Опыт биологического рождения
Современные исследования в области психологии, психотерапии и психиатрии таких видных ученых, как Альфред Адлер, Вильгельм Райх, Отто Ранк, Нандор Фодор, Абрахам Маслоу, Станислав Гроф и других, доказали, что у человека (впрочем, как и у всех млекопитающих) сохраняется бессознательная память о биологическом рождении, которая в дальнейшем определяет его физическое и психическое здоровье, стиль поведения, характер психоэмоциональных реакций и отношение к окружающему миру.
Доказательством того, что в памяти человека сохраняются события биологического рождения, является целый ряд исследований, во время которых было обследовано несколько тысяч пациентов в возрасте от 20 до 60 лет (более 25 000). Эти исследования показали, что события рождения и первых дней и недель жизни запечатляются в памяти человека с фотографической точностью [С. Гроф, 1993]. Во время лечебных психотерапевтических сеансов, целью которых было воспроизведение ситуации родов, пациенты вспоминали и переживали действительные события биологического рождения во всей их сложности. Впоследствии это-подтверждалось объективными свидетельствами. Часто люди до сеанса не знали обстоятельств своего рождения. Во время сеанса им удавалось вспомнить особенности и аномалии утробного положения, детальную механику родов, характер родовспомогательного вмешательства и послеродового ухода. Удивительно то, что описания пациентов в точности соответствовали рассказам их матерей о ходе родов. Обычно явственно вспоминаются переживания, связанные с ягодичным предлежанием и поперечным положением в матке, обвитием пуповиной, применением стимуляции, анестезии и использованием других препаратов, вскрытием плодного пузыря, разными акушерскими приемами, перерезанием пуповины, реанимационными процедурами и т.д. Имеются также наблюдения, свидетельствующие о том, что переживание рождения на психотерапевтических сеансах сопряжено с биологическими изменениями в теле, копирующими ситуацию действительных родов. Примером тому служит низкое кислородное насыщение крови, биохимические признаки стресса и специфические характеристики углеводного обмена, характерные для плода в период родов. Такое комплексное восстановление ситуации рождения, распространяющееся на внутриклеточные процессы и на цепочки биохимических реакций, говорит о ее значимости для всей последующей жизни человека [С. Гроф. «За пределами мозга», 1993].
Содержание воспоминаний о рождении
Современная психология и психиатрия рассматривают процесс родов как ключевой в формировании психики и сознания человека. Бессознательная память о событиях рождения составляет перинатальный уровень и существует в виде отдельных блоков информации, которые формируются на разных этапах родов. Эти динамические информационные структуры называют перинатальными матрицами.
Перинатальные матрицы — это устойчивые структуры, являющиеся базовыми для всех психофизиологических реакций в течение всей последующей жизни индивида. Они предопределяют стереотипы и стиль поведения, способы действий и избирательность к внешним объектам и событиям, а также уровень физического здоровья человека.
Чаще всего в трансперсональной психологии выделяют четыре базовые перинатальные матрицы (БПМ), которые формируются во время беременности и на каждом этапе родов. Первая матрица формируется в конце беременности, вторая — в первом периоде родов во время раскрытия шейки матки, третья — во втором периоде родов при прохождении плода по родовым путям, четвертая — в момент рождения ребенка. Опишем их содержание.
Первая базовая перинатальная матрица (БПМ I) возникает во время благополучного внутриматочного существования плода при обычном положении (продольном, головном) и отражает симбиотическое единство матери и плода. Согласно С. Грофу, БПМ I характеризуется отсутствием границ и препятствий, например океаническое сознание или пребывание в межзвездном пространстве, связью с матерью-Природой в ее лучших проявлениях, например мирные и изобильные картины природы, дающей индивиду пищу, полную безопасность и блаженство (рис.23).
Рис. 23. Райский цветок.Этот рисунок символизирует безмятежное внутриутробное состояние, полную реализацию всех потребностей и устремлений, единство с миром
Вторая базовая перинатальная матрица (БПМ II) формируется в первом периоде родов во время родовых схваток. Она содержит ощущение тревоги и надвигающейся опасности, память о ситуациях, угрожающих выживанию или целостности тела человека, а также о нахождении в замкнутом пространстве (тюрьме, лабиринте), отсутствии выхода. Кроме этого, может воспроизводиться апокалиптическое видение мира, бессмысленность и абсурдность человеческого существования, зловещие цвета, душевные и телесные мучения, тревога, чувство вины и надвигающейся опасности. Телесные страдания бывают связаны с ощущением голода, жажды, тошноты, болей в прямой кишке, мочевом пузыре или в области половых органов (рис.24).
Третья базовая перинатальная матрица (БПМ III) содержит память о втором периоде родов и характеризуется отчаянной борьбой за выживание, сильнейшим механистическим сдавливанием и удушьем, контактом с биологическими продуктами (кровь, кал, слизь и т.п.). Индивид переживает элементы титанической битвы, садомазохистские ситуации и сильное сексуальное возбуждение. Это смесь агрессии и яростной биологической реакции на удушье, боль и тревогу. Здесь ситуация не кажется безнадежной, а сам индивид беспомощным. «Он принимает активное участие в происходящем и чувствует, что страдание имеет определенную направленность и цель» [С. Гроф, 1993] (рис.25).
Рис. 24- Ночной кошмар. Этот рисунок символизирует давящее сжимающее пространство, надвигающуюся угрозу и удушье
Четвертая базовая перинатальная матрица (БПМ IV) связана с моментом непосредственного появления ребенка на свет, предшествующего периоду релаксации. «В этой последней стадии мучительный процесс борьбы за рождение подходит к концу, продвижение по родовому каналу достигает кульминации, и за пиком боли, напряжения и сексуального возбуждения следует внезапное облегчение и релаксация. Ребенок родился и после долгого периода темноты впервые сталкивается с ярким светом дня (или операционной). После пересечения пуповины прекращается телесная связь с матерью, и ребенок вступает в новое существование как анатомически независимый индивид» [С. Гроф, 1993]. Эта матрица содержит опыт смерти-возрождения. Непосредственно перед появлением на свет индивид переживает полное уничтожение на всех мыслимых уровнях — от физической гибели до морального разложения и грехопадения. Немедленно за этим крахом следует видение света ослепительной красоты, чувство духовного освобождения, спасения и искупления грехов. Эти переживания сопровождаются потоком положительных эмоций в отношении себя и существования вообще (рис. 26).