Построение средств отображения информации.
Информационная модель должна быть наглядной и в то же время содержательной. Для этого к средствам отображения информации предъявляется ряд требований.
Прежде всего они должны создавать динамичную информационную модель, т.е. информация на средствах отображения должна непрерывно изменяться вслед за изменением обстановки и внешних условий. При этом на СОИ должны отображаться не только текущие значения параметров, но и тенденция их изменения (увеличение, уменьшение, убыстрение и т. д. ).
Последовательность отображения информации должна соответствовать ходу протекания мыслительного процесса.
На средствах отображения следует показывать не только текущую обстановку, но и возможные (рекомендуемые) варианты действий оператора в ней. Иначе говоря, информация на СОИ должна нести в себе "подсказку" оператору o его возможных действиях. Это особенно необходимо при возникновении стрессовых ситуаций.
Поскольку оперативное мышление по своему характеру является аналитико-синтетическим процессом, то это означает, что в нем имеют место как, анализ так и синтез информации. Поэтому на СОИ должно быть обеспечено и частичное (детализированное) и полное отображение обстановки и условий работы.
Укрупнение оперативных единиц мышления повышает его продуктивность. Общая идея, замысел решения обычно вырастают из обобщенного и схематизированного осмысливания ситуации. Наличие деталей здесь может оказаться не только излишним, но и вредным. В то же время при мысленной проверке выдвигаемых гипотез (обратный ход мысли) необходимо учитывать множество деталей. Следовательно, средства отображения должны давать не только обобщенную информацию о текущей обстановке в целом, но и предусматривать возможность ее детализации по желанию оператора.
Можно перечислить несколько общих требований к сигналам, вытекающих из особенностей оперативного мышления :
- достаточная полнота отображения события или состояния объекта управления;
- краткость и чёткость сигнала;
- правильность, т. е. адекватность признаков сигнала характеристикам события или состояниям объекта;
- форма сигнала должна указывать на его связь с другими сигналами.
Следует отметить, что вся система сигналов должна отображать ситуацию таким образом, чтобы оператор имел возможность обозревать её в разных аспектах. Чем больше число различных аспектов оператор может выявить и чем больше эти аспекты отличаются друг от друга, тем легче и быстрее оператор может найти правильное решение.
Целесообразно во всех случаях, где это только возможно, переходить от использования сигналов-символов к сигналам-изображениям, не требующим выполнения дополнительной операции декодирования.
2) Распределение функций между человеком и машиной при принятии решения. Технические устройства могут резко сократить трудоёмкие расчётные операции, придать большую обоснованность принимаемым решениям и тем самым внести в действия оператора большую уверенность. Что же касается возможных способов действия, нахождения замыслов решения задачи, то они остаются в сфере мышления человека, являются продуктом его анализирующей и обобщающей мысли. Решения машины, при всей их точности и большой практической ценности, остаются алгоритмическими и осуществляются на уровне формально-логического мышления. Подлинно человеческое мышление для машин невозможно.
3) Реализации принятого решения, доведения его до исполнителя. Принятое решение только тогда становится реальной программой действия, когда оно правильно и своевременно доведено до исполнителя. В качестве исполнителя могут выступать либо технические устройства, либо другие операторы. В первом случае весьма важным является вопрос выбора типов, формы, взаимного расположения органов управления, во втором - в какой форме принятое решение должно быть доведено до исполнителей : в образной (наглядной) или словесной, в закодированном или незакодированном виде и т. д.
Оперативная информация продуктивнее всего воспринимается и осмысливается в том случае, когда она сообщается в виде определённого сочетания образа и слова. Следовательно, решение до исполнителей лучше всего доводить в образно-словесной форме.