The model of perceptual task accomplishment under conditions of rapid serial visual presentation 3 страница
С.К. Смирнова подвела итог работы круглого стола, представила проект его рекомендаций. Она еще раз подчеркнула, что национальная политика должна проводиться так, чтобы люди разных национальностей чувствовали себя комфортно, уютно и востребованными на той земле, где они живут; что необходимо объединяться законодательным, исполнительным и общественным организациям.
Участники круглого стола подчеркнули необходимость совместных, последовательных, научно-обоснованных мероприятий по постепенной социализации детей, подростков и молодежи из среды российских мигрантов и беженцев.
Б. Н. Узыханова, канд. психол. наук. ИП РАН, Москва
стр. 116
VII СИМПОЗИУМ "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ, АКМЕ И СЧАСТЬЯ"
Автор: Г. А. Вайзер
24-25 апреля в Москве в Психологическим институте РАО состоялся VII симпозиум "Психологические аспекты смысла жизни, акме и счастья"*. В его работе приняли участие более 80 представителей из Москва, Московской области, Киева, Санкт-Петербурга, Самары, Екатеринбурга, Ульяновска, Таганрога.
Во вступительном слове В.Э. Чудновский отметил все возрастающий интерес ученых и практиков к проблемам смысла жизни, акме, счастья, а также широкий размах экспериментальных исследований и заинтересованность различных научных направлений в общепсихологической теории.
Значительная часть докладов была посвящена теоретическому осмыслению поставленных проблем, соотношению категорий смысла жизни, акме и счастья. В обобщающем докладе "О субъектном акме человека и факторах, его определяющих" А.А. Бодалев подчеркнул, что каждый человек есть одновременно сложный живой организм (по терминологии Б.Г. Ананьева - индивид), личность и субъект-деятель, проявляющий себя в игре, учении и в самых разных видах труда. Совокупная характеристика человека как субъекта более сложна, чем характеристика его просто как личности. Субъектная ипостась человека проявляется и формируется прежде всего - и главным образом - в самых разных видах деятельности, которые по- разному инициируют активность основных систем организма человека. Поэтому достижение человеком своего субъектного акме в определенных видах деятельности, которыми ему приходится заниматься, в каждом случае, помимо общих, будут иметь и свои специфические особенности.
Анализируя факторы, обеспечивающие достижения подлинных творцов качественно нового, Бодалев выделяет у этой категории лиц их высокие личностные качества, способности (не только общие, но и специальные), а также мощный постоянный энергетический потенциал организма. Докладчик показал, что все великие люди, приумножившие результатами своей деятельности материальные и духовные ценности, были поистине несравненными тружениками и активнейшими деятелями-творцами, а деяния этих людей почти всегда соответствовали их мировоззрению и самосознанию.
Н.Л. Карпова (Москва) считает, что понятие "акме" применимо не только к определению зрелости в развитии человека, но и коллектива, социального явления, института. В ее докладе "Смысл жизни и акме в процессе социореабилитации" были изложены итоги семилетнего исследования динамики смысложизненных проблем у пациентов и их родственников в процессе семейной логопсихотерапии. Результативность процесса социореабилитации позволила сделать вывод, что методика групповой семейной логотерапии, рассматриваемая как особая методологическая стратегия, ориентированная на многоаспектное, междисциплинарное познание процесса восстановления нарушений речевой коммуникации у заикающихся пациентов в его множественной причинной обусловленности, находится сейчас в состоянии своего акме.
Методологические проблемы смысла жизни были подняты в докладе В.И. Панова (Москва) "Проблемы смысла жизни с точки зрения принципа процессуальной анизотропности". Докладчиком раскрыто содержание понятий "структурная анизотропность" и "процессуальная анизотропность". Обоснована возможность и целесообразность использования принципа процессуальной анизотропности для изучения вопросов становления смысла жизни человека и выявления причин различных нарушений в этом процессе.
В докладе А.В. Суворова (Москва) предпринята попытка проанализировать поэзию А.В. Твардовского для выявления содержания понятия "счастье". Докладчик считает, что счастье - это посильность, разрешимость проблем, преодолимость трудностей, когда человек становится хозяином своей судьбы, опираясь на поддержку других людей. А.В. Суворов выстраивает логическую цепочку: чтобы быть счастливым (т.е. иметь поддержку), надо быть должным, нужным другим (в этом - смысл жизни) и постоянно находиться на пределе своих нравственных, интеллектуальных, эстетических, физических и духовных возможностей (т.е. на уровне акме).
* Симпозиум прошел в рамках конкурсной программы "Феномены "смысл жизни" и "акме": сущность, характер их соотношения в процессе жизни человека (возрастной, профессиональный и социореабилитационный аспекты)". Проект (N 00-06-00255а) поддержан РГНФ.
стр. 117
Вопрос о праве на счастье как основном праве в бытии каждого человека рассматривается в докладе Е.Д. Яхнина (Москва) "Счастье homo, счастье sapiens, счастье socialis". Докладчик включает в понятие смысла жизни человека его устремленность к счастью и описывает классификацию проявлений, видов счастья. Счастье homo определяется физиологическим комфортным состоянием человека. Наука, искусство, любое творчество - все, связанное с интеллектуальной деятельностью, при достижении результата приводит к состоянию счастью sapiens. Счастью socialis становится возможным после того, как человек выделит в качестве главного смысла жизнь для общества. Осознание же человечеством своего единства на планете Земля как сообщества землян является важным условием возникновения счастья социума.
Л.Б. Волынская (Москва) в докладе "Акме, смысл жизни и счастье как цель, восхождение к ней и награда" показывает, что смыслом жизни человека можно считать стремление к акме, понимаемое не как результат, достижение вершины, а как процесс восхождений к ней, сопровождаемый ощущением счастья. Счастье имеет эмоциональную и когнитивную составляющие. Оно включает в себя поиски, нахождение и пересмотр смысла жизни на разных ее этапах и фактически невозможно без болезней роста и умения пройти через них.
Необходимость содержательного и системно-структурного анализа феноменов идентичности и смысла жизни обосновывалась в докладе О.В. Дашкевича (Москва) "Смысл жизни и проблема личностной идентичности". Докладчик обратил внимание на существенное сходство ряда особенностей обоих феноменов (субстанциональность, отнесенность к высшим уровням интеграции и саморегуляции), выделил общие содержательные и психодинамические характеристики (связь с самосознанием, сходство переживаний и ряд других). И смысл жизни, и идентичность личности подвержены общим внешним и внутренним деформирующим факторам, что указывает на их общий генезис. По мнению Дашкевича, смысл жизни как психологическое образование является ведущим фактором становления идентичной личности.
Е.А. Петрова (Москва) в докладе "Счастье, смысл жизни и имидж человека" возражает тем психологам, которые усматривают в процессе регуляции манипулятивность впечатлениями. Ситуативно произведенное впечатление вызывает переживание удовлетворенности, а достижение необходимого имиджа в целом делает человека счастливым. Опыт коррекционной работы с людьми, неудовлетворенными своими имиджевыми характеристиками, показывает, что формирование адекватного целям жизни субъекта имиджа, в котором непротиворечиво сочетается самораскрытие и самопрезентация образа Я, приводит к изменению мироощущения в сторону большей позитивности, делает человека увереннее в себе. Предметом психологического изучения, по мнению докладчика, должен стать вклад в феноменологию счастья меры адекватности-неадекватности имиджа: 1) образу Я, 2) социальной роли субъекта общения, 3) ситуации общения, 4) смыслу жизни.
В теоретическом докладе Д.Б. Богоявленской (Москва) "Смысл жизни и творчество" проблемы смысла жизни рассматривались в контексте проблем поддержания не просто существования человека, а реализации его родовой сущности и расширения ее границ. По мнению докладчика, при рассмотрении взаимосвязи смысла жизни и творчества следует выявлять не только роль творчества и его место в структуре смыслообразования, а исходить из того, что само творчество определяется наличным смыслом жизни: чем более человек забывает о себе, тем более он реализуется как личность.
Е.Е. Вахромов (Москва) в докладе "Самоактуализация в контексте жизненного пути человека" рассматривает индивидуальный смысл как прижизненное приобретение человека, анализирует этапы его становления. Докладчик показал возможность описания первых этапов в рамках теории самоактуализации и подчеркнул роль акмеологического подхода, который позволяет применительно к жизненному пути в целом находить не ситуационно обусловленные частные смыслы, а то общее, что связывает воедино всю предшествующую жизненную мозаику и способствует нахождению "сквозного смысла".
Своеобразным откликом на проблему значимости малых смыслов для человека, поставленную и развиваемую на предыдущих симпозиумах В.Э. Чудновским, стал доклад И.В. Калинина (Ульяновск) "К проблеме малых смыслов в психологии", полагающего, что смыслы малых интенсивностей обладают широким спектром действий, не только блокируя в целом ряде случаев конструктивность поведения человека, а наоборот, всячески ей содействуя. По мнению докладчика, смыслы малых интенсивностей являются теми "смысловыми лучами", которые фокусируются в ходе жизнедеятельности человека и влияют на становление ценностных и смысловых структур. Калинин сформулировал ряд актуальных вопросов "смысловой оптики" и показал, что поиск ответов возможен при условии объединения психологов и специалистов из сферы сопредельных и несопредельных с психологией наук.
В докладе А.Л. Киселева (Москва) "О поисках жизненного смысла относительно научных идей XX века" показано, что поиски жизненных смыс-
стр. 118
лов рубежа второго и третьего тысячелетия неизбежно опираются на ведущие идеи таких ученых XX столетия, как А. Эйнштейн, В. Вернадский и др. Докладчик отметил плодотворность этих поисков, которые реализуются на путях синтеза религиозно-философского, научного и художественного познания. На симпозиуме выступил B.C. Крикоров (Москва), который на основе фундаментальных обобщений современной науки создал "теорию единого поля" и осуществил расшифровку физического смысла чисел в мифологическо-религиозном наследии человечества.
Обоснование важности и в то же время сложности реализации междисциплинарного подхода в изучении смысла жизни содержались в докладе Д.А. Леонтъева (Москва) "Смысл жизни и мировоззрение". Автор подробно изложил результаты исследования, в котором стояла задача соотнесения личностных характеристик человека и мировоззрения. Результаты показали, что нет прямой связи между мировоззренческими представлениями о смысле жизни и его реальным влиянием на жизнь.
B.C. Триполъский (Москва) в докладе "Формирование смысложизненных установок в практике культовых организаций" показал: просматриваются общие механизмы самовоздействия личности и воздействия различных культовых организаций (религиозных, политических, социальных) в процессе формирования смысложизненных ориентации. Это воздействие идет по нескольким направлениям: управление информационными потоками, мышлением, эмоциями, жесткий контроль и управление поведением. Культовые организации широко используют психологически коэрсивные (принудительные) методы для рекрутирования членов и изменения их сознания. Докладчик подробно остановился на методах управления мышлением и поведением людей, находящихся под влиянием различных культов.
По уже сложившейся традиции участники симпозиума выступили с докладами, в которых общетеоретические проблемы смысла жизни и акме были "заземлены" в исследованиях, посвященных становлению человека- профессионала. В.Э. Чудновский в докладе "Педагогическая профессия в системе смысложизненных ориентации учителя" проанализировал некоторые особенности ценностно- смыслового отношения к учительской профессии. Ее специфика, в частности, в том, что сегодняшний, сиюминутный результат деятельности, хотя и имеет несомненное значение, но подлинный смысл работы учителя - в ее отдаленных результатах, будущих делах тех, кого он сегодня учит и воспитывает. Поэтому профессия педагога - из наиболее смыслообразующих. Докладчик подчеркнул, что одно из фундаментальных условий повышения значимости педагогической профессии до уровня смысла жизни состоит в том, чтобы найти в профессии нечто близкое своей индивидуальности. Важно приспособить профессию к своей индивидуальности, но вместе с тем и "раскрыть" свою индивидуальность навстречу профессии, как бы оплодотворить, обогатить профессию своеобразием собственной индивидуальности.
В докладе Е.А. Максимовой (Москва) "Смысл жизни и педагогическое творчество" рассмотрены особенности взаимодействия педагогического творчества и смысложизненных ориентации учителей, а вместе с этим - проблемы профессионального здоровья педагога. На основе экспериментальных данных была выявлена закономерность: педагоги-творцы в отличие от нетворческих педагогов живут более насыщенной и радостной жизнью, имеют высокий уровень жизненной удовлетворенности, менее подвержены педагогическим кризисам и сгоранию. Автором предложен треннинг-семинар, направленный на развитие эмоциональной гибкости, повышение уровня педагогической компетентности и мотивации на педагогическую деятельность, что в целом способствует восстановлению профессионального здоровья учителя.
Вопросы этизации и гуманизации сознания и деятельности будущего врача были поставлены в докладе Н.В. Кудрявой и К.В. Зорина (Москва) "Введение в духовную культуру врача. Из опыта работы со студентами- медиками" представивших результаты экспериментального обучения в рамках специальной образовательной программы. По мнению докладчиков, самое главное в духовно- нравственном воспитании будущих врачей -привить им такие ценностные ориентиры и личностные смыслы, благодаря которым в своей жизни они бы руководствовались принципами совести и сострадания. В процессе обучения авторы используют проблемно-проектные семинары, включающие в себя дискуссии, совместные обсуждения видеоматериалов, медико-деонтологических задач на смысл и т.д.
Попытка прояснить психологический портрет российского предпринимателя, образ которого в сознании соотечественников противоречив и размыт, содержалось в сообщении О.Н. Никитиной (Москва) "Ценностно- смысловая сфера личности и стратегии профессионального самоопределения современных российских предпринимателей". Используя метод глубинного интервью, она выяснила: если в начале занятия бизнесом респондентами двигала в основном материальная мотивация, желание вести достойный по их понятиям образ жизни, мотивация престижа, то сейчас в своем положении они ценят прежде всего свободу, независимость в принятии решений, возможность воплощать собственные идеи в жизнь, сам
стр. 119
процесс своей деятельности, получение новой информации. В докладе описаны некоторые стратегии, которыми руководствуются успешные предприниматели в своем бизнесе.
Психолого-педагогические аспекты проблемы смысла жизни в определенной мере освещены в докладах и сообщениях о результатах анкетирования, которое интенсивно использовалось целым рядом исследователей в последние годы. Н.Л. Быкова (Самара) в сообщении "Динамика смысложизненных ориентации людей зрелого возраста" проанализировала трансформации структуры ценностей личности (семья, удовольствие, карьера и другие) в разные периоды жизни человека. Эксперименты показали, что для людей 21-35 лет характерна положительная динамика смысложизненных ориентации на поиск цели в жизни. Что касается возрастной группы 36-49 лет, то почти все смысложизненные ориентации как у мужчин, так и у женщин, имеют отрицательную динамику развития. Быкова предполагает, что эта возрастная группа приняла основной "удар" перестроечной эпохи, характеризуемой сменой жизненных ориентиров общества. В сообщении отмечается, что в условиях социального кризиса эта группа пытается найти опору в духовных ценностях.
Результаты экспериментального исследования, проведенного в целях изучения становления смысла жизни у детей в период школьного обучения, отражены в докладе И.А. Рыбаковой- Дацишиной (Киев) "Смысл жизни как психологическая проблема". В работе использованы методики исследования, адекватные разным возрастным группам. Частично исследование проведено в Интернете. В докладе отмечено: у школьников возникает потребность в помощи со стороны взрослых, направленной на формирование смысла жизни путем проведения социально-психологического треннинга и других методов, адекватных возрасту детей.
О.Г. Дунаева (Москва) в сообщении "Понимание смысла жизни старшеклассниками" обратила внимание на актуальность темы симпозиума, ее связь с возрастающим интересом общества к процессу социализации и адаптации подрастающего поколения к будущей самостоятельной жизни. Проведенное ею анкетирование показало значимость проблемы смысла жизни для современной молодежи.
В докладе "Учащиеся старших классов о смысле жизни" З.В. Голышева (Москва) на основе анализа данных анкетирования учащихся 8-11 классов показала необходимость внедрения в практику школьного образования результатов психологических исследований по проблемам формирования у учащихся представлений о смысле жизни. Значимость этой работы обусловлена, с одной стороны, изменением ценностных ориентации в современном обществе, с другой - возросшим формализмом воспитательного процесса в современной школе.
С.Г. Шуман и Л.В. Родина (Москва) посвятили свое выступление "К вопросу о ценностных ориентациях старших школьников" анализу результатов проведенного ими практико-ориентированного исследования. Исходное положение: смысл деятельности и всей жизни человека придают именно ценностные ориентации. Данные эксперимента позволили выделить три группы старшеклассников, различающихся содержанием формируемых ценностных ориентации.
В докладе Г.А. Вайзер (Москва) "Выпускники средней школы о смысле жизни" показано, что учащиеся к моменту завершения школьного обучения достаточно четко дифференцируют широкое понятие смысла жизни и смысл жизни как личностное новообразование, как смысл собственной жизни. Они отмечают значение мыслительной деятельности и переживаний в формировании этих понятий. Анализируя свой жизненный опыт и знания о развитии человечества, выпускники пытаются прояснить причины потери жизненного смысла (расцвет наркомании и алкоголизма в современном обществе, неблагоприятное экономическое положение страны), сопоставляют понятия "жизнь" и "смерть", стремятся понять динамику смысла жизни, выявляют изменения, которые произошли в период их интенсивного взросления. Раскрывая совокупность собственных жизненных смыслов, учащиеся как бы продвигаются по "лестнице жизни", по этапам планируемого жизненного пути, осознавая тот след, который человек должен оставить для человечества. Однако не всегда смысл жизни связан с отдаленными перспективами. Нередко в "лестнице жизни" ясны лишь ее первые ступени, для которых и формируется локальный, малый жизненный смысл.
Роль художественной литературы, значение комплексной работы со словом для становления у школьников представления о смысле жизни, человеческом достоинстве отметила Е.И. Черноземова (Москва) в докладе "Сохранение человеческого достоинства. Современный аспект проблемы глазами школьников". Она подчеркнула, что 2001 год - год 400-летия создания "Гамлета", где Шекспиром ставятся и предлагаются решения проблем из числа вечных: поиска человеком граней между добром и злом, способов борьбы со злом, сохранения человеческого достоинства. В рамках проведения "Года Гамлета" объявлены конкурсы, состоялись лекции-концерты, проведены опросы школьников, помогающие выяснить, является ли Гамлет героем для современного человека, помогает ли его пример в решении возникающих в наше время жизненных проблем.
стр. 120
Отмечая многоаспектность психологических проблем смысла жизни, акме и счастья, участники симпозиума попытались рассмотреть их в русле изучения личности, имеющей физические недостатки. В докладе А.В. Смирнова и Л.И. Лошкина (Екатеринбург) "Физическая инвалидность как особая форма существования личности" сформулирована гипотеза о том, что развитие и существование человека с физической инвалидностью представляет собой особую форму существования, которая может быть обозначена как экзистенция инвалидности, имеющая четыре характеристики. К ним относятся: экзистенциальный страх перед жизнью; консерватизм, изоляционизм и одиночество; пассивность и нежелание менять свой образ жизни; враждебно-агрессивное отношение к обществу. Авторы отмечают, что системообразующим является фактор страха. У большинства инвалидов могла быть иная судьба, если бы в процессе формирования жизненных смыслов они сделали выбор: преодоление страха, активность и открытость вместо бегства, пассивности, враждебности.
А.А. Марков (Санкт-Петербург) в докладе "Проблемы смысла жизни, акме и счастья человека с особыми нуждами" выделяет в качестве центрального звена категорию "смысла жизни", которая отражает некоторую программу жизни для данного человека, определяет его акме и счастье. Однако формирование этой программы человеком с особыми нуждами реализуется в условиях, когда он не может принять, осмыслить и использовать достижения цивилизации в том виде, в каком они представлены для людей, не имеющих этих нужд. Отсюда возникают необходимость специальной организации и адаптации этих достижений адекватно физическому и психическому состоянию человека на данном этапе его развития, становления и реализации жизненных смыслов.
Одно из направлений в работе симпозиума -обсуждение религиозных аспектов проблемы взаимосвязи смысла жизни, акме и счастья. О. Владимир (Архипов) (Пушкино, Московская обл.) в докладе "Взгляд на счастье с христианской точки зрения" обосновал мнение, что бессмысленность жизни - в жизни только для себя. Смыслом жизни и одновременно счастьем является усвоение неоспоримого первенства и главенства духовного интереса в своей жизни. В процессе обсуждения этого доклада центральным был вопрос о связи науки и религии. О. Владимир высказал мнение: важно считать, что они не враги, а понять, что они друзья. В выступлении Г. П. Ермиловой (Москва) "Религиозные и научные аспекты смысла жизни" содержался анализ книги С.Н. Лазарева "Диагностика кармы", где показано, что человечество стоит перед опасностью более серьезной, чем ядерная. Эта опасность - распад духа. В книге представлены уникальные исследования кармических структур, отражена целостность научных и религиозных воззрений на существование и смысл жизни человека.
В заключительной части симпозиума был проведен круглый стол "Смысл жизни, акме и счастье: первоочередные проблемы и пути их решения". В выступлениях обоснована необходимость поиска новых методов для решения поднятых проблем (О.В. Дашкевич), раскрыто понимание роли учителя в формировании смысложизненных ориентации у подрастающего поколения (Е.Д. Яхнин), отмечен возросший уровень взаимной открытости и доверительности учителя и ученика (Е.В. Перепелкина), отражен взгляд на коммуникативный аспект счастья в современном обществе (О.В. Сульчинская).
Участники симпозиума ознакомились с письменными докладами и тезисами С.А. Минюровой (Екатеринбург); Т.А. Бирюковой (Волгоград); П.В. Яньшина (Самара); О.Б. Михайловой (Омск); Ф.Г. Жарковского (Ивановская обл.); В.Н. Лукьяненко, Л.В. Давыдюк (Таганрог), а также с работами ряда ученых и практических психологов, которые не смогли присутствовать на симпозиуме.
По поручению оргкомитета итоги работы симпозиума подвела Н.Л. Карпова, отметившая возросший интерес исследователей и практиков к прикладным проблемам смысла жизни и акме. Учитывая многочисленные пожелания участников симпозиумов, коллектив психологов под руководством В.Э. Чудновского приступает к подготовке учебного пособия для студентов "Смысл жизни, акме и профессиональное становление учителя". Карпова обратила внимание на расширение и углубление работы в данном направлении в ряде регионов страны и подчеркнула важность изучения феноменов "смысл жизни" и "акме" как в теоретических, так и в экспериментальных исследованиях.
Г.А. Вайзер, канд. психол. наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО
стр. 121
ПЕРВАЯ ПОПЫТКА ИНТЕГРАЦИИ ПСИХИАТРИИ, ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Автор: А. В. Махнач, А. И. Лактионова
ПЕРВАЯ ПОПЫТКА ИНТЕГРАЦИИ ПСИХИАТРИИ, ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА*
В издательстве "Питер" вышел "Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста", в котором впервые отечественные авторы попытались объединить знания из смежных областей: психологии, психиатрии и психотерапии. Существующая между ними взаимосвязь уже давно не подлежит сомнению, но, к сожалению, не всегда поддерживается и развивается психологами и психиатрами. Этот справочник - хорошее доказательство того, что и тем, и другим нечего делить и не за что бороться, поскольку их объединяет желание помогать всем, кто в них нуждается. Справочник является по сути простым ответом на продолжающуюся много лет дискуссию об отношении психиатрии и клинической психологии к объекту приложения знаний, накопленных ими в совместном труде, исследованиях и выполнении их общей миссии. В книге отразились проблемы науки, особенно заметные в психологии и психиатрии ушедшего века: параллельное существование терминологии в формальной и феноменологической двойственности.
Многие статьи справочника познавательны и интересны: авторы постарались включить в них много содержательной и емкой информации. Прежде всего это относится к разделу "Симптомокомплексы, синдромы, состояния". Очень подробно и на хорошем профессиональном уровне представлены статьи в разделе "Вопросы нозологии и систематики". Этот раздел особенно важен для психологов, не имевших возможности получить систематического образования по психопатологии. В статьях, посвященных различным психическим расстройствам при соматических заболеваниях, предлагается обращать внимание на тот контекст, в рамках которого следует рассматривать динамику любого психического заболевания, что позволяет специалисту более глубоко и детально изучать его природу (статьи "Сахарный диабет", "СПИД", "Соматогенные психозы" и др.).
Но, как часто бывает, главное достоинство книги - попытка охватить в одном издании столь обширный материал - имеет и свою оборотную сторону: неполноту и неточность информации. Прежде всего это относится к разделу "Психология".
Справочник, по нашему мнению, должен отличаться от словаря психологических терминов. Общепсихологическую терминологию следовало бы выделить в предваряющий раздел, в котором помещены статьи по детской и педагогической психологии, психологии нормального и анормального развития, детской патопсихологии. Иначе некоторые вкрапления в виде понятий из общей психологии выглядят как крайне несистемно подобранные и случайные. Так, например, в справочнике на букву "А" приведены такие понятия, как "Активность личности", "Альтруизм", "Анализ", "Апперцепция", "Архетип" и др., относящиеся к общей психологии, но отсутствуют понятия "Аграфия", "Аутоэротизм", "Автономность младенца" и т.д. Нет статьи об эмоциональной депривации, очень распространенном явлении, с которым постоянно сталкиваются детские психолог или психиатр. Целесообразно было бы спланировать словник справочника в соответствии с его адресованностью именно детским психологам и психиатрам.
Мы понимаем, что невозможно описать в одной книге все термины из двух достаточно больших областей знания, но все же было бы правильным при подготовке этого издания справочника провести анализ словника с учетом его специфики и увеличить его, может быть, за счет общепсихологических понятий.
Не всегда в справочнике сохраняется принцип "статья- подстатья". Например термин "Идентичность" дан отдельно от терминов "Половая идентичность" и "Сексуальная идентичность". Такая непоследовательность может затруднять поиск нужных статей. Спорным является и разделение терминов по разделам "Психология" и "Общие понятия и семиотика". Желательно было бы обосновать принцип распределения статей по тематическим разделам.
Некоторые термины описаны без учета детской и подростковой специфики справочника, например, понятие "Демонстративное поведение" оставляет открытым вопрос: к кому именно относятся перечисленные особенности демонстративного поведения - к взрослым, детям или подросткам? Многие статьи не имеют прямого отношения к области детской психологии и психиатрии, которой посвящен справочник, например: "Направ-