Лунные и солнечные затмения 8 страница
сознания, но в итоге он понял, что для того, чтобы человек стал совершенным недостаточно развитого интеллекта, впрочем как и физического тела. Вряд ли Дух, проявленный в супраментальном сознании, может удовлетвориться телом, подчиненным физическим законам разложения и тяготения и вряд ли примет в качестве единственного средства выражения наш язык, с его крайне ограниченными возможностями. Поэтому тело должно измениться, благодаря трансформации, которая заключается в воздействии божественного Духа из Сверхсознания на материю тела, его органы, ткани и клетки. При этом супраментальное сознание должно изменить не только тело и разум, но и сам смысл жизни. Люди забыли, что весь наш технический прогресс, наша наука и изобретения это всего лишь материальная проекция наших внутренних сил. Предоставив машинам видеть за нас, слышать за нас, передвигаться за нас, мы чувствуем себя беспомощными, если их нет под рукой. В результате наша цивилизация, созданная для жизни, счастья и радости полностью порабощена добыванием средств к существовании. Этот процесс занимает у нас по времени почти две трети жизни. Свою работу А.Г. и Мать начали с экспериментов на собственных телах, к-рые назвали тестированием. Прежде всего они проверили на себе действия т.н. законов природы: сна, пищи, причин и следствий и добились в этом немалых результатов. Телепатия, победа над сном и голодом, над болезнями, вот далеко не полный список их успехов. Но А.Г. этого было мало: «Нам нужен не лучший мир, а новый мир» заявляет он. 14 ноября 1926 г. он объявил, что удаляется в полное одиночество. Так начался второй период по трансформации, к-рый продолжался до 1940 г. Это был период индивидуальной работы над телом и подсознанием. А.Г. считал, что если удаться, хотя бы одному человеку, достичь полной трансформации, то будет проложен путь для всего человечества. Основные трудности будут выявлены и тем самым устранены. Но после 14-ти лет работы он был вынужден признать невозможность индивидуальной трансформации. Как только свет Сверхсознания достигает самого нижнего уровня материи тела, он встречает сопротивление не только подсознания, но и коллективного сознания всего человечества. Факт коллективного сопротивления поставил А.Г. и Мать перед дилеммой: продолжать индивидуальную работу, создав специальные изолированные от мирских воздействий условия или решить проблему при помощи коллективных действий своих соратников. Так в 1940 г. начался третий период работы по трансформации, к-рый принял мировые масштабы. Двери ашрама открылись для всех желающих принять участие в этой духовной работе. В результате этой работой занялись 1200 последователей из разных стран, различных вероисповеданий и даже атеисты. Они были отобраны из сотен тысяч желающих принять участие в
этой работе. В этой связи А.Г. называет свой ашрам лабораторией в к-рой проводится великий эксперимент по созданию совершенного человека. (см.Алфаса). Главное в трансформации является не чистка подсознания, а работа по привлечению Света, к-рый своими вибрациями ускорит процесс чистки. Такой процесс он называл Нисхождением. Чем выше в своем развитии поднимается ищущий, тем более доступными становятся зоны внизу и еще больше возрастают его способности и силы в коллективной трансформации. В конечном итоге Свет должен соединится с темнотой и озарить ее. Поэтому А.Г. назвал свою йогу – интегральной. Его йога – это процесс концентрированной эволюции, причем ускорение идет в геометрической прогрессии. А.Г. ушел из жизни в 1950 г.
АУРОВИЛЬ – (город рассвета) – проект этого города был задуман последователями Ауробиндо Гхоша, возглавляемые Матерью в 1966 г. В феврале 1968 г. Самолеты начали доставлять в Индию делегации со многих стран мира. Делегации направлялись в Пондишерский ашрам. 21 февраля ко дню 90- летию Матери собралось около 15 тячяч иностранных гостей и индийцев. К северу от Пондишери соорудили огромный амфитеатр. Утром 28 февраля тысячи людей заполнили его, чтобы присутствовать на выступлении Матери, в связи с открытием уникального города А. В своем выступлении Мать сказала, что А. принадлежит всему человечеству, но жить в нем смогут только те, в ком есть частица Божественного сознания. Все, кто жаждет прогресса и вдохновлен высокими идеалами истины приглашаются в этот город. А. будет метом между прошлым и будущим, к-рый использует достижения и того и другого. После выступления Матери приступили к церемонии заполнения огромной урны землей, привезенной из многих стран мира. Начали эту церемонию представители ашрама, а затем к ним присоединились остальные участники из 120-ти стран мира. Затем секретарь ашрама Канта Гупта запечатал, наполненную землей этих стран мраморную урну. Так был заложен город Рассвета. Для постройки города на 50 тысяч жителей правительство Индии выделило участок к северу от Пондишери, площадью 29 квадратных километров. Рядом находился прекрасный пляж, окаймленный зарослями кокосовых пальм. А. предполагалось разделить на четыре зоны: жилую, международную, культурную и промышленную. Кроме того там планировался сельскохозяйственный комплекс, молочные фермы, оранжереи. А. будет застроен современными зданиями со всеми удобствами, но там не будет ни заборов, ни оград. В центре разместиться огромный парк и озеро, к-рое будет соединено каналами с различными частями города. Создатели А. видели в нем огромную экспериментальную
Лабораторию по созиданию совершенного человека и новых человеческих отношений. В городе планировалось постепенно ликвидировать деньги и каждому предоставить работу по вкусу. Официальной религии в А. не будет, но свободу в этом отношении стеснять не станут, Так был заложен А.
К сожалению идеям последователей Ауробиндо, не суждено было воплотиться в жизнь. В 1973 г., после ухода Матери, условия в ашраме резко изменились. А. так и не был достроен до конца И хотя там и сейчас идет работа по духовному развитию, она далека от тех масштабов, к-рые планировала Мать.
АУТЕНТИЗМ Греко-латинское "authenticus" — означает подлинный, достоверный, соответствующий самому себе. Концепция созданная С. П. Семеновым. Семенов С.П., врач по образованию, впервые заинтересовался проблемами здорового образа жизни в 1976 году. Его работы о пропаганде здорового образа жизни пользуются определенным устойчивым успехом в обществе. Сергей Петрович активно пропагандирует общеполезные сведения о том, как следует правильно питаться, работать, отдыхать, общаться. В результате углубленного изучения жизни современного общества он пришел к выводу о том, что общество, где человек рассматривается как потребитель, губительно для здоровья человека. В этом обществе происходит деформация психики человека и, как результат, необратимые болезненные изменения в организме. Человек в современном обществе находится в несвойственной его натуре среде обитания. Семенов с единомышленниками пришел к выводу о необходимости создания Гуманистической партии, целью и задачами которой было построение нового гуманистического общества. Гуманистическая партия была создана после утверждения её устава 23 декабря 1990 года. Но в России после известных событий девяностых годов прошлого века был установлен режим власти, ориентированный на Западные ценности, с целенаправленным агрессивным подавлением инакомыслия. Гуманистическая партия, ядром которой являлась прогрессивная интеллигенция из бывших республик СССР, не смогла противодействовать деструктивным воздействиям целенаправленного характера. Но идея создания новой партии с великими целями не была похоронена её создателями. Осознавая грандиозность поставленных задач и величие целей, они продолжают начатое дело, будучи уверенными, что их идеи будут поддержаны обществом.
Цель и задача современной цивилизации — наиболее полное удовлетворение насущных потребностей человека. Человек рассматривается прежде всего как потребитель материальных благ. Удовлетворив потребность жителей развитых стран в еде, жилье, одежде, зрелищах, Западная цивилизация столкнулась с ограниченностью возможностей человека как потребителя. Тогда, в соответствии с запущенным на полную катушку механизмом по созданию товаров потребления и услуг, началось искусственное стимулирование потребления; западные специалисты ломают голову, как заставить человека потреблять все, что производит индустрия. Это подчас приводит к карикатурным последствиям. Человек в результате излишнего потребления продуктов питания увеличивается в размере (толстеет). Забитые одеждой шкафы превращаются в склад товаров. Купленная непонятно зачем техника берется в руки владельцем раз в жизни во время покупки и складируется на стеллажах. Видеофильмами, дисками с музыкой, книгами, альбомами забиты хранилища любителей так, что они практически не имеют возможности для повторного их просмотра.
Семенов говорит об этом прямо: "Мы сейчас живем в цивилизации, основанной на животной, индивидуальной основе". Это легко понять, если иметь ввиду, что сейчас хозяйственная деятельность направлена на беспредельное обогащение. Чтобы обогатиться, производители материальных благ изобретают все новые предметы потребления, новые направления взаимодействия с потребителями. Однако натуральные потребности человека заведомо ограниченны. Поэтому для умножения числа различных товаров и услуг приходится все больше преступать ограниченность человеческой натуры. Все возрастающее производство товаров и услуг вступает в противоречие с потребительскими способностями человека. Их чрезмерное потребление человеком означает болезнь. Вследствие навязываемого существующей капиталистической системой образа жизни происходят определенные сдвиги в человеческой психике, и это существенным образом сказывается на здоровье людей. Капиталистическое воспитание потребителей посредством агрессивной пропаганды новых товаров и услуг "является болезнетворным и калечащим".
Альтернатива существует, и именно сейчас наступило время приложить усилия для переориентации человеческого развития с гедонистического чувства удовольствия (удовольствия от покупки и потребления товаров и услуг) на развитие способностей и свойств, выражающих другую натуру человека – истинно человеческую. Сейчас эта сторона человеческой натуры по понятным причинам не только недоразвита, но и угнетена. Человеческой натуре свойственно получать удовлетворение от творческой деятельности и от познания мира, духовного и культурного общения в процессе творческой активности...
Для того, чтобы человечество вступило в следующий этап своего развития, необходима полная перестройка общественного производства, перестройка самого общества, то есть отношений между отдельными людьми и объединениями. Создание такого общества — это настоящая революция. Но эта революция будет революцией духа, а не революцией штыков.
Российские народы — хранители гуманистических ценностей. Главная черта Русской Души — всечеловечность, человеколюбие... Исторически в России сформировалась наднациональная духовная общность, для которой животный индивидуализм практически неприемлем. У России особая миссия в мире – содействовать гуманистическому преображению всей цивилизации.
Объедение народов вокруг России произойдет при осознании своего предназначения в этом мире, во исполнение Замысла Бога — творца. Наиболее полно перед человечеством будет раскрыт замысел творца в Грядущем, когда будет установлена тесная духовная связь с Богом. Установить её значит приблизиться к замыслу Бога о себе, к собственному бессмертному началу... — Это аутентизм!
АУТИЗМ - считается одним из наиболее тяжелых психол. расстройств детского возраста. Характеризуясь ранним началом, А. встречается у детей на 10 тыс. родов при соотношении мальчиков и девочек 5:1. Этиология неизвестна. Прогноз плохой, хотя поведенческая (основанная на обучении) терапия в какой-то степени помогает. А. обычно диагностируют на основании сочетания поведенческих дефицитов и эксцессов с наличием нек-рых видов нормального поведения. Поведенческие дефициты:
1. У ребенка с А. практически отсутствует речь, как рецептивная (понимание), так и экспрессивная. Ребенок может быть немым, а если он иногда говорит, то его речь имеет форму эхолалий (повторы элементов речи, услышанных от окружающих или по телевизору). Дефицитарность рецептивной речи проявляется в следовании лишь простым командам («садись», «ешь», «закрой дверь» и т. д.) при непонимании таких абстрактных элементов речи, как местоимения (твой, мой, его, се и т. д.) или темпоральные термины (первый, последний и т. д.). Неспособность ребенка говорить или понимать речь — наиболее частая жалоба родителей при первичном осмотре ребенка. Проблемы с речью становятся очевидны на втором году жизни ребенка.
2. Ребенок ведет себя так, как если бы у него был явный дефицит ощущений и восприятия — т. е. как будто он слепой и глухой, но более тщательное обследование выявляет сохранность всех сенсорных модальностей. Родители детей с А. жалуются на то, что им очень трудно привлечь внимание своих малышей. Обычно они не поддерживают контакт взглядов с родителями и/или не поворачивают голову в ответ на обращенную к ним речь.
3. Дети с А. обычно не развивают тесных эмоциональных отношений с родителями. Это выявляется в первые месяцы жизни, когда родители обнаруживают, что ребенок не прижимается к матери, находясь у нее на руках, а иногда сопротивляется физ. контакту, напрягая спину и пытаясь выскользнуть из родительских объятий.
4. Дети с А. не играют с игрушками, как это делают обычные дети. Они не проявляют особого интереса к игрушкам и не занимаются ими в свободное время. Если они играют, то часто весьма своеобразно, напр. крутят колеса перевернутого игрушечного грузовика, компульсивно скручивают кусок веревки, нюхают или сосут куклу. Неспособность играть с игрушками может быть выявлена на втором году жизни.
5. Отсутствуют или заметно ограничены игры со сверстниками. Ребенок может либо не проявлять интереса к таким играм, или у него могут отсутствовать необходимые игровые умения и он, как правило, не обращает внимания на др. детей, если только не участвует в простой игре типа «дай—возьми». Этот признак также легко обнаруживается на втором году жизни.
6. Навыки самообслуживания у детей с А. отсутствуют или их развитие крайне задерживается. Им трудно научиться самим одеваться, пользоваться туалетом и есть без посторонней помощи. Эти дети так же плохо распознают обычную опасность, и за ними нужен постоянный присмотр, чтобы они не получили серьезных травм, переходя улицу с интенсивным движением, играя с электрооборудованием и т. д.
Из этих разнообразных дефицитов, вероятно, наиболее важными являются 2, 3 и 5. Нек-рые дети демонстрируют достаточно хорошее развитие в сферах 1, 4 и 6, однако, при наличии остальных признаков, диагностируются как аутичные.
Поведенческие эксцессы:
1. У детей с А. очень часты вспышки ярости и агрессии. Эта агрессия может быть направлена на себя, когда дети кусают свои руки, бьются головой о пол, мебель или бьют себя кулаками по лицу. Иногда агрессия направляется на других, и тогда дети кусают, царапают или бьют своих родителей. Большинство родителей детей с А. жалуются на то, что им трудно справляться с ними, на их низкую толерантность к фрустрации и реагирование даже на малейшее препятствие или запрет взрывом ярости.
2. Дети с А. могут часто демонстрировать «самостимулирующее» поведение в форме ритуальных, повторяющихся стереотипных действий. Они раскачиваются всем телом стоя или сидя, хлопают в ладоши, вращают предметы, не отрываясь смотрят на свет, вентиляторы и др. вращающиеся объекты, выстраивают предметы аккуратными рядами, подпрыгивают и приседают или крутятся на одном месте в течение долгого времени.
Эти два поведенческих эксцесса почти всегда присутствуют при А. и полностью выявляются лишь на втором году жизни.
Нормальное поведение:
Дети с А. действительно демонстрируют ряд видов нормального поведения, обозначаемых как «навыки-осколки» («splinter-skills»)или «островки интактного интеллектуального функционирования». Это нормальное поведение проявляется в следующих сферах:
1. А. часто диагностируется на фоне нормального прохождения стадий развития, таких как овладение самостоятельной ходьбой в 15 месяцев. Часты сообщения о необычайно хорошем моторном развитии детей с А., к-рые ходят и легко удерживают равновесие.
2. Точно тж стало уже привычным искать признаки адекватной памяти при постановке диагноза А. Напр., ребенок с А. может быть способен повторять в форме эхолалий или как-то иначе голоса др. детей или рекламу по ТВ. Или он может хорошо запоминать зрительные детали.
3. Ребенок с А. может иметь довольно развитые специфические интересы — играть с механическими предметами, приборами, заводными игрушками. Нек-рые обнаруживают большой интерес к музыке и танцам. Может замечаться способность к складыванию мозаичных головоломок, любовь к числам или буквам и т. д.
4. У нек-рых детей с А. наблюдаются ограниченные, но специфические страхи, существующие в более кратковременной форме у обычных детей. Напр., ребенка с А. может необычайно сильно пугать звук включенного пылесоса или сирены проезжающей скорой помощи.
Дифференциальный диагноз:
1. Трудно провести границу между А. и др. формами дизонтогенеза, напр. умственной отсталостью, при к-рой у детей наблюдаются многие из перечисленных выше особенностей поведения. Дифференциально-диагностическое разграничение обычно основывается на следующих признаках: поведенческие нарушения 1, 2, 3 и 5; поведенческие эксцессы 1 и 2; нормальное поведение 1 и один из признаков 2, 3 или 4.
2. Одни авторы рассматривают А. и детскую шизофрению как одно расстройство, тогда как другие разделяют их. Разделение основано на: а) возрасте — при А. начало заболевания относится к первому году жизни, а детская шизофрения предполагает нормальное развитие по меньшей мере в течение первых двух лет и б) «нарушениях мышления» (галлюцинации, бред и т. д.), к-рые свидетельствуют в пользу детской шизофрении, предполагающей определенный уровень развития речи.
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (греч. аутос – сам, генос – род; буквально самопорождающая) – психотерапевтическое воздействие, предполагающее обучение пациентов мышечной релаксации, самовнушению , развитию концентрации внимания и силы представления. Основоположником методов психической саморегуляции принято считать Иоганна Шульца, немецкого врача предложившего в 1932 г. А.т. Первоначально она была направлена только на лечение больных неврозами и состояла из двух этапов; обучение самостоятельной релаксации и непосредственное лечебное воздействие. Разработке И. Шульцем А.т. предшествовало его детальное знакомство с системой йоги и большой опыт использования гипноза в лечебных целях. Решающим для разработки методики А.т. тренировки был вывод о том, что состояние близкое к гипнотическому погружению, но с сохранением самоконтроля может научиться вызывать у себя любой человек. Необходимые ощущения аутогенного погружения он предложил вызывать при помощи семи стандартных формул-самоприказов; тяжесть, тепло, сердце…, дыхание…, живот…, лоб… и формула самовнушения : «Я совершенно спокоен». Метод А.т. направлен на выработку навыков и умения самостоятельного контроля и регулирования психофизиологического состояния с целью повышения эффективности своих действий, особенно в напряженных ситуациях. Диапазон использования А.т. весьма широк. Прежде всего метод может быть использован для восстановления трудоспособности, регуляции эмоционального состояния тренировки и упражнения воли у здоровых людей. А.т. широко признана во всем мире как активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, способствующий повышению возможностей непроизвольных функций организма. Создан даже «Интернациональный координационный комитет для клинического применения и обучения аутогенной терапии (ИСАТ) Одна из причин популярности А.т. – стремление достичь психического здоровья не при помощи мед. препаратов, а за счет самостоятельных усилий.
Практика:
Обычные самовнушения действуют нестабильно. Если человек будет внушать себе традиционные формулы: «Мои дела с каждым днем во всех отношениях идут все лучше и лучше!» (формула Эмиля Куэ), но при этом говорит это с ироничной интонацией, тоскливо глядя на кредитные претензии и письмо с сообщением о его увольнении, реальный эффект самовнушений будет отрицательным: невербалика (в данном случае негативная) обладает большей внушающей силой, чем правильный собственно текст. Поэтому, если человек в расстройстве, обиде, возмущении и других негативных эмоциях, то какой будет эффект самовнушений на таком эмоциональном фоне — сказать трудно.
Аутотренинг и построен на том, что первая его стадия — расслабление. Расслабление — это способ снятия негативного эмоционального фона, способ убирания негативных наводок на последующие целенаправленные самовнушения. Негативное напряжение записывается в основном в мышечном напряжении и мышечных зажимах (воротниковая зона, кисти, диафрагма...), и снятие мышечного напряжения снимает негативный эмоциональный фон. Аутотренинг учит человека расслабляться, а расслабившийся человек становится, как чистый лист бумаги, на котором теперь можно эффективно записывать любые новые, полезные внушения.
Итого: на первой стадии аутотренинга человек сам себя с помощью специальных самовнушений расслабляет, очищает от негативного напряжения. На второй стадии — или просто отдыхает, или дает себе специальные, полезные внушения (например, придающие ему уверенность, мотивирующие его к тому или иному делу, меняющие его отношение к каком-то событию или человеку). Третья стадия — выход из состояния расслабления, выход в жизнь с общим состоянием спокойствия и энергии.
Положение тела для аутотренинга
Лучше всего для аутотренинга — лечь. Легли на спину, руки вдоль тела. Не должно быть никаких перекрестов ни рук, ни ног. Ладони вверх или вниз — как удобнее.
Если нет возможности лечь, можно сидеть в удобном кресле, лучше с подголовником или сзади стена. Главное, чтобы никуда не упадала голова. Ноги не надо ни вытягивать, ни подбирать под себя — это все оказывается неудобным. Они стоят немного вперед и так, чтобы никуда не падали ни влево, ни вправо. Никаких перекрестов ни рук, ни ног.
Первая стадия аутотренинга — расслабление
В отличие от немного громоздкой системы Шульца, в сегодняшней практике для расслабления используются только основные внушения, а именно четыре.
1. Приятное спокойствие и расслабленность. Эта формула в разных вариациях повторяется в отношении всего тела, в отношении рук (левой руки, правой руки, отдельно плеч, предплечий, кистей), в отношении ног, в отношении лица (Лицо отдыхает. Я чувствую приятное спокойствие и расслабленность моего лица).
2. Приятная тяжесть. Тут нет ничего надуманного: руки, ноги, все тело имеют реальную тяжесть, но в обычно состоянии люди эту тяжесть не ощущают. Если же руки расслабляются, то можно почувствовать тяжесть и всей руки, и тяжесть отдельно кисти. При этом ощущение тяжести — немного парадоксальное: ощущение тяжести рук, ног, всего тела сочетается с общим состоянием легкости (как после хорошей бани). Итак, формула приятной тяжести также повторяется в самых разных вариациях для рук, ног, лица, всего тела...
3. Приятное тепло. Когда руки и ноги начинают быть более расслабленными, в них улучшается кровоток, и от этого руки и ноги теплеют. С другой стороны, когда человек концентрируется на спокойном внимании к теплу рук и ног, они теплеют и расслабляются еще больше. Снова — формула тепла обыгрывается во всех вариантах, в отношении и кисти, и предплечья, и каждой руки в целом, далее ноги, живот (лицо обычно не нужно). От темы тепла хорошо перейти к дыханию, поскольку легко почувствовать свое тепло, вдыхая воздух, который более прохладный, чем температура тела.
4. Дыхание ровное и спокойное, мне дышится легко. Дыхание контролировать не нужно, а вот спокойно отследить, как воздух приходит к вам и как вы его отпускаете — хорошо. Приятно отследить, как слегка прохладный воздух вначале ощущается, когда вы его вдыхаете, и скоро теряется, согреваясь в вас вашим теплом. Приятные ощущения, когда вы спокойно отпускаете уже теплый, такой же как вы, воздух.
5. Собственно, после этого вы уже расслаблены. Многим помогает итоговая ключевая формула: «Тело теряет свои очертания, вы теряете его границы, оно становится везде и нигде, голова как будто запрокидывается назад, и вы оказываетесь...» — далее свободная фантазия, потому что человек оказывается где угодно. Начинается вторая стадия аутотренинга.
Вторая стадия аутотренинга:
Вторая стадия аутотренинга — время для любых специализированных внушений. Внушения могут быть прямые, текстовые, так и косвенные — внушения образами.
Если не делать никаких специальных внушений, человек обычно просто засыпает — и прекрасно отдыхает, например до утра. Днем можно дать себе внушение проснуться через 10 минут, и тогда через 10 минут вы проснетесь и будете бодрыми и отдохнувшими.
Третья стадия аутотренинга:
Вы прекрасно отдохнули, вы полны сил и энергии. Вы наполнены энергией, очень хочется жить и сделать все, что вы себе задумали. Пора возвращаться. Вы возвращаете себя в ту комнату, где вы в это время сидите или лежите, ощущаете себя, свои руки, свои пальцы, которые могут шевелиться, свои губы, которые могут двигаться... Вам хочется потянуться, вы потягиваетесь, и потом с улыбкой открываете глаза. Вы проснулись! Вы прекрасно отдохнули!
Освоение аутотренинга:
Оптимальный режим освоения аутотренинга — заниматься 5 раз в день по 5 минут. Как правило, через 2 недели состояние расслабления будет появляться стабильно. Еще через 2 недели занятий у вас появится умение расслабляться перед стрессовыми ситуациями — перед трудным разговором, экзаменами, перед публичными выступлениями, а также станете вечером засыпать всегда легко и быстро.. Еще спустя месяц вы сможете с помощью аутотренинга засыпать в течение дня на 10 минут, просыпаясь отдохнувшим.
АУТОГИПНОЗ(греч. аутос – сам, гипноз – сон) – гипноз, вызванный самовнушением в противоположность гетерогипнозу, вызванного воздействием другого человека. Целенаправленное вызывание у себя самого гипнотического состояния достигается определенными приемами (см. гипнотизация). Склонность к А. зависит от физического и эмоционального состояния, личностных особенностей, развития способности к самоуправлению физиологическими и психическими функциями. А. используется в наше время как один из приемов аутогенной тренировки.
АУТОДАФЕ(исп. – акт веры) – церемония приведения в исполнение приговора инквизиции. А. включало: торжественную процессию, в к-рой принимало участи духовенство, члены инквизиторского трибунала, их помощники, монахи, религиозные братства, осужденные, одетые в шутовские, позорящие их одежды; торжественный молебен; оглашение приговора в присутствии королевского двора или местных властей; исполнение приговора наказание плетьми или сожжение на костре осужденных, что осуществлялось светской властью. Последнее А. было совершено в Валенсии в 1826 г.
АФАЗИЯ(греч. а – отрицательная частица, phasis – проявление) – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария головного мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности. Проявляется в нарушении фонематической, морфологической и синтаксической структур речи при сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение, и элементарных форм слуха. Выделяют семь форм А., каждая из к-рых связана с нарушением одного из факторов, лежащих в основе речевой деятельности, и наблюдается при определенной локализацией патологического процесса.
АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ(около 295 – 373 гг.) – один из отцов церкви. Решительный противник арианства, в борьбе с к-рым разработалучение о единосущности Бога-отца и Бога-сына, вошедшие в «символ веры». Следуя неоплатонической традиции, А. а. отстаивал представления о всемогуществе Бога, его коренном отличии от мира (результата творения) о вере как определяющем условием достижения человеческого бессмертия. Богословские идеи А. а. в своей основе были заимствованы у Иринея, Оригена и др. раннехристианских апостолов.
АФАНАСЬЕВАндрей Леонидович (1933 – 2001 гг.). Родился во Франции, в Гренобле, в семье эмигрантов. После ВОВ семья А. возвращается на родину и поселяется в г. Бендерах (Молдавия). Закончив среднюю школу А. поступает в Кишиневский государственный университет на физико-математический факультет. После окончания университета работает некоторое время преподавателем физики в средней школе в г. Бендерах. К середине 60-х г. оставляет преподавательскую деятельность и полностью посвящает себя живописи. К тому времени его работы становятся известными в кругах художников авангардистов. Параллельно, в это же время А. увлекается йогой. Помимо практических занятий, А. собирает ценную библиотеку по этому предмету (учитывая условия того времени, сделать это было нелегко), а также переводит некоторые книги с французского, к-рый знал в совершенстве, например, книгу Капло «Три столпа дзен), изданную в середине 90-х г. Московским институтом трансперсональной психологии. Обладая широкими знаниями в области восточной философии, буддизма, йоги и т.п. он с радостью делился своими знаниями с окружающими. В конце 80-х и начале 90-х гг. А. был одним из ведущих преподавателей городского клуба по интересам «Лотоса».