From cognitive psychology to psychology of subject 2 страница

- Связь компонентов контроля поведения различается в зависимости от группы детей и имеет разную возрастную динамику. У МЗ близнецов количество связей линейно увеличивается с возрастом, у ДЗ близнецов и ОР детей этих связей меньше и их число падает на 2-м году жизни. Это указывает на большую дифференцированность структуры контроля поведения у ДЗ и ОР детей и реорганизацию этой структуры в 1.5 - 2 года.

- Темперамент мы понимаем как индивидуальный вариант адаптации, который является составной частью ресурсов контроля поведения. В каждом типе темперамента наибольшие генетические влияния испытывают ключевые, определяющие данный тип шкалы. При этом менее адаптивные типы темперамента (трудный и пассивный) более жестко генетически детерминированы, чем более адаптивные (легкий и стеничный).

- Наследуемость темперамента не является стабильной величиной, а изменяется в разные периоды даже в незначительный этап времени. Так, на примере легкого темперамента было обнаружено падение показателей наследуемости шкалы неприятных ощущений, содержательно близкой к шкалам эмоциональности и настроения (подход А. Томаса и С. Чесе), что в сочетании с другими результатами еще раз подтверждает, что возраст

стр. 22

1.5 - 2 года является кризисным для развития регуляции.

- Обнаружены разные стратегии в регуляции поведения, что также может свидетельствовать о различиях в организации контроля поведения. МЗ близнецы чаще используют вокализации и речь, а ДЗ близнецы - стратегию отвлечения. Это доказывает, что МЗ, как более уязвимая группа, используют чаще внешний контроль при дефиците самоконтроля, чем ДЗ и ОР дети [7, 8].

II. Наша гипотеза о связи контроля поведения как интегративной субъектной характеристики регуляции со стратегиями совладания исследовалась в работе И. И. Ветровой. Оценивались контроль поведения подростков и его динамика в течение двух лет, эффективность и типы совладающего поведения. Данный этап исследования показал следующее:

- Обнаружены незначительные изменения в копинг-стилях подростков за год. Однако произошедшие изменения коснулись только снижения непродуктивных копинг-стратегий - игнорирования и общих действий.

- Изменения произошли в динамике стратегий совладающего поведения: мальчики стали чаще прибегать к продуктивным копинг-стратегиям, таким, как работа, достижение, позитивный фокус, духовность; девочки же чаще отдавали предпочтение социальной помощи, беспокойству и несовладанию.

- По компонентам контроля поведения изменений за год не наблюдалось, что может говорить об уже сформированной структуре контроля поведения в подростковом возрасте.

- Установлено, что контроль поведения обусловливает совладающее поведение. При этом высокий уровень контроля поведения обеспечивает использование преимущественно продуктивных стратегий совладания [6].

III. В исследовании контроля поведения в трудных жизненных ситуациях (период беременности) Ю. В. Ковалевой сравнивались оценки контроля поведения при благополучном и неблагополучном течении беременности, а также показатели психического развития и регулятивных показателей родившихся детей. При исследовании беременных женщин (78 чел.) использовалось девять различных методик, по которым оценивались разные аспекты когнитивных, эмоциональных и волевых субсистем контроля поведения [15, 16, 25].

Результаты данной работы позволяют сделать следующие выводы:

- Контроль поведения определяет качественное своеобразие реализации поведения, направленного на достижение цели. В трудной жизненной ситуации эффективную стратегию поведения и благополучное вынашивание ребенка обеспечивают высокий общий уровень регуляции поведения, где наибольший вес имеют процессы моделирования, оценки результата и программирования, эмоциональная устойчивость и экономная волевая регуляция.

- Основой организации эффективного поведения во время беременности является целостная, интегрированная система возможностей, включающая согласованные составляющие контроля поведения - когнитивный, эмоциональный и волевой контроль, личностное качество - ответственность, а также родительское доверие в детстве.

- Качественное своеобразие поведения матерей во время беременности соотносится с формированием базовых навыков контроля поведения их детей после рождения. Субъектные качества будущих матерей в форме оптимального и конструктивного отношения к актуальной ситуации создают среду для развития субъектных качеств самих детей, а именно - их способности регулировать собственное поведение.

Нами рассматривался также вопрос о связи психических состояний с контролем поведения. Мы предполагали, что женщины с разным уровнем развития составляющих контроля поведения различаются по степени выраженности переживаемых психических состояний во время беременности, а способ согласования компонентов психического состояния, когнитивного, эмоционального и волевого контроля в этот период соответствует уровню развития контроля поведения. (В дополнение к уже используемым методикам применялся опросник А. О. Прохорова.) В дипломной работе СВ. Матвиенко, выполненной под руководством Ю. В. Ковалевой, сравнивались группы женщин с высокими и низкими показателями контроля поведения. Было обнаружило, что:

- Интегративная характеристика индивидуальности - контроль поведения во время беременности связан с особенностями психических состояний в этот период. В группе с более высокой мерой развития составляющих контроля поведения течение беременности связано с возникновением психических состояний, характеризующихся более высокой степенью активности психических процессов, позитивностью и легкостью переживаний, стабильностью поведения. Контроль поведения и компоненты психических состояний представляют интегрированную систему, что может свидетельствовать об использовании более полного ресурса возможностей для регуляции поведения и состояний.

- В группе с менее высокой мерой развития составляющих контроля поведения течение беременности связано с возникновением психических состояний более низкой степени активности, а также непоследовательностью поведения. Это

стр. 23

можно объяснить недостаточной интеграцией контроля поведения и компонентов психических состояний, отражающей рассогласованность регуляции как поведения, так и состояний [20].

В лонгитюдном исследовании беременных женщин (охватывающем весь период беременности и послеродовой период), проведенном О. А. Соколовой под руководством Е. А. Сергиенко, было показано, что реорганизация системы регуляции психических состояний подвержена значительным изменениям во втором триместре беременности и связана с личностным ростом женщины, когда в структуру ценностей включается будущий ребенок, т.е. личностные ориентиры изменяют организацию поведения субъекта, позволяют осуществлять более эффективные способы регуляции, что отражается и на особенностях регуляции родившихся детей [32].

Эти данные говорят о том, что существует тесное взаимодействие в континууме субъект - личность, и подтверждают значение смысложизненных ориентации в организации и реорганизации поведения в трудных жизненных ситуациях.

Третье направление "Понимание субъектом мира: ментальная репрезентация и экзистенциальный опыт" реализуется В. В. Знаковым и его аспирантами. На постнеклассическом этапе развития науки все возрастающее значение приобретают те культурные и ценностно-смысловые контексты, с которыми познающий субъект соотносит познаваемую и понимаемую реальность. Именно с такими контекстами связывается предмет исследования в психологии человеческого бытия - новой области психологического знания. Психология человеческого бытия по своему проблемному полю уже психологии субъекта, в ней акцент делается в основном на выявлении ценностных и смысловых детерминант развития психики человека.

В. В. Знаковым были проанализированы и описаны теоретические основания, предмет и методы психологии человеческого бытия, а затем в русле этого подхода проведены эмпирические исследования. Теоретические основания строятся на том, что в психологии человеческого бытия одновременно реализуются когнитивная и экзистенциальная исследовательские парадигмы. Когнитивный план изучения психической реальности состоит в познании человека и его поведения. В экзистенциальной плоскости анализа психического акцент делается на отличных от когнитивных проявлениях психической активности субъекта. Это прежде всего созерцание и переживание. Как известно, человеческое бытие не исчерпывается познавательным отношением к миру. Два плана исследования психики субъекта различаются и целями постановки вопросов и ожиданиями, связанными с ответами. Когнитивные психологи формулируют и проверяют гипотезы в целях получения нового знания. С экзистенциальной точки зрения очень часто оказывается, что вопросы нужно задавать вовсе не для того, чтобы получить на них однозначные ответы. Задача психолога - показать, что в психической реальности человека одновременно существует бесконечное множество различных состояний, событий, ситуаций. Не удивительно, что при исследовании психики человека в общем и целом вопросы скрывают в себе больший потенциал развития, обладают большей силой, чем ответы на них. Вопросы нужны для более отчетливого осознания тех значимых для субъекта ценностно-смысловых контекстов, в которые он может оказаться включенным и которые впоследствии могут существенно повлиять на его жизнь. Иначе говоря, речь идет об осознании возможных путей психического развития субъекта.

Наиболее общая проблема психологии человеческого бытия - это понимание: понимание субъектом мира и себя в мире. Анализ такого понимания возможен через анализ событий и ситуаций взаимодействия человека с Другими, отражаемых в его внутреннем мире.

В. В. Знаков анализирует роль высших человеческих ценностей. По его мнению, дело и призвание являются такими целенаправленными структурами, в которых интегрируются единицы психического. Дело и призвание неразрывно связаны с ориентацией на высшие духовные ценности. Вследствие этого обретение нового совокупного опыта, когда-то воплощенного в конкретных событиях и ситуациях, означает восхождение на новую ступень субъектности, качественное изменение субъекта. Следовательно, дело или призвание, ставшие для человека смыслом жизни, осмысленной целью бытия, оказываются индикаторами индивидуальных характеристик субъектности человека.

В психологии человеческого бытия используются традиционные методы психологического исследования. Но перспективным и принципиально важным для разработки данного направления В. В. Знаков считает нарративный принцип исследований, который дает возможность делать выводы о сочетании отражения субъектом воспринимаемых фрагментов объективной действительности и порождения, конструирования им новых реальностей. Нарративы являются одновременно как моделями мира, собственного Я, так и безусловно компонентами "моделей психического". Описывая жизненные ситуации, мы конструируем себя в качестве части нашего мира.

Между нарративами и ментальными репрезентациями как элементами внутреннего мира субъекта существует важная преемственность. Как и ментальные репрезентации, нарративы - это не

стр. 24

только внутренние обобщенные схемы реальности, но и способы взаимодействия с ней, психологические механизмы установления взаимодействий субъекта с миром [12, 14].

Опираясь на данные положения, приведем примеры эмпирических исследований, проведенных В. В. Знаковым. Одно из исследований посвящено изучению самопонимания субъекта - сложного психологического феномена, в котором можно выделить две составляющие: когнитивную и экзистенциальную. При когнитивном взгляде на проблему подчеркивается неразрывная связь самопонимания с самосознанием и рефлексией, сознательным самоанализом. Экзистенциальная составляющая самопонимания воплощается не столько в научно достоверных знаниях и познавательной деятельности, сколько в смыслах, в понимании субъектом себя, его приобщении к разнообразным ценностям. Результаты исследования, проведенного с помощью разных опросников, показали, что:

- Самопонимание не является внутренне однородной структурой, а состоит из двух основных компонентов: когнитивной и смыслообразующей.

- У испытуемых женского пола более выражена когнитивная, конкретно-ситуативная направленность самопонимания, а мужского - бытийная, экзистенциальная [11, 14].

Другое исследование В. В. Знакова было направлено на анализ понимания ситуации экзистенциального выбора: жизнь в страданиях или эвтаназия [13]. Принятие или отвержение эвтаназии анализировались как типичная ситуация экзистенциального выбора субъекта - врача или неизлечимо больного пациента. В эмпирическом исследовании, проведенном на 240 испытуемых, изучались связи между мировоззренческими установками и личностными свойствами людей и психологическими особенностями понимания ими дилемм, описывающих эвтаназию. Было показано, что:

- Люди, верящие в Бога, в меньшей степени согласны с эвтаназией, чем неверующие.

- Испытуемые с высоким уровнем макиавеллизма личности и низкими показателями осмысленности жизни в большей степени принимают эвтаназию, чем субъекты с низким уровнем макиавеллизма и высокими оценками по методике смысложизненных ориентации.

На мой взгляд, теоретические и эмпирические исследования В. В. Знакова могут рассматриваться как изучение более высокого уровня субъектной организации, как разработка проблемы соотношения субъект - личность. Экзистенциальные проблемы возникают перед личностью, регулируются и реализуются субъектом.

Приведенные в настоящей статье результаты далеко не всех исследований, выполненных за последние несколько лет, охватывают 1000 испытуемых и представляют фактически все возраста: от новорожденных до 60-летних. Исследования лаборатории включают в настоящий момент три лонгитюдных исследования: изучение структуры и динамики ментального развития близнецов раннего возраста; соотношение контроля поведения и стратегий совладания в подростковом возрасте; преемственность контроля поведения в пре- и постнатальном развитии и его семейная детерминация (эта работа только начата и не представлена в статье). Теоретические и эмпирические поиски нашей лаборатории имеют перспективы для разработки психологии развития субъекта в разные периоды онтогенеза. Три указанных направления исследований - уровни развития, критерии, детерминанты развития, соотношение универсального и уникального - связаны с проблемой становления субъектности. Все исследования в общем виде можно представить как изучение когнитивной, регулятивной и коммуникативной функций субъектности. Обобщение направлений работ лаборатории позволяет выделить теоретико-эмпирические перспективы:

- Дальнейшая теоретическая и экспериментальная разработка проблем развития субъекта: генетико-средовые детерминанты становления (сочетание психогенетических исследований и исследований на модели семейной депривации), критерии и содержание уровней организации субъектности, механизмы становления единой системы когнитивных, регулятивных и коммуникативных функций субъекта.

- Разработка представлений о психологии бытия как вершинном уровне субъектной организации.

- Изучение понимания как потенциала развития и соотношения познания и понимания.

- Совмещение представлений о контроле поведения и уровней его становления с представлениями о модели психического как ядре субъектной организации. Понимание Себя и Других, включенных в континуум Я-Окружение, вероятно, будет шагом в направлении разработки возможностей контроля поведения субъекта как универсального, так и уникального образования.

- Разработка уровней развития когнитивного контроля как антиципирующего планирования включает степень ментальной компетентности (это определяет избирательность активности, собственные оценки, моделирование, планирование своей активности) и возможности прогнозирования последствий личных действий и взаимодействий с Другими.

- Антиципирующее планирование возникает в эволюции только у человека как субъекта и

стр. 25

усложняется на протяжении всего его жизненного пути. Реализация антиципирующего планирования означает необходимость не только когнитивного контроля поведения, эмоциональной регуляции и целенаправленной произвольной организации исполнительных действий. В данной категории сочетаются универсальные и уникальные особенности антиципирующего планирования: субъект и личность связывают воедино возможности адаптивного взаимодействия человека с окружением.

Представленный анализ некоторых дискуссионных вопросов психологии субъекта свидетельствует об огромном потенциале данного направления в психологической науке, основная разработка которого принадлежит А. В. Брушлинскому. И креативность этого подхода все в большей мере становится очевидной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова К. А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: ИП РАН, 1997. С. 56 - 75.

2. Абульханова К. А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. 2005. Т. 2. N 4. С. 3 - 22.

3. Анциферова Л. И. Психологическое содержание феномена субъекта и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблемы субъекта в психологической науке / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. М.: Академический проект, 2000. С. 21-М.

4. Брушлинский А. В. Психология субъекта и его деятельности // Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Инфра-М., 1999. С. 330 - 346.

5. Брушлинский А. В. Психология субъекта. СПб.: Алетейя, 2003.

6. Ветрова И. И. Соотношение контроля поведения и стратегий совладания развивающейся личности // Труды молодых ученых Института психологии РАН / Под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. Вып. 1. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2006. С. 63 - 77.

7. Виленская Г. А., Сергиенко Е. А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения в раннем возрасте // Психол. журн. 2001. Т. 22. N 3. С. 68 - 85.

8. Виленская Г. А. Стабильность и изменчивость темперамента детей первых трех лет жизни как показателя эмоциональной регуляции // Исследования по когнитивной психологии / Под ред. Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2004. С. 377 - 403.

9. Герасимова А. С. Особенности понимания обмана детьми 5 - 11 лет и становление "модели психического": Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2004.

10. Герасимова А. С., Сергиенко Е. А. Понимание обмана детьми 5 - 11 лет и становление модели психического // Психол. журн. 2005. Т. 26. N 1. С. 56 - 70.

11. Знаков В. В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема // Психол. журн. 2005. Т. 26. N 1. С. 18 - 28.

12. Знаков В. В. Психология субъекта и психология человеческого бытия // Субъект, личность и психология человеческого бытия / Под ред. В. В. Знакова и З. И. Рябикиной. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2005. С. 9-АА.

13. Знаков В. В. Понимание экзистенциального выбора: жизнь в страданиях или эвтаназия // Вопросы психологии. 2005. N 6. С. 3 - 12.

14. Знаков В. В. Психология понимания. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2005.

15. Ковалева Ю. В. Контроль поведения при благополучной и неблагополучной беременности: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2004.

16. Ковалева Ю. В., Сергиенко Е. А. Контроль поведения при различном течении беременности // Исследования когнитивной психологии / Под ред. Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2004. С. 424 - 464.

17. Лебедева Е. И., Сергиенко Е. А. Развитие "модели психического" в норме и при аутизме // Исследования по когнитивной психологии / Под ред. Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2004. С. 294 - 332.

18. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

19. Лупенко Е. А. Экспериментальное исследование инвариантности восприятия // Исследования по когнитивной психологии / Под ред. Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2004. С. 121 - 133.

20. Матвиенко С. В. Контроль поведения и психические состояния во время беременности // Научные труды молодых ученых по психологии / Под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2006. С. 112 - 123.

21. Никитина Е. А. Механизмы восприятия лица // Исследования по когнитивной психологии / Под ред. Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2004. С. 81 - 94.

22. Прусакова О. А., Сергиенко Е. А. Репрезентации эмоций детьми от трех до шести лет // Научный поиск. Сборник научных работ студентов, аспирантов и молодых преподавателей / Под ред. А. В. Карпова. Ярославль, 2002. Вып. 3. С. 51 - 64.

23. Прусакова О. А., Сергиенко Е. А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2006. N 4. С. 24 - 36.

24. Сергиенко Е. А. Ранние этапы развития субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Институт психологии РАН, 2002. С. 270 - 310.

25. Сергиенко Е. А. Контроль поведения как развитие представлений об индивидуальности с позиций субъектно-системного подхода. XX Мерлинские чтения "В. С. Мерлин и системные исследования индивидуальности человека": Материалы межре-

стр. 26

гиональной юбилейной научно-практической конференции. Пермь, 2005. Ч. 1. С. 34 - 48.

26. Сергиенко Е. А. Психология субъекта: проблемы и поиски // Личность и бытие: субъектный подход. Личность как субъект бытия: теоретико-методологическая основа анализа. Материалы III Всесоюзной научно-практической конференции. Краснодар, 2005. С. 206 - 225.

27. Сергиенко Е. А. Развитие модели психического как ментальный механизм становления субъекта // Субъект, личность, психология человеческого бытия / Под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябикиной. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2005. С. 113 - 146.

28. Сергиенко Е. Л. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2006.

29. Сергиенко Е. Л., Никитина Е. Л. Механизмы восприятия пола по изображениям лиц новорожденных // Психол. журн. 2004. Т. 25. N 4. С. 5 - 13.

30. Сергиенко Е. Л., Лебедева Е. И. Понимание обмана детьми дошкольного возраста в норме и при аутизме // Психол. журн. 2003. Т. 24. N 4. С. 54 - 65.

31. Сергиенко Е. А., Виленская Г. А. Динамика изменений раннего психического развития: психогенетический и онтогенетический аспекты // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2004. N 4(37). С. 105 - 118.

32. Соколова О. В., Сергиенко Е. А. Влияние беременности на психологическое здоровье матери и ребенка // Исследования по когнитивной психологии / Под ред. Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2004. С. 464 - 477.

33. Neisser U. Five kinds of self knowledge // Philosophical Psychology. 1988. V. 1. N 1. P. 35 - 59.

FROM COGNITIVE PSYCHOLOGY TO PSYCHOLOGY OF SUBJECT

E. A. SERGIENKO

E. A. SERGIENKO, Sc. D. (psychology), head of psychology of development laboratory, Psychological Institute of RAS, Moscow

The paper is devoted to theoretical and experimental generalization of the scientific works of the laboratory of psychology of development. The possibility of elaboration of system-subject approach on the basis of traditions of system approach (B. F. Lomov) and subject-activity approach (A. V. Brushlinsky) is argued. Variants of subject's psychology problem moments solution from the position of such integrative approach are presented and concrete experimental works of laboratory collaborators in such investigation line are given.

Key words: psychology of subject, system organization, psychology of development, developmental principle, subject's organization levels.

стр. 27

ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ

Автор: М. А. ХОЛОДНАЯ

М. А. ХОЛОДНАЯ, доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией психологии способностей им. В. Н. Дружинина, Институт психологии РАН, Москва

Рассматриваются некоторые перспективные направления в области психологии способностей. Обсуждаются возможности онтологической теории интеллекта применительно к изучению интеллектуальной компетентности и пути поиска предикторов экспертной стадии развития. Предлагается новый подход к выявлению и формированию креативности в младшем школьном возрасте. Анализируется проблема психических ресурсов профессионала, инициируются исследования динамики интеллектуального развития учащихся в условиях разных моделей обучения.

Ключевые слова: ситуативный подход, психодиагностика способностей, ресурсный подход, интеллект, креативность, обучаемость, интеллектуальная компетентность, высокий профессионализм, ресурсы профессионала, динамика интеллектуального развития учащихся.

Основные направления исследований способностей в Институте психологии РАН ориентированы на изучение общих познавательных способностей (интеллекта, креативности, обучаемости), а также их проявлений в условиях учебной, профессиональной деятельности, межличностного взаимодействия [24]. Эти исследования традиционно связаны с работами В. Д. Шадрикова [26 - 28] и В. Н. Дружинина [5 - 8].

Психология способностей - одна из ключевых тем современной психологии, в которой к настоящему моменту наметился целый ряд новых тенденций. Отмечается изменение содержательного статуса понятия "способность" за счет расширения содержания понятия "интеллект"; появление новых терминов - "компетенция", "ментальность" и др.; использование понятия "способность" для описания других сфер психической активности (моральные способности, духовные способности, способность к эмпатии, жизнеспособность и т.д.); применение, наряду с тестовыми, качественных методов (интервью, анализа индивидуальных случаев и т.д.).

Сформулированные В. Н. Дружининым три важнейшие новые идеи: когнитивного ресурса, интеллектуального диапазона и ситуативного подхода в психодиагностике способностей [5, 8], явились своего рода теоретическим мостиком для перехода от традиционного тестологического подхода к новому пониманию природы способностей и основой для разработки проблемных областей в психологии способностей. В данной статье мы остановимся на некоторых перспективных линиях развития психологии способностей, представленных в проблематике работы сотрудников и аспирантов лаборатории психологии способностей им. В. Н. Дружинина.

Онтологическая теория интеллекта: интеллект как форма организации ментального опыта. В рамках онтологической теории интеллекта, разрабатываемой М. А. Холодной, обосновывается положение о том, что психическим носителем свойств интеллекта выступает индивидуальный ментальный (умственный) опыт [23, 25]. По своему онтологическому статусу интеллект - это особая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта, особенности состава и строения которого предопределяют свойства интеллектуальной деятельности и, как следствие, продуктивность интеллектуального поведения. По своему назначению интеллект - это общая познавательная способность, которая проявляется, во-первых, в том, как человек воспринимает, понимает, объясняет и прогнозирует происходящее; во-вторых, какие решения он принимает и, в-третьих, насколько эффективно человек действует в тех или иных конкретных ситуациях (прежде всего новых, сложных, необычных).

В онтологической теории интеллекта природа интеллекта описывается с позиций трех базовых категорий: "ментальные структуры", "ментальное пространство", "ментальная репрезентация".

Ментальные структуры - это устойчивая форма ментального опыта в виде системы психических образований, которые в условиях познавательного контакта субъекта с действительностью обеспечивают возможность поступления информации о происходящих событиях и ее пре-

стр. 28

образование, а также управление процессами переработки информации и избирательность интеллектуальной деятельности.

Ментальное пространство - это динамическая форма ментального опыта. Во-первых, ментальное пространство развертывается наличными ментальными структурами в условиях интеллектуальной деятельности. Во-вторых, оно обладает способностью к одномоментному изменению своей топологии, метрики и содержания (имея такие характеристики, как развернутость границ, проницаемость, динамичность, размерность, иерархичность и т.д.) под влиянием субъективных и объективных факторов (аффективного состояния человека, появления дополнительной информации и т.п.). В-третьих, в ментальном пространстве возможны разного рода мысленные перемещения, при этом характер "движения мысли" зависит от меры его развернутости, структурированности и семантической сложности. В-четвертых, ментальные пространства могут быть "вложены" друг в друга, что создает возможность появления контрфактических, "невозможных" идей.

Ментальная репрезентация - это оперативная форма ментального опыта в виде актуального умственного образа того или иного конкретного события, т.е. субъективная форма видения, понимания и интерпретации происходящего. Ментальная репрезентация зависит от обстоятельств и строится в конкретных условиях для специфических целей.

Наши рекомендации