Тема 17. Терроризм как реальная угроза безопасности современному обществу.
История терроризма. Международный терроризм. Биологический и химический терроризм. Угроза ядерного терроризма. Террористические акты в жилых домах воздушные пираты. Действия населения в экстремальных ситуациях. Группы террористических угроз по природе используемых средств и способа причинения ущерба: ядерный, радиационный, химический, биологический, взрывной, информационный и уголовно-насильственный. Поражающие факторы: физические (поток ионизирующих излучений, ударная волна, осколочное поле, огненный шар, тепловой поток и др.; химические (поражающие концентрации отравляющих веществ в воздухе, воде, пище); биологических (концентрация опасных биологических средств в различных средах и предметах, их стойкость, плотность, способы распространения и передачи и т.д.). Наиболее распространёнными на сегодня по числу жертв, а также по масштабам экономических и социальных ущербов являются угрозы взрывного и уголовно-насильственного (захват заложников) терроризма (95%).Причины терроризма. Виды террористических актов и способы их осуществления. Правила поведения для заложников. Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Действие педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористического акта.
Тема 18. Управление безопасностью жизнедеятельности. Личностные факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности.
Охрана окружающей среды в законах и подзаконных актах. Международное сотрудничество по охране окружающей среды. Законы и подзаконные акты по безопасности труда. Роль Роспотребнадзора в контроле за условиями труда. Регистрация, учёт и расследование несчастных случаев. ЧС система ГО в законах и подзаконных актах. Государственное управление в ЧС. Аварийно-спасательные и поисково – спасательные формирования постоянной готовности. Координация планов и мероприятий ГО с народно-хозяйственными планами. Закон Российской Федерации «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера». Целевые и комплексные проверки готовности к действиям в ЧС.Законодательные и правовые акты в области безопасности и охраны окружающей среды.Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения БЖД.
Психологическая подготовка к экстремальным ситуациям. Стихийные бедствия, аварии и катастрофы и их трагические последствия требуют от взрослых и детей самообладания, психологической стойкости, выдержки и решительности. В критических ситуациях решающая роль принадлежит моральной закалке и психологической готовности взрослых и детей, самообладания, психологической стойкости, выдержки и решительности. Чтобы ослабить негативное воздействие на людей трагических событий, нужна целенаправленная психологическая подготовка: - обучение поведению в условиях чрезвычайных ситуаций;- физическая подготовка (занятия спортом) повышает устойчивость к психическим травмам;- воспитание чувства долга и ответственности, коллективизма и взаимовыручки;- выработка умения предвидеть возможность возникновения чрезвычайных ситуаций и избегать попадания в них;- использование аутотренинга и самовнушения, мысленно представить случившееся и решить три задачи:- подавить чувство страха,- составить план и последовательность действий,- начать действовать точно, быстро и решительно. Поведение детей в экстремальных ситуациях. Правильному поведению в экстремальных ситуациях детей можно научить с помощью беседы, игры, театральных сценок. Личность типа жертвы. Личность безопасного типа поведения. Рискованный образ жизни. Семинар-конференция (с просмотром видеоряда).