Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности
Причинами стрессов часто бывают фрустрационные состояния, возникающие из-за невозможности достижения значимых для личности целей. Развитие их протекает по следующей схеме:
1) наличие интенсивной потребности, значимой цели;
2) блокировка их удовлетворения (ограниченность собствен
ных возможностей или внешние преграды);
3) отрицательные эмоции и их фиксация в стабильном нега
тивном состоянии — фрустрации.
Наиболее специфичны фрустрации именно для управленческой деятельности, которая сочетает в себе множество значимых целей, потребностей, планов и еще большее количество разного рода «барьеров» (фрустраторов) — всевозможных преград и ограничений на пути их реализации. Существуют две основные формы реагирования личности на фрустрацию — понятия интрапунитивной и экстр any нитивной реакций. В первом случае развивается депрессия, во втором - агрессия.
Устойчивость к фрустрациям — профессионально важное качество руководителя. Две группы средств способствуют повышению такой устойчивости.
1. Формирование деятельностных способов преодоления
фрустрации, главное место среди которых принадлежит накоп
лению фрустрационного опыта.
2. Средства психологической защиты личности в состояниях
фрустрации. Если ситуацию изменить нельзя — надо изменить к
ней отношение. Фрустрационная устойчивость и стрессустойчи-
вость руководителя в его деятельности представлены в их инте-
гративном проявлении. Они помогают формированию такого
качества руководителя, как «умение держать удар».
Очень важный компонент в деятельности руководителя — готовность к экстренным действиям (ГЭД). Лица с высокой ГЭД интерпретируют возникновение новых и непредвиденных ситуаций не как стрессовый фактор, а как нормальное развитие событий. Фактор новизны утрачивает свою стрессогенность, и возникающая эмоциональная активация направляется на поиск конструктивных способов выхода из ситуации.
Эмоциональная резистентностъ — сложное психическое образование. Оно характеризует субъективную тенденцию, склонность воспринимать ситуации как потенциально опасные, а следовательно, эмоциогенные. Личность характеризуется как нерезистентная, если эта тенденция выражена, и наоборот.
Одни и те же объективные ситуации находят разный резонанс (субъективный отклик), величиной которого определяется общая картина поведения личности в какой-либо ситуации. Одни люди преувеличивают эмоциогенность ситуаций (огме-тинги — от англ. augmenting), другие — занижают ее (редъю-стинги — от англ. redusting). Поэтому возникает либо гиперэмоциональная, либо гипоэмоциональная оценка ситуаций и отношения к ним. Наиболее адекватен средний, уравновешенный тип реагирования на ситуации — адекватно-эмоциональный. Для управленческой деятельности предпочтительнее повышенная эмоциональная резистентность. При увеличении управленческого стажа и профессиональной компетентности резистентность возрастает.
Эмоциональная напряженность, хронические стрессы, критические ситуации — мощный источник для развития такой категории негативных психических состояний, объединяемых понятием утомления. Динамика развития этого состояния и его влияние на управленческую деятельность специфичны, что обусловлено следующими причинами:
1) высокой сложностью деятельности, субъективной трудностью связанных с ней задач, а поэтому высокой психофизиологической ценой, которую надо платить за их реализацию.
7* 195
2) присутствием в деятельности эмоциогенных факторов,
являющихся причинами развития утомления;
3) ответственностью, пронизывающей всю деятельность
руководителя;
4) полифокусностью деятельности, являющейся сильным
фактором развития утомления;
5) ненормированным рабочим днем.
Эмоции, волевые усилия, состояния обеспечивают регуляцию деятельности руководителя, но они проявляются и вовне — в поведении, речи, мимике и т. д. Эти проявления надо контролировать. Они могут использоваться руководителем в качестве дополнительного канала межличностного взаимодействия, как средство информации о своих мыслях, позициях и намерениях. В социальной психологии и психологии управления все это обозначается понятием экспрессивного контура межличностных взаимодействий.
Особенно важно владение экспрессивными средствами для руководителя, умение регулировать свое экспрессивное поведение.
Экспрессивный компонент включает в себя три основных аспекта.
1. Субъективный контроль за своим поведением в целом, за
экспрессивными проявлениями своих волевых и эмоциональ
ных состояний.
2. Владение средствами экспрессивного воздействия на под
чиненных (имидж волевого, обаятельного руководителя).
3. Использование экспрессивных средств как канал информа
ции о подчиненных. Это — диагностическое умение, которое
складывается из точности межличностной перцепции, экспрес
сивной сензитивности и психологической проницательности.
Глава 23