Пространственные способности
Перцептивные способности |
Память
врожденные задатки развитые способности
I. <<•* i-хема 19.2. Виды иуровни развитияспособностей
Персоналии |
J
Франц Галль(1758 - 1828) - немецкий врач. Создал френологию как учение о локализации в различных извилинах больших полушарий головного мозга человека егопсихических свойств.
Борис Михайлович Теплое(1896 -1965) - советский психолог. Разработал психологическую концепцию способностей. Создал исследовательскую программу по изучению физиологических основ индивидуально-психологических различий человека, которая способствовала созданию нового междисциплинарного направления - дифференциалыюй психофизиологии.
ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ
ОБЩИЕ |
СПЕЦИАЛЬНЫЕ
I |
УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ
п/ирГнность
ТАЛАНТ
ГЕНИАЛЬНОСТЬ
I |
Тема 20. Мотивация
Потребность- состояние индивида, создаваемое
испытываемой им чуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.
_Мотив— побуждающий и определяющий выбор
направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется.
Мошнация - побуждения, вызывающие активность
организма и определяющие ее направленность.
@ Направленность личности- совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.
fctj Интерес- форма проявления познавательной потребности,
ооеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.
(ytj Склонности— избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься, и характеризующаяся по сравнению с интересом более устойчивым характером.
Убеждение- осознанная потребность личности,
побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.
фО Идеал— образец, нечто совершенное, высшая ступень устремлений человека.
@ Диспозиция- готовность, предрасположенность личности к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности. К ним относят установки, аттитюды, ценностные ориентации, стереотипы, нормы, традиции.
(yi) Установка— готовность, предрасположенность субъекта,
возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.
Аттитюд (социальная установка)- предрасположенность
личности воспринимать, переживать и действовать в отношении определенных социальных объектов (ситуаций взаимодействия, других людей и т.д.), сложившаяся в результате неоднократного повторения удовлетворения потребностей в одинаковых условиях.
11-1 ..оналии
Виктор Эмиль Франкл(р. 1905) - австрийский психолог. Автор концепции логотсрапии, согласно которой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Выделял три измерения человека: биологическое, психологическое и духовное. Именно в последнем локализованы смыслы и ценности, играющие определяющую рольв детерминации повеления.
Абрахам Харольд Маслоу(1908 - 1970) -американский психолог. Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его высших проявлений (любви, творчества и др.). Создал иерархическую модель мотивации, в соответствии с ко юрой высшие потребности могут направлять поведение им итнда лишь в той мере, в какой удовлетворены его низшие пофебности.
Блок-схема 20.1. Виды потребностей
OPI АНИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ |
ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ |
■ ОЦИАЛЬНЫЕ ИмИ'И.НОСТИ |
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
Блок-схема 20.2. Иерархия потребностей по А. Маслоу
па 20.4. Дисптиционная концепция регуляции ■ ••циального поведения личности (по В.А. Ядову)
РЯД
НИ1ЧПНО-еттй
ИЕРАРХИЯ ДИСПОЗИЦИЙ
УРОВНИ УСЛОВИЙ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
МОСТИвклю-I в социаль- .||«ЛуВ1ШР0- нмысле |
Жизнедеятельность в целом |
Поведение |
САМОРЕЛ- \ \ ЛИЗАЦИИ
ПОТРЕБНОСТИ В УВАЖЕ НИИ (шап*,т~, при лв»Нкомлетеншостм)
ПОТРЕБНОСТИ В ПРИВЯЗАННОСТЯХ ЛЮБВИ, В ПРИЧАСТНОСТИ К ГРУППЕ
ПОТРЕБНОСТИ В БЕЗОПАСНОСТИ (физической и психологической)
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ (■ пище, питье, кислороде)
Блок-схема 20.3. Мотивы в структуре деятельности
■или ак-i т.таких 1— 'я* рабо-i 4W- **♦**
-зг
Направленность личности
Различные сферы социальной деятельности (труд, досуг, семья)
<
£
Мотивы -
побуждение деятельности человека
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
— активность, направленная на удовлетворение потребностей
ДЕЙСТВИЯ
— относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненные общему мотиву
ЦЕЛИ -то, на что направлена непосредственно деятельность
»по
■
И яна'гиир П РВДЯЛУ
•Him
Социальные установки
Групповое общение
<
Предметные ситуации
Поступки
—"
\
< |
ОПЕРАЦИИ
— частные акты действия
Установки
N
Простейшие поведенческие акты
72
7!
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 С
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев: Наук, думка, 1989. -197 с.
3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-мстод. материалы к курсу «Общая психологи»: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1986. - 272 с.
4. ГиппенрейтерЮ.Б. Введение в психологию.—М.:ЧеРо, 1996.—336 с.
5. ГодфруаЖ. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. -М.:Мир, 1996.
6. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.- 192 с.
7. Марцинковская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996. - 320 с.
8. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1977.-527 с.
9. Немов Р.С. Психология, учеб. для студентов высш. пед. Учеб. Заведений, В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576 с.
10. Общая психология: Курс лекций для первой ступени
педагогического образования / Сост. ЕЛ. Рогов. - М: ВЛАДОС, 1995. -448с.
П. Петровский А.В. Введение в психологию. — Москва: Издательский центр «Академия», 1995. — 496 с.
12. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: ВЛАДОС, 1996. — 529 с.
14. Саморегуляция и прогнозирование социального повеления личности. — Л.: Наука, 1979. — 264 с.
15. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1997. - 736 с.
16. Myers D.G. Psychology. New York: Worth Publishers, Inc. 1989.-623 p.
|
Справочное издание
Дыгун Михаил Александрович
ОПОРЫ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ:
основные понятия, персоналии, блок-схемы
Редактор С. Н. Жеребцов
Художник Т. Н. Кулеш
Компьютерная верстка Е. П. Дыгун
Корректор И. Л. Гречанникова
Сдано в набор 21.12.2000. Подписано в печать 22.11.2001.
Формат 60x84/16. Бумага офсетная № I.
Гарнитура "Тайме". Печать трафаретная.
Усл. печ. л. 4,4. Уч.-изд. л. 1,5.
Доп. тираж 1000 экз. Заказ 1183.
Налоговая льгота — Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 007-98, ч. 1; 22.11.20.600. Издательский Дом "Белый Ветер" Лицензия ЛВ № 20 от 30.07.1997. 247760, Мозырь, Советская, 198.
Отпечатано в Издательском Доме "Белый Ветер"
Лицензия ЛП № 329 от 04.01.99.
247760, Мозырь, Советская, 198
Тел./факс (02351) 2-51 -03,4-36-52.
e-mail: [email protected]