Кровенном, о том, что трудно сказать перед всеми. Предположить, что

Открываете свой секрет партнеру, и представить его ответную реак-

Цию. Затем описать ответную реакцию, не открывая секрета. Поме-

Няться ролями.

О «Впечатление» (по парам). Рассказать о впечатлении, которое

Производит партнер. Партнер слушает и старается понять, какое впе-

Чатление он производит. Дает обратную связь, как он понял. Поме-

Няться ролями.

О «Мудрец» (в кругу). Закрыть глаза. Представить зеленый луг и

Старое развесистое дерево. Под деревом сидит седовласый старик,

Мудрец, готовый ответить на любой вопрос. Подойдите к нему, задай-

Те вопрос и внимательно выслушайте ответ. Можно повторить. От-

Крыть глаза и поделиться своей фантазией с группой.

О Самость против идеальной самости. Составить список того,

Чем вы в себе недовольны (недостатки, изъяны, ограниченности), ис-

Пользуя полные предложения. Переписать как расхождение между

реальной и идеальной самостью: «Я несколько жаден, в особенности

в отношении своих книг»; «Моя идеальная самость щедра, она охотно

дает почитать книги и даже дарит их друзьям, когда они им нужны».

Оцените свою идеальную самость. Не кажется ли вам, что некоторые

ваши пожелания нереалистичны? Нет ли оснований полагать, что вы

Могли бы изменить некоторые из своих целей, которые предлагаются

вашим идеальным само-описанием? Есть ли для этого причины?

О Терапевт, центрированный на клиенте (для понимания требо-

Ваний к эффективному консультированию). Выбор партнера свобод-

Ный. Расскажите партнеру историю, правдивую или нет, которая мо-

Жет привести в замешательство или которую трудно рассказать (когда

Вы лгали, мошенничали, были несправедливы). Терапевт слушает,

Старается максимально понять и пересказать эту историю. Он должен

Относиться к партнеру как к равному, не оценивать правоту или не-

Правоту, не давать совета, не утешать, не критиковать. Про себя отме-

Тить моменты, когда хотелось комментировать, судить, когда раздражал

Клиент, осознавать собственное напряжение, но продолжать позитивно

слушать — сознавать активные чувства. Поменяться ролями [27].

Тема 6

Применение гештальттерапии

В индивидуально-психологическом

Консультировании

Основатель подхода

Фриц (Фредерик С.) Перлз (1893-1970).

Окончил Берлинский университет по специальности нейропсихиатрия.

В 1926 г. вместе с Карен Хорни обратился к психоанализу и открыл свою

Практику в соответствии с принципами фрейдизма. В 1933 г. эмигрировал в

Южную Африку. На него оказали влияние философия экзистенционализма,

Гештальтпсихология и теория Вильгельма Райха о физиологических прояв-

Лениях психологических проблем, психодрама Морено (отыгрывание кон-

Фликтов), Дзен (минимум интеллектуализации). 1946 г. — переехал в

США. 1952 г. — основал Институт гештальттерапии в Нью-Йорке. 1964—

1969 гг. — жил в Институте Эсалена в г. Биг-Суре, штат Калифорния: вел

Семинары, обучение. 1969 г. — переехал в Канаду для создания Института

Гештальттерапии.

Истоки теории

1. Представление о свободе человека и его ответственности за

формирование собственного внутреннего мира стало центральной

Идеей теории.

Экзистенциальная философия помогла Перлзу отойти от психо-

Аналитического подхода, согласно которому основное внимание уде-

Ляется истории индивидуального развития. Вместо того чтобы искать

Корни проблем в прошлом пациентов, Перлз начал всматриваться в

Настоящее, в то, как они приспосабливаются и живут в своем мире.

Перлз считал, что информация, необходимая для терапевтического

изменения, содержится в непосредственном поведении пациента, то

Есть в настоящем; в том, как он вступает во взаимодействие с тера-

певтом и проявляет себя в этом взаимодействии. «Встреча двух че-

ловеческих существ» требует внимания к феномену текущего опы-

Та, к видимым проявлениям проблем пациентов. Экзистенциальный

Наши рекомендации