Классификация поведенческих правил

Правила, формулирующие ценностные установки, вызывающие определенные стимулы, которые субъективно воспринимаются по-разному, порождают у клиентов положительные или отрицательные эмоции (например: "Немытые овощи канцерогенны").

2. Правила, связанные с воздействием стимула (например: "После развода все будет по-другому").

3. Поведенческие оценки (например: "Так как я заикаюсь, никто меня не слушает").

4. Правила, связанные с эмоционально-аффективным опытом личности (например: "При одном воспоминании об экзамене у меня появляется дрожь в спине", "У меня нет больше надежды").

5. Правила, связанные с воздействием реакции (например: "Я буду более пунктуальным, чтобы не вызвать гнева шефа").

6. Правила, связанные с долженствованием и возникающие в процессе социализации личности (например: "Человек должен получить высшее образование, чтобы быть счастливым").

5. Перемена отношения к правилам саморегуляции.

6. Проверка истинности правил, замена их новыми, более гибкими. Первоначально желательно использовать навыки продуктивного решения проблем

клиентом в непроблемной сфере, а уже генерализовать эти навыки в эмоционально-проблемную сферу.

Цели коррекции.Основная цель - исправление неадекватных когниций, осознание правил неадекватной обработки информации и замена их правильными.

Задачи психолога.

Научить клиента осознавать связи между когнитивными схемами, аффектами и поведением. Научить заменять дисфункциональные мысли более реалистическими интерпретациями.

Идентифицировать и изменять убеждения, которые предрасполагают к искажению опыта.

Позиция психолога.Поскольку А. Бек считает, что психолог и клиент являются сотрудниками в исследовании фактов, которые подкрепляют или опровергают когнитивные схемы клиента, то это процесс двусторонний и он является партнерским. Поэтому между клиентом и психологом должны складываться партнерские отношения. Интерпретации или предположения клиента рассматриваются психологом как гипотезы, нуждающиеся в проверке и подтверждении.

Требования и ожидания от клиента.От клиента ожидается принятие базисного положения когнитивной теории о зависимости эмоций от мышления. Установление отношений партнерства с психологом требует от клиента высокой активности, ответственности, отсутствия "психологического иждивенчества". Слепая вера в психолога и повышенный скептицизм клиента - два полюса негативного отношения к предстоящему взаимодействию. Для успешности коррекционных воздействий необходимо перед началом мероприятий привести подобные позиции к центру.

? 10. РЕАЛЬНОСТНАЯ ТЕРАПИЯ У. ГЛАССЕРА

Реальностная терапия исходит из того, что изначальное поведение клиента неадекватно, нереалистично и безответственно. И именно поведение становится предметом анализа и коррекции.

Центральным понятием в данном подходе является чувство реальности,при этом игнорируются понятия, связанные с объяснением причин расхождения между планами человека, касающихся его поступков и их реализации ("защитные механизмы", "неосознаваемые влечения" и т.д.). Не эти механизмы ослабляют чувство реальности, а, наоборот, снижение чувства реальности приводит к возникновению подобных психических явлений.

В результате ослабления чувства реальности у клиента резко понижается чувство ответственности перед самим собой за результаты своих действий. Человек считает себя не "хозяином своей жизни", а "игрушкой в руках судьбы", в результате такого самоотношения нарушается планирование своих действий, формируется искаженный "образ будущего".

Во главе этого подхода стоит побуждение клиента брать на себя ответственность и добиваться поставленных целей, если они реальны.

В 60-е годы У. Глассеромбыла создана модель реальностной терапии, которая предназначалась для психокоррекционной работы с молодыми правонарушительницами У. Глассер работал в школе для девушек с отклоняющимся поведением и основал технику, назначение которой - обучение ответственному и реалистичному поведению в контексте существующей реальности. По мнению У. Глассера, человек -самодетерминирующее существо, которое обладает основными психологическими потребностями: достоинства, свободы, принадлежности. Человек - творец собственной жизни, часть мира, которую сам создает для себя. А отсюда основные положения теории Глассера: личность сама выбирает свою позицию - жертвы или деятеля; сама выбирает себе желаемый мир и желаемое поведение и осуществляет контроль над ними.

Глассер считает, что успешность персонализации и позитивная личностная направленность - это условия личностного здоровья. Прошлому клиента придается весьма низкое значение, так как оно не может быть изменено и, следовательно, вне власти клиента.

Цели коррекции.Общая цель коррекции - активизация у клиента "чувства реальности" и помощь ему в преодолении разрыва между его планами и их осуществлением в реальной жизни.

Частная цель - достижение личностной независимости, повышение уровня самоосознания и разработка плана личностного совершенствования.

Главные задачи коррекционного процесса - помочь клиенту стать рассудительным, эмоционально устойчивым. Развить у него способность оценивать собственные действия и планы в зависимости от тех ценностей, которые он отстаивает и тех последствий для него самого, к которым могут привести его поступки.

Позиция психолога.Позиция психолога определяется как близкая к позиции учителя. А отсюда требования к профессиональным качествам: седативность, эмпатичность, способность быть требовательным, последовательным и служить моделью поведения.

Требования и ожидания от клиента.Считается, что клиент желает добиться удовлетворения основных потребностей, но использует при этом неадекватные способы поведения. Поэтому центральным моментом коррекции выступает обеспечение принятия клиентом ответственности за свое поведение. Основной задачей коррекционной работы ставится активизация у пациента чувства реальности и помощь ему в преодолении разрыва между его планами и их осуществлением в реальной жизни.

У. Глассер выделяет семь шагов совместной с клиентом работы, которая в совокупности обеспечивает достижение психопедагогических целей.

1. Установление отношений с клиентом: подружиться, уметь выслушать, проявить искреннюю заботу, готовность принимать клиента таким, какой он есть.

2. Забыть о прошлом клиента и основное внимание уделить текущему поведению.

3. Поощрять клиента к оцениванию своего поведения; помочь ему выяснить, что помогает и что мешает клиенту в том, что он делает.

4. Помочь клиенту в поиске альтернативных способов действий и выработке плана. План должен быть ясен, прост, конкретен: что будет делать клиент, где, когда, как, зачем.

5. Клиент должен взять на себя обязательство о выполнении плана, который должен быть реалистичным.

6. Отказ принятия извинений.

7. Быть жестким с клиентом, но, отказываясь от применения наказаний, не отказываться от работы с клиентом, даже если у клиента возможны срывы.

Эти семь этапов работы являются способом реализации основных целей коррекции развития ответственности, самоконтроля и позитивного поведения.

Первоначально техника использовалась для работы с трудными подростками. Более широкое применение данная техника нашла в работе с заключенными, с военными, там, где необходимо краткосрочное психологическое вмешательство. Сфера предложений современной реальностной терапии весьма широка: от суицидологических центров и военных госпиталей до школ и центров психологической помощи.

Наши рекомендации