Динамика морального сознания
В условиях смены ценностей обществом и преобладания плюрализма методологий в анализе социальных процессов особенно важно определить историческое место общества, в котором мы живем, объяснить ведущие тенденции его развития. В методологии познания ценностей общества возникли неклассические варианты рациональности, когда приоритет в анализе отдается культурологическим подходам. П. Сорокин в числе сторонников объяснения развития общества теорией культурно-исторических кругов выдвинул концепцию поочередного приоритета ценностей социума: идеациональных, идеальных и гедонистических (священных — религиозных; рациональных — научных; чувственных — ценностей комфортного существования). Следуя классическим канонам античности, определявших нравственные основания общества через «славное», «прагматичное», «гедонистичное»,
Динамика морального сознания разворачивается в диалектике институционального и процессуального. Социальная сущность морали — коммюнотарность, принятая либо на индивидуалистической, либо на коллективистской основе, реализуется в деятельности человека: творчестве, прагматике и гедонике. Приоритет в обществе либо коллективизма, либо индивидуализма создает исторически динамичную картину подъема и падения нравов и соответственно расцвета или упадка государства. При этом сами процессуально-деятельные формы активности человека — творчество, прагматика и гедоника — сопоставимы с такими же, но противоположными формами, как саморазрушение, пассивность и вынужденная аскеза. Эмпирический анализ динамики морального сознания исходит из социальной природы человека, определяет приоритет индивидуального или коллективного в поведении, исторической преемственности морали и деятельной сущности человека — творчества, прагматики и гедоники. Конкретно-социологический уровень анализа позволяет определить изменение ценностей в группах по типам морального сознания и, следовательно, обнаружить временные изменения в ценностных мирах социума. Своеобразные «идеальные» типы морального сознания определены и названы следующим образом: «коммюнотарист», «переходный тип», «прагматик», «гедонист». Эти группы являются носителями идеала в каждую историческую эпоху. В кризисную эпоху, казалось бы, идеал утрачен навсегда. Для того чтобы выявить данные типы морального сознания в меняющемся современном обществе, необходимо установить (описать) состояния сознания групп в устоявшемся обществе, а затем выявить их изменения в трансформирующемся обществе. Динамика морального сознания выражает напряжение между ценно-стными мирами социума, ориентированными либо на творчество, либо на комфортное существование, принципы прагматизма или альтруизма, аскетический или гедонистический образ жизни. В динамике морального сознания отражается противоречие между благом и пороком, нормой и отклонением, творчеством и преступлением, целеустремленностью и инертностью, свободой и принуждением.
Динамика морального сознания является частной проблемой социологии морали. В социальной науке всегда находятся новые точки отсчета для постижения нравственного смысла развития общества.
52. Глобальные проблемы связаны с решением ряда научных, технических,экономических и других вопросов, но, прежде всего это проблемы социальные.В условиях мира и научно-технической революции, осуществления стратегииустойчивого развития человеческой цивилизации не грозит гибель из-заперенаселения, недостатка ресурсов и загрязнения окружающей среды. Тысячелетиями человек жил, работал, развивался, но он и не подозревал,что, возможно, настанет день, когда станет трудно, а может и невозможно,дышать чистым воздухом, пить чистую воду, выращивать что-либо на земле, таккак воздух ( загрязнен, вода ( отравлена, почва ( заражена радиацией илидр. химическими веществами. Но многое изменилось с тех пор. И в нашем векеэто вполне реальная угроза, и не многие люди осознают это. Такие люди (владельцы крупных заводов, нефтегазодобывающей промышленности, думаюттолько о себе, о своем кошельке. Они пренебрегают правилами безопасности,игнорируют требования экологической полиции, гринписа, порой им бываетнеохота или лень купить новые фильтры для промышленных стоков, газов,загрязняющих атмосферу. А какой может быть вывод? ( Еще один Чернобыль,если не хуже. Так что, может, нам следует задуматься над этим? Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, ивыживем мы или нет ( заслуга каждого из нас.По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера. Но все же это была далекая предыстория, своего рода “инкубационный период” современных глобальных проблем. В полной мере эти проблемы проявились уже во второй половине и, в особенности, в последней четверти XX века, то есть на рубеже двух веков и, даже, тысячелетий. Они были вызваны к жизни целым комплексом причин, отчетливо проявившихся именно в этот период. В самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения, наращивая тем самым силу “демографического пресса”. Никогда до этого человечество не вступало в период научно - технической революции, не доходило до постиндустриальной стадии развития, не открывало дороги в космос. Никогда прежде для его жизнеобеспечения не требовалось такого количества природных ресурсов, и возвращаемые им в окружающую среду отходы тоже не были столь велики. Никогда до этого не возникало такой глобализации мировой экономики, такой единой мировой информационной системы. Наконец, никогда прежде холодная война не подводила все человечество так близко к рубежу самоуничтожения. Все это привлекло внимание к глобальным проблемам не только политики, но и науки. Сам термин глобалистика вошел в научный обиход на рубеже 60-70 годов, когда вышли в свет первые доклады Римскому клубу[1]. В СССР глобалистика начала развиваться в 80-е годы и, в особенности, с началом периода перестройки и перехода к приоритету общечеловеческих ценностей. Тогда же сформировалось и само понятие о глобальных проблемах, которые: во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всехстран, народов и социальных слоев;во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а вслучаях обострения могут угрожать самому существованию человеческойцивилизации;в-третьих, требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарноммасштабе, совместных действий всех стран и народов. Это понятие вряд ли можно считать достаточно четким. И не случайно многиеавторы по-разному трактуют существо глобалистики. Да и само количествоглобальных проблем варьирует в очень широких пределах: от, примерно,десяти до сорока и более. Но если иметь в виду главные проблемы, то их неболее десятка: 1) Проблема мира и разоружения, предотвращение новой мировой войны;2) Экологическая проблема;3) Демографическая проблема;4) Энергетическая проблема;5) Сырьевая проблема;6) Продовольственная проблема;7) Проблема использования Мирового океана;8) Проблема мирного освоения космоса.53. 54. Профессиональная этика — термин, используемый для обозначения:
- системы профессиональных моральных норм (напр. «профессиональная этика юриста»)
- направления этических исследований относительно оснований профессиональной деятельности
В настоящее время значение термина, как правило, определяется из контекста, либо оговаривается особо.