Психотические нарушения в раннем и дошкольном возрасте

1. Факторы, обусловливающие психотические нарушения в раннем и дошкольном возрасте.

2. Нарушения сознания, эндогенные психозы и психогенные психотические нарушения в раннем и дошкольном возрасте.

Вопросы для обсуждения.

1.Перспективы развития коррекции нарушений детей с нарушением сознания, эндогенных психозов и психогенных нарушений.

Основная литература

1. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 - Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2015. - 272 с.

2. Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. - М. : Юрайт, 2011. - 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю. Левченко. – М. : Академия, 2013.

Дополнительная литература

1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. – Воронеж, 2002. – С. 397-427 (патопсихологические исследования в детской и подростковой психиатрии); С. 428-429 (заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования).

2. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. Всемирная Организация Здравоохранения. - СПб.: «Оверлайд», 1994.

3. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс-Информ, 2008 (и др. издания).

Задание для самостоятельной работы:

1) сделать выписки по вопросам в виде таблицы с указанием психического нарушения, его клинической и психологической характеристики:

Название нарушения Клиническая характеристика Психологическая характеристика
     

2) подготовить рефераты и доклады по вопросам.

Практическое занятие 5.

Неврозы и реактивные состояния у детей раннего и дошкольного возраста

План занятия.

1. Факторы, определяющие неврозы и реактивные состояния.

2. Общая характеристика неврозов и реактивных состояний: классическая триада (истерия, обсессивный невроз и неврастения); неврозы страха; депрессивный и астенический невроз; ипохондрия.

3. Психогенные характерологические и патохарактерологические реакции.

Вопросы для обсуждения.

1. Системные неврозы (заикание, тики, расстройство сна, энурез и энкопрез).

2. Психосоматические нарушения как проявления или последствия неврозов.

3. Неврозы и реактивные состояния у детей.

4. Нервная анорексия.

Основная литература

1. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 - Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2015. - 272 с.

2. Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. - М. : Юрайт, 2011. - 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю. Левченко. – М. : Академия, 2013.

Дополнительная литература

1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. – Воронеж, 2002. – С. 397-427 (патопсихологические исследования в детской и подростковой психиатрии); С. 428-429 (заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования).

2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие : с прил. альбома "Наглядный материал для обследования детей" / Е. А. Стребелева [и др.] ; под ред. Е. А. Стребелевой. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 164 с. (5 экз.)

3. Сидоров, П. И. Введение в клиническую психологию / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010.

Задание для самостоятельной работы:

1) подготовить ответы на вопросы;

2) сделать выписки по 2-му, 4-му, 5-му вопросу в виде таблицы с указанием нарушения, его клинической и психологической характеристики;

Название нарушения Клиническая характеристика Психологическая характеристика
     

3) подготовить рефераты и доклады по вопросам.

Практическое занятие 6

Проблемы дизонтогенеза

План занятия.

1. Понятие дизонтогенеза.

2. Общая характеристика нарушений психического развития детей и подростков (недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоническое развитие личности).

3. Основные понятия и закономерности дизонтогенеза.

4. Характеристика основных нарушений интеллектуальной сферы в детском возрасте (олигофрении, органического поражения ЦНС и задержки психического развития).

5. Олигофрения: факторы возникновения, основные проявления, стадии олигофрении, особенности обучения и воспитания больных детей. Методы психологической диагностики олигофрении.

Вопросы для обсуждения.

1. Психологические особенности детей с органическим поражением ЦНС, принципы психолого-педагогической работы с ними.

2. Дети с задержкой психического развития: причины ЗПР, проявления и формы ЗПР, особенности обучения и воспитания детей с ЗПР.

3. Особенности интеллектуальной сферы педагогически запущенных детей.

4. Дифференциальная диагностика в определении олигофрении, задержки психического развития и органического поражения ЦНС.

5. Особенности психического развития детей, имеющих проблемы депривации и воспитывающихся в приюте.

6. Психолого-педагогическая коррекция детей в классах выравнивания, компенсаторного обучения и педагогической поддержки.

Основная литература

1. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 - Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2015. - 272 с.

2. Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. - М. : Юрайт, 2011. - 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю. Левченко. – М. : Академия, 2013.

Дополнительная литература

1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. – Воронеж, 2002. – С. 397-427 (патопсихологические исследования в детской и подростковой психиатрии); С. 428-429 (заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования).

2. Екжанова Е. А. Специальная психология и коррекционная педагогика. Учебная программа курса / Е. А. Екжанова. – М., 2000.

3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие : с прил. альбома "Наглядный материал для обследования детей" / Е. А. Стребелева [и др.] ; под ред. Е. А. Стребелевой. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 164 с. (5 экз.)

4. Сидоров, П. И. Введение в клиническую психологию / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010.

Задание для самостоятельной работы:

1) подготовить ответы на вопросы;

2) сделать конспект по работе Гарбузова, с. 57-66;

3) сделать таблицу по характеристике основных нарушений психического развития у детей;

Название нарушения Общая характеристика и виды Этиология Методы диагностики
Недоразвитие      
Задержанное развитие      
Поврежденное развитие      
Дефицитарное развитие      
Искаженное развитие      
Дисгармоничное развитие      

4) подготовить программу обследования ребенка с одним из вариантов нарушений: задержка психического развития; умственная отсталость; педагогическая запущенность; органическое поражение ЦНС; аномалия органов чувств; наличие хронизирующего соматического заболевания; указать методы диагностики.

5) подготовить доклады и рефераты по теме.

Наши рекомендации