения, такие, как возраст, семейное положение, доход, доходы других членов семьи, продолжительность учебы. Первичный опросник также включал вопросы о роде занятий, доходе, причинах безработицы, наличии других источников дохода.

Во второй части исследования были применены такие опросники:

* Состояние психологического дистресса измерялось в данном исследовании с помощью тестов Голдберга (General Health Questionnaire, 1972) в версии, состоящей из 28 вопросов. Это широко распространенный метод исследования, получивший международное признание. Обычно используется критерий отсева >2, но в данном исследовании был применен критерий отсева >5 для отбора женщин, находящихся в состоянии тяжелого стресса. Считалось, что женщины находятся "в состоянии стресса", если они давали патологические ответы по меньшей мере на половину вопросов опросного листа Голдберга. Более того, этот критерий отсева соответствует одной десятой распределения ответов на вопросы о жизненных ценностях по тесту Голдберга в обеих выборках. Данный тест уже доказал свою надежность и достоверность в многочисленных исследованиях по оценке психологического состояния безработного. Для нашей выборки оценка надежности составила 0,91.

* Был также использован опросник, выявляющий отношение респондента к безработице (Attitude Questionnaire). Измерения проводились в соответствии со шкалой Варра, учитывающей 9 факторов. С ее помощью можно было узнать, как участники исследования справляются с потерей работы или с планированием рабочего дня ( C) 2003 г. Адебовэйл Аканде - student2.ru = .87).

* Шкала самооценки Розенберга (Розенберг, 1979) широко известна, она измеряет самооценку (позитивные чувства, например, самоуважение или самоконтроль в период безработицы) по десятибалльной системе ( C) 2003 г. Адебовэйл Аканде - student2.ru = .87).

* Сокращенная версия шкалы контроля за распределением финансов по различным сферам деятельности Фурхэма (Fumham's Economic Locus of Control Scale, Ван Давлен); надежность этого метода - 0.14.

* Шкала восприятия социальной поддержки (Просидиано и Хеллер, 1983) (друзья и семья). Эта шкала позволяет измерить степень восприятия поддержки, исходящей от близких людей (друзья и семья); (.85 < C) 2003 г. Адебовэйл Аканде - student2.ru < .92).

* Индекс благополучия (Кэмбэлл, Конверс и Роджерс, 1976) ( C) 2003 г. Адебовэйл Аканде - student2.ru = .97).

* Аффектометр 2 шкала, которая определяет эмоциональное благополучие (а = .74)

Шкалы предъявлялись в случайном порядке.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Внутренняя согласованность опросников.

Шкалы опросников, используемые в данном исследовании, были адаптированы и переведены, а затем проанализированы на предмет внутренней согласованности пунктов. Использовали коэффициент альфа Кронбаха. Результаты представлены в табл. 1. Мы использовали критерий 0.75 как допустимый уровень внутренней согласованности. Однако коэффициент альфа Кронбаха шкалы социальной дисфункции (0.61) опросника GHQ-28 был недостаточно удовлетворительным. Этот коэффициент для опросника экономического локуса контроля (0.14) был признан полностью неприемлемым и удален из дальнейшего анализа.

Различия между группами работающих и безработных.Анализ демографических данных не выявил значимых различий между обеими группами (как в случае работающих, так и безработных). Группы сравнивались по следующим параметрам: наличие помощи от мужчин, тип замужества, процент одиноких родителей, количество детей, членов семьи и близких родственников, остающихся дома; размер жилплощади (жилища), количество работающих членов семьи, проживающих вместе с испытуемым; достигнутый уро-

стр. 130

Таблица 2. Корреляции между переменными для групп безработных

Переменные
1. ООЗ - сумма, общее T7*** '7^*** 79*** '7Q*** 32* 37* -13 .19 .20 .13
2. Соматика .67*** .42** .40** .26   .14 -.01 .04 -.03 -.05
3. Тревожность .55*** 40** .17     .23 -.02 -.05 -.05 -.12
4. Социальная дисфункция .50*** .20       .28 -.16 -.14 .03 -.25
5. Депрессия .46**         72*** -.14 -.06 39* 53***
6. Шкала установки           .46** -.23 .52*** 52*** .51***
7. Самооценка           -.17 .02   -.63*** -.68***
8. Поддержка (Друзья)           -.33*     .14 .33**
9. Поддержка (Семья)                 -.23 -.17
10. Общее благополучие                   .52***
* р = 0.05; ** р < 0.01; *** р < 0.001.

вень образования, доход супруга или родителей, наличие других источников дохода, вклад членов семьи, близких родственников и работающих детей в семейный бюджет. Для оценки различий между группами по вышеуказанным переменным был использован t -критерий.

В табл. 1 приведены данные сравнений групп работающих и безработных женщин. Как и ожидалось, ответы безработных респонденток оценивались значительно выше, чем в группе работающих по суммарной оценке опросника общего здоровья (GHQ).

По суммарной шкале опросника общего здоровья (как и по соматической и депрессивной подшкалам) безработные респонденты оценивались значительно выше, чем работающие. Полученные данные показывают, что безработные участники опроса чувствовали себя значительно хуже, чем имеющие работу. У них был выявлен более высокий уровень дистресса в общем, так же как и высокий уровень соматического, эмоционального дистресса и депрессивных синдромов. Значимые высокие показатели по шкале самооценки удостоверяют, что группа безработных не удовлетворена поддержкой, оказываемой друзьями и семьей. Значимо отрицательные /-показатели по тестам общего благополучия (индекс благополучия) и эмоционального состояния (аффектометр) так же показывают худшее психологическое самочувствие и психосоциальное положение безработных.

Воздействие безработицы на психологическое благополучие.Для оценки воздействия демографических переменных на общее психологическое благополучие в группе безработных был использован однофакторный дисперсионный анализ. Только факт воспитания ребенка без мужа (F = = 4.62; df= 1.49; р > 0.05) и наличие дополнительного источника дохода (F = 24.03; df = 1.50; р > 0.01) получили значимые различия в общей оценке психологического благополучия.

Чтобы раскрыть динамику психосоциального положения безработного, все показатели, полученные в ходе исследования безработной группы по различным опросникам, были прокоррелированы с помощью коэффициента Пирсона.

В табл. 2 приведены оценки двух групп по общей шкале и субшкалам GHQ. Как и ожидалось, установки в отношении безработицы положительно коррелировали с общей шкалой GHQ и соматическими симптомами. Анализ данных, приведенных в табл. 2, позволяет сделать заключение: обратная корреляция между установкой относительно безработицы и общим благополучием и, соответственно, эмоциональным, показывает, что отрицательная установка по поводу безработицы связана с низким уровнем общего и эмоционального благополучия.

Самооценка позитивно коррелирует с общей оценкой GHQ и депрессивными синдромами, т.е. низкий уровень самооценки связан с высоким уровнем психологического дистресса. Отрицательная корреляция между общим и эмоциональным благополучием и самооценкой показывает, что высокий уровень самооценки связан с высоким уровнем благополучия. Табл. 2 показывает также, что чувство поддержки друзей положительно коррелирует с эмоциональным благополучием. Конструктная валидность показателей общего и эмоционального благополучия подтверждается необычайно сильной корреляцией между ними.

Матрица корреляций использовалась далее для построения множественных регрессионных моделей (статистический пакет BMDP 9R). В качестве зависимых переменных выступали общие оценки группы безработных по различным субшкалам GHQ, индекс благополучия и аффектометр 2, в качестве независимых - установки относительно безработицы, самооценка и ощущение поддержки. Результаты регрессионного анализа с индексом благополучия (общего и эмоциональ-

стр. 131

Таблица 3. Результаты регрессионного анализа (в качестве зависимой переменной рассматривается общее благополучие)

Переменные Коэффициент регрессии Т-балл Р Объясненная дисперсия
Установка 0.766 1.50 .001 18%
Поддержка (Семья) -1.985 -5.09 .001 20.4%
Взаимодействие 1 -0.083 -5.02 .001 19.9%
Взаимодействие 2 0.068 4.69 .001 17.4%
Взаимодействие 3 0.043 5.30 .001 22.1%
R = 0.813 adjusted R = 0.621; F = 16.74; р = .001. Взаимодействие 1: установка х поддержка (друзья). Взаимодействие 2: поддержка (друзья) х поддержка (семья). Взаимодействие 3: установка х самооценка.

Таблица 4. Результаты регрессионного анализа (в качестве зависимой переменной рассматривается эмоциональное благополучие)

Переменные Коэффициент регрессии Т-балл Р Объясненная дисперсия
Самооценка 2.381 5.33 0.001 19.6%
Поддержка (Друзья) -0.699 - 1.4630.034 -1.69 - 4.642.03 0.100.010.048 20% 14.9%. 29%
Поддержка (Семья) Interaction 1        
Взаимодействие 2 0.060 4.70 0.001 15.3%
Взаимодействие 3 -0.088 -4.18 0.001 12%
R = 0.839; adjusted R = 0.662; F = 16.99; р = 0.001. Взаимодействие 1: установка х поддержка (друзья). Взаимодействие 2: установка х поддержка (семья). Взаимодействие 3: установка х самооценка.

ного) как зависимых переменных представлены в табл. 3 и 4. Табл. 3 показывает, что переменная общего благополучия описывает 59,6% общей дисперсии. Затем данные были подвергнуты путевому анализу. Переменные, относящиеся к эмоциональному благополучию, описывали 66,2% дисперсии. В качестве зависимых переменных были взяты: общее благополучие, эмоциональное благополучие и ментальное здоровье (общие оценки по GHQ ), в качестве независимых переменных рассматривались самооценка, установки по отношению к безработице и поддержка семьи и друзей. Результаты представлены в табл. 4.

Коэффициенты отобранной модели статистически значимы. Латентные переменные, не считая ошибок измерения для самооценки (G) ментальное здоровье (Е), общее благополучие (Е2), эмоциональное благополучие (ЕЗ) и ментальное здоровье (Е1) не были идентифицированы. В отобранной модели самооценка и поддержка семьи и друзей являются внешними, а остальные переменные - внутренними (Browne &Mels, 1990). Полученные данные говорят о том, что отобранная модель представляет правдоподобное описание динамики переменных.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Альфа коэффициенты Кронбаха для всех опросников, применявшихся в данном исследовании (за исключением опросника экономического локуса контроля), показывали высокий уровень внутренней согласованности. Анализ демографических данных свидетельствует о множестве фоновых переменных между группами безработных и работающих чернокожих женщин.

Можно было бы ожидать значимые различия между оценками групп безработных и работающих женщин, полученные при использовании различных психометрических инструментов. По сравнению с группой работающих у группы безработных хуже ментальное здоровье и больше соматических и депрессивных симптомов. Они также демонстрируют низкую самооценку, меньшее удовлетворение от поддержки друзей и близких, более низкий уровень общего и эмоционального благополучия. Эти результаты показывают, что вопреки дискриминативной установке относительно занятости чернокожих женщин безработица выступает как стрессогенная ситуация, последствия которой лежат за пределами действия экономических факторов. Данные о том, что воспитание ребенка без отца связано со снижением общего благополучия среди безработных женщин, вероятно, могут быть следствием дополнительного стресса и необходимости отвечать за психологическое и материальное благополучие семьи в одиночку. Связь между наличием дополнительного дохода и возрастанием общего благополучия подтверждает такое объяснение.

Матрица интеркорреляций позволяет предположить, что определенные переменные могут опосредовать влияние безработицы на психоло-

стр. 132

гическое благополучие. Одна из таких переменных - установки относительно безработицы. Результаты показывают, что чем больше выражена негативная установка относительно безработицы, тем больше поддержка семьи. Определено, что отрицательная установка по отношению к безработице связана с подавленным уровнем общего и эмоционального благополучия. Это показывает, что принятие негативной установки по поводу безработицы негативно влияет на общее и эмоциональное благополучие.

Результаты, относящиеся ко второй опосредующей переменной, а именно, самооценке, показывают, что низкая самооценка связана с большим психологическим дистрессом, и более низким уровнем благополучия. Можно предположить, что безработица снижает самооценку и, как следствие, возрастает психологический дистресс, который уменьшает психологическое благополучие. Положительная корреляция между самооценкой и установкой по отношению к безработице говорит о том, что влияние установки относительно безработицы на благополучие может быть обусловлено снижением самооценки у безработных субъектов.

Третья опосредующая переменная - это ощущение социальной поддержки. Полученные данные показывают, что чувство поддержки друзей связано с высоким уровнем эмоционального благополучия. Данные литературы по социальной поддержке (Procidano, Heller, 1983) подчеркивают смягчающий эффект социального окружения и улучшения защитных механизмов. Результаты регрессионного анализа, где зависимыми переменными были общее и эмоциональное благополучие, подтверждают положение, что три описанных выше переменных (установка, самооценка и поддержка) выступают как опосредующие переменные.

Результаты путевого анализа, однако, показали, что ощущение поддержки друзей не проявило влияния на субъективное благополучие. Коэффициент путевой модели в дальнейшем позволяет сделать предположение, что и ощущение поддержки членов семьи не оказывает непосредственного влияния на субъективное благополучие. Высокий уровень поддержки создает более негативную установку по отношению к безработице, которая отрицательно влияет на субъективное благополучие. Кроме того, заслуживает внимания тот факт, что установка относительно безработицы влияет только на общее и эмоциональное благополучие, однако его влияние на ментальное здоровье само по себе спорно.

Данные литературы, касающиеся Южной Африки, утверждают, по крайней мере в данном случае, что влияние безработицы действительно, неблагоприятно и может воздействовать через экономические ограничения. Этот вывод согласуется с результатами исследований Brief et al. (1995); Jackson (1999); O'Brien (1986). Они склоняются к тому, что в литературе по проблеме безработицы главным стрессором считаются экономические лишения, а не отсутствие работы. Психологи же имеют тенденцию преуменьшать важность экономических факторов и делают акцент на потере активности, упорядоченности времени и престиже работы.

Наше исследование имеет некоторые ограничения. Например, мы не продемонстрировали преемственность состояний во времени, следовательно причинно-следственные связи не могут быть охарактеризованы однозначно. Так, данные по разным слоям общества не позволяют отбросить некоторые конкурирующие гипотезы. Например, исследование подчеркивает тот аспект, что чернокожие южноафриканские женщины работают не только ради материальной выгоды, но и ради психологического удовлетворения. В задачу исследования не входило изучение негативной связи между продолжительностью безработицы и субъективным благополучием индивида, что могло показать, приспосабливаются ли чернокожие женщины или нет к состоянию вынужденной безработицы. Это оправдывает тот факт, что некоторые из наших измерений (за исключением GHQ) не имели достаточно данных для подтверждения их конструктной валидности, и то, что некоторые из них сходны в методическом отношении. Конечно, было бы желательно полагаться на множество измерений каждого конструкта, чтобы быть более уверенным, что результаты путевого анализа не связаны с ошибками измерения.

Отсутствие множественных оценок поднимает вопрос о том, что наши результаты так же доступны общепринятым процедурам дисперсионного анализа. Однако приемы такой интерпретации до некоторой степени оправдывает то, что наши измерения самоотчета об установке по отношению к безработице и экономический локус контроля могут быть взяты в качестве объективных показателей.

Наконец, могут возникнуть вопросы о пределах обобщения наших результатов. Например, все наши респонденты были женщинами Южного Сото, однако эта выборка демонстрирует общую картину чернокожих безработных, в данном случае - региона Ваальского треугольника (один из страдающих от высокого уровня безработицы в Южной Африке). Однако перенос наших выводов на другие районы или на лиц, являющихся безработными добровольно, имеющих частичную занятость, пенсионеров или популяцию безработных с различными демографическими ха-

стр. 133

рактеристиками требует дополнительных исследований.

Полученные результаты указывают на важность факторов, связанных с занятостью в психосоциальном опыте чернокожих женщин, их психологическим благополучием и стрессом, а также с ролью, которую играют семейная поддержка и другие социальные факторы. В какой-то мере результаты нашего исследования содействуют изучению большого количества неизученных эмпирических фактов (George Brief, 1990; Graets, 1993; Jacson, 1999; Murphy, Athanasou, 1999) и показывают, что самооценка, установка относительно безработицы и социальная поддержка семьи могут опосредствовать психологическое воздействие безработицы.

По-прежнему остается без ответа вопрос более полного понимания эффектов ментального здоровья при потере работы, несмотря на то, что существует достаточно ясная связь между улучшением ментального здоровья и вовлечением в работу. Дальнейшие исследования должны, как минимум, поставить целью продолжить использование стандартизированных психологических методик (таких, как GHQ) для понимания того, как безработные приспосабливаются к финансовым ограничениям, и сосредоточиться на переменных, обусловливающих нахождение работы. Кроме того, необходимо лонгитюдное исследование, которое может показать, как люди действуют в различных ситуациях: вынужденной безработицы и при нахождении работы. Подобное исследование можно отнести к кросс- культурным социо-экономическим исследованиям, которые можно рассматривать как способ верификации данных, полученных на различных нациях и культурах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Alba-Ramirez A. Explaining the transitions out of unemployment in Spain: the effect of unemployment insurance//Applied Economics. 1999. V. 31. P. 183 - 193.

2. Bandura B. Social networks and the quality of life. The quality of urban life: Social psychological and physical conditions // Ed. D. Frick. Berlin: Walter de Gryter & Co, 1986. P. 55 - 60.

3. Beukes J. H. Verandering in die arbeidsmag-samestell-ing. Lewenskrisisse en bestannsekerheid: Tendense tot die jaar 2000 - 2020 // Ed. J. Snyman. Pretoria: RGN, 1998. P. 17 - 24.

4. Boersema N. Werkloosheid onder mans in Pretoria (Report S. 145) Pretoria: RGN, 1986.

5. Brenner S. O., Levi L. Long term unemployment among women in Sweden. Social Science and Medicine. 1987. V. 25. P. 153 - 161.

6. Brief A. P., Konovsky M. A., Goodwin R., George J. M., Link K. Inferring the meaning of work from the effects of unemployment // J. of Applied Psychology. 1995. N8. P. 693 - 711.

7. Browne M. W., Meis G. Ramona: PC user's guide. Pretoria: Human Science Research Council, 1990.

8. Coetzee J. E. How hanteer die individu wekloosheid? Woord en Daad: Okt. P. 6 - 9.

9. Campbell A., Converse P. E., Rodgers W. L. The quality of American life: Perceptions, evaluations, and satisfactions. New York: Russel Sage Foundation, 1976.

10. Crampton G. R. Urban unemployment in the European Union // Urban Studies. 1999. N 36. P. 2121 - 2133.

11. Dew M., Bromer E., Penkower L. Mental health effects of job loss in women // Psychological Medicine. 1992. N23. P. 751 - 764.

12. Doherty J., Davies C. The psychological effects of unemployment on a group of adolescents // Educational Review. 1984. N 36. P. 217 - 228.

13. Dooley D., Prause J. Effect of unemployment on school-leavers' self- esteem // J. of Occupational and Organizational Psychology. 1995. N 68. P. 177 - 192.

14. Du Preez J. P. Organizational commitment: A cross-cultural perspective. Poster presented at the 25 th World Congress of Psychology, Brussels, Belgium, 1992.

15. Du Toit M. Die psigiese uitwerking van werkloosheid op die swart vrou in Sebokeng. Unpublished doctoral dissertation, Potchefstroom University, 1993.

16. Eisenberg P., Lazarsfeld P. The psychological impact of unemployment // Psychological Bulletin. 1938. N 35. P. 358 - 390.

17. Ezzy D. Unemployment and mental health: A critical review // Social Science and Medicine. 1993. N 37. P. 41 - 52.

18. Feather N. T. The psychological impact of unemployment. New York: Springer-Verlag, 1990.

19. Feather N. T. Success and failure in labor market: Some comments //J. of Organizational Behavior. 1993. N 14. P. 573 - 576.

20. Ferguson F. E., Dump J. R. Work-family conflict and entrepreneurial women//J. of Small Business. 1999. N 14. P. 30 - 41.

21. Finansies & Tegniek. Nege-en-twintig persent in SA sonder werk. 1994. N 46. P. 24.

22. Fouceh J. P., Berendt G., Hatting M. J., Fourie M. C. Die psigologiese effek van afdanking en werkloosheid. Unpublished paper, University of Potchefstroom, 1986.

23. Fryer D. Stages in the psychological response to unemployment: a (dis) integrative review. 1985. P. 257 - 273.

24. George J. M., Brief A. O. The economic instrumentality of work: an examination of the moderating effects of financial requirements and sex on the pay- life satisfaction relationship // J. of Vocational Behavior. 1990. N 37. P. 357 - 368.

25. Goldberg D. The detection of psychiatric illness by questionnaire. London: Oxford Unirersity Press.

26. Goldberg D., Gater R., Sartorius N., Uftun T., Piccinelli M., Gureje O., Rutter C. The validity of two versions of the GHQ in the WHO study of mental illness in general health care // Psychological Medicine. 1997. N 27. P. 191 - 197.

27. Graetz B. Health consequences of employment and unemployment: Longitudinal evidence for young men and women // Social Science and Medicine. 1993. N 36. P. 715 - 724.

28. Halvorsen K. Impact of reemployment on psychological distress among long-term unemployed // Acta Sociologica. 1999. N 41. P. 227 - 242.

стр. 134

29. Hammer T. Unemployment and mental health among young people: A longitudinal study // J. of Adolescence. 1993. N 16. P. 407^20.

30. Haskey J. Population review - families and household // Population Trends. 1996. N 85. p. 7 - 24.

31. Hope S., Power C., Rodgers B. Does financial hardship account for elevated psychological distress in lone mothers? // Social Science & Medicine. 1999. N 49. P. 1637 - 1649.

32. Jackson T. Difference in psychosocial experiences of employed, unemployed, and students samples of young adults //J. of Psychology. 1999. N 133. P. 61 - 72.

33. Jahoda M. The impact of unemployment in the 1930's and the 1970's // Bulletin of the British Psychological Society. 1979. N 32. P. 309 - 314.

34. Jahoda M. Work, employment, and unemployment: values, theories, and approaches in social research // American Psychologist. 1981. N 36. P. 184 - 191.

35. Jahoda M. Economic recession and mental health: some conceptual issues // J. of Social Issues. 1988. N 44. P. 13 - 23.

36. Kamman R., Flett R. Affectometer 2: a scale to measure current level of general happiness // Australian J. of Psychology. 1983. N 35. P. 259 - 265.

37. Kroon J. Die entrepreneur in die swart gemeenskappe // Woord en Daad. 1986. N 26. P. 15 - 17.

38. Mcfadyen R. G. Attitudes toward the unemployed // Human Relations. 1998. N 51. P. 179 - 199.

39. Mcfadyen R. G., Thomas J. P. Economic and psychological models on job search behavior of the unemployed // Human Relations. 1997. N 50. P. 1461 - 1484.

40. Mjoli Q. T. The role of the psychologist in culturally diverse South Africa // Development Southern Africa. 1987. N4. P. 7 - 21.

41. Morrell S., Taylor R., Quine S., Kerr C., Western J. A cohort study of unemployment as a cause of psychological disturbance in Australian youth // Social Science and Medicine. 1994. N 38. P. 1553 - 1563.

42. Murphy G. C., Athanasou J. A. The effect of unemployment on mental health // J. of Occupational and Organizational Psychology. 1999. N 72. P. 83 - 99.

43. Nkosi R. The role of black women in business today // African Business. 1985. N 12. P. 9 - 11.

44. O'Brien G. E. Psychology of work and unemployment. Chicester: Wiley, 1986.

45. Prekel T. Unlocking their potential // Tempo. 1987. N13. P. 29 - 30.

46. Prekel T. The quiet contributors: black women at work // Institute for Personnel Management J. 1989. N 7. P. 10 - 14.

47. Procidano M. E., Heller K. Measures of perceived social support from friends and from families: three validation studies // American J. of Community Psychology. 1983. N11. P. 1 - 24.

48. Roed K., Raaum O., Goldstein H. Does unemployment cause unemployment? Micro evidence from Norway // Applied Economics. 1999. N 31. P. 1207 - 1218.

49. Romano M. Unemployment - the root of all evils // African Business. 1986. N 13. P. 14 - 16.

50. Romeno G. J., Castro F. G., Cervantes R. C. Latinas without work: family, occupational and economic stress following unemployment // Psychology of Women Quarterly. 1988. N 12. P. 281 - 297.

51. Rosenberg M. Conceiving the self. New York: Basic Books, 1979.

52. Schaufeli W., Van Yperen N. Unemployment and psychological distress among graduates: A longitudinal study // J. of Occupational and Organizational Psychology. 1992. N 65. P. 291 - 305.

53. Schwefel D. Unemployment, health and health services in German- speaking countries // Social Science and Medicine. 1986. N 22. P. 409 - 430.

54. Slabbert T. J. C., Levin M. A profile of unemployed blacks in the Vaal Triangle Complex. Vanderbijlpark, Unpublished paper, Vista University, 1990.

55. Stancanelli E. G. F. Unemployment duration and the duration of entitlement to unemployment benefits: an empirical study for Britain // Applied Economics. 1999. N31. P. 1043 - 1051.

56. Tiggemann M., Winefield A. The effects of unemployment on the mood, self-esteem, and locus of control of school-leavers // J. of Occupational Psychology. 1984. N 57. P. 33 - 42.

57. Torrey J. W. A psychologist's look at women. People and productivity / Ed. R. A. Sutermeister. New York: McGraw-Hill, 1976. P. 145 - 156.

58. Turner J. Economic context and the health effects of unemployment // J. of Health and Social Behavior. 1995. N 36. P. 213 - 229.

59. Ullah P. The association between income, financial strain, and psychological well-being among unemployed youths // J. of Occupational Psychology. 1990. N 6. P. 317 - 330.

60. Wanberg C. A longitudinal study of the effects of unemployment and quality of re-employment // J. of Vocational Behavior. 1995. N 46. P. 40 - 54.

61. Warr P. Work, unemployment and mental health. Oxford, UK: Clarendon. 1987.

62. Warr P., Jackson P. Adapting to the unemployed role: A longitudinal investigation // Social Science and Medicine. 1987. N 25. P. 1219 - 1224.

63. Warr P., Jackson P., Banks M. Unemployment and emotional distress: Some British studies // Social Science and Medicine. 1988. N 16. P. 1691 - 1697.

64. Warr P., Jackson P. Factors influencing the psychological impact of prolonged unemployment and reemploy-ment // Psychological Medicine. 1985. N 15. P. 795 - 807.

65. Warr P., Parry G. Paid employment and women's psychological well- being // Psychological Bulletin. 1982. N91. P. 498 - 516.

66. Whelan C. T. The role of income, life-style deprivation and financial strain in mediating the impact of unemployment on psychological distress: Evidence from the Republic of Ireland // J. of Occupational and Organizational Psychology. 1992. N 65. P. 331 - 344.

67. Winefield A. H., Tiggemann M., Winefield H.R. Spare time use and psychological well-being in employed and unemployed young people // J. of Occupational and Organizational Psychology. 1992. N 76. P. 424 - 431.

68. Winefield A. H., Winefield H. R., Tiggemann M., Goldney R.D. A longitudinal study of the psychological effects of unemployment and unsatisfactory employment on young adults //J. of Applied Psychology. 1991. N 76. P. 424 - 431.

стр. 135

Наши рекомендации