Бланк для записи отобранных претендентов

Должность Тип должности Претендент Тип претендента
Бухгалтер KB    
Начальник отдела ТР    
Дизайнер ЗГ    
Пресс-секретарь КР    

Обозначения. KB — квадрат; ТР — треугольник; ЗГ — зигзаг; КР — круг.

2. Начертить на доске таблицу, необходимую для подведения ито­гов игры (табл. 10.6).

3. Предложить студентам начертить в тетради таблицу, необходи­мую для проведения теста (табл. 10.2).

Таблица 10.2

Таблица для самотестирования

  А В В г Д
         
         
         
         
         
Итого:          

4. Составить тест для определения психологического типа лично­сти. В тесте рассматриваются пять типов (зашифрованные буква­ми А, Б, В, Г, Д) и пять характеристик личности:

* внешний вид (1-я строка в табл. 10.2);

* речь (2-я строка);

* движения (3-я строка);

* работа (4-я строка);

* психология(5-я строка).

При проведении теста следует учитывать следующее:

• По каждой характеристике студенту предлагается пять вари­антов (А, Б, В, Г, Д), среди которых он должен выбрать наибо­лее подходящий для себя. В соответствующем столбце табли­цы ставится единица, остальные элементы строки заполняются нулями.

Пример. Студент Петров считает, что характеристика его внеш­него вида: «меняющийся, не в тон ситуации» — больше подходит для него. Тогда он ставит единицу в столбце «Б» первой строки («Внешний вид»), остальные ячейки строки заполняет нулями.

• Для получения результатов теста необходимо сложить элементы всех пяти столбцов таблицы. Столбец с наибольшей суммой отве­чает доминирующему типу личности, а столбец со следующей по величине суммой — дополнительному (скрытому) типу.

• Вопросы по первой характеристике («Внешний вид») юношам и девушкам задают раздельно. Остальные вопросы — общие для всех.

Вопросы теста

Внешний вид

Мужчины

А — опрятен, коротко подстрижен, чисто выбрит.

Б — меняющийся, не в тон ситуации.

В — модный, соответствует ситуации.

Г — растрепанный, иногда демонстративный.

Д — неофициальный, небрежный.

Женщины

А — сдержанный, неяркий, опрятный.

Б — меняющийся, небрежный, не в тон ситуации.

В — модный, элегантный, ухоженный.

Г — разнообразный, небрежный, экстравагантный.

Д — неофициальный, неизысканный, женственный.

Речь

А — логичная, обстоятельная, медленная, с речевыми штампами.

Б — неуверенная, эмоциональная, быстрая, со словами-паразитами.

В — логичная, краткая, уверенная, быстрая, с жаргоном и словами-паразитами.

Г — непоследовательная, яркая, эмоциональная, с жаргоном и ост­ротами.

Д — непоследовательная, успокаивающая, плавная, с комплимен­тами.

Движения

А — скованная поза, скупые жесты, медленная походка, бесстраст­ное лицо.

Б — неловкость, отрывистые движения, неуверенная походка.

В — уверенные движения, выразительные жесты, энергичная по­ходка.

Г — оживленная жестикуляция, стремительная походка, живая ми­мика.

Д — расслабленная поза, свободные движения, доброжелательная улыбка.

Работа

А — пунктуальность, трудолюбие, профессиональная эрудиция.

Б — любознательность, избегает конфликтов, не пунктуален.

В — честолюбие, высокая работоспособность, хороший «политик».

Г — энтузиазм, недисциплинированность, отвращение к «бумаж­ной» работе.

Д — плохой «политик», склонность к общественной деятельности, нерешительность.

Психология

А — рациональность, осторожность, терпеливость.

Б — доверчивость, забывчивость, смелость, импульсивность.

В — прагматизм, уверенность в себе, нетерпеливость, смелость.

Г — мечтательность, непосредственность, одержимость.

Д — контактность, щедрость, уступчивость, сентиментальность.

Порядок проведения игры

1. Изложить студентам основы теории С. Деллингер.

2. Объяснить студентам цели и правила игры.

3. Сообщить студентам перечень вакантных должностей и объ­явить, какой психологический тип работника соответствует каж­дой должности (Квадрат, Круг и т. д.).

4. Раздать студентам карточки (см. табл. 10.1). Предложить запи­сать в таблицу на карточке претендента на каждую должность из числа присутствующих студентов (кроме самого студента). Вы­делить на выбор кандидатур и заполнение таблиц 5-10 мин. Не­обходимо обратить внимание студентов на то, что последний столбец таблицы («Тип претендента») не заполняется студентом. Это сделает преподаватель после того, как соберет карточки и подведет итоги психогеометрического теста.

Примечание. Согласия студентов на замещение вакантной долж­ности не требуется. Составляется список возможных лучших претендентов на должность, т. е. ограничений в выборе кандида­тов (помимо психологического соответствия) в данном случае нет.

5. После сбора карточек с фамилиями претендентов проводится тест для определения психологического типа студентов (см. раздел «Подготовка игры»). Подчеркнем, что ко времени проведения те­ста студенты не должны знать, какой буквой (А, Б и т. д.) зашифро­ван тот или иной психологический тип. Это нужно для того, чтобы обеспечить объективность теста, исключив возможность «подгон­ки» данных под желательный психологический тип.

6. После того как студенты заполнят таблицы в тетрадях и,сумми­руют элементы столбцов, необходимо сообщить им, какой тип за­шифрован той или иной буквой: А — Квадрат, Б — Прямоуголь­ник, В — Треугольник, Г - Зигзаг, Д — Круг.

7. После тестирования каждый студент в тетради должен нарисо­вать свой доминирующий знак с вписанным в него дополнитель­ным (скрытым) знаком.

Пример. Итоговая строка таблицы у студента Попова выглядит так: А = О, Б = 3, В = О, Г = 2, Д = 0, поэтому у него следующая психологическая характеристика: Треугольник—Зигзаг, т. е. он является лидером, не лишенным творческих способностей. Его полный знак изображен на рис. 10.2.

Бланк для записи отобранных претендентов - student2.ru

Рис. 10.2. Доминирующий и скрытый типы личности

Примечание. Суммы элементов в двух строках таблицы могут быть равны. В этом случае студенту надо выбрать тип, который, по его мнению, соответствует ему в большей степени.

Пример. Итоговая строка таблицы у студентки Сомовой: А = 2, Б = 1, В = 2, Г = О, Д = 0. Доминирующий знак Сомовой — или Квадрат, или Треугольник. Если она считает себя больше испол­нителем, то ее знак — квадрат со вписанным в него треугольни­ком, если же она считает себя лидером, ее знак — треугольник со вписанным в него квадратом.

8. После того как каждый студент узнал свой психологический тип, преподаватель оценивает качество проведенного студентами от­бора претендентов. Для этого он:

* на доске напротив фамилии каждого студента чертит соответ­ствующий знак;

* в карточках студентов (они лежат на столе преподавателя) за­полняет последний столбец: проставляет в них установленные в результате тестирования знаки претендентов. При этом преподаватель сравнивает знак должности и знак претендента и выставляет студенту количество баллов, равное количеству совпавших знаков.

9. Выставление баллов в этой игре — не завершающий этап. Ин­тересно рассмотреть также три других вопроса, возникающих в ходе игры:

* Как часто каждого студента выбирали претендентом на какую-либо должность (Какова степень востребованности студента)?

* Претендентом на какую должность наиболее часто выбирали каждого студента (Какова оценка психологического типа этого студента другими членами группы)?

* Соответствует ли знак студента знаку той должности, претен­дентом на которую его наиболее часто выбирали (Если не соот­ветствует, — либо теория Деллингер дала сбой, либо студент не дал объективных ответов на вопросы теста о самом себе, либо студенты группы ошибаются в оценке психологического типа этого студента).

Пример игры

1. Исходные данные:

* студентов — 8; » вакансий — 4.

2. В результате проведенного студентами отбора претендентов по­лучены следующие данные (табл. 10.3).

Таблица 10.3

Наши рекомендации