Обсуждение домашнего задания.
Ведущий. Назовите, какиеположительные стороны в новой школьной жизни вы увидели?
5. Упражнение «Прощание с начальной школой»
В ходе выполнения этого упражнения дети вспоминают приятные моменты учебы в начальной школе, свои успехи и достижения.
Ведущий. Сегодня я предлагаю вспомнить все то, что ярко запомнилось вам в начальной школе. Что из прошлого вы, хотели бы "взять с собой", чтобы чувствовать себя уютно и комфортно. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию.
Вспомни свой самый первый день в школе: ты нарядный и красивый, в руках у тебя цветы, на душе радостно и немного тревожно, но зато чувствуешь себя по-настоящему взрослым. Звенит первый звонок. Ты входишь в класс, в котором тебе предстоит учиться 4 года. Что это за кабинет? Вспомни его в мельчайших подробностях. Кругом новые ребята — среди них твои будущие друзья. Вспомни, как ты выбрал себе место за партой, где в классе находилась твоя парта? Вспомни свою первую тетрадь и "Азбуку" и, конечно, первую похвалу, полученную от учителя. Кто был первым другом, кто так часто помогал тебе? Вспомни любую ситуацию успеха за 4 года учебы в начальной школе. Когда ты чувствовал себя уверенно, смело?.. Когда тебе было радостно, интересно? Может, это был какой-то праздник, утренник, или поход, или дело, которое тебе удалось выполнить очень хорошо? А может быть, мама после родительского собрания похвалила тебя за успехи, за отличные оценки. Что ты тогда чувствовал? Вспомнил?
А теперь постепенно возвращайся обратно. Ты снова здесь, в нашем классе. Как только будешь готов, открой глаза...
Кто хочет поделиться с нами своими впечатлениями, тем, что вспомнилось?
Дайте возможность высказаться каждому ребенку.
Ведущий. Запомните чувства успеха и уверенности, радости от учебы, все хорошее, что было в начальной школе, и пусть эти чувства помогают вам учиться в пятом классе.
Предложите ребятам нарисовать, то, что всплыло в памяти.
6. Проведение диагностического исследования по методике А. Прихожан «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы».
Обсуждение итогов занятия
Обязательно обсудите чувства участников группы. Пусть они скажут о том, что им понравилось, что удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие вопросы остались неразрешенными.
8. Домашнее задание.Понаблюдайте за собой: чувствуете ли вы себя увереннее в настоящем, когда вспоминаете ощущение успеха, который вы пережили в прошлом.
Ритуал прощания.
Занятие № 3. Мои переживания в школе
Цель:выявление причин, вызывающих неудовлетворенность школьной жизнью, определение уровень школьной тревожности
Задачи:
1.помочь учащимся осознать свои чувства, страхи в школьной жизни
2.помочь найти способы их преодоления
3.способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в классе
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие
2. Упражнение «Чего я боюсь?»
Развесьте таблички с ответами «да», «нет», «иногда» на разные стены комнаты. Предложите детям послушать утверждения, которые вы будете читать, подумать, выбрать ответ и встать рядом с нужной табличкой.
Прочитайте следующие утверждения:
- Я волнуюсь по поводу своей учебы.
- Я сильно нервничаю перед контрольной работой и во время ее выполнения.
- У меня часто болит голова или живот.
- Мне трудно сосредоточиться.
- Мне трудно принимать решения.
- Иногда мне немного страшно знакомиться с новыми людьми.
- Я чувствую, что на меня давят другие люди.
- Ночью я не всегда отдыхаю хорошо.
- Думаю, я слишком много волнуюсь.
- Взрослые слишком многого от меня ждут.
- Я боюсь ошибаться и проигрывать.
Спросите детей, похожи ли их проблемы. Многие ли отвечали на вопросы одинаково?
Ведущий. Человеку свойственно тревожиться в ситуациях, когда есть какая-то неопределенность, например, неожиданная контрольная работа, или вы. не выполнили домашнее задание и не знаете, как к этому отнесется учитель.
Вы можете начать переживать неудачу заранее, еще даже не отдавая себе отчета в том, что вас конкретно беспокоит. Бывают ли у вас такие ситуации, что вы выучили стихотворение, но боитесь, что не сможете рассказать его без ошибки? Вспомните такие случаи.
Волноваться перед контрольной работой или перед ответом у доски — это нормально. Волнение помогает нам собраться, лучше вспомнить материал, но только в том случае, если оно не очень сильное. Если же мы слишком тревожимся, то, наоборот, иногда забываем даже то, что знаем хорошо. Можно научиться справляться со своим страхом, стоит только захотеть. Для этого надо научиться верить в свои силы и не бояться делать ошибки».
3. Методика Филлипса «Определение уровня школьной тревожности»
4. Упражнение «Рисуем слово»
Это необычное упражнение помогает ослабить негативные эмоции и тревогу детей.
Ведущий. Иногда одно имя, без реального присутствия человека, или название предмета, которого мы боимся, может вызвать страх. При словах МАТЕМАТИКА и УЧИТЕЛЬ у некоторых школьников даже дома опускаются руки, и портится настроение. Таким образом, слово, произнесенное вслух или про себя, вновь и вновь воскрешает переживания прошлого опыта. Одно и то же слово может вызывать у разных людей разные чувства.
Например, я произношу слово "КОНТРОЛЬНАЯ". Все реагируют на него по-разному:
Дима расцветает, приободряется, радуется, что точно знает тему и уверен в отличной оценке, а Кирюша готов уже что-то придумать, чтобы школу прогулять, и грустно ему, и стыдно, и тоскливо, и вспоминается, как огорчалась мама из-за очередной его двойки.
Что это слово значит для тебя? Какие чувства и воспоминания приходят?
Какие возникают ассоциации?
Представь себе это слово, написанным на листе бумаги. Как оно выглядит?
Как звучит слово "КОНТРОЛЬНАЯ"? (Пусть каждый ребенок коротко ответит на эти вопросы.)
Сегодня мы, как волшебники, научимся заряжать слова волшебной силой, превращать их в «магические», менять свое отношение к ним. Итак, начнем.
1. Предлагаю для начала определить проблему, которая вас тревожит.
2. Теперь составьте список слов, относящихся к данной проблеме.
Продолжите предложение: "Стоит мне услышать слово ..., и я начинаю волноваться"
Какое это слово для вас? Какое слово заставляет вас волноваться сильнее всего?
3. Каждый из вас будет работать со своим словом. Пожалуйста, закройте глаза и вообразите, что это слово написано на бумаге...
Как оно выглядит? Оно напечатано или написано от руки? Какие по размеру буквы? Они цветные? Обращайте внимание только на те представления, которые возникают у вас легко, будто сами по себе. Ваше слово может навеять впечатления, о которых я вас не спрошу. Обращайте внимание и на них тоже».
Задавая детям вопросы, придерживайтесь следующего порядка:
Анализ структуры слова.
Зрительные особенности
Способ написания слова:
- печатные буквы или рукописные;
- если печатные — только заглавные или и заглавные, и строчные;
- если рукописные — собственный почерк или кого-то другого (если другого, то чей);
- если почерк собственный — нынешний или «более ранний» (например, как в первом классе).
Характер изображения букв:
- изображены в цвете;
- сделаны из чего-либо (например, высечены из камня; с подсветкой; выведены кремом на торте и т.д.).
Величина букв:
- большие (как, например, на рекламном щите) или маленькие (как в книге).
Цвет букв:
- цветные или черно-белые; если цветные, то каким цветом написаны.
Фон:
- светлый; темный; цветной.
Особенности формы:
- буквы острые; округлые; жирные; «каракули» и т.д.
Особенности начертания:
- прямое; наклонное; несимметричное (то так, то эдак) и т.д.;
- нестандартные буквы — например, одна из букв слишком большая (кривая) и т.д.
Где размещены (относится к представлению);
- надо мной; передо мной; подо мной; сбоку от меня.
Звуковые особенности
Чей голос произносит слово:
- мой собственный;
- голос женщины; мужчины; ребенка; чей конкретно;
- несколько голосов;
Громкость:
- громко; тихо.
Высота тона:
- высокий, средний или низкий.
Акустические особенности:
- например, эффект «эха».
Темп:
- быстро; медленно.
Мелодия слов:
- раскатисто; монотонно; напевно.
Как произносится слово:
- негативно: жалобно, угрожающе, по-военному, тревожно;
- позитивно: дружески, ободряюще, воодушевляюще, радостно, многообещающе и т.д.
Источники звука в пространстве:
- слово звучит сзади; спереди; сверху;
- стереоэффект.
Другие особенности
Материал, из которого сделано слово:
- мягкий или твердый;
- колющийся или гладкий;
- теплый или холодный;
- легкий или тяжелый;
- какая поверхность?
Запах:
- ассоциируется ли изображение с запахом? Какой это запах?
Вкус:
- ассоциируется ли изображение со вкусом? Какой это вкус?
Ведущий. Представили? Если вы хотите научиться спокойно и уверенно реагировать на мысли о каком-то событии, то уже само СЛОВО, обозначающее это событие, должно вызывать у вас чувство уверенности и спокойствия. Я хотела бы сделать так, чтобы это слово вызывало у вас хорошее настроение.
Итак, теперь давайте мысленно изобразим СЛОВО по-другому, чтобы оно стало для нас приятным, привлекательным.
- Как должно быть написано СЛОВО?
- Как должно оно звучать?
- Как вы. должны его ощущать?
- Какие другие особенности имеются у этого слова?
- Приукрасьте ваше СЛОВО, пусть оно станет "безобидным" .
- А сейчас возьмите карандаши, маркеры, гуашь и нарисуйте, как преображается «СЛОВО».
После окончания работы дети показывают свои рисунки, делятся впечатлениями.
Обсуждение итогов занятия
Все участники высказываются о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие чувства испытывали, какие вопросы остались неразрешенными.
Домашнее задание
Ежедневно превращайте СЛОВО, с которым работали в классе (или другое), в магическое.
Проследите, изменились ли в результате «колдовства» чувства, связанные с этим словом, в лучшую сторону.
Ритуал прощания