Расстановка: Я последую за тобой
Б.Х.: По-моему, теме данной конференции не будет противоречить, если мы сосредоточимся, прежде всего, на работе с участниками, страдающими смертельными болезнями или склонными к самоубийству.
(Обращаясь к Астрид, сидящей в инвалидном кресле): От какой болезни ты страдаешь?
Астрид: У меня диабет, поэтому мне регулярно проводят диализ, кроме того, мне уже сделали пересадку одной почки.
Б.Х.: Я постараюсь применить все свои знания в работе с тобой, и если ты поможешь мне лучшей половиной своей души и лучшей половиной души своих матери и отца, мы, возможно, найдем то, что поможет тебе. Ты согласна? Хорошо. Начнем с того, что ты расскажешь мне кое-что о ситуации в своей семье. Происходили ли в ней какие-то особенно важные события? Например, ранняя смерть или самоубийство кого-то из ее членов.
Астрид: После меня у моей матери родился еще один, третий ребенок, который умер через три дня после рождения.
Б.Х.: Это важно, так как на подобное событие другие дети в семье очень сильно реагируют. Произошло ли еще что-то, кроме этой смерти?
Астрид: Я заболела диабетом, когда умер от рака мой дедушка. Он жил вместе с нами.
Б.Х.: Он был отцом твоей матери или отца?
Астрид: Моей матери.
Б.Х.: Случилось ли еще что-то особенное в родительской семье твоей матери? Например, чья-то ранняя смерть?
Астрид: Брат моей матери умер во время войны от дифтерии, когда ему было четырнадцать.
Б.Х.: Был ли кто-то из твоих родителей или их родителей замужем или женат, или же имел серьезные отношения с кем-либо до брака?
Астрид: Нет.
Б.Х.: Сейчас мы расставим эту семейную систему с помощью участников нашей группы. Нам нужны исполнители ролей отца и матери. Их первый ребенок был мальчиком или девочкой?
Астрид: Мальчиком.
Б.Х.: А второй ребенок?
Астрид: Это я.
Б.Х.: Твою роль тоже будет играть участница группы. А умерший ребенок?
Астрид: Это была девочка.
Б.Х.: И для нее выберем исполнительницу. Отчего умер этот ребенок?
Астрид: Это осталось невыясненным.
Б.Х.: Что ты имеешь в виду?
Астрид: Мать мне рассказала, что ребенок ничего не ел. Больше я ничего не знаю.
Б.Х.: Значит, она умерла от голода?
Астрид: Это все, что они мне сообщили. А вообще об этом ребенке в нашей семье всегда умалчивали.
Б.Х: Твои родители упрекали друг друга в ее смерти?
Астрид: Они никогда не упоминали этого ребенка.
Рис. 24.1:
О - отец; М - мать; 1 — первый ребенок, сын; 2 — второй ребенок, дочь (Астрид); +3 — третий ребенок, дочь, умершая через три дня после рождения.
Б.Х.: Хорошо. Расставь исполняющих роли членов своей семьи. Ты в состоянии встать и сделать это сама?
Астрид: Да.
Б.Х.: Тебе известно, как это делается?
Астрид: Нет.
Б.Х.: Ты должна взять за плечи каждого и попытаться расставить их по отношению друг к другу, таким образом, и на те места, которые им сейчас, на твой взгляд, соответствуют — до тех пор, пока у тебя не появится впечатление, что констелляция отражает реальное положение. Все это ты должна делать спонтанно, в соответствии со своими чувствами. В конце ты должна еще раз все проконтролировать, и тогда можешь снова сесть.
Б.Х.: Как чувствует себя отец?
Отец: Я словно защемлен между этими двумя и чувствую за спиной какую-то угрозу; это действительно что-то ужасное. Мне очень хочется повернуться и посмотреть туда.
Б.Х.: Как чувствует себя мать?
Мать: Очень многое из того, что находится у меня за спиной, остается для меня непонятным. Это что-то очень массивное.
Б.Х.: Как чувствует себя сын?
Первый ребенок: Я чувствую очень тесную связь с моей сестрой, но родители слишком далеко от меня.
Б.Х. (участнице, играющей роль Астрид): Как чувствует себя старшая дочь?
Второй ребенок: У меня такое впечатление, что мои родители усиленно рассматривают меня. Хорошо, что они так далеко от меня.
Б.Х.: Как чувствует себя умерший ребенок?
Третий ребенок: Я никого не узнаю, и у меня такое впечатление, будто я не принадлежу к этой группе.
Б.Х.: Сейчас я переставлю умершего ребенка так, что все смогут его видеть.
Рис. 24.2
Б.Х.: Что изменилось у родителей?
Отец: Я чувствую себя гораздо свободнее, несмотря на то, что нахожусь еще слишком близко к жене. Но мне сейчас легче дышать.
Б.Х.: Как чувствует себя мать?
Мать: Я чувствую облегчение.
Второй ребенок: Мне тоже лучше.
(Обе сестры улыбаются друг другу.)
Б.Х.: Что это было?
Второй ребенок: Мне приятно, что и она здесь.
Б.Х. (группе): Сейчас у меня возникают разные впечатления. Первое: мать хотела бы покинуть семью и последовать за своим умершим ребенком. Вторая картина: старшая дочь пытается это предотвратить собственным уходом. И третья картина: старшая дочь тоже хочет последовать за своей умершей сестрой. Вы, конечно, заметили, как они понимают и любят друг друга?
(Сестры снова улыбаются друг другу.)
Б.Х.: Видите? Они не могут этого скрыть!
(Смех в группе.)
Б.Х: Я вижу, что вы это тоже заметили. Сейчас я поставлю мать рядом с отцом.
Рис. 24.3
Б.Х.: Как вы себя сейчас чувствуете?
Отец: Меня тянет вправо.
Б.Х: Возможно, что отец хочет уйти. То, что находится вне системы, тянет его из нее. Встань рядом с умершей дочерью и скажи мне, как ты себя там чувствуешь.
Отец: Мне здесь хорошо.
Б.Х. (Астрид): Что особенного случилось в родительской семье твоего отца?
Астрид: Его младший брат умер во время войны от воспаления легких.
Б.Х. (отцу): Встань обратно рядом с женой. А я сейчас добавлю в расстановку твоего умершего младшего брата.
Рис. 24.4:
+БО — брат отца, умерший в возрасте четырнадцати лет.
Б.Х. (отцу): Что для тебя изменилось?
Отец: Сейчас мне хорошо, так как меня больше не тянет вправо.
(Остальные члены семьи не почувствовали никакого изменения.)
Б.Х. (группе): По-моему, отец внутренне говорит этому умершему брату: «Я последую за тобой!»
А как чувствует себя сейчас мать?
Мать: Мне все же кажется, что что-то изменилось, когда сюда пришел его брат. Прежде, когда я стояла рядом с мужем, у меня было впечатление, что чего-то не хватает. Сейчас эта ситуация изменилась. Но его брат не должен стоять слишком близко.
Б.Х.: Конечно. Ведь иначе жена потеряет мужа.
(К Астрид): Тебе хочется сейчас встать на свое место в расстановке? Как назвали твою умершую сестру?
Астрид: Мария.
Б.Х: Посмотри на нее и скажи: «Дорогая Мария!»
Астрид: Дорогая Мария!
Б.Х: Повтори еще раз.
Астрид: Дорогая Мария!
(Длинная пауза.)
Б.Х: Скажи ей: «Я последую за тобой!»
Астрид: Я последую за тобой!
Б.Х.: «С любовью!»
Астрид: С любовью!
Б.Х: Повтори еще раз!
Астрид: Я последую за тобой с любовью!
Б.Х: Это правда?
Астрид: Да.
Б.Х.: Как чувствует себя при этом умершая сестра?
Третий ребенок: Не совсем хорошо.
Б.Х.: Я так и думал.
Третий ребенок: Она мне не нужна.
Б.Х. (группе): Здесь приходит конец иллюзиям пациентки.
(К Астрид): Сейчас я отниму у тебя сестру и поведу ее туда, где ее настоящее место.
(Участнице, играющей роль умершей сестры): Сядь на пол перед обоими родителями и прислонись к ним спиной.
Рис. 24.5
Б.Х. (участникам, играющим роли родителей): Положите нежно одну руку ей на голову. Одновременно!
Как чувствует себя сейчас ребенок?
Третий ребенок: Мне лучше.
Б.Х.: Как чувствуют себя родители?
(Оба улыбаются друг другу и кивают, показывая, что у них сейчас все хорошо.)
Б.Х. (Астрид): Скажи своей сестре: «Дорогая Мария!»
Астрид: Дорогая Мария!
Б.Х.: «Вот твое место».
Астрид: Вот твое место.
Б.Х.: «А я останусь здесь». Открой глаза.
Астрид: А я останусь здесь.
(Длинная пауза.)
Б.Х.: Дыши глубоко! Посмотри на мать и скажи ей... Как ты ее называла в детстве?
Астрид: Мама.
Б.Х.: Скажи ей: «Дорогая мама!»
Астрид: Дорогая мама!
Б.Х.: «Я остаюсь здесь».
Астрид: Я остаюсь здесь. (Она взволнована и начинает плакать.)
Б.Х.: Это хорошо. Посмотри на нее и скажи с любовью: «Дорогая мама!»
(Астрид медлит.)
Астрид: Дорогая мама! (Всхлипывает.)
Б.Х.: «Я остаюсь здесь».
Астрид: Я... Я... Я...
Б.Х.: «Я остаюсь здесь».
Астрид: Я остаюсь здесь.
Б.Х.: Повтори эту фразу ровным голосом: «Дорогая мама!»
Астрид: Дорогая мама, я остаюсь здесь.
Б.Х.: Посмотри сейчас на отца! Как ты его называла?
Астрид: Папа.
Б.Х.: Скажи: «Дорогой папа!»
Астрид: Дорогой папа!
Б.Х.: «Я остаюсь здесь».
Астрид: Я остаюсь здесь.
Б.Х.: Тебе легче сказать эту фразу отцу. Посмотри еще раз на мать. Сейчас мы вместе подойдем к матери. Встань рядом с ней.
Рис. 24.6
Б.Х.: Посмотри на мать и скажи ей: «Дорогая мама!»
Астрид: Дорогая мама!
Б.Х.: «Я остаюсь здесь».
Астрид: Я остаюсь здесь. (Сейчас ее голос звучит решительно.)
Б.Х.: Да, точно так и нужно произносить эту фразу. Повтори ее еще
Астрид: Дорогая мама, я остаюсь здесь.
Б.Х. (матери): Обними ее. Обеими руками!
(К Астрид): Скажи: «Дорогая мама, я остаюсь здесь».
Астрид (громко): Дорогая мама, я остаюсь здесь.
Б.Х.: Да, точно так! «Дорогая мама, я остаюсь здесь».
Астрид: Дорогая мама, я остаюсь здесь. (Всхлипывает.)
Б.Х.: Дыши глубоко и выдыхай воздух с силой! Вдох и выдох должны быть глубокими!.. Да, точно так. А сейчас повтори снова, спокойным голосом: «Дорогая мама!»
Астрид: Дорогая мама!
Б.Х.: «Я остаюсь здесь».
Астрид: Я остаюсь здесь.
Б.Х. (группе): Она произносит эту фразу спокойно. Только сейчас она сделала это правильно и достигла полной силы высказывания.
(К Астрид): «Дорогая мама, я остаюсь».
Астрид: Дорогая мама, я остаюсь.
Б.Х.: Да, сейчас ты правильно произнесла эту фразу. Но будешь ли ты теперь, и жить в соответствии с ней? Посмотри на мать! Посмотри ей в глаза и скажи: «Я сделаю то, что сказала».
Астрид: Я сделаю то, что сказала.
Б.Х.: Хорошо. Это все.
(Б.Х. помогает Астрид вернуться на свое место. Участница, сидящая рядом с Астрид, обнимает ее одной рукой. Тогда Б.Х. говорит участнице: «Нет, нет. Это может нарушить процессы, протекающие сейчас в ее душе. Она может защитить сама себя лучше, чем кто-либо другой. Твое утешение только отвлечет ее внимание».)
Б.Х. (группе): После такой работы мне надо отдышаться...
Я думаю, мы все видели, какие здесь действуют энергии, ведущие к болезни, а также какая сила необходима для того, чтобы найти переход от болезни к лечению. Та же любовь, что привела к болезни, и избавляет пациентку от нее. Только сейчас цель этой любви другая, хотя любовь остается прежней. Если кому-то из вас хочется что-то добавить или задать какие-то вопросы для уточнения, можете сделать это сейчас.
Один из участников: Не осталось ли чего-то невыясненного в отношении отца? Он ведь тоже хотел последовать за кем-то?
Б.Х.: Важный принцип нашей работы состоит в том, что терапевт не делает больше, чем необходимо пациенту. Астрид не нужно больше того, что мы сделали. В процессе расстановки это стало ясным. Когда я вижу это, я прекращаю сеанс терапии, иначе происходит потеря энергии. При достижении высшей точки работы необходимо остановиться — никакой проработки или дополнительных вопросов, вроде: «Как ты себя сейчас чувствуешь?». Это только лишило бы пациента сил. Ты это понимаешь?
Участник: Да.
Четыре месяца спустя я получил от Астрид следующее письмо:
«... Уже много дней и даже недель я очень хочу сообщить Вам об изменениях в моей жизни, происшедших со дня расстановки моей к семьи. Но все еще остается внутренний страх и внутренний барьер, мешающий мне осуществить эти изменения. Самый очевидный успех моей работы с Вами отразился в непосредственном прерывании целой цепи инфекционных заболеваний почек и мочевыводящих путей, продолжавшихся у меня годами. Для меня это значит гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Эти инфекционные заболевания не только чуть не стоили мне потери пересаженной почки, но и могли бы послужить причиной моего согласия на еще одну сложную и опасную операцию, исход которой был очень сомнительным.
Фраза «Я остаюсь», которую я вначале произносила по отношению к матери с определенным упрямством, принесла мне сейчас освобождающую уверенность в том, что мне все же позволено продолжать жить.
Системно-семейные переплетения, отражающиеся во фразах «Я последую за тобой» и «Лучше я, чем ты» и неоднократно переплетающиеся в моей семье и создавшие в ней сложную сеть связей, растворились в моем сознании и лишились своей силы в отношениях между мной и моей умершей младшей сестрой. Сейчас я обладаю свободой, позволяющей положить конец цепи болезней с их усиливающимися симптомами. Постоянное скрытое желание покончить жизнь самоубийством потеряло свое «заводное устройство» и оправдание в моих глазах...»