Классификация явлений памяти
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
Гуманитарный институт
Юридический факультет
Контрольная работа
по Юридической психологии
На тему: «Понятие и виды памяти»
Выполнила: студентка 4 курса
заочного отделения
юридического факультета
гр. 7281 з. о.
Верягина Алла Николаевна
Проверил: ________________________________
Великий Новгород
2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Понятие памяти …………………………………………………. | |
1.1. Понятие памяти ……………………………………………………. | ||
1.2. Классификация явлений памяти ………………………………….. | ||
2. | Виды памяти …………………………………………………….. | |
3. | Приемы мобилизации памяти ………………………………… | |
4. | Гигиена памяти …………………………………………………. | |
Список источников и литературы …………………………………… |
Понятие памяти
Понятие памяти
Если «научение – это процесс, позволяющий накапливать информацию в нервной системе», то память можно определить как «совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющий поведением». События жизни проходят через нашу память как через сито, некоторые из них задерживаются в его ячейках надолго, другие же только на то время, которое требуется, чтобы через эти ячейки пройти. Без этого механизма избирательной фиксации никакое научение не было бы возможным, так как в мозгу не оставалось бы следов, формирующих навыки, необходимые для выживания. С другой же стороны, если бы сохранялась вся несущественная информация, то нервные сети оказались бы настолько перегруженными, что мозг, в конце концов, уже не мог бы отделять главное от второстепенного, и деятельность его была бы полностью парализована. Поэтому память – это способность не только к запоминанию, но и к забыванию.
В деятельности юриста, где ведущим является коммуникативный процесс, получение информации и ее запоминание является той основой, на которой строятся все практические действия.
Память представляет собой сложный психический процесс, включающий в себя:
1) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей, информации и т.д.;
2) сохранение в памяти того, что было запомнено;
3) узнавание при повторном восприятии и воспроизведение запомненного. Физической основой памяти являются следы нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга.
Воздействие среды на мозг человека осуществляется или путем непосредственного воздействия предметов и явлений на органы его чувств, или же опосредованно через слово: рассказ, описание и т.д. Эти воздействия оставляют в коре головного мозга соответствующие следы, которые потом могут быть оживлены повторным восприятием (узнавание) или же путем припоминания.
Память – это интегративный психический процесс, охватывающий результаты ощущений, восприятия и мышления. Это интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.[1]
Накопление материала в памяти (архивация) осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти. Эпизодическая память автобиографична – в ней хранятся различные эпизоды из жизни индивида. Семантическая память нацелена на категориальные структуры, сформированные в культурно-исторической среде. Здесь же хранятся все исторически сформированные правила логики умственных действий и построения языка.
Классификация явлений памяти
Различаются процессы памяти – запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание; и формы памяти – непроизвольная (непреднамеренная) и произвольная (преднамеренная).
При произвольном запоминании происходит осмысливание образа, отбор и обобщение главного в нем, а если нужно – информация заучивается. При непроизвольном же запоминании закрепление впечатления происходит как бы само собой, без усилия со стороны воспринимающего.[2]
Протекание процессов запоминания, сохранения и последующего воспроизведения определяется тем, какое место занимает данная информация в деятельности субъекта, какова ее значимость, что он делает с этой информацией. Наиболее продуктивно запоминается материал, связанный с целью деятельности, с ее основным содержанием. В этих случаях даже непроизвольное запоминание может быть более продуктивным, чем произвольное.
Менее продуктивно запоминается материал, не связанный с целью деятельности. Наименее эффективно происходит запоминание нейтральных, фоновых раздражителей, не связанных с содержанием или с характером протекающего действия. Необходимым условием запоминания нейтральных фоновых раздражителей является проявление ориентировочной реакции на «новизну» или яркость их образа.[3]
Следует учитывать влияние эмоций на процесс запоминания. Оно будет более продуктивным, если восприятие осуществляется на фоне повышенных эмоциональных состояний. Когда явление и событие затрагивает чувства, то мыслительная деятельность свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого протекает более активно, заставляя неоднократно возвращаться к пережитому.
Забывание представляет собой процесс противоположный запечатлению и сохранению. Забывание – явление физиологически вполне нормальное. Если бы вся информация, накапливаемая в памяти, одновременно всплывала в сознании человека, то практически было бы невозможно продуктивное мышление.
Большую роль при запоминании материала играет установка на запоминание. Как показывает практика и экспериментальные исследования, люди, которые воспринимают материал лишь для того, чтобы записать его, намного быстрее забывают этот материал, в отличие от тех, кто этот же материал запоминает с установкой «запомнить надолго». Особое значение здесь имеет важность материала. Запоминаемый материал может быть классифицирован по степени важности.
В юридической деятельности целесообразно запоминать воспринимаемую информацию в следующем порядке: 1) основная мысль (осмысливание запоминаемого); 2) факты и события (что, когда и где происходит); 3) причины происходящих событий; 4) выводы и источник информации.
Исследованиями установлено, что в возрасте от 18 до 25 лет память обычно улучшается, до 25 лет сохраняется на одном и том же уровне, затем постепенно начинает ослабевать. Однако если люди вовлечены в активную деятельность, то этот спад может быть мало заметен. Если по роду деятельности человеку приходится постоянно что-то запоминать, то память не только не деградирует, а, наоборот, развивается.
В следственной практике необходимо учитывать возрастные особенности психики индивида. Чем меньше возраст ребенка, тем больше удельный вес в его памяти занимают элементы конкретики, непосредственной образности, недостаточен понятийный охват явлений. При этом возможна ошибочная, слишком расширенная или крайне ограниченная трактовка явлений. Значительны дефекты памяти у лиц, злоупотребляющих алкоголем.
Бывают случаи провалов памяти (амнезии), когда из сознания выпадают события, заполняющие определенный отрезок времени. Провалы памяти могут наступить, в частности, у потерпевшего после полученной травмы или обморочного состояния. Нередко следователю или прокурору, умело пользующемуся ассоциациями, удается добиться того, что «провал» памяти устраняется.
Все следы памяти имеют тенденцию к угасанию, затормаживанию. Поэтому общее правило допроса – необходимость его воспроизводства при минимальном истечении времени, прошедшего после расследуемого события.
Необходимо учитывать индивидуальные характерологические особенности свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого: при прочих равных условиях одни люди склонны к запоминанию приятного, другие – неприятного, в зависимости от жизнерадостного, бодрого, оптимистического или пессимистического склада личности. Впечатления могут забываться полностью или частично.
Воспроизведение и припоминание не являются процессами, изолированными друг от друга. Между ними существует двухсторонняя взаимосвязь. Припоминание совершается в процессе воспроизведения, в ходе рассказа свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого на допросе. Поэтому не случайно рекомендуется начинать допрос со свободного рассказа, так как это способствует активизации латентного слоя, запечатленного в памяти. Во многих опытах было установлено, что количество ошибок меньше в свободном рассказе, чем в ответах на конкретные вопросы.
Известно, что люди легко и быстро забывают сведения, которыми они в повседневной жизни редко пользуются, не освежают в памяти, не воспроизводят часто. В практике наблюдаются случаи, когда и многократно воспроизводившиеся материалы вдруг забываются и, несмотря на усилия человека, не припоминаются сразу.
При воспроизведении какого-либо события всегда имеют место узнавания. Здесь мы имеем в виду не узнавание человека или предмета при повторном восприятии во время следствия, а узнавание допрашиваемым воспроизводимого им материала на допросе. Воспроизведения явления, факта, которое не сопровождается чувством узнавания, не будет осознаваться как воспоминание. Оттого, какова степень узнавания сообщаемых сведений, будет зависеть и точность, правильность показаний. Как правило, узнавание бывает различной степени – от слабого чувства знакомства с воспроизводимым материалом до полной уверенности в его точности. Следует поэтому помнить: оценка свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым своих показаний не всегда может соответствовать действительности. В юридической практике известны случаи, когда показания, точность которых казалась несомненной, впоследствии оказывались ошибочными. Необходимо учитывать, что узнавание иногда создает иллюзию достоверного знания, вызывает ложную уверенность в прочном запоминании материала, внешности человека, приводя к добросовестному заблуждению.[4]
Поэтому в ходе допроса нужно уметь разбираться в индивидуальных различиях памяти свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, индивидуальные свойства памяти проявляются, с одной стороны, в особенностях процесса, т.е. в том, как осуществляется запоминание, сохранение и воспроизведение, а с другой – в особенностях содержания памяти, т.е. в том, что запоминается. Различные сочетания этих особенностей делают память каждого человека индивидуальной в смысле ее продуктивности. В процессах памяти индивидуальные различия выражаются в скорости, точности, объеме, прочности запоминания (длительности сохранения) и готовности (быстроты) к воспроизведению, которые определяются биологическими особенностями, условиями жизни и воспитания.[5]
Виды памяти
В зависимости от вида анализаторов, сигнальной системы или участия подкорковых образований мозга в психологии выделяют четыре вида памяти:
1. Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых, вкусовых, температурных образов. Это может быть зрительное представление объекта наблюдения, собеседника, участка местности, знания, процесса общения и т.д. Наглядно-образная память имеет большое значение в учебной и творческой деятельности человека.
2. Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот тип памяти тесно связан с речью, так как любая мысль обязательно выражается словами. Особенности этого типа памяти учитываются в процессе обучения. Чтобы запоминание было более эффективным, используется образная речь и интонация. Сложно запомнить какой-либо материал без понимания, без логического восприятия. Логическая память – результат тех интеллектуальных возможностей, которые есть у человека.
3. Двигательная память зависит от мышечных ощущений, от возбуждения и торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток. Например, следователь может очень четко представить свои действия, которые он совершал при наблюдении за преступником. Если по истечении некоторого времени ему придется словесно описывать эту процедуру, то он незаметно для себя может воспроизводить совершенные им действия. Эту память еще называют моторной. Она является эволюционно самым древним видом; она отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Эти движения запрограммированы, например: ходьба, подъем по ступенькам и т.д. Именно моторная память помогает нам воспроизводить привычные действия на уровне автоматизма.
4. Эмоциональная память – это память на эмоциональные состояния, имевшие место в прошлом. Как правило, яркие эмоциональные образы быстро запоминаются и легко воспроизводятся. Отличительной особенностью эмоциональной памяти являются широта общения и глубина проникновения в сущность пережитого когда-то чувства. Свойства эмоциональной памяти зависят от особенностей органов чувств.[6] Биологический смысл эмоциональной памяти заключается в выработке системы предупреждения. Эмоционально окрашенные ощущения фиксируются непроизвольно и практически мгновенно. Эмоциональная память самая прочная, поэтому имеет очень большое значение в процессе обучения.
Необходимо учитывать, что одни люди при запоминании материала пользуются преимущественно зрительными представлениями, другие - слуховыми, третьи – двигательными. Однако не следует думать, что для человека, у которого преобладают определенного вида представления, недоступны другие виды.
Образная память – представления – классифицируется по видам анализаторов:
- зрительная;
- слуховая;
- двигательная;
- смешанная.
Преимущественное развитие одного из указанных типов памяти связано с особенностями личности, условиями жизни, деятельности людей. Так, у философов, юристов высоко развита словесно-логическая память; у спортсменов, артистов балета, оперетты – двигательная память; у артистов драмы, кино – слуховая и эмоциональная; у художников, архитекторов – зрительная; у музыкантов – слуховая; у химиков – обонятельная; у дегустаторов – вкусовая; у слепых – обонятельная и осязательная.
Различаются следующие четыре взаимосвязанные системы памяти:
- сенсорная. Сенсорная память – непосредственное запечатление сенсорных воздействий, то есть сохранение наглядных образов в виде четкого, полного отпечатка чувственных воздействий объекта на очень краткий промежуток времени (0,25 с). Это так называемые послеобразы. Они не связаны с закреплением следов и быстро исчезают. Этот вид памяти обеспечивает непрерывность, целостность восприятия динамических, быстроизменяющихся явлений;
- кратковременная. Кратковременная память удерживает информацию в неполном виде. Время функционирования кратковременной памяти – не более 30 с. Ее объем ограничен 5-7 объектами. Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них может извлекаться дополнительная информация;
- оперативная. Оперативная память – избирательное сохранение и актуализация информации, необходимой только для достижения цели данной деятельности. Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности;
- долговременная. Долговременная память служит для запоминания информации надолго, нередко на всю жизнь. Этот вид памяти наиболее важен и сложен. При сохранении материала в долговременной памяти происходят его определенная личностная реконструкция, обобщение, фрагментация. Своеобразие сохранности материала зависит от его значения и личностного смысла. Объем долговременной памяти зависит от релевантности информации, то есть от того, какой смысл информация имеет для данного индивида, для его ведущей деятельности.[7]
Сведения о кратковременной и долговременной памяти весьма значительны для следственной работы. Знание закономерностей их функционирования облегчит следователю правильный выбор тактических воздействий на человека с целью правильного воспроизведения им забытого.
По способу запоминания различают непосредственную (прямую) и опосредованную (косвенную), то есть механическую и ассоциативную (смысловую) память.
Основная работа памяти человека состоит из запоминания и воспроизведения следов по ассоциациям. Различаются три вида ассоциаций:
· ассоциация по смежности – элементарный вид связи без существенной переработки информации;
· ассоциация по контрасту – связь двух противоположных явлений, основанная на логическом приеме противопоставления;
· ассоциация по сходству – воспринимая одну ситуацию, человек по ассоциации вспоминает другую сходную ситуацию.
Приемы мобилизации памяти
Для мобилизации памяти допрашиваемого могут быть применены следующие приемы: предоставление возможности свободного рассказа, повторение рассказа с различных стадий повествования (с середины, конца событий, изложения отдельных эпизодов); допрос о фактах, сопутствующих преступлению; предъявление вещественных доказательств, находящихся в прямой или косвенной связи с забытым фактом; допрос на месте происшествия; ознакомление допрашиваемого с показаниями других лиц; применение на допросе планов, схем, рисунков, фотоснимков, моделей, макетов.
Причины затруднений в припоминании могут быть различными: нежелание приложить дополнительные усилия для припоминания, неуравновешенность психического состояния, утомление и т.п. При затянувшемся припоминании может наступить так называемая парадоксальная фаза: чем сильнее в данном состоянии усилие припомнить, тем хуже результат. В этих случаях необходимо временное переключение внимания.[8]
При проведении допроса нужно умело разбираться в индивидуальных особенностях памяти свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого. Индивидуальность памяти личности проявляется, с одной стороны, в особенностях ее процесса: т.е. в том, как осуществляется запоминание, сохранение и воспроизведение, а с другой – в особенностях содержания памяти, т.е. в том, что запоминается. Указанные две стороны памяти, по-разному сочетаясь, делают память каждого человека индивидуальной в смысле ее продуктивности. Процессы памяти у людей различаются по скорости, объему, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению, которые определяются биологическими особенностями, условиями жизни, воспитания и профессиональной деятельности. Готовность памяти допрашиваемого к воспроизведению также будет зависеть от знаний и жизненного опыта.
В зависимости от цели деятельности запоминание может носить непроизвольный или произвольный характер. При произвольном запоминании происходит осмысливание образа, отбор и обобщение главного в нем, а если это необходимо, информация заучивается. При непроизвольном же запоминании закрепление впечатления происходит как бы само собой, без усилия со стороны воспринимающего. Юридическая деятельность показывает, что непроизвольное, как и произвольное запоминание в большинстве случаев обеспечивает правильное воспроизведение нужной информации на допросе.
Материал, извлекаемый человеком из памяти, избирательно актуализируется и реконструируется в зависимости от той задачи, которая возникает перед ним в данный момент. Восприятие обусловлено опытом человека, содержанием и целью его деятельности. Цель текущей деятельности организует поле восприятия: одни объекты приобретают существенное значение, другие отходят на задний план.
Допрашиваемое лицо не робот, механически действующий по схеме: видел – запомнил – воспроизвел. Все, что человек видит и слышит, он оценивает, интерпретирует, а видит и слышит он прежде всего то, что значимо в его деятельности, личностной системе ценностей.
Человек воспринимает информацию по двум каналам – осознанно и подсознательно. Передать же он может только осознаваемую информацию. При соответствующей методике от него можно получить и малоосознаваемую им информацию. Но в любом случае следует учитывать, что осознаваемая индивидом информация постоянно находится под сильным влиянием процессов, связанных с его установочно-личностными позициями.[9]
Индивидуальные различия памяти могут проявляться и в том, что один человек хорошо запоминает даты, цифры, другой – имена людей, третий – цвет красок и т.д. Одни люди лучше запоминают наглядно-образный материал, другие – вербальный, словесно-описательный.
Существуют люди, память которых всегда работает безотказно, без срывов, промахов и искажений. В таких случаях, для того, чтобы добиться максимальной полноты воспроизведения, следователю важно сделать правильный выбор времени допроса свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого. Практика показывает, что чем ближе по времени допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого к тому факту, который он освещает, тем больше вероятность полноты и достоверности в его показаниях.
Проводя допрос, следователь работает с психическими следами, сформированными в прошлом. Эти следы не статичны, они изменчивы, подвержены личностной реконструкции, подвергаются «стиранию», испытывают на себе влияние других следов от многочисленных воздействий. Память о прошлом актуализируется в сознании допрашиваемых лиц под влиянием воздействия следователя, системы его вопросов, что также влияет на особенности реконструктивной деятельности этих лиц. Следователь при допросе сталкивается с обилием разрозненной информации. Его задача – систематизировать эту информацию, найти ее ключевые, системообразующие элементы, выдвинуть систему вопросов, восстанавливающих «каркас» расследуемого события, по части события восстановить событие в целом, дать отдельным фрагментам события адекватную интерпретацию.[10]
Гигиена памяти
Существуют весьма эффективные приемы улучшения и развития памяти. Во всех случаях ключом к хорошей работе памяти является организованность и системность в тренировке памяти.
На основании исследований психологов можно сделать вывод, что укрепление памяти связано с воспитанием воли, внимания, наблюдательности, применением осмысленных приемов заучивания. Можно рекомендовать следующие приемы развития памяти:
1) повторение заученного. Необходимо периодически освежать в памяти все, что было усвоено в процессе деятельности (перечитывать и перелистывать источники, продумывать полученную информацию и т.д.);
2) целенаправленные упражнения. Все виды памяти можно развить путем специальных упражнений: а) заучивание цифрового материала; б) заучивание прозы и стихов; в) запоминание образов;
3) тренировка наблюдательности. Для этой цели можно рекомендовать регулярные упражнения по обдумыванию и запоминанию того, что имело место за день, неделю, месяц и т.д.
Общие условия успешного запоминания:
- когда материал интересен для запоминающего,
- когда у запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которой относится заучиваемый материал,
- когда у запоминающего сформирована установка на длительность, полноту и прочность запоминания,
- когда материал осмыслен, предельно ясен, подвергается классификации,
- когда при заучивании материала до 1000 слов (т.е. 3-4 страницы книги обычных размеров), он внимательно прочитан один-два раза с разбивкой его на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных и с подглядыванием повторений,
- когда между отдельным повторениями вводится пауза продолжительностью 24 часа, когда процесс заучивания, разделенный на отрезки по 45-50 минут прерывается паузами отдыха 10-15 минут.[11]
Гигиена памяти.В этом отношении можно рекомендовать следующее:
1) при утомлении нельзя постоянно «взбадривать» себя тонизирующими напитками (чай, кофе, алкоголь). Вред этих «взбадриваний» заключается в том, что, избавляя себя от чувства усталости, человек не снимает утомления, а длительное «взбадривание» приводит к нервным расстройствам;
2) при интенсивной умственной работе (чтение, составление документов, подготовка к важным совещаниям, мероприятиям) целесообразно через 40-45 минут делать небольшие перерывы в работе на 10-12 минут. Необходимы также продуманная организация рабочего дня и полноценный сон;
3) существенное значение для памяти имеет правильное питание не реже трех раз в день при обязательном употреблении жиров и углеводов;[12]
4) чтобы по мере старения не терять способности к нормальной жизнедеятельности, разумно всегда сохранять спокойствие (известно, что память человека слабеет пропорционально росту его беспокойства). Если человек начинает нервничать по поводу кратковременных задержек в работе своей памяти, то он только ухудшает положение. Для компенсации снижения умственной активности нужно обучиться новым стратегиям мышления, облегчающим и ускоряющим извлечение информации из памяти, тогда будет обеспечена ее нормальная работа до глубокой старости (при условии удовлетворительного общего состояния здоровья).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 640 с.
2. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. – СПб.: Питер, 2005. – 320 с.
3. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология (в двух частях). Часть II «Юридическая психология». Учебник. – М.: Юрид.лит., 1996. – 560 с.
4. Розанов С.И. Память в психологии. – Большая Российская Энциклопедия, 2001.
5. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М.: Эксмо, 2005. – 320 с.
[1] Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. – СПб.: Питер, 2005. С. 55.
[2] Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 2001. С. 73.
[3] Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 2001. С. 69.
[4] Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М.: Эксмо, 2005. С. 54.
[5] Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 2001. С. 72.
[6] Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М.: Эксмо, 2005. С. 51.
[7] Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. – СПб.: Питер, 2005. С. 57.
[8] Еникеев М.И. Общая и юридическая психология (в двух частях). Учебник. – М.:Юрид.лит., 1996. С. 289.
[9] Еникеев М.И. Общая и юридическая психология (в двух частях). Учебник. – М.:Юрид.лит., 1996. С. 285.
[10] Еникеев М.И. Общая и юридическая психология (в двух частях). Учебник. – М.:Юрид.лит., 1996. С. 284.
[11] Розанов С.И. «Память в психологии». Большая Российская энциклопедия, 2001.
[12] Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М.: Эксмо, 2005. С. 55.