Способы управления эмоциями (по Н. В. Васильеву)
К. всегда сопровождается переживанием эмоций, которые негативно влияют на наше состояние. Призыв привести в порядок свои эмоции воспринимается как призыв к поражению. Тем не менее ряд причин требует взять эмоции под контроль. Во-первых, С, сопровождающийся сильными эмоциональными переживаниями, приводит к снижению контроля сознания над поведением и к психологическому регрессу. Контроль в КС будет осуществлять тот оппонент, который сможет справиться со своими эмоциями. Это позволит ему анализировать возможные варианты развития события и выбрать наилучшую стратегию поведения. Во-вторых, по мере эскалации конфликта увеличивается эмоциональная вовлеченность участников, которая ведет к росту конфликтности. Каждое эмоционально насыщенное действие будет провоцировать встречные агрессивные реакции. Уравновешенное состояние помешает нарастанию враждебности и сохранит возможность выхода на конструктивное взаимодействие. В-третьих, длительное и регулярное пребывание в некоторых эмоциональных состояниях губительно воздействует на состояние организма и приводит к возникновению соматических расстройств. Такого рода заболевания называют психосоматическими, а эмоции, их вызывающие, — разрушающими переживаниями. Н. Н. Васильев выделяет следующие этапы в протекании эмоций в конфликте: 1. Процесс восприятия события, формирование психического образа и символизация его в сознании.2. Эмоциональная оценка события. 3. Внутреннее эмоциональное переживание. 4. Внешняя эмоционально-насыщенная поведенческая реакция. 5. Эмоциональный след после выхода из ситуации. В соответствии с этими этапами Н. Н. Васильев предлагает методы управления эмоциями, направленные на изменение:- процесса восприятия события; - эмоциональной оценки воспринятого события; - процесса внутреннего эмоционального переживания события; - внешней, доступной для наблюдения реакции; - эмоционального следа, оставшегося после прекращения конфликтного взаимодействия.
44. Феноменология к-та(К) .К - одно из важн. явл-й совр.жизни. История чел-ва с др. времен до наст. Вр.показала, что К неизбежны, существовали всегда и будут существовать до тех пор, пока сущ-т в/д людей между собой. Для сниж-я негат. последствий к-та необх. уметь правильно выявлять их причины, управлять протеканием и разрешением, снижать уровень конфл-го противостояния. И важно помнить, что все К - имеют общие элементы и общие образцы р-тия и что именно изуч-е этих общих элементов может представить феномен К в любом его специфическом проявлении. Понятие К.Существуют различные т.з. в опр-и пон-я К и его кл-ции. Среди сущностных черт К выделяют: "наличие противоречия между субъектами, их противодействие, негативные эмоции по отн-ю др. к др." Сущ-т разл. опр-я К, но все они подчеркивают наличие противоречия, кот. принимает форму разногласий, если речь идет о в/д людей. К м.быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Специфика сущности К.В соотв-и с природой К выд-т 4 ур-ня наличия этого феномена: 1.Нервно - психический ур-нь К составл. психические явл-я Ч как индивида. Сюда отн-ся различные виды фрустраций. 2. Внутриличностный ур-нь К составляют соц – психологич. явл-я, присущие Ч как л-ти и индивидуальности. 3. Межличностный ур-нь К предпол-т конфл. с-цию, дающую в себя опр. состояние микро- и макросреды, д-ти, коммуникаций, распределение ролей и статусов, в/о и в/д л-тей, групп; столкн-е разных тенденций уч-ков общ-я при достиж-и общих или разных несовместимых целей и ср-в. 4.Соц. ур-нь К - объективно обусловленное противоречие интересов, реализуемое в пов-и и в соотв. с соц-психолог. формах в/о конфликтующих групп, л-тей как носителей соц. ролей. Основой всех К явл-ся противоречия, возник. м/ду людьми или внутри стр-ры самой л-ти. Именно противоречия и выз-т противоборство м/ду сторонами к-та. При этом объективные, не зависящие от созн-я людей противоречия, коренящиеся в существенных различиях соц.-эконом. усл-й их жизни, играют ключевую роль в возн-и к-тов в общ-ве. Изуч-е этого феномена очень актуально. На совр. этапе р-тия психолог. науки не сущ-т общепринятого опр-я пон-я к-та и ведущего подхода к его изуч-ю. К - часть человеческого существования. З. о феномене К позволят минимизировать негатив, кот. несет с собой К. Для разрешения К важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко польз-ся ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать, поступать и мыслить по-новому. В то же время можно исп-ть К как источник жизненного опыта, самовосп-я и самообуч-я.
45.Типы конфликтогенов. Конфликтоген – слово, действие или бездействие, способствующее возникн-ю и разв-ю конф-та на этапе перехода к конфликтному взаимодей-ю. А. П. Егидес предложил выделить след. типы конф-генов: 1.Стремление к превосходству (Прямые проявления превосходства: приказание, угрозы, замечание или любая другая отриц. оценка, критика, обвинение, насмешка, издёвка, сарказм. А т.ж. снисходительное отн-е, хвастовство, категоричность, навязыв-е своих советов, подшучивание, перебивание собеседника); 2.Проявления агрессивности (Физ.расправа, угрозы, оскорбления);3.Проявления эгоизма(эгоист добивается чего-то для себя, делая это обычно за счёт др.Эта несправедливость порождает конфл. сит-ю); 4.Нарушение правил;5.Неблагоприятное стечение обстоятельств.
47.Функции конфликтолога.Ф-цииконф-га состоят в разрешении возникающих проблем,споров,разногласий в соц-трудовой сфере,а т.ж.межэтническ.отнош-й;в помощи конфликтн.сторонам найти взаимоприемлимые решения.
46.Семейные конфликты(СК) и их специфика.СК-противоборство м/д членами семьи на основе столкн-я противоположно напр-х мотивов и взглядов.Эффект.супружеское взаимодей-е опр-ся динамич-м равновесием понятий«я»и«мы».СК-одни из самых распростр-х форм конф-тов.В сост-и эмоц.усталости ч-ка лучше сразу понять причину и продемонстр-ть поним-е.Типы конф-тов в зав-ти от их разреш-я:созидательный(итог:доброжелат.отн-я,общение более конструктивное) и разрушающий(исчезает взаимоуваж-е,общение превращ-ся в обяз-ть)(+27-ая шпора). Классиф-я конф-тов: 1.Физиологич. (у партнеров разн. биологич.циклы,напр-р:один-жаворонок,а др.-сова)2.Психосексуальн.(улетучивается эйфория, влюблен-ть)3.Статусно-ролевой(1 супруг не уважает др-го)4.Эмоц.(нехватка проявл-й любви 1-го из супругов) 5.Возр.(зрелость людей нах-ся на разн.уровнях)6.Ценностн.(разн.жизненные приоритеты)7.Материал.(из-за матер.благ).Конф-ты бывают:открытые(ссора,скандал,драка)и скрытые(внутр.недовольство); легкоразрешимые(причина м.б.легко установлена и устранена)и трудноразреш-е(даже при устан-и причины их трудно ликвидировать).В зав-ти от частоты,глубины и остроты конф-тов выд-т семьи: кризисные(противостояние интересов и пот-тей супругов носит острый хар-р и захват-т важн.сферы жизнедея-ти семьи);конфликтные(имеются постоянные сферы,где интересы супругов сталк-ся,порождая сильн.и продолжит.эмоц.сост-я);проблемные(длит.существ-е труд-тей,способный нанести ощутимый удар стабил-ти брака);невротические().Кризисные периоды:1-й год супруж.жизни;появл-е детей;средн.супруж.воз-т-10-15л.совместной жизни(насыщ-ть др.др.,дефицит чув-в);после 18-24л.супр.жизни (усиливающ.эмоц.зависим-ть жены,ее пережи-я по поводу возможных измен мужа).
48.Пед К:возникновен,течен,исход,пр-пы управлен.Гл отличит особ-ть пед К состоит в противопоставл соц-ролевых позиций:"Я призван тебя воспитывать!", "Я не хочу ". Х-р пед К опред статусом участников (вертикальный тип взаимод-я),наличием юрид, моральной и проф ответ-ти админ образоват учрежд и пед кол-ва за жизнь, здоровье уч-ся и рез-ты учебно-воспит деят-ти; существен различиями в возр-те, жизнен опыте, гражд-ких правах, образован-ти уч-ся и пед-гов и др. Стадии развит:1предполагающ(появлен услов при кот может возникн К), 2зарожден(столкновен интересов:за счет ущемлен интересов др; не задеван-е потребностей др; мнимое), 3созреван (неизбежнае столкновен)-формир неосознав гот-ть действов тем или иным образом,чтобы снять источник дискомфортн сост, 4осознание (не тольк чувство, но и осознан) Вырианты: нецелесообразность К, уступка со стор др, мобилизац сил на защиту интерес др. В сфере образ 4 субъекта: учен, учит, родит, админ. Виды: учен-учен-к, учит-ль, роди-ли, админ; учит-ль-учит-ль, родит-ли, адимин; родит-родит-ли, админ; админ-админ. Системные (К, возник в пр-се функционир-я образован как системы; могут носить экономич, организац, политич, этнич, духовн х-р); процессуальные (в основе леж противоречия); результативные(возник на основе противоречий реального и идеального рез-ов К). Пед стратегии управлен К: приспособлен, уклонен, утступка, компромисс, сотрудн, доминир-е. Вар-ты К: учит-ль в союзе с родит против ученика, родит с учеником против учит-ля, учит и учен против родит, все против всех. Урегулир-е К:1.восприн ситуац такой, какая есть, 2.не дел поспешн выводов, 3.анализ мнений, 4.стан на место др, 5.не дав К разрастись, 6.проблемы должн реш теми, кто их создавал,7.уважит-но обращ, 8.всегда искать компромисс, 9.преодолеть конфликт может общ деят-ть и постоян комуникац-я. Управление: добиться адекватного восприятн аппонент др.др, диалог(можно рассм как цель и как средство), взаимодейств-е (завершающ этап). В ходе аппонент уточняют круг проблем и вар-ты их решен, распред виды раб, назнач сроки выполнен и опред систему контроля. Формы завершен:разрешение,урегулир-е, затухание, устранение, перерастан в др К.
49.Метод картографии конфликта.«Картография конф-та» — один из приемов, которым может воспользоваться каждый ч-к с целью эффективного разрешения конф-та. Их цель — показать, что любое взаимоотнош-е может быть взаимовыигрышным.Метод разработан Х. Корнелиусом и Ш.Фэйр. Суть его состоит в графическом отображении составляющих конф-та, в последовательном анализе поведения участников, в формулировании основной проблемы, пот-тей и опасений уч-ков, сп-бов устранения причин, приведших к конф-ту. Этапы разреш-я конф.сит-и: 1) определить проблему К в общих чертах, т.е выразить проблему одной общей фразой (в чем проблема?); 2) опознать и назвать главных уч-ков (кто вовлечен?); 3) выявить нужды и опасения каждого уч-ка или группы (каковы их подлинные потребности?). Преимущества м-да:1)ограничение дискуссии определенными формальными рамками, что в значительной степени поможет избежать чрезмерного появления эмоций, т.к. сам процесс составления карты требует переключения сознания человека с эмоций на разум, мышление; 2) создает возможность совместного обсуждения проблемы, высказать людям их требования и желания; 3) уясняет как собственную точку зрения, так и точку зрения других; 4) создает атмосферу эмпатии.
50.Пон-е конфликтол компетентн-ти л-ти.Компетентность – владение, облад Ч соотв-щей компетенцией, вкл его личностное отнош к ней и предмету д-ти. Вишнякова опред к-т как психологич столкновение разнонаправл-х целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов в/д, фиксир-ых ими в жесткой форме(ущемление интересов). В Пед энциклоп сл-ре конфл компет-ть опред как сп-ть действующего лица в реальном к-те осущ-ть д-ть, напр на минимизацию деструкт-ных форм к-та.Конфл компет-ть рассм как вид соц-псих компет-ти и вкл след сост: поним-е природы противоречий и к-тов;формир-е конструктивного отнош к К;облад Н неконфликтного общения в трудных ситуациях; У оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации;наличие Н управления конфл явлен-ми; У развив конструктивные начала возникающ К;У предвидеть возможные последствия; У конструктивно регулир-ть; наличие Н устранен негативных последствий. Конфл компет-ть лич-ти закл в стремлен и умении че-ка предупреждать и разрешать соц конфликты: межл,межэтнич и межнац, в реш задач гармонизации межличн отнош для лич-ти владение конфл компет-тью играет решающ роль. Болтунова вкл в нее три У:видение и понимани К;У прогнозировать и оценивать последствия;владен ср-ми диагностир-я, предупрежд и разреш К,использ К в воспит целях.В самом общем виде можно опред конфл компет-ть как У удерживать противоречие в продуктивной конфликтн форме,спос-щей его разреш. Она вкл след компоненты:гностич-З о причинах возникнов конфликтов,закономерностях и этапах развит и протеки тд.Регулят(конструктивный)-предполаг У возд на оппонентов,формировать обществен мнен по отнош к оппонентам,организ-ть раб в постконфл ситуац.Проектировочныйсод У предвосхищать поведение и деят-ть оппонентов в К,оценивать его влияние на психологич климат в кол-ве и т.п. Рефлекс-статуснпредпол наличие развитой рефл-ной организации деят-ти и отнош-й,рефлексию собств повед и общения,отраж иерархич отнош. Нормат предп знание этич норм, след-е им.Важной хар-кой конфл компет-ти явл конфликт гот-ть,кот предп гот-ть субъекта д-ти к разреш различн К.
51. Детско-родительские к-ты: проявл-е, исходы, психол. коррекция.В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формир-и семейного «Мы», в сп-ти членов семьи разрешать противоречия. Дисгармония семьи – это негативный х-р супруж. отн-й, выр-ся в конфликтном в/д супругов. Выд-т черты деструктивных типов восп-я:* разногласия членов семьи по ?? восп-я; * опека и запреты во многих сферах жизни Д; * прим-е физ. наказаний; * попустительство в восп-и; Возрастные кризисы Д рассм-ся как ф-ры их повышенной конфликтности. Личностный фактор. Типы отн-й род-лей и Д (по Ж.И.Мицкевич):* оптимальный тип отн-й род-лей и Д (потр-тью это назвать нельзя, но род-ли вникают в интересы Д, а Д делятся с ними своими мыслями); * скорее род-ли вникают в заботы детей, чем Д делятся с ними (возн-т обоюдное недовольство); * скорее Д испытывают желание делиться с род-лями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия Д; * пов-е, жизненные устремления Д вызывают в семье к-ты, при этом скорее правы род-ли; * пов-е, жизненные устремления Д вызывают в семье к-ты, при этом скорее правы Д; * род-ли не вникают в интересы Д, а Д не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались род-лями и переросли в к-ты, взаимное отчуждение) Коррекционные техники для работы с семьей. 1. "Семейная фотография".Эта техника исп-ся для работы с любой семьей, члены кот. м. вербально общаться. Прим-ся для изуч-я стр-ры семьи, ролей, коммуникаций и внутрисемейных в/о. На основе этой техники м. проанализировать влияние прошлого семьи на ее настоящее. 2. "Семейная скульптура" и "Семейная хореография".Эти м-ки отн-ся к социометрическим м-кам коррекционной работы с семьей. 3. "Ролевая карточная игра"– м-д опр-я ролевого пов-я, кот. ожидается от членов семьи и воспринимается другими членами семьи как адекватное. Эта техника предст-т собой невербальную м-ку, выявляющую те роли и обяз-ти во внутрисемейном в/д, кот. вып-т каждый член семьи.
Участие в игре дает возм-ть членам группы увидеть более или менее полный набор обяз-тей, существующих в семье, и то, как они распред-ся между всеми ее членами. 4. "Семейный ритуал".М-ка отн-ся к структурным м-кам психокоррекционной работы в сем. отн-ях. Цельструктурных м-к - так реорганизовать с-му, чтобы ее члены м. перейти с одной позиции на др. 5. Соц. ритуал- это с-ма действий, совместно выработанных членами группы, в кот. все виды пов-я определены в строгой послед-ти. Ритуалы явл-ся осн. источником групповой сплоченности и внутригрупповых связей. Они служат нормативному регулированию функционир-я группы, координируя пов-е каждого для осущ-я общей цели. Коррекционные цели,для кот. м. б. исп-н семейный ритуал, м. включать в себя: опр-е внутрисемейных границ, увелич-е независимости членов семьи, корректировка общ-я, укрепление альянса в одном поколении. 6. "Сравнение цен-тей". М-ка опр-т ц-ти и соц. роли как неотъемлемую часть социально-психологического пр-са и построена на восприятии и взаимных объяснениях членов супружеской пары или семьи. 6. "Экокарта"– м-д опис-я места д. семьи в расширенной сем. с-ме и соц. сообщ-ве. Большое вним-е уделяется тем внутр. и внеш. ресурсам, кот. доступны семье. Цель м-ки -схематически изобразить семью и изучить ее потр-ти, а также исследовать в/с с др. семьями, соц. орг-циями и институтами. 7. "Семейное пространство".М-ка, обеспечивающая возм-ть изуч-я и исп-я семейного пр-ва для изм-я внутрисемейных позиций. Род-лям дается большой лист бумаги, фломастеры или карандаши. Их просят нарисовать план дома, где они жили до свадьбы. Дети в это время слушают и смотрят на работу родителей. Если родители несколько раз меняли место жительства, переезжая из одного дома в другой, их просят нарисовать план того дома, который им наиболее запомнился.
52. Психологический конфликт и динамика группы. Социометрическая структура группы – это совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений. Основные характеристики: социометрические статусы членов группы, вес статуса в группе, иерархия по статусам в группе. Структура коммуникации – это совокупность позиций членов группы в системе информационных потоков, связывающие членов группы между собой и внешней средой, а также концентрация у них того или иного объема информации. Существует 3 вида информационной сети: *фронтальная, когда все участники не вступают в контакт друг с другом, находясь рядом, что позволяет учитывать реакции и поведение других участников взаимодействия; *радиальный вариант информационной сети – вся информация передается членам группы через центральное лицо, что затрудняет получение обратной связи от партнера, но дает возможность работать полностью самостоятельно до реализации своей собственной позиции; *иерархическая структура имеет 2 и более уровней подчинения членов группы, в которой часть группы видят друг друга в совместной деятельности, а другие нет. Структура социальной власти – это система взаиморасположения членов в группе в зависимости от способности его влиять на групповые процессы. Руководство –процесс управления группой осуществляется руководителем как посредником социального контроля и власти. Лидерство – это процесс межличностного влияния. Он обличен властью, имеет авторитет и право на влияние и оценку. Динамика группыописывается категориями контроля и спонтанностью. Контролируемая динамика группы – это целенаправленное систематическое воздействие на характер межличностных отношений с целью их изменения. Классификация источников групповых конфликтов: – личностные конфликты; – межличностный конфликт; – конфликт принадлежности; – социальный конфликт возникает при чрезмерном давлении руководителей и подчиненных; – межгрупповой конфликт.