Тема 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Оренбургский государственный университет

Уфимский филиал

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Методические указания к учебному курсу

Для студентов заочников всех специальностей

Уфа -2006

УДК 159.9 : 37 (07)

ББК 88 (я 7)

П 86

Печатается по решению кафедры гуманитарных и социальных дисциплин.

Составители: к. пед. наук, доцент Мухамадеев И.Г.,

к. ф. наук, ст. преподаватель Семенова Э.Р.

Рецензент: к.филологических наук, доц. заведующая кафедрой

иностранных языков Башкирского государственного

аграрного университета Новикова О.Н.

Ответственный за выпуск: зав. кафедрой гуманитарных и социальных наук, к.псих.наук, доцент Хамматова С.А.

П 86 Психология и педагогика: методические указания к учебному курсу для студентов заочников всех специальностей ОГУ. – Уфа: ОГУ, 2006. – с.50.

ВВЕДЕНИЕ

За последние годы значительно возрос интерес к преподаванию психологической и педагогической науки в высшей школе. Особое внимание уделяется изучению психологии и педагогики в системе профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации для аграрной сферы производства. И это естественно, так как общепсихологическая и общепедагогическая образованность – необходимый элемент общекультурной подготовки современного человека, а не только стартовое состояние для профессионального освоения психологии и педагогики специалистами – современными выпускниками вузов.

Опыт преподавания курса психологии и педагогики показывает, что глубокое усвоение студентами психологических и педагогических знаний невозможно без самостоятельного изучения научной и учебной литературы, а также овладения навыками и приобретения умений самостоятельно мыслить, вести поиск научной истины. При этом, несмотря на наличие, после введения обязательного преподавания этой дисциплины в российской высшей школе, многочисленных учебников по основам педагогики и психологии, несмотря на издание большого количества зарубежных переводных книг, практика показывает, что ощущается дефицит учебно-методических пособий, которые целенаправленно и последовательно помогали бы студентам осваивать достаточно сложные даже для обучающегося в высшей школе темы и проблемы педагогики и психологии в свете современных требований науки и практики. Именно это и побудило нас подготовить методические указания, которые отвечали бы требованиям высшей профессиональной школы и помогали студентам в самостоятельной работе по овладению психологическими и педагогическими знаниями.

Методические указания подготовлены в соответствии с действующей программой по психологии и педагогики и в соответствии с требованиями обязательного федерального компонента психологических и педагогических знаний, введенного в основные образовательные программы высшей школы по всем специальностям.

Цели учебного курса:

– познакомить с основными понятиями, проблемами, задачами курса «Психология и педагогика»;

– заложить фундамент научных психологических, педагогических знаний;

– формировать целостное представление о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности;

– развить умение самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий, самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей.

Основные задачи курса:

– овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития;

– приобретение опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;

– усвоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов;

– усвоение методов воспитательной работы с обучающимися, производственным персоналом;

– ознакомление с методами развития профессионального мышления, технического творчества.

Чтобы облегчить сознательное усвоение теоретических основ современной психологической и педагогической науки, по каждой теме указываются планы семинарских занятий и литература к ним; литературные источники по наиболее сложным проблемам психологии и педагогики; даются методические рекомендации, какие именно категориальные понятия, идеи и методологические принципы должны быть проработаны и усвоены, обращается внимание на их содержание и сущность; предлагаются возможные рефераты по изученной литературе. Однако эти советы не следует принимать за готовые ответы на поставленные в заданиях вопросы. Скорее, они лишь ориентиры, пользуясь которыми следует вести поиск, отбор, анализ и усвоение научной истины.

Методические указания подготовили кандидат педагогических наук, доцент И.Г. Мухамадеев (введение, темы 1-5); кандидат философских наук, ст. преподаватель Э.Р. Семенова (темы 6-10).

РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

1. Предмет психологической науки и основные задачи её исследования. Этапы развития психологии (школы, направления).

2. Психика. Сознание. Бессознательное.

3. Основные отрасли психологии.

4. Методы исследования в психологии.

Тема 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Понятие о деятельности.

2. Операционально-технические аспекты деятельности.

3. Личностно-мотивационные компоненты деятельности.

4. Основные виды деятельности.

Наши рекомендации