Тема 3. ОЩУЩЕНИЕ. ВОСПРИЯТИЕ

1. Понятие об ощущении.

2. Виды ощущений и их характеристика.

3. Характеристика общих закономерностей ощущений.

4. Восприятие: значение, свойства и виды.

Тема 4. Внимание. Память

1. Особенности внимания как психического процесса и состояния человека.

2. Свойства, виды, функции и теории внимания.

3. Процессы, виды, теории и законы памяти.

Тема 5. Мышление

1. Понятие о мышлении.

2. Виды, закономерности и логические формы мышления.

3. Творческое мышление: особенности и условия развития.

Тема 6. Личность. Характер

1. Понятие личности в психологии.

2. Структура личности.

3. Понятие о характере. Черты характера.

4. Акцентуация характера.

Тема 7. СПОСОБНОСТИ. ТЕМПЕРАМЕНТ

1. Понятие о способностях. Виды, уровни.

2. Задатки и развитие способностей.

2. Понятие о темпераменте.

3. Типы темперамента и их психологическая характеристика.

Тема 8. Воля. Эмоции. Чувства

1. Воля: значение, функции и формы проявления.

2. Структура волевого действия. Развитие воли.

3. Эмоции: значение, функции, виды, теории.

4. Природа и сущность чувств.

Тема 9. Коллектив. Группа. Общение

1. Понятия группы и коллектива. Классификация групп.

2. Лидерство: природа, стили и функции.

3. Функции и структура общения.

4. Межличностные отношения в группах и коллективах.

Тема 10. Педагогика как наука

1. Предмет, объект педагогики и основные задачи ее исследования.

2. Основные отрасли педагогики.

3. Образование: понятие и сущность.

4. Сущность и цель воспитания.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

Основные вопросы

1. Предмет психологической науки и основные задачи её исследования. Этапы развития психологии (школы, направления).

2. Психика. Сознание. Бессознательное.

3. Основные отрасли психологии.

4. Методы исследования в психологии.

Основные понятия и термины

Наука психология; предмет психологии; психика; сознание; бессознательное; принцип детерминизма; принцип единства сознания и деятельности; принцип развития психики в деятельности; наблюдение; психологический эксперимент; тест.

Вопросы и задания для самоконтроля

1) Почему нельзя понять сущность психического, ограничиваясь изучением только мозга как природного тела?

2) Назовите и раскройте сущность важнейших черт сознания человека.

3) Что означает понятие «субъективный» в известном высказывании: «Ощущение есть субъективный образ объективного мира…»

4) Назовите фундаментальные принципы отечественной психологии и раскройте их сущность.

5) Каковы преимущества и недостатки методов исследования психологии?

Темы рефератов и докладов

1) Биологические основы психики.

2) Естественнонаучные основы психологии.

3) Сон и сновидения.

4) Изменение состояния сознания.

5) Наркотические средства и патологические состояния сознания.

6) Неосознаваемые психические процессы.

Методические рекомендации

В теме ставится задача обстоятельно познакомиться с понятиями, принципами и методами психологической науки. Главное состоит в том, чтобы уяснить природу психики, такие ее важнейшие характеристики, как вторичность, отражательность, идеальность, субъективность и активность.

Важно четко представлять предмет изучаемой науки, чтобы овладеть ею на профессиональном уровне. В учебниках и словарях есть разные точки зрения на предмет, который должна изучать психологическая наука: а) психология изучает «закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности» (Краткий психологический словарь. – М., 1985. – С. 274); б) психология изучает «факты, закономерности и механизмы психики» (Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986. –
С. 7); в) предметом изучения психологии является «психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления» (Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – С. 8); г) предмет психологии – ориентировочная деятельность (Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: «Книжный дом «Университет», 1999. – С. 93-142). В чем причина того, что существуют такие разные точки зрения на предмет психологии? Какая из названных точек зрения Вам представляется наиболее убедительной и почему?

Опираясь на определение психики как особого свойства высокоорганизо­ванной материи, функции мозга, заключающейся в отражении реального мира, необходимо осмыслить вытекающие из него важные методологические выводы. Во-первых, психика нетождественна материи, она лишь одно из ее свойств и, следовательно, вторична по отношению к материи, т.е. она обусловлена, производна, зависима от своего материального носителя – мозга; кроме того, будучи отражением, образов предметов материального мира, она и зависит от этого мира. Наконец, психика вторична и в том смысле, что ее появлению исторически предшествует материя, длительная эволюция живых организмов на земле. Во-вторых, психика субъективна, т.е. любое ощущение, мысль несут на себе черты, отпечаток субъекта (человека), его опыта, потребностей, установок, мотивов и т.п. Ведь окружающий нас мир отражает не мозг сам по себе, а человек как живое социальное существо со своими устремлениями, желаниями, знаниями и т.д. В силу этого психические образы неизбежно включают в себя элемент субъективности, так или иначе зависят от субъекта, его прошлого и настоящего. Поэтому психику человека следует рассматривать не только в процессуальном плане, но и в ее содержательном значении.

Для правильного понимания психики человека существенное значение имеет то, что она – не пассивный зеркальный отпечаток предметов внешнего мира, воздействующих на его органы чувств. Она имеет активный характер, выполняет функцию непрерывного познания окружающей действительности и управления поведением и деятельностью человека.

Выясняя, в чем конкретно проявляется активность психики, следует отметить ее способность к опережающему отражению действительности в виде постановки цели, задач, образования модели будущей деятельности, предвидения хода событий, воображения, фантазии, а также способности ретроспективно обозревать далекое прошлое и др.

Характерной особенностью активности психики также является избирательный характер отражения воздействий внешнего мира (например: вижу то, что хочу, что нужно, интересно и т.д.).

Трудно понять природу психики, не выяснив характера ее взаимосвязи с мозгом как своим материальным носителем. Известные диалектико-материалистические установки на сей счет необходимо дополнить более конкретным современным естественно-научным материалом и его философскими истолкованиями. Это позволит, с одной стороны, глубже уяснить суть проблемы, а с другой – со знанием дела подходить к так называемой психофизиологической проблеме о соотношении между психическими и физиологическими процессами.

С этой целью следует обратиться к материалам учебников, а также спе­ци­аль­ной литературе, например: Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в пси­хо­физиологию. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. – С. 9-15; Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – С. 67-69; Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн 1. Общие основы психоло­гии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – С. 38-63; Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976. – С. 206-211.

Обратите особое внимание на следующее положение, позволяющее пра­виль­но понять природу психического. Многообразные психические проявления (про­цессы и свойства) человека тесно взаимосвязаны между собой, не даны в го­то­вом виде ему с момента рождения, а возникают, развиваются, пре­вра­ща­ют­ся в относительно устойчивые психические образования, сознательно ре­гу­ли­ру­е­мые действия в его реальной жизни и активной деятельности. Отражая внеш­ний мир, человек познает не только законы развития природы и общества, но и ока­зывает на них определенное воздействие, чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных по­треб­нос­тей. Следовательно, все психические проявления человека обусловлены его жизнью и деятельностью как общественного существа, как личности.

При рассмотрении задач психологии особое внимание следует уделить методологическим вопросам: специфика психического; принципы, методы психологии; сущность и источники научных психологических знаний.

Рассматривая структуру психики человека, следует обратить внимание на различные формы ее проявления. К основным формам проявления психики человека относятся процессы (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение), свойства личности (способности, темперамент, характер), состояния (устойчивый интерес, творческий подъем, тревожность и др.). При этом важно уяснить взаимосвязь всех этих форм, т.е. раскрыть, как определенное протекание психических процессов приводит к образованию определенных свойств личности, а сложившиеся свойства личности всегда существенно влияют на протекание тех или иных психических состояний.

Центральный вопрос темы – сущность сознания человека. Сознание человека – высшая ступень развития психики, функция мозга. Возникновение и развитие человеческого сознания в филогенезе обусловлено не только биологическими, но в первую очередь и социально-историческими факторами. Биологические факторы – определенные анатомо-физиологические особен­нос­ти строения организма предчеловека – создали лишь возможность для появления человеческого сознания. А превратится ли возможность в действительность зависит от множества условий. Здесь следует особо подчеркнуть факторы социальной активности, определяющие возникновение и развитие сознания человека. К таким основным социальным факторам относятся: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры, возникновение языка, речи и других знаковых систем.

Давая характеристику выше перечисленным факторам, необходимо показать, что решающим условием, благодаря которому возникло человеческое сознание, явился труд. Трудовая деятельность, в каких бы формах она ни совершалась, играет решающую роль в развитии и формировании психических свойств человеческой личности.

Характеристику исторического развития сознания следует завершить раскрытием качественных особенностей сознания человека, обратив внимание на следующие его свойства: познание, построение отношений, активность.

Выясняя, в чем конкретно проявляется активность сознания, следует отметить его способность намечать цели деятельности, планировать ее и тем самым предвидеть будущее. Возможность же предвидеть будущее позволяет человеку активно воздействовать на социальную и природную действитель­ность, творить новое.

Вторая отличительная особенность сознания – познание окружающего мира, формирование отношений к окружающей среде, к другим людям.

Важной отличительной особенностью человеческого сознания является самосознание – познание других психических явлений (мышление, память и др.), самого себя. Человек производит сознательную оценку межличностных отношений, самооценку своих поступков и себя самого в целом, формирует образ собственного «Я».

Важно подробно изучить основные методологические принципы психологической науки. Исключительно важное значение для психологии имеют следующие философско-методологические принципы: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития психики в деятельности.

Принцип детерминизма означает, что формирование психики опреде­ляется образом жизни и влиянием среды. Знание влияния среды на психику и, соответственно, и жизнь, ее образ особенно актуальна сегодня, когда человек все более отчуждается от природы и его существование искусственно подчиняется техническим закономерностям.

Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а обра­зуют единство. Сознание образует внутренний план деятельности, ее про­грам­му. В сознании образуются образы действительности, на основе и при помощи которых происходит управление поведением и деятельностью человека.

Принцип развития психики, сознания в деятельности означает, что деятельность человека играет определяющую роль в формировании его психики. В деятельности человек порождает предметный мир, который занимает доминирующее место в развитии человеческой психики.

Психология как наука располагает значительным арсеналом методов исследования, с помощью которых возможно получение объективной достоверной информации о психологических явлениях.

При ознакомлении с отдельными методами психологического исследова­ния следует учитывать сложность и специфичность проявления психики, которые обусловливают своеобразие методов науки психологии. Однако это своеобразие должно быть подчинено непременному требованию объективности психологического исследования.

Следует обратить внимание на то, что, хотя все методы имеют своей целью раскрытие закономерностей психики и поведения человека, каждый метод осуществляет это соответственно с присущими ему особенностями. Должно сложиться отчетливое представление о преимуществах и недостатках каждого метода. Следует обратить внимание на специфику каждого метода и на условия его применения.

В психологии различают основные (наблюдение, эксперимент) и вспо­мо­га­тельные (беседа, анкетирование, тестирование и т.д.) методы исследования, с помощью которых выявляются существенно важные факты, закономерности и механизмы психики.

Главным достоинством наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать факты, явления человеческого поведения, деятельности в момент их совершения. Необходимые условия применения: четкий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, и проверка правильности гипотезы в последующих наблюдениях. Важной особенностью метода наблюдения, ограничивающего его применение, является значительная трудоемкость, сложность, а порой и невозможность повторного наблюдения.

В зависимости от характера процесса наблюдения выделяют следующие его модификации: внешнее и внутреннее, свободное и стандартизированное, включенное и невключенное и т.д.

Основным методом психологического исследования является экпспери­мент. Его отличие и преимущество по сравнению с другими методами состоит в том, что он предполагает активное вмешательство исследователя в деятель­ность испытуемого с целью создания условий, в которых психологический факт может отчетливо обнаруживаться, может быть изменен в направлении, жела­тель­ном для экспериментатора, может быть неоднократно повторен для всестороннего рассмотрения.

Различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естествен­ный. Лабораторный эксперимент проводят в лабораторных условиях с помо­щью специальной аппаратуры, действия испытуемого определяются инструк­цией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя сущность эксперимента может не знать.

Естественный эксперимент протекает в обычных условиях труда, учебы, общения, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происхо­дящих событий, фиксирует их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.

Однако в большинстве случаев исследователь должен прибегать к другим методам сбора первичной психологической научной информации: опросу, анкетированию, интервьюированию и т.д. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к испытуемым с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему, во-вторых, фиксацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. Различают несколько вариантов опроса: устный (интервью), письменный (анкета), свободный, стандартизированный и т.д.

Среди других методов исследования особо следует выделить тесты. Тест – это кратковременное задание, выполнение которого позволяет определить наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тест имеет несколько вариантов: тест-вопрос, тест-задание, проективный тест и т.д.

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные методы обработки и анализа данных для получения обоснованных обобщений, выводов, вытекающих из интерпретациии переработанной первичной информации. В зависимости от методов получения первичной информации применяются разнообразные методы математической статистики, методы качественного анализа.

Литература

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М.: Академия, 1996. – 224 с.

2. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. – М.: Лист, 1997. – 320 с.

3. Годфруа Ж. Что такое психология. М.: Мир, 1992. Т.1 – 496 с.

4. Готвальд Ф.-Т., Ховальд В. Помоги себе сам. Медитация. – М.: Интерэксперт, 1992. – 174 с.

5. Кроль В.М. Психология и педагогика. – М.: Высш. шк., 2001. – 319 с.

6. Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994. – 576 с.

7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: РГГУ, 1994. – 448 с.

8. Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. – 584 с.

9. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2001. – 432 с.

10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 736 с.

Тема 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Основные вопросы

1. Понятие о деятельности.

2. Операционально-технические аспекты деятельности.

3. Личностно-мотивационные компоненты деятельности.

4. Основные виды деятельности.

Основные понятия и термины

Деятельность; опредмечивание; распредмечивание; действие; операция; умение; навык; привычка; потребность; мотив деятельности; цель деятельности; перенос навыка; интерференция навыка; игра; учение; труд.

Вопросы и задания для самоконтроля

1) Назовите основные структурные элементы деятельности и раскройте их сущность.

2) Деятельность представляет собой последовательность действий, каждое сложное действие состоит из более частных действий. Продемонстрируйте это положение на конкретном примере, какие действия, в какой последовательности и в какой иерархической соподчиненности Вы должны произвести для достижения цели деятельности.

3) Конкретный набор и последовательность частных действий определяется логикой предметной и социальной среды. Продемонстрируйте это положение на конкретном примере, опишите состав и последовательность иерархической системы действий.

4) Верно ли следующее предположение: человек, получивший возможность легко удовлетворять все возникающие у него потребности, тем самым автоматически вырабатывает в себе высокие качества личности и активность её будет закономерно направлена к высоким целям?

5) Назовите основные виды деятельности, раскройте характер их взаимосвязи и роль в процессе формирования развитой личности.

Темы рефератов и докладов

1) Специфика человеческой деятельности.

2) Виды деятельности человека.

3) Психические процессы как формы деятельности.

4) Образование умений и навыков.

5) Мотивация деятельности.

6) Анализ профессиональной деятельности специалиста и место в ней педагогических и психологических знаний.

Методические рекомендации

В теме ставится задача подробно раскрыть деятельность с точки зрения структурных элементов, характера выполняемых функций, содержания и качественных особенностей получаемых результатов.

Содержательный аспект темы раскрывается на основании понимания деятельности как проявления физической и психической активности человека, регулируемая сознаваемой целью.

Эта активность направлена на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Следует отметить отличительные психологические черты человеческой деятельности. 1) Деятельность человека носит творчески, созидательный характер. 2) Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. 3) Деятельность человека в основном порождается и поддерживается культурными потребностями. 4) Формы и способы организации человеческой деятельности связаны со сложными двигательными умениями и навыками, приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения. 5) Деятельность человека связана с изготовлением и применением орудий, т.е. использованием воздействия одних вещей на другие. 6) Деятельность человека предметна, она формируется и развивается в обучении и воспитании.

Здесь важно понять то обстоятельство, что создавая предметы, удовлетворяющие его потребности, человек создает свою предметную социальную среду и реализует в предметах уровень достигнутых знаний о законах природы и общества. Воплощение способностей человека в продукте деятельности называют опредмечиванием.

Приобщение человека к человеческой культуре происходит в результате присвоения им тех способов действия с предметами, которые в них заложены. Превращение свойств предметов в способности человека использовать их, познавать через их применение закономерности мира называют распредмечиванием.

Изучение структурных элементов деятельности строится исходя из следующих положений. Деятельность человека представляет собой сложное структурное построение. В структуре деятельности принято выделять действия, движения, операции, умения, навыки, привычки.

Главной структурной единицей деятельности является действие. Поэтому необходимо более внимательно рассмотреть особенности данной единицы. Действие – часть деятельности, направленная на достижение сознательной цели. Действия реализуют социальные, производственные и культурные цели, имеют определенное предметное содержание, в них проявляется активное отношение человека к окружающей действительности. Сложившиеся предметные действия, ставшие достоянием определенной личности, выступают в качестве способов поведения и деятельности данной личности. Деятельность представляет собой последовательность действий, каждое действие состоит из определенных движений. В движении проявляется двигательная или моторная функция организма. Все движения человека могут быть разделены на две группы: врожденные и приобретенные. Конкретный набор и последовательность движений зависят от цели действия, свойств предмета, на который это действие направлено, и условий действий.

Действия бывают простые и сложные, волевые и импульсивные, физичес­кие и умственные. Простые содержат два структурных элемента: постановка и исполнение цели. Сложные имеют три структурных элемента: осознание, планирование и исполнение цели. Волевые действия характеризуются наличи­ем цели, преодолением трудностей, своеобразного напряжения, переживаемого в ходе преодоления препятствий. Импульсивные действия характеризуются малой степенью осознанности человеком целей и возможных последствий действия, провоцируются непосредственно потребностями и эмоциями.

Операция – способ выполнения действия. Характер используемых операций зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от средств осуществления действия. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности. Так, запомнить информацию и написать текст можно при помощи различных операций.

Операции бывают двух видов: 1) осуществляемые путем адаптации, непосредственного подражания и практически не осознающиеся; 2) вытекаю­щие из действий путем их автоматизации и могут стать актуально сознаваемыми.

Деятельность человека всегда предполагает владение навыками и умени­ями. Навыки – полностью или частично автоматизированные компоненты деятельности, реализуемые на уровне бессознательного контроля.

Умение, навык образуются в процессе упражнения. Физиологическим механизмом формирования навыка является выработка устойчивой системы временных связей – динамического стереотипа. Благодаря формированию навыка действие выполняется быстро и точно, действие освобождается от сознательного контроля, сознание может быть направлено на освоение более сложного действия. Но это освобождение не абсолютно, выполнение действия человеком всегда так или иначе контролируется сознанием. Контроль осуществляется следующим образом. Поле сознания неоднородно: оно имеет фокус, периферию и границу, за которой начинается область неосознаваемого. Наиболее сложные и неотработанные компоненты действия оказываются в фокусе сознания, средне выученные – в периферии сознания, самые отработанные компоненты – за границей сознания. Отношение различных компонентов действий к сознанию динамично. В поле сознания происходит постоянное движение компонентов действия из фокуса сознания на его периферию, с периферии за его границу, возвращение каких-то компонентов навыка в сознание. Этот процесс имеет большое значение для человека: обеспечивает гибкость навыка, возможность его совершенствования. Но автоматизации подвергается не вся деятельность, а лишь отдельные ее компоненты, некоторые способы употребления средств деятельности. Хорошо отработанные навыки дают человеку возможность быстрее овладеть учебным материалом, навыками трудовой деятельности.

Выработанные навыки оказывают положительное влияние на процесс овладения новыми. Это влияние называется переносом навыков. Но в ряде случаев сформировавшиеся навыки затрудняют выработку новых. Это отрицательное влияние называется интерференцией навыков. На основе навыков закладывается фонд умений человека.

Умения – это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством в новой ситуации. В отличие от навыков умения представляют собой сознательно контролируемые части деятельности и проявляются в новых условиях. Каждое новое самостоятельное действие, ставя человека перед необходимостью сознательно применять знания, опыт действования, объективно расширяет круг человеческих умений.

Умения и навыки делятся на несколько видов: двигательные, познава­тель­ные, теоретические, практические. Двигательные умения и навыки встре­чаются в самых различных видах деятельности, составляя ее моторные аспекты. Познавательные умения и навыки – обязательные компоненты мыслительной деятельности. Теоретические умения и навыки выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории.

Класификация умений и навыков может быть дана и по видам деятельности. По видам деятельности, в которые включены умения и навыки, различают игровые, учебные, трудовые умения, навыки и навыки поведения.

В результате повторных действий наряду с навыками образуются привычки. Привычка – усвоенное действие, ставшее потребностью человека. Привычки входят в моральный фонд личности, составляют фундамент характера человека, поведения личности. Среди разнообразных привычек, связанных с трудовой деятельностью, особо необходимо выделить привычку заполнять свое время плодотворным трудом и разумным отдыхом.

Психологический анализ деятельности в индивидуально-психологичес­ком плане позволяет выделить ее личностно-мотивационные компоненты. К личностно-мотивационным компонентам деятельности относятся потребности, мотивы, цели личности.

Необходимо раскрыть источники и предпосылки деятельности человека. Источником деятельности человека является потребность. Понятие «потреб­ность» означает переживание человеком нужды в чем или ком-либо. Именно потребность побуждает человека к активному действию, поиску нужных средств и предметов.

Существует много классификаций потребностей человеческой деятельности. Одна из наиболее известных принадлежит психологу А. Маслоу. Он выделил следующие семь групп потребностей в иерархической последова­тельности: 1) Потребности физиологические: голод, жажда, половое влечение и др. 2) Потребности в безопасности: защите от боли, страха, гнева, неустроенности и т.д. 3) Потребности в принадлежности и любви: социальной принадлежности, чувстве идентификации, нежности. 4) Потребности уважения: достижение успехов, одобрение, признание. 5) Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать, понимать. 6) Эстетические потребности: гармония, симметрия, порядок, красота. 7) Потребности в самоактуализации: реализации своих целей и способностей, развитии собственной личности.

Иерархия потребностей человека состоит в том, что стойкая высшая потребность возникает лишь на основе устойчивой потребности низшего порядка. Затруднение в удовлетворении одной из потребностей приводит к деформации личностного поведения в целом. Так например, невозможность удовлетворить потребность в безопасности затрудняет формирование потреб­ности в осмыслении себя, своих ценностных ориентаций, смысла своей жизни.

Высшие потребности – в самопознании, самоактуализации возникают к моменту достижения человеком психологической зрелости, делают его потенциально богаче, жизнь осмысленной. Жизнь на более высоком уровне потребностей чаще приносит счастье, ведет к развитию личности.

Системообразующую роль в системе потребностей играет потребность в труде. Ее отсутствие – основной показатель социальной деформации личности и источник многих преступлений. Смысл, который человек вкладывает в свою деятельность, определяется его внутренними ценностями – мотивами. Поэтому важно раскрыть содержание этого понятия.

Мотив деятельности – это то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. Мотивами деятельности могут быть знания, потребности, содержание, оплата труда, т.е. человеческая деятельность полимотивирована.

Деятельность всегда целенаправлена. Цель деятельности – мысленное предвосхищение ее результата. В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Важно различать цели и мотивы деятельности человека. В отличие от мотивов, цели человеческой деятельности всегда сознаваемы. Мотивы же могут осознаваться, а могут и не осознаваться, могут осознаваться неполностью и даже неверно. Сознавание цели – всегда необходимый признак деятельности. Следует различать конечную цель и промежуточные цели. Достижение конечной цели равнозначно удовлетворению потребности, опосредствуется промежуточными. Промежуточные цели реализуются быстро во времени, выступают в качестве условия, этапа достижения цели конечной. Заметим, что искусство успеха в деятельности и определяется во многом способностью человека видеть этапы достижения этой цели, наметить ближайшие перспективы, разрешать частные задачи, в итоге которых будут созданы условия для достижения конечной цели.

При раскрытии видов деятельности подчеркивается, что к основным видам деятельности относятся игра, учение, труд.

Игра является основным видом деятельности ребенка до поступления в школу. Игра определяет психическое развитие ребенка, приносит ему физическое и эмоциональное удовлетворение. Мотивом игровой деятельности является удовольствие, которое ребенок получает от самого процесса игры.

Игры бывают функциональные, конструктивные, сюжетно-ролевые, индивидуальные, коллективные, по правилам, дидактические. Результатом игры является формирование личности, способной к более высокому уровню деятельности – к учению.

Учение – деятельность, имеющая своей целью усвоить знания, умения, навыки. Усвоение знаний, умений и навыков требует ответственного и сознательного отношения к учебной деятельности. Учебная деятельность формирует у личности также способность самостоятельно мыслить, добывать знания, управлять своими психическими процессами, организовывать и направлять свои действия в соответствии с решаемой задачей. Учение подготавливает личность к трудовой деятельности.

Труд является основным видом деятельности человека. Цель трудовой деятельности – создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности личности общества. В труде раскрываются и формируются способности человека, его характер, личность в целом. Современное производство требует широкой политехнической подготовки личности, творческого подхода к делу.

Профессиональные виды деятельности весьма разнообразны, и изучение их психологических особенностей и самой личности в разных областях труда ведут обычно по группам профессий в соответствующих отраслях психологии: психологии труда, педагогической, космической, спортивной психологии и т.д.

Психологический анализ деятельности возможен с точки зрения реализуемых функций: ориентировочная функция, исполнительская и функция оценки и контроля.

Анализ деятельности возможен и с точки зрения достигаемых результатов. В этом случае можно говорить о репродуктивной (воспроизводящей) и продуктивной (творческой) деятельности.

Литература

1. Климов Е.А. Основы психологии. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 295 с.

2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – 511 с.

3. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994. – 576 с.

4. Общая психология / Под ред. В.В. Богословского. – М.: Просвещение, 1981. – 383 с.

5. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1982. – 255 с.

6. Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. – 584 с.

7. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 448 с.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – 720 с.

9. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2001. – 432 с.

10. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 576 с.

Наши рекомендации