Психотические нарушения в раннем и дошкольном возрасте
1. Факторы, обусловливающие психотические нарушения в раннем и дошкольном возрасте.
2. Нарушения сознания, эндогенные психозы и психогенные психотические нарушения в раннем и дошкольном возрасте.
Вопросы для обсуждения.
1.Перспективы развития коррекции нарушений детей с нарушением сознания, эндогенных психозов и психогенных нарушений.
Основная литература
1. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 - Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2015. - 272 с.
2. Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. - М. : Юрайт, 2011. - 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю. Левченко. – М. : Академия, 2013.
Дополнительная литература
1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. – Воронеж, 2002. – С. 397-427 (патопсихологические исследования в детской и подростковой психиатрии); С. 428-429 (заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования).
2. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. Всемирная Организация Здравоохранения. - СПб.: «Оверлайд», 1994.
3. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс-Информ, 2008 (и др. издания).
Задание для самостоятельной работы:
1) сделать выписки по вопросам в виде таблицы с указанием психического нарушения, его клинической и психологической характеристики:
Название нарушения | Клиническая характеристика | Психологическая характеристика |
2) подготовить рефераты и доклады по вопросам.
Практическое занятие 5.
Неврозы и реактивные состояния у детей раннего и дошкольного возраста
План занятия.
1. Факторы, определяющие неврозы и реактивные состояния.
2. Общая характеристика неврозов и реактивных состояний: классическая триада (истерия, обсессивный невроз и неврастения); неврозы страха; депрессивный и астенический невроз; ипохондрия.
3. Психогенные характерологические и патохарактерологические реакции.
Вопросы для обсуждения.
1. Системные неврозы (заикание, тики, расстройство сна, энурез и энкопрез).
2. Психосоматические нарушения как проявления или последствия неврозов.
3. Неврозы и реактивные состояния у детей.
4. Нервная анорексия.
Основная литература
1. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 - Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2015. - 272 с.
2. Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. - М. : Юрайт, 2011. - 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю. Левченко. – М. : Академия, 2013.
Дополнительная литература
1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. – Воронеж, 2002. – С. 397-427 (патопсихологические исследования в детской и подростковой психиатрии); С. 428-429 (заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования).
2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие : с прил. альбома "Наглядный материал для обследования детей" / Е. А. Стребелева [и др.] ; под ред. Е. А. Стребелевой. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 164 с. (5 экз.)
3. Сидоров, П. И. Введение в клиническую психологию / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010.
Задание для самостоятельной работы:
1) подготовить ответы на вопросы;
2) сделать выписки по 2-му, 4-му, 5-му вопросу в виде таблицы с указанием нарушения, его клинической и психологической характеристики;
Название нарушения | Клиническая характеристика | Психологическая характеристика |
3) подготовить рефераты и доклады по вопросам.
Практическое занятие 6
Проблемы дизонтогенеза
План занятия.
1. Понятие дизонтогенеза.
2. Общая характеристика нарушений психического развития детей и подростков (недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоническое развитие личности).
3. Основные понятия и закономерности дизонтогенеза.
4. Характеристика основных нарушений интеллектуальной сферы в детском возрасте (олигофрении, органического поражения ЦНС и задержки психического развития).
5. Олигофрения: факторы возникновения, основные проявления, стадии олигофрении, особенности обучения и воспитания больных детей. Методы психологической диагностики олигофрении.
Вопросы для обсуждения.
1. Психологические особенности детей с органическим поражением ЦНС, принципы психолого-педагогической работы с ними.
2. Дети с задержкой психического развития: причины ЗПР, проявления и формы ЗПР, особенности обучения и воспитания детей с ЗПР.
3. Особенности интеллектуальной сферы педагогически запущенных детей.
4. Дифференциальная диагностика в определении олигофрении, задержки психического развития и органического поражения ЦНС.
5. Особенности психического развития детей, имеющих проблемы депривации и воспитывающихся в приюте.
6. Психолого-педагогическая коррекция детей в классах выравнивания, компенсаторного обучения и педагогической поддержки.
Основная литература
1. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 - Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2015. - 272 с.
2. Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. - М. : Юрайт, 2011. - 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю. Левченко. – М. : Академия, 2013.
Дополнительная литература
1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. – Воронеж, 2002. – С. 397-427 (патопсихологические исследования в детской и подростковой психиатрии); С. 428-429 (заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования).
2. Екжанова Е. А. Специальная психология и коррекционная педагогика. Учебная программа курса / Е. А. Екжанова. – М., 2000.
3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие : с прил. альбома "Наглядный материал для обследования детей" / Е. А. Стребелева [и др.] ; под ред. Е. А. Стребелевой. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 164 с. (5 экз.)
4. Сидоров, П. И. Введение в клиническую психологию / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010.
Задание для самостоятельной работы:
1) подготовить ответы на вопросы;
2) сделать конспект по работе Гарбузова, с. 57-66;
3) сделать таблицу по характеристике основных нарушений психического развития у детей;
Название нарушения | Общая характеристика и виды | Этиология | Методы диагностики |
Недоразвитие | |||
Задержанное развитие | |||
Поврежденное развитие | |||
Дефицитарное развитие | |||
Искаженное развитие | |||
Дисгармоничное развитие |
4) подготовить программу обследования ребенка с одним из вариантов нарушений: задержка психического развития; умственная отсталость; педагогическая запущенность; органическое поражение ЦНС; аномалия органов чувств; наличие хронизирующего соматического заболевания; указать методы диагностики.
5) подготовить доклады и рефераты по теме.