Профессиональные способности менеджера социально-культурной деятельности

Деятельность менеджера социально-культурной деятельности является сложной, многоаспектной и требует в соответствии со своей структу­рой комплекса способностей. Качество достижений в профес­сиональной деятельности, быстрота, легкость, прочность ос­воения способов ее организации и осуществления позволяют говорить о профессиональных способностях личности.

Исследованиями психологов доказано, что способности человека развиваются в процессе жизни. Решающим услови­ем их развития является специально организованная деятель­ность. Для формирования определенных способностей необ­ходима организация соответствующей деятельности: органи­заторской — для развития организаторских способностей, педагогической — для развития педагогических способно­стей и т.д. При этом деятельность должна удовлетворять ос­новным условиям развития способностей: вызывать положительные эмоции, интерес человека, быть творческой; постав­ленные в ней задачи должны немного превосходить имеющиеся возможности, уже достигнутый уровень выполнения дея­тельности.

Структура профессиональных способностей менеджера социально-культурной деятельности включает общие и специальные.

Под общими способностями менеджера социально-культурной деятельности понимают индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.

Общие способности — это умственные спо­собности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, гибкость, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления.

Специальные способности — способности к отдельным видам деятельности, их развитие является предметом интен­сивного исследования в отечественной психологии.

Специальные и общие способности неразрывно связа­ны. Развитие общих (умственных) способностей обусловли­вает развитие специальных, которые, в свою очередь, влияют на умственные способности.

Важнейшими специальными способностями менеджера социально-культурной деятельности являются художественно-творческие, педагогиче­ские, организаторские. Последние особенно важны в дея­тельности менеджера социально-культурной деятельности.

Специфика организаторской деятельности менеджера социально-культурной деятельности определяет структуру организаторских способностей, которая включает "организаторское чутье", эмоционально-волевую воздейственность, склонность к организаторской деятельности.

Выде­ленные свойства составляют определенную иерархию: на первом месте — "организаторское чутье", на котором базиру­ется эмоционально-волевая воздейственность. "Организаторское чутье" представляет собой своеоб­разное единство трех способностей: психологической избира­тельности, практически-психологической направленности ума, психологического такта. При этом психо­логическая избирательность (способность личности наиболее полно и глубоко отражать психологию организуемой группы, отдельных ее членов, их межличностные отношения) являет­ся исходным свойством для практически-психологической направленности ума и психологического такта.

"Организаторское чу­тье" необходимо менеджера социально-культурной деятельности, кото­рый должен понимать психологию людей, их взаимоотноше­ния, обязан понимать состояние каждого сотрудника, уметь поддержать, иногда и "не заметить" ошибки, а когда нужно, призвать к исполнительскому порядку.

Эмоционально-волевая воздейственность — целостное образование, также объединяющее три способности: общест­венную энергичность (способность организатора заряжать своей энергией организуемых); требовательность (свойство, про­являемое в смелости, с которой он выдвигает задачи, в адек­ватности и многообразии их форм); критичность (способ­ность обнаружить и выразить значимые для организаторской деятельности отклонения от условий и установленных норм).

Для менеджера социально-культурной деятельности общественная энергич­ность, умение побудить людей к активности, требователь­ность и критичность являются важнейшими качествами.

Склонность к организаторской деятельности может быть определена как организаторская направленность лично­сти менеджера социально-культурной деятельности. Это способность к психологической готовности и по­требности в организаторской деятельности, удовлетворен­ность, относительная неутомляемость.


Наши рекомендации