В области декоративно-прикладного искусства
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО
Ямалиева Светлана Фаритовна,
заведующая отделением декоративно-прикладного искусства
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тульской области «Тульский областной колледж культуры и искусства»
Современная система образования в соответствии с ФГОС, вне зависимости от области профессиональной деятельности, направлена на формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций.
Понятие компетенции в ФГОС определяется как способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности. В свою очередь компетентность – это наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности. [1]
Таким образом, компетентный специалист – это человек, обладающий соответствующими знаниями и способностями в каком-либо виде трудовой деятельности, позволяющими ему обоснованно судить об этой деятельности и эффективно действовать в ней. Это человек, способный к самостоятельному решению проблем в новых условиях и ситуациях, применяющий разнообразные возможности и технологии, мотивированный на профессиональное и личностное самосовершенствование.
В связи с этим процесс формирования компетенций должен представлять целостную систему взаимосвязанных между собой составляющих: целей и задач обучения, его содержания, методов, форм и средств. Именно разработка данной системы является одним из вопросов, стоящим на сегодняшний момент в условиях внедрения ФГОС СПО.
Рассмотрим процесс формирования общих компетенций обучающихся СПО в области декоративно-прикладного искусства.
Под общими компетенциями понимается способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности [1].
Анализ ФГОС СПО по специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы показал, что общие компетенции закреплены за каждой дисциплиной, профессиональным модулем, а также за каждым видом практики. Именно поэтому их формирование необходимо начинать с первого года обучения.
Следует отметить, что эффективность формирования компетенций будет зависеть от определения мотивации и содержания деятельности, организация которой в свою очередь невозможна без четкой постановки учебных задач. Классификация компетенций позволит организовать образовательный процесс таким образом, чтобы достигнуть максимального результата в их формировании.
В соответствии с классификацией, разработанной О.В.Темняткиной [2], систематизируем общие компетенции обучающихся по квалификации «художник-мастер, преподаватель» [3]:
Таблица 1
Виды компетенций (по О.В.Темняткиной) | Общие компетенции обучающихся по специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы углубленной подготовки |
Эмоционально-психологические компетенции. | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
Регулятивные компетенции. | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
Социальные компетенции. | ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
Учебно-познавательные компетенции. | ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
Творческие компетенции. | ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
Компетенции самосовершенствования. | ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 12. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности. |
При формировании общих компетенций обучающихся на отделении декоративно-прикладного искусства Тульского областного колледжа культуры и искусства приоритетные позиции занимают наиболее активные формы обучения.
Они включают:
- проектирование;
- составление аннотации к разработанному проекту;
- подготовку презентации;
- создание портфолио;
- анализ произведений искусства;
- мастер-классы преподавателей и приглашенных специалистов;
- методические выставки учебно-творческих работ;
- участие в конкурсных мероприятиях;
- учебную и производственную практику.
Представим в таблице модель процесса формирования общих компетенций по специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы углубленной подготовки.
Таблица 2
Формы обучения | Формируемые компетенции |
Проектирование. Участие в конкурсных мероприятиях. Мастер-классы преподавателей и приглашенных специалистов. | Эмоционально-психологические компетенции. Регулятивные компетенции. Социальные компетенции. Учебно-познавательные компетенции. Творческие компетенции. Компетенции самосовершенствования. |
Учебная практика. Производственная практика. | Эмоционально-психологические компетенции. Регулятивные компетенции. Социальные компетенции (ОК 6). Учебно-познавательные компетенции. Творческие компетенции. Компетенции самосовершенствования. (ОК 9). |
Создание портфолио. Методические выставки учебно-творческих работ. | Эмоционально-психологические компетенции. Регулятивные компетенции (ОК 2). Социальные компетенции (ОК 6). Учебно-познавательные компетенции. Творческие компетенции. Компетенции самосовершенствования. (ОК 9). |
Составление аннотации к разработанному проекту. Подготовка презентации. | Эмоционально-психологические компетенции. Регулятивные компетенции (ОК 2). Учебно-познавательные компетенции. Творческие компетенции. Компетенции самосовершенствования. (ОК 9, ОК 12). |
Из таблицы видно, что первостепенное значение для формирования общих компетенций имеют:
- проектирование;
- участие в конкурсных мероприятиях;
- мастер-классы преподавателей и приглашенных специалистов.
Тем не менее, другие формы обучения оказывают влияние на развитие отдельных общих компетенций художника-мастера, преподавателя. Это обусловлено тем, что при использовании данных форм работы в организации учебного процесса ставятся не только учебные и творческие, но и производственные задачи.
Переход от учебных задач к творческим, а от них к производственным дает свободу деятельности обучающегося, а также повышает проблемность обучения. В результате изменения характера решаемых задач развиваются соответствующие компетенции, и, следовательно, возрастает компетентность будущего специалиста в области декоративно-прикладного искусства.
Список литературы
1. Блинов, В.И. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / В.И.Блинов, И.А.Волошина, Е.Ю.Есенина, А.Н.Лейбович, П.Н.Новиков. – Выпуск 1. - М., 2010.
2. Темняткина, О.В. Методика формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся в учреждениях НПО и СПО. Методические рекомендации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://irro.ru/sites/default/files/
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам). – М., 2010.