Формирования репрезентативного списка элементов для «Профориентации».
Пусть требуется сформировать список, состоящий из 20 профессий, наилучшим образом представляющий все существующие профессии.
Если вы начинаете разработку списка с нуля, то вам придется самостоятельно разработать некоторую классификацию. В ней должно быть разумное количество групп объединяющих по какому-либо критерию похожие профессии. Однако наиболее разумным решением здесь будет – воспользо-
ваться какой-нибудь существующей классификацией. Общеизвестной является классификация профессий Е. А. Климова [13]. В ней представлены пять групп - профессии типа: «человек-техника», «человек-человек», «человек-знак», «человек-природа», «человек-художественный образ». Следовательно, в списке должны присутствовать профессии, представляющие все пять групп. Если вам неизвестно процентное распределение профессий по группам, то следует зарезервировать по четыре места внутри каждой группы. Если процентное распределение известно, то следует ориентироваться на него.
Какие профессии выбирать внутри групп? Общее правило такое – они не должны быть похожи между собой и должны представлять (репрезентировать) целые группы других профессий. Здесь также можно воспользоваться классификацией. Например, профессии типа «человек техника» в свою очередь подразделяются на четыре группы по цели труда: преобразовывать, обслуживать, восстанавливать, изучать. Представлять каждую из этих подгрупп должны наиболее известные профессии, например, маляр, водитель, слесарь, осмотрщик вагонов.
Аналогичным образом следует подобрать наиболее представительные профессии четырех других типов. Результирующий список может быть примерно следующим:
Чел. – Техника | Чел. – Человек | Чел. – Природа | Чел. – Знак | Чел. – Худ. обр. |
1.Маляр. 2.Водитель. 3.Слесарь 4.Осмотрщик вагонов | 5. Учитель. 6. Адвокат. 7. Врач. 8. Продавец | 9. Садовник. 10. Ветеринар 11. Агроном. 12. Эколог | 13. Бухгалтер 14. Авиадиспетчер 15. Редактор 16. Ученый-теоретик | 17. Архитектор 18. Дирижер 19. Искусствовед 20. Художник-реставратор |
В этот список можно добавить еще несколько профессий. Например, №21 - идеальная для вас профессия; №22 - ваша профессия в прошлом; №23 - ваша настоящая профессия.
Практический пример 2:
Формирование списка ролевых персонажей для специалиста.
По аналогии с предыдущим примером, всех людей, с которыми сталкивается типичный специалист, надо каким-то образом классифицировать. Для этого следует присмотреться, в какие социальные группы он входит и какова внутренняя структура этих групп. Типичными группами являются семья, друзья, коллеги (рис. 1. П2).
После того, как социальные группы обозначены, производится выявление наиболее значимых персонажей внутри этих групп. Например, если присмотреться к группе «коллеги», то в ней обнаружатся коллеги равные по статусу и не равные; те, которые воспринимаются как хорошие специалисты и - как плохие; начальники, с которыми работать легко и – невыносимо и т. д. Все они могут стать формальными персонажами репертуарного теста. Аналогичным образом выбираются персонажи из числа родственников и друзей. При необходимости количество анализируемых групп можно увеличить.
В этот же список полезно, а для МИСС - необходимо, включить и элементы, представляющие сферу я: Я сам, идеальное Я, Я-воспоминание и другие.
Рисунок 1. П2. Выбор ролевых персонажей должен
осуществляться из значимых социальных групп.
В идеале список ролевых персонажей должен разрабатываться для каждого клиента. Это не означает, однако, что нельзя пользоваться некоторыми стандартными заготовками, в которых при необходимости можно изменить несколько позиций.
Таких заготовок может быть несколько для разных социально-профессиональных групп клиентов - студентов, военных, предпринимателей и т. д. – всех тех, с которыми приходится сталкиваться психологу. Например, общими для всех могут быть ролевые персонажи “Мать” и “Отец”. Но среди других персонажей в списке для студентов обязательно должны присутствовать однокурсники и преподаватели; для предпринимателей - конкуренты и партнеры.
Ролевой список – это средство настройки репертуарного теста. И каждый, кто применяет репертуарный тест в своей работе, должен в полной мере овладеть этим средством. Те результаты, которые будут получены после компьютерной обработки теста, во многом определяются качеством ролевого списка.
Ниже приводятся примеры ролевых списков. Их открывает список, предложенный Дж. Келли.
Список персонажей для Репертуарного теста ролевых
конструктов Дж. Келли.
Обращаясь к этому списку, не следует забывать, что он создан в другой стране и в другое время. Вряд ли такие персонажи как “врач” или “министр” играют существенную роль в жизни среднего россиянина. Они должны быть заменены другими персонажами. Впрочем, разумного и творческого подхода требуют и другие списки.
1. Напишите в первой графе свое имя.
2. Напишите имя вашей матери. Если вы росли с мачехой, напишите ее имя
3. Напишите имя вашего отца. Если вы росли с отчимом, напишите его имя.
4. Напишите имя вашего брата (наиболее близкого вам по возрасту). Если у вас не было брата, напишите имя мальчика, который был вам за брата в подростковом возрасте.
5. Напишите имя вашей сестры (наиболее близкой вам по возрасту). Если у вас не было сестры, напишите имя девочки, примерно одного с вами года рождения, которая была вам вместо сестры в подростковом возрасте.
Начиная с шестого пункта, подставляйте имена знакомых вам людей, но не повторяйтесь, выбирайте каждый раз нового человека.
6. Ваша жена (муж) или, если вы не женаты (не замужем), ваша возлюбленная (возлюбленный).
7. Ваша возлюбленная (возлюбленный), непосредственная предшественница той, которую вы назвали выше.
8. Наиболее близкий в настоящее время друг одного с вами пола.
9. Человек, одного с вами пола, которого вы считали близким другом, но в котором вы разочаровались.
10. Министр, священник или раввин, с которым вы бы хотели поделиться вашими интимными религиозными чувствами.
11. Ваш врач.
12. Ваш сосед в настоящее время, которого вы знаете лучше других.
13. Человек, с которым вы были связаны, но который по каким-то необъяснимым причинам невзлюбил вас.
14. Человек, по отношению к которому вы испытываете чувство жалости или которому вам бы очень хотелось помочь.
15. Человек, в присутствии которого вы испытываете неудобство.
16. Человек, с которым вы недавно познакомились, и которого вам хотелось бы узнать получше.
17. Учитель, который оказал на вас самое сильное влияние, когда вы были подростком.
18. Учитель, чьи взгляды вызывали у вас сильное возражение.
19. Работодатель, управляющий или офицер, под чьим руководством вы пережили тяжелые времена.
20. Самый удачливый человек из всех, кого вы знаете лично.
21. Самый счастливый человек из всех, кого вы знаете лично.
22. Самый высоко нравственный человек из всех, кого вы знаете лично.