Своеобразие общения ребенка со сверстниками в дошкольном детстве.
Значение общения со сверстниками для психического развития ребенка. Развитие форм общения со сверстниками: непосредственно-эмоциональная, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая. Содержание потребности в общении. Ведущие мотивы общения. Средства общения. Влияние группы детского сада на развитие психики ребенка. Причины трудностей и конфликтов во взаимоотношениях детей, пути их коррекции и совершенствования.
ОРГАНИЗАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЙ БЛОК
· вид занятия семинар;
· форма: коллективная индивидуальная;
· форма взаимодействия с преподавателем: очная, дистанционная
· задания: составление таблицы, письменная работа, анализ конкретных ситуаций
Задание 1 Составление таблицы.
Заполните две таблицы по одной и той же форме:
1. Схема развития форм общения ребенка со взрослыми (от 2 мес. до 7 лет);
2. Схема развития форм общения ребенка со сверстниками (от … до 7 лет).
Формы общения | Параметры форм общения | |||||
Дата проявления | С кем и где общается ребенок | Вид потребности | Ведущий мотив общения | Средство общения | Продукты общения | |
Требования к выполнению задания:
1. Отражены в полном объеме и представлены в таблице характеристики развития форм общения ребенка со взрослыми и со сверстниками.
2. Презентабельность и культура оформления работы.
3. Отсутствие грамматических ошибок.
Задание 2
Анализ конкретных ситуаций. Обоснуйте Ваши предложения, связанные с решением предложенных ситуаций.
Требования к выполнению задания:
1.Активность участия в обсуждении.
2. Доказательность, аргументированность суждений.
3. Умение связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.
4.Логика изложения.
5. Наличие примеров.
Задание 3.
Назовите функции и роль в психологическом развитии ребенка общения и игры (можно в виде таблицы) – не менее трех пунктов.
Функции | Роль в психологическом развитии ребенка | |
Сюжетно-ролевая игра | ||
Общение со взрослым | ||
Общение со сверстником |
Самостоятельная работа:
1. Обратитесь к публикациям за последние 5 лет в психологических журналах ("Вопросы психологии", "Практическая психология в образовании", «Психолог в детском саду», «Журнал практического психолога», «Прикладная психология и психоанализ», «Психологическая наука и образование») и психолого-педагогических ("Дошкольное воспитание", "Дошкольная педагогика", «Обруч»), к материалам последних конференций, посвященных вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Отследите, какие проблемы, связанные развитием общения ребенка со взрослыми и сверстниками обсуждаются наиболее интенсивно. Составьте список статей (не менее 6-8 наименований) с краткой аннотацией к каждой из них.
2. На основе изученных статей сформулируйте (или найдите готовые) рекомендации для педагогов, направленные на коррекцию и/или оптимизацию общения дошкольников со своими сверстниками (не менее 5).
3. Перечислите причины трудностей и конфликтов во взаимоотношениях в игре детей, предложите пути их профилактики и коррекции.
Рекомендации:
Необходимо подобрать психолого-педагогические работы, согласно обозначенной проблеме, составить их перечень и в краткой форме изложить содержание каждой из них.
Рекомендуемые информационные источники:
1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. Ч. 1: От рождения до поступления в школу. - М., 2008.
2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. Ч. 2: От рождения до поступления в школу. - М., 2008.
3. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М., 2010.
4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития. – М., 2008.
5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 2010.
6. Смирнова Е. О. Детская психология. – СПБ., 2009.
7. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М., 2008.
КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК
· вид аттестации: устный, письменный отчет
· форма выполнения контроля: индивидуальная, дистанционная
· критерии оценки выполнения задания:
1. Работа на занятии:
Критерии оценки выполнения заданий | Баллы | Срок | Форма контроля |
Задание 1 В таблице заполнены все графы; представлено подробное описание необходимых характеристик развития форм общения ребенка со взрослыми и со сверстниками. | В ходе занятия | индивидуальная, | |
Задание 2 - Соответствие требованиям выполнения задания. | 2 | В ходе занятия | индивидуальная, |
Задание 3. Развернутый устный ответ, в котором высказана и обоснована собственная точка зрения; активное участие в дискуссии. | 2 |
2.Самостоятельная работа:
Критерии оценки выполнения заданий | Баллы | Форма контроля |
Соответствие работы требованиям к выполнению задания. | индивидуальная |
I-10
Тема 10: «Особенности развития внимания, восприятия, памяти у дошкольников» (4 часа).
Компетенции:
Умение характеризовать познавательную сферу ребенка дошкольного возраста, различать этапы развития познавательных процессов.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Развитие познавательных процессов у дошкольников. Развитие восприятия, включение мышления в форме анализа и синтеза сенсорной информации в процесс восприятия. Переход от внешних действий к внутренним, умственным. Сенсорные эталоны и их роль в развитии восприятия ребенка. Совершенствование внимания, переход от непроизвольного внимания к произвольному под влиянием речи.