Тема 2. История развития социальной поддержки и помощи нуждающимся: эволюция взглядов
Тестовые задания по темам дисциплины
Часть I
Тема 1. Введение
1. Что относится к характеристикам социальной работы:
1) оказание государственного и негосударственного содействия человеку;
2) обеспечения культурного, социального и материального уровня жизни человека;
3) предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц;
4) установление равенства в обществе.
2. Что относится к характеристикам теории социальной работы:
1) это научная дисциплина;
2) это учебная дисциплина;
3) она определяет социальную политику в обществе;
4) является способом рефлексии практики социальной работы.
3. Что в науке понимается под теорией:
1) совокупность умозрительных конструкций;
2) совокупность эмпирических знаний;
3) некоторые идеи, отражающие наши представления;
4) комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления и имеющих практическое подтверждение.
4. Каковы цели теории социальной работы:
1) изучает практический опыт и проблемы социальной работы;
2) осмысливает общее и особенное в теориях;
3) обосновывает различные формы и виды социальной работы;
4) определяет действия политических деятелей по вопросам построения социального государства.
5. Теория социальной работы как учебная дисциплина призвана:
1) сформировать у студентовпредставления о социальной работе как виде научного знания;
2) научить технологиям социальной работы с разными клиентскими группами;
3) дать представление о связи теории с практической социальной работой;
4) познакомить с социальной работой с точки зрения профессиональной деятельности.
6. В результате изучения дисциплины «Теория и практика социальной работы» студенты должны знать:
1) стратегии политического и социального развития страны;
2) категории, закономерности и принципы социальной работы;
3) уровни и функции социальной работы;
4) основные теории и модели социальной работы.
7. Теория социальной работы дает возможность:
1) правильно выявлять взаимосвязи социальной работы с другими дисциплинами;
2) разработки концепций социального развития общества в долгосрочной перспективе;
3) решать проблемы эффективности социальной работы;
4) грамотно выстраивать стратегии и тактики оказания помощи различным группам населения.
Тема 2. История развития социальной поддержки и помощи нуждающимся: эволюция взглядов
8. Исторические корни развития социальной помощи в России уходят в:
1) общинное самоуправление;
2) религиозность, милосердие;
3) традиции упования на помощь государя;
4) тягу к воле, свободомыслие.
9. Какие социальные движения XIX в. повлияли на развитие системы социальной помощи в России:
1) народничество;
2) конфуцианство;
3) славянофильство;
4) западничество.
10. Какие группы проблем дискутировались в социальных теориях конца XIX – начала XX в.в.:
1) возможности создания социального государства;
2) условия формирования и осуществления жизнедеятельности человека;
3) соотношение свободы и социальной обусловленности личности;
4) вопросы социальной справедливости.
11. Когда социальная проблематика стала приоритетной в исследованиях:
________________________________________________________________
12. Какие проблемы рассматривались в социальных исследованиях, проводимых в России во второй половине XIX в.:
1) проблемы стратификационного неравенства;
2) стремление личности к осуществлению своих идеалов;
3) межсекторное взаимодействие в сфере социальной поддержки населения;
4) отношения между личностью и культурой.
13. На кого возлагается ответственность за решение социальных проблем в патерналистской модели социальной политики:
1) на семью;
2) на общину;
3) на государство:
4) на индивида.
14. Взгляды на социальную помощь в Европе и Америке развивались в следующих направлениях:
1) создание и развитие системы преследования и наказания бедных;
2) создание специального законодательства по оказанию помощи бедным;
3) призрение больных и помощь бедным
4) развитие институтов контроля за нравственностью людей в обществе.
15. Что легло в основу формирования государственной системы социальной работы за рубежом:
1) идеи просветителей;
2) экономическая необходимость;
3) волевое решение государственных деятелей;
4) общественные движения.
16. Выделяют следующие исторически сложившиеся подходы к организации социальной работы:
1) косвенный и прямой подходы (методы);
2) прерывный и непрерывный;
3) психологический и социологический;
4) дескриптивный и дистрибутивный.
17. Отличительными чертами благотворительности в России являются:
1) признание ее пользы, прежде всего, для самого благотворителя;
2) почитание ее как деятельности отдельной нравственной личности, а не институциональной обязанности церкви;
3) исключительно светский характер благотворительной помощи нуждающимся;
4) поиск выгоды от благотворительной деятельности.
18. Среди основных периодов отечественной социальной работы выделяют:
1) архаический - до X в.;
2) княжеской и церковно-монастырской поддержки – с X по XIII в.;
3) церковно-государственной помощи – с XIV по вторую половину XVII в.;
4) частного призрения – с XVII по XIX в.в.
19. Институциальные признаки социальной работы:
1) создание правовых условий оказания помощи;
2) создание организационных условий оказания помощи;
3) предоставление профессиональных услуг различным категориям нуждающихся;
4) упразднение института благотворительности.
20. Какие признаки характеризуют государственное призрение:
1) создание социального института заботы государства о нуждающихся категориях граждан;
2) развитие разных форм специальных заведений;
3) создание сети благотворительных организаций;
4) выделение финансовых средств на оказание помощи.
21. К формам «открытого призрения» при Петре I относили:
1) льготные проездные билеты;
2) обеспечение землей и промыслами;
3) пособия по безработице;
4) профсоюзные кассы помощи больным и безработным.
22. Чем характеризовалась отечественная модель социальной политики в советский период:
1) централизация, контроль со стороны партийных и профсоюзных органов;
2) государственная социальная поддержка распространяется по классовой принадлежности;
3) признается принцип индивидуализма;
4) унифицированная социальная и экономическая политика.
- К объективным предпосылкам возникновения профессии «социальный работник» в постперестроечной России относятся:
1) ориентация на цивилизованные страны;
2) решение президента и парламента;
3) традиция патернализма и гарантированной поддержки государства;
4) опасность развала и гибели социалистического государства.