Профессиональные способности менеджера социально-культурной деятельности
Деятельность менеджера социально-культурной деятельности является сложной, многоаспектной и требует в соответствии со своей структурой комплекса способностей. Качество достижений в профессиональной деятельности, быстрота, легкость, прочность освоения способов ее организации и осуществления позволяют говорить о профессиональных способностях личности.
Исследованиями психологов доказано, что способности человека развиваются в процессе жизни. Решающим условием их развития является специально организованная деятельность. Для формирования определенных способностей необходима организация соответствующей деятельности: организаторской — для развития организаторских способностей, педагогической — для развития педагогических способностей и т.д. При этом деятельность должна удовлетворять основным условиям развития способностей: вызывать положительные эмоции, интерес человека, быть творческой; поставленные в ней задачи должны немного превосходить имеющиеся возможности, уже достигнутый уровень выполнения деятельности.
Структура профессиональных способностей менеджера социально-культурной деятельности включает общие и специальные.
Под общими способностями менеджера социально-культурной деятельности понимают индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.
Общие способности — это умственные способности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, гибкость, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления.
Специальные способности — способности к отдельным видам деятельности, их развитие является предметом интенсивного исследования в отечественной психологии.
Специальные и общие способности неразрывно связаны. Развитие общих (умственных) способностей обусловливает развитие специальных, которые, в свою очередь, влияют на умственные способности.
Важнейшими специальными способностями менеджера социально-культурной деятельности являются художественно-творческие, педагогические, организаторские. Последние особенно важны в деятельности менеджера социально-культурной деятельности.
Специфика организаторской деятельности менеджера социально-культурной деятельности определяет структуру организаторских способностей, которая включает "организаторское чутье", эмоционально-волевую воздейственность, склонность к организаторской деятельности.
Выделенные свойства составляют определенную иерархию: на первом месте — "организаторское чутье", на котором базируется эмоционально-волевая воздейственность. "Организаторское чутье" представляет собой своеобразное единство трех способностей: психологической избирательности, практически-психологической направленности ума, психологического такта. При этом психологическая избирательность (способность личности наиболее полно и глубоко отражать психологию организуемой группы, отдельных ее членов, их межличностные отношения) является исходным свойством для практически-психологической направленности ума и психологического такта.
"Организаторское чутье" необходимо менеджера социально-культурной деятельности, который должен понимать психологию людей, их взаимоотношения, обязан понимать состояние каждого сотрудника, уметь поддержать, иногда и "не заметить" ошибки, а когда нужно, призвать к исполнительскому порядку.
Эмоционально-волевая воздейственность — целостное образование, также объединяющее три способности: общественную энергичность (способность организатора заряжать своей энергией организуемых); требовательность (свойство, проявляемое в смелости, с которой он выдвигает задачи, в адекватности и многообразии их форм); критичность (способность обнаружить и выразить значимые для организаторской деятельности отклонения от условий и установленных норм).
Для менеджера социально-культурной деятельности общественная энергичность, умение побудить людей к активности, требовательность и критичность являются важнейшими качествами.
Склонность к организаторской деятельности может быть определена как организаторская направленность личности менеджера социально-культурной деятельности. Это способность к психологической готовности и потребности в организаторской деятельности, удовлетворенность, относительная неутомляемость.