Неумение добиваться успехов в мире

Гефеста сбросили с Олимпа, который является символом высот власти. И потом, посещая Олимп, он, очевидно, оставался чужаком среди богатых красавцев, населяющих вершину. Точно так же обстоят дела у мужчины-Гефеста. Образ Гефеста в кузне наводит на мысль о сталеваре, стеклодуве или кузнеце у горна: аристократ из рабочего класса, не обладающий авторитетом в мире, где правят бизнесмены. В обществе не очень чтят мужчин, которые работают руками, а не головой, – как искусных ремесленников, так и неквалифицированных работяг. Вершина Олимпа населена мужчинами, которые ничего осязаемого не делают: они только заключают сделки и вкладывают деньги.

Гнев переполняет многих Гефестов с юности, когда они понимают, что "никем не станут". Такой же гнев может объять мужчину, когда он осознает, что желанная женщина не удостоит его даже взглядом только потому, что он принадлежит к рабочему классу, или когда он понимает, что не может дать своему ребенку что-то необходимое лишь потому, что это ему не по карману. Если такому мужчине не удается найти любимую работу и если он всегда только подавляет свой гнев (что характерно для Гефеста), он может впасть в депрессию и с головой погрузиться в горькие размышления. В этом он отличается от Посейдона и Ареса, которые в подобных обстоятельствах взрываются, выплескивая гнев на других.

Шутовство: проблемы низкой самооценки и чувства собственной неполноценности

Вне кузни бог Гефест превращался в шута. Боги Олимпа покатывались со смеху при виде Гефеста, неуклюже ковыляющего по роскошному залу дворца и наливающего им всем нектар из огромной чаши. Когда Гефест поймал Афродиту с Аресом в незримую сеть и позвал богов стать свидетелями измены, они тоже только потешались над ним, вместо того чтобы возмутиться.

Филипп Слэйтер, автор книги "Величие Геры", представляющей собой психологическую интерпретацию греческой мифологии и греческой семьи, полагает, что своей клоунадой Гефест "отрекается от мужественности":

Гефест передает интерперсональное послание: "Вам нечего меня бояться, во мне нет ничего такого, что могло бы пробудить в вас зависть или возмущение. Я просто бедный хромой клоун, и вы можете смеяться надо мной, сколько угодно"6.

Мужчина-Гефест, который воплощает в жизнь этот образ, обычно становится клоуном ненамеренно. "Идущий не в ногу со временем" интроверт, он постоянно делает что-то нелепое, вызывая у окружающих смех или пренебрежение. Это именно тот мальчишка, чья одежда становится предметом насмешек всего класса. Он никогда не знает, что сказать красивой девочке, а когда все-таки что-то говорит, эти слова становятся причиной всеобщего веселья, и потом их еще долго цитируют. Он преувеличенно реагирует на провокации, после чего его безжалостно изводят. Возможно, он скоро выясняет, что попытки "сохранить лицо" ведут лишь к еще большему унижению, а клоунада помогает сгладить ситуацию. Когда в южных штатах чернокожих называли "ниггерами" и, случалось, линчевали, некоторые черные спасались от издевательств, превращаясь в скромного хромого старину "Гефа". Мужчина-Гефест, ведущий себя подобным образом, часто психологически находится в таком же положении, – он чувствует себя всеми отвергнутым одиночкой, за которого никто не вступится.

Но такой способ решения проблем обычно ведет к саморазрушению. Каждый случай самоуничижения влечет за собой падение самоуважения и уважения со стороны других. К тому же всегда находится человек, которому просто нравится унижать людей, и начинает докучать Гефесту.

Некоторые мужчины-Гефесты поступают более тонко, надевая маску, или "публичную личину", дружелюбия – этакий "мистер Добродушие". А под маской скрывается гнев или депрессия, обусловленная тем, что он отвергнут родителями. Наиболее распространенный пример тут находит параллели во взаимоотношениях Гефеста с Герой и Зевсом: он не знает отцовской заботы, поскольку его отец эмоционально закрыт или вообще отсутствует в семье, и не знает материнского тепла, поскольку его мать – самовлюбленная эгоцентричная женщина.

Гнев, обращенный внутрь, – проблема депрессии

Депрессия может быть серьезной хронической проблемой мужчины-Гефеста, чья интровертная природа чаще подталкивает его к подавлению обиды и гнева, чем к открытому проявлению этих чувств. Отторжение и неприятие со стороны окружающих, неспособность добиться успеха в жизни (типичные проблемы этого образа), очевидно, могут служить поводом для гнева и огорчений: у человека есть все причины прийти в ярость, но он сдерживается. Когда человек подавляет эти чувства и направляет их внутрь, возникает депрессия.

Вредные привычки

Мужчина-Гефест может использовать алкоголь, чтобы притупить свои чувства и меньше переживать. Кроме того, алкоголь вселяет в него добродушие и облегчает общение. Многие мужчины из рабочего класса, которые много работают физически и скрывают свои тонкие чувства в силу индивидуальных склонностей и культурных требований, специально напиваются, когда им приходится пройти через какие-нибудь особенно болезненные переживания. Обильная выпивка, сопровождающаяся похмельем, позволяет притупить душевную боль и одновременно пройти через физические страдания. Кроме того, считается, что это по-мужски: уйти на недельку в запой, чтобы оправиться от душевного потрясения.

Вечерняя выпивка после работы, чтобы притупить душевную боль, которой человек не склонен ни с кем делиться и которую не склонен проявлять, служит как эмоциональный анальгетик. Алкоголь, используемый в данном случае в качестве лекарства, может сам по себе превратиться в проблему. Некоторые мужчины точно так же используют телевизор: часами сидят перед экраном, чтобы притупить свои чувства и уклониться от полноценного общения.

Наши рекомендации