Любимые герои, сюжеты, образы 3 страница. Представая под архетипом осуществления, человек, наоборот, сделает попытку показать, что он входит как существенная составная часть общества в его судьбу
Представая под архетипом осуществления, человек, наоборот, сделает попытку показать, что он входит как существенная составная часть общества в его судьбу, но не нарушает этой судьбы. Он может ничего не значащим тоном без особого акцента или выражения продолжить ту тему, которая при его появлении обсуждалась в обществе. Или он может сказать что-то такое, что партнера ни к чему не будет обязывать, в таком тоне, который будет подразумевать, что они давным-давно знакомы и теперь их знакомство лишь продолжается, следуя заведенным уже привычкам и ритуалам.
Появляясь на фазе растворения, человек либо демонстрирует, что он появился на секунду и исчезнет без следа, либо показывает, что он пришел для того, чтобы уничтожить общество, в которое он явился, либо полностью его преобразить, трансформировать, почистить, может быть подчинить себе и заставить вести совершенно иную программу. Другими словами, он приходит для того, чтобы что-то ликвидировать, что именно — он обычно показывает довольно быстро.
Оценивая модальность появления человека, следует обращать внимание не только на его манеры, но и на то действие, которое он оказывает на общество или на своего партнера. Иногда эти две модальности, то есть видимая модальность поведения человека и фактическая модальность его воздействия, существенно расходятся. Так, например, знаменитость, яркая и известная, появляясь в скромном обществе, нередко преподносит себя в модальности творения: «Вот я какой!», — а общество, оценив ее величие, немедленно испускает дух: замолкают все разговоры, опускается настроение, остается лишь праздное любопытство, которое ничем не удовлетворяется, и в действительности все с нетерпением ждут, когда, закончив свое официальное присутствие, знаменитость удалится. Наоборот, человек, которого называют «душой общества», может появиться в модальности осуществления или даже растворения в ее скромном варианте, то есть как бы говоря: «Я пришел, но вы не обращайте внимания, я скоро уйду», — но тем не менее в связи с его появлением в обществе возникают совершенно новое настроение, неожиданные яркие эффекты и т. д.
Вопросы к читателю. Какие, по вашему мнению, фразы и манеры поведения соответствуют модальности творения? Примеры подберите из манер окружающих вас людей, ваших знакомых и родственников. Человек, представляясь, избегает называть свое имя. Как вы считаете, к какой модальности поведения он склонен? Человек, представляясь, наибольшее логическое ударение делает на своей профессии. О какой модальности это может свидетельствовать? Тот же вопрос в отношении человека, который, представляясь, смотрит себе под ноги, смотрит в глаза собеседнику, смотрит в потолок, смотрит куда-то вбок. Оцените модальность своего представления и разработайте фразы и манеры держаться, которые бы соответствовали другим модальностям. Поэкспериментируйте на своих новых знакомых. Будет ли их реакция для вас неожиданной?
Прощание
Это ситуация, в которой подсознательные модальности проступают очень отчетливо. Кроме того, следует иметь в виду, что прощание — это не просто символическое обозначение перерыва в общении. Прощание всегда символизирует собой фазу растворения как таковую, то есть представляет собой, с точки зрения подсознания, малую смерть. Поэтому очень важно, как человек его производит, с какими чувствами, как при этом смотрит на ситуацию и что происходит в его душе. Говоря о прощании, мы понимаем, что основная модальность здесь растворение и обсуждаем ее субмодальности.
Прощаясь под архетипом творения, человек внезапно, как бы ни с того, ни с сего, находясь в фазе осуществления, то есть как бы без особенного перерыва в общении, восклицает: «Ах, да, я вспомнил!», — бросает взгляд на часы и сообщает о том, что ему срочно необходимо уйти или о какой-то другой причине, вынуждающей его прекратить общение и удалиться. Или, в другом варианте, он может проявить агрессию, заявив: «Ах, вы, сударь таким образом позволяете себя вести, так извольте выйти вон!» Такого рода прощание спонтанно и чаще всего производится в достаточно резкой для собеседника манере, в неожиданный для него момент, может рвать нити общения и не заботиться о том, чтобы их подхватить в следующий раз, то есть расставаясь под архетипом творения, человек не склонен четко обозначать момент следующей встречи или следующего разговора; он, в лучшем случае, скажет: «Увидимся позже». В принципе, такого рода поведение воспринимается собеседником как не слишком вежливое и в значительной мере его травмирующее. Один из самых грубых вариантов такого рода поведения — это прерывание телефонного разговора без какого бы то ни было вежливого слова, например «до свидания», «у меня все» и т. п. Просто тема разговора закончена, и человек кладет трубку. В нашей культуре это воспринимается как большая грубость, но, тем не менее, для некоторых людей это нормально, и в момент такого прощания у них в модальности растворения отчетливо проявляется субмодальность творения.
Архетип осуществления проявляется в том, что прощание проводится по четкому отработанному ритуалу, который охватывает основные моменты, необходимые для расставания. Человек старается подвести итоги разговора, назначить новую встречу и разорвать все связи, которые удерживали собеседников вместе в течение общения. Это мы обсудили, об этом мы поговорили, это сделали, чаю выпили, теперь пора и в дорожку, встретимся на следующей неделе на том же месте, о времени договоримся специально. Такого рода прощание, повторяясь из раза в раз, становится в удобный и привычный ритуал, который совершенно устраивает человека. Здесь расставание смотрится не как спонтанный, а как ожидаемый акт, не приносящий ни особой радости, ни разочарования, а естественно и органично входящий в ритм жизни.
Архетип растворения предполагает прощание подобное смерти, возможно, смерти отношений, по крайней мере, смерти некоторого сюжета, который был между людьми. Здесь подводятся существенные итоги, человек старается выйти на более глубокое понимание, чем то, которое свойственно ему было раньше, и в то же время дает понять, что что-то уходит из его жизни навсегда и никогда уже не вернется. Поневоле на память приходят эпизоды первой встречи, основные моменты сюжета отношений, и настоящий момент видится как завершающий, как момент прояснения, иногда даже как момент истины. Для человека, прощающегося таким образом, характерен глубокий, внимательный, отчасти скорбный или даже траурный взгляд, который показывает, что человек видит более глубокие слои жизни и допущен в более горние сферы, чем обычно. С этим настроением обычно прощаются люди, расстающиеся надолго и без надежды встретиться и продолжить тот сюжет отношений, который у них был раньше.
Вопросы к читателю. Принято ли в вашей семье провожать родственников, уезжающих в командировку или в отпуск, на вокзал, в аэропорт? Что вы чувствуете, расставаясь с ними? В какой модальности вы проявляете себя? Любите ли вы краткое или же долгое прощание? Насколько оно для вас ритуализировано? Чувствуете ли вы себя комфортно, когда человек, прощаясь с вами, выходит за рамки обычного для вас ритуала прощания? Есть ли у вас знакомые, которые совершенно не умеют прощаться? В какой модальности они расстаются с вами и другими людьми? Прощаясь, принято смотреть в глаза человеку. Как вы считаете, какой модальности соответствует момент прямого взгляда? Как можно проинтерпретировать поведение человека, упорно глядящего себе под ноги или в сторону в момент прощания? Расставаясь с человеком надолго, предпочтете вы говорить о прошлом или о будущем, о своих или о его сюжетах? Согласны ли вы с тем мнением, что при разрыве любовной или супружеской пары всегда виноват тот, кого оставляют? Оцените эту ситуацию с точки зрения модальности.
Забота
Забота в жизни каждого человека проявляется трояко. С одной стороны, он ждет определенной заботы, с другой стороны, он ее получает, и с третьей стороны, заботится сам. В принципе все эти три вида заботы имеют свою модальность, которую обязательно учитывать, если вы хотите адекватно строить отношения с близкими и даже не очень близкими людьми. Дело в том, что тот тип заботы, которая вам нужна, которая вам желательна, и, в частности, ее модальность — это существенный факт вашей внутренней жизни, и пройти мимо него, проигнорировать его, как правило, не удается, даже если человеку кажется, что он через это переступил, его подсознание, как правило, придерживается иной точки зрения.
Забота в модальности творения это, скорее, обозначение основных линий заботы, это заявка, это, в лучшем случае, начало этого процесса, которое обещает в будущем его развитие и завершение. Некоторые люди, и их немало, считают, что этого, вообще говоря, достаточно. Для них акт заботы чаще всего символичен или представляет собой что-то типа подарка, который они дарят объекту заботы, считая, что дальше он уже все сможет сделать сам или что все остальное несущественно. Забота в стиле творения обозначает магистральные линии этого процесса, иногда снабжает его энергией, но никогда не будет ни всесторонней, ни развернутой, она лапидарна. Это типично для мужской заботы о женщине, о семье. Мужчина берет на себя главные функции и обеспечивает заботу по основным линиям, не вдаваясь в подробности. Он дарит женщине драгоценности, спрашивает, нет ли у нее врагов, от которых ее следует защитить, он убеждается в том, что у нее есть крыша над головой, и на этом свои обязанности считает законченными. Подробности, в частности, то, как объект заботы ассимилирует проявленную заботу, на этой фазе человека обычно не особенно интересуют, или не интересуют вовсе. Обратной связи он не ждет. Для него важен сам факт, что он проявил заботу и то, что она первично принята, то есть не отвергнута с порога. Что будет дальше — покрыто для него туманом, и просмотреть будущее сквозь него он не в состоянии и не ставит своей целью.
На фазе осуществления забота, как правило, принимает во внимание основные потребности объекта и предполагает от него отчетливый запрос и отчетливую обратную связь, то есть объект должен предъявить определенные потребности, а человек эти потребности удовлетворяет и смотрит, насколько объект ассимилировал его помощь и какую он выдал реакцию. Все это вместе представляет некоторый цикл, то есть забота в данном случае воспринимается не как изолированный акт, что характерно для фазы творения, а как регулярно повторяющийся сюжет, который охватывает основные сферы жизнедеятельности объекта.
Так мать заботится о своем ребенке, не упуская из виду ни одну из сфер его жизни и выстраивая из основных сфер этой заботы что-то вроде ритуала. Он может варьироваться день ото дня и месяц от месяца, но общее ощущение циклической повторяемости процесса заботы при этом остается. Три раза в день его надо накормить, вечером помыть и уложить спать, утром одеть, один или два раза в день сводить на прогулку, раз в две недели постричь ногти и волосы, и так далее. Забота этого типа, если она органична и естественна, может не замечаться объектом, входить как бы естественно в его жизнь или быть чрезвычайно утомительной, если она чересчур настойчива и чересчур детальна и подробна, к чему также есть склонность на этой фазе времени. Здесь человеку очень трудно выйти за пределы представлений о заботе и понять, что объект меняется и в какой-то момент времени стиль и характер заботы надо менять качественно, полностью убирая одни моменты и, наоборот, принимая во внимание те, которые раньше упускались из виду или были несущественны.
В заботе на фазе растворения есть что-то безнадежное. Она никогда не бывает эффективной. Это забота, которая залатывает маленькие дырочки в большом дырявом одеяле и не имеет возможности, и это очевидно, залатать их все. Здесь человек делает что-то. Так умирающий дедушка заботится о своей подрастающей внучке, стараясь передать ей что-то очень ценное, важное, поставить ей защиту, но не ту, которую осуществляет ее отец, который будет жить еще долго и может дать ей надежную крышу жизненного существования, пока она не вырастет, а ту, которая, может быть, никак не скажется на ее сегодняшней жизни, но в виде тонкой, почти невидимой пленки сохранится с ней навсегда и будет охранять ее от каких-то больших неприятностей и бед подобно невидимому, но временами ясно ощущаемому ангелу-хранителю. Таким образом, забота на фазе растворения — это забота о потребностях и обстоятельствах, которые для человека, для объекта являются особенно тонкими, которые не учитываются на фазе осуществления и становятся видны лишь на фазе растворения. Сюда же относится забота как бы завершающего порядка. Так, хозяйка, которая уже испекла пирог и украсила его кремом и цукатами, завершает свое приготовление, посыпая кулинарный шедевр сахарной пудрой, устанавливая там и сям красные вишенки, чуть-чуть подравнивая его лопаточкой, словом, производя такие действия, которые меняют форму торта лишь в очень незначительной степени, почти невидимым для окружающих образом, но для нее эти маленькие завершающие штрихи, кажется, меняют, уточняют и завершают всю ее работу.
Вопросы к читателю. Подумайте о модальностях заботы, в которой вы нуждаетесь и которую вы реально получаете от окружающих. Кто из них заботится о вас в той модальности, которая для вас наиболее актуальна? Кто, наоборот, в подчеркнуто иной модальности? Заботитесь ли вы сами о себе? Подумайте, в какой модальности вы это делаете? Какова была природа заботы о вас в вашей родительской семье? Заботливы ли вы по природе? Если да, то какой вид заботы вам наиболее свойственен? Спонтанная, систематическая или глобальная? Забота о тонкостях, стоящих за фасадом и видимых лишь после окончания основного сюжета? Склонны ли вы говорить своему ребенку: «А думаешь ли ты о том, какой человек из тебя вырастет?» Как вы считаете, какая забота важнее для ребенка: о его актуальных нуждах или о том, как сложится его жизнь? Склонны ли вы, увидев дыру, сразу же бросаться ее зашивать? Ответьте на этот вопрос сначала в прямом, а затем и в переносно-расширительном смысле.
Жалобы и претензии
Это — один из самых распространенных способов коммуникации людей друг с другом и с обществом в целом. Для того, чтобы нас правильно понимали, и для того, чтобы правильно понимать других людей, обязательно следует обращать внимание на модальности жалоб, претензий и просьб окружающих, иначе ваше ответное поведение вряд ли окажется комплементарным.
Жалобы, а также претензии в модальности творения, чаще всего неожиданны и не развернуты. Если вы ждете, что человек как-то объяснит, почему, собственно говоря, он недоволен тем, что он всегда принимал как данность, то он вряд ли сможет это сделать. Если вы попросите его развернуть его жалобы или требования, вы поставите его в неловкое положение: вполне вероятно, что он совершенно не рассчитывал на такую вашу реакцию и не готов к подобному разворачиванию, то есть к переходу в модальность осуществления. Чаще всего, жалобы и претензии в модальности творения рассчитаны на то, чтобы сбить с ног партнера, а не на то, чтобы он бросился их исполнять. К исполнению, по мысли человека, можно перейти лишь после отчетливой перебранки, в ходе которой, может быть, его жалобы и претензии станут ясны ему самому. А пока у него сложилось лишь первое впечатление об истинной причине своего неудовольствия, и он это впечатление, не таясь, высказывает своему партнеру, иногда в весьма энергичной, а то и разрушительной для него форме. «Сегодня вечером в гостях ты вел себя совершенно неприлично, оскорбил меня, даже сам того не заметив!» — возмущенно заявляет жена мужу. «Но когда? В какой ситуации?» — недоумевает он. «А вот догадайся сам, а то ты вечно ничего не видишь, кроме своей персоны, и топчешь других, сам того не замечая!» Такого рода претензии, как правило, лапидарны, кратки, бездоказательны и эмоциональны. Отвечать на них лучше мгновенным и полным признанием своей вины, никак не уточняя, в чем именно она заключается, иначе пафос фазы творения моментально пропадает, и человек, который жалуется и предъявляет претензии, чувствует себя обойденным и обиженным (на этот раз — сменой модальностей). Естественно, что эту обиду он не в состоянии выразить в адекватных словах, и если его оппонент предложит ему объяснить, в чем же все-таки дело, человек выскажется, например, так: «Ты меня никогда не понимал и сейчас не понимаешь, и понять не способен!». «Непонимание», о котором идет речь, это именно неучет модальностей, которые человек использует.
Жалобы и претензии, излагаемые в модальности осуществления, как правило, основательны и подробны. Они обрисуют не просто обиду человека на его партнера, судьбу, социальный круг, но и выявят моменты дисбаланса, то есть нарушения общего равновесия, которое должно было бы складываться между человеком и его партнером или человеком и обществом, в котором он вращается, но по каким-то причинам не складывается, и человек работает на общество больше, чем получает от него. «Я что ни день батрачу на тебя с утра до вечера, готовлю еду, стираю, ращу твоих детей, а от тебя не слышу ни слова искренней благодарности!» Это жалоба, хотя она, вероятно, справедлива, но по своему стилю, безусловно, относится к модальности осуществления, так как в ней идет речь о дисбалансе в отношениях, которые имеют устойчивый характер и сформированы в рамках сюжета, который повторяется изо дня в день. Жалующаяся в данном случае утверждает, что этот сюжет в принципе неравновесен. Ответ на жалобу в модальности осуществления должен быть обязательно в модальности осуществления (возможно, в субмодальности творения или растворения), но ни в коем случае не в модальности творения или растворения, это воспринимается человеком как сугубая некомплементарность и очередная обида. Если, например, на претензию, высказанную выше, муж скажет: «Ну, давай я сегодня схожу в магазин», — то жена воспримет это как усиление его постоянных оскорблений, потому что его вину может загладить лишь изменение в самом образе жизни и поведении, но никак не отдельно взятый положительный поступок, якобы долженствующий облегчить жизнь, а фактически служащий для отвода глаз, а завтра постылый продолжит все то же самое, но только еще хуже. Впрочем, предложение разовым образом помочь жене в ее нелегком труде относится, как это читателю очевидно, к модальности творения. В модальности же растворения будет предложение сократить отношения в целом, например: «Ну, если это тебя не устраивает, найди себе другого мужа!» Логически этот ответ совершенно резонен, но поскольку жена совершенно не собирается отпускать мужа, которого она в глубине души любит и который ее в принципе устраивает, а в действительности ее жалоба носит характер гиперболы, то есть сильного преувеличения, и в действительности она воспринимает их отношения как находящиеся в фазе осуществления, то предложение перевести обсуждение в модальность растворения ее не устраивает абсолютно, и она обижается еще сильнее.
Как же выглядят претензии в модальности растворения? Чаще всего они имеют такой характер, что видно, что их в принципе никак нельзя удовлетворить, то есть выровнять баланс уже невозможно. Их можно только принять к сведению и глубоко огорчиться, что, собственно говоря, и имеет в виду жалующийся. Он говорит слова, которые не дают, по его мысли, возможности оппоненту отреагировать, оставшись целым. Их цель — разрушение его целиком или какой-либо его структуры, и ничто меньшее жалующегося не устроит. По идее, если партнер, которому он предъявляет претензии, скажет ему: «Да, я перед тобой виноват. И как ты думаешь, что я теперь должен сделать, чтобы искупить свою вину?» — то ответ, по мысли человека, должен быть, например, таким: «Теперь уже поздно, вину искупить ты уже не можешь, живи вечно с ее сознанием. Сократи свою жизнь до минимума, а лучше всего — пусти себе пулю в лоб! Или расстанься со всем, чем ты владеешь, купи на последние деньги билет в Индию и отправляйся в паломничество вдоль Ганга, прося подаяние по дорогам». Жалоба в модальности растворения — это жалоба на невозвратимую утрату в жизни жалующегося, восстановить которую уже не представляется возможным. Опять-таки, эту модальность следует правильно понимать, потому что, отвечая на жалобу в модальности растворения и делая при этом вид, что эта жалоба относится к модальности осуществления и дело можно еще поправить, значит человека совершенно не понять и снова обидеть. «Понимаешь ли ты, что я с этой кровати уже не встану!» — говорит мужчина своей жене после инфаркта. Если она начнет его утешать и говорить: «Ничего, ты скоро выздоровеешь и вернешься на свою работу», — она тем самым продемонстрирует, что воспринимает его жалобы в модальности осуществления, то есть как жалобы на временное ослабление его здоровья, в то время как самый смысл его утверждения заключается в том, что он не сможет работать как раньше и теперь претензии к нему как к мужу и кормильцу следует существенно снизить или отменить вовсе.
Вопросы к читателю. Любите ли вы жаловаться на жизнь? Какого рода жалобы вам свойственны? Спонтанные, не имеющие в виду дальнейшего развития? Регулярные, систематические, касающиеся сложившегося образа вашей жизни и действия ваших обидчиков? Или же жалобы на окончание жизненного сюжета, на безвременный конец вашей молодости, веселья и т. п.? Жалобы какой модальности ваших окружающих слышите вы чаще всего? Подумайте о том, насколько комплементарны ваши ответы? Очень пожилой, больной человек жалуется вам на свои болезни и на возможность скорой своей смерти. Склонны ли вы ответить ему: «Ничего, папаша (мамаша), ты еще всех нас переживешь!» Оцените этот диалог с точки зрения модальностей.
Речь
Естественно, что модальность, в первую очередь, слышна в речи человека, в тех словах, которые он выбирает, в синтаксисе, словоупотреблении, логических ударениях и т. д.
Для фазы творения характерна речь спонтанная, бессвязная, без соблюдения законов грамматики, сбивчивая, нередко весьма эмоциональная и изобилующая очень емкими, сжатыми словами и выражениями с иероглифическим, то есть весьма и весьма многозначным смыслом, который человек не склонен расшифровывать, предоставляя это слушателю, но и не предполагая от него особой расшифровки, считая, что он воспримет их так, как излагает это сам человек, то есть в виде насыщенных энергией кратких квантов. У него нет идеи сообщить партнеру все подробности и особого внимания к обратной связи, то есть за его речью нередко стоит позиция «Как хочет, пусть так и понимает!» Вообще, для фазы творения у человека характерно, в основном, стремление к интенсивному, яркому, неразвернутому самовыражению. Описывая ситуацию, которая произвела на него сильное впечатление, этот человек выразит это таким образом: «Ах, ух, ну, этот гусь, как его, хрясь — и с копыт!» Логическое ударение здесь ставится на ключевых словах; эпитетам, обстоятельствам и придаточным предложениям, косвенным оборотам не место в такой речи, или же они произносятся крайне невнятно. Логическое ударение здесь ставится на основных глаголах и существительных, которые нередко ставятся в начало предложения или оборота, что вообще типично для устной речи (в отличие от письменной).
Для фазы осуществления характерна речь относительно правильная, развернутая, размеренная, которая строится с соблюдением определенных законов или правил, не обязательно правил грамматики, но правил официальной грамматики в понимании данного человека. Эта речь претендует на то, что она будет адекватно воспринята окружением, то есть адресатом, и человек следит за обратной связью, то есть он стремится к тому, чтобы правильно поняли, по крайней мере, его основную мысль. Та же ситуация, которая на фазе творения выражена эмоциональной фразой из предыдущего абзаца, на фазе осуществления может быть описана таким образом: «Незнакомый мне гражданин, неловко споткнувшись о мой ботинок, упал прямо в лужу».
Если на фазе творения человек уделяет максимальное внимание и ставит максимальное логическое ударение на подлежащих и сказуемых, то на фазе осуществления большое внимание уделяется также обстоятельствам, прямым дополнениям и иным членам предложения, которые несут на себе, с точки зрения человека, важную нагрузку. Это может быть любая часть речи — это может быть прилагательное, наречие, деепричастие — на нем он поставит соответствующий акцент. Эллипсисы, то есть пропущенные слова, для этой фазы нетипичны, но, разумеется, устная речь отличается от письменной в сторону несколько большей краткости, и даже на фазе осуществления это различие сохраняется. Если вы напишете стенограмму своих телефонных разговоров и сравните эти тексты с текстами писем, которые вы пишете вашим друзьям и деловым партнерам, вы обнаружите существенную разницу в стиле, даже если письма и разговоры идут в модальности осуществления. Письменный язык более цветист, склонен к более сложным предложениям, разветвленному синтаксису и меньшему логическому ударению на каждом слове.
На фазе растворения характерна речь отстраненная, метафорическая, использующая сравнения, выводящая далеко за рамки непосредственной темы обсуждения. Эта речь подчеркнуто многозначительная, подводящая слушателя к отдаленным выводам, часто сомневающаяся сама в себе, склонная к самоиронии, изобилующая вводными словами, набирающая высоту, то есть поднимающая тему от непосредственного обсуждения к философским, абстрактным категориям, склонная к обобщениям, сарказму, иронии, сложным модальностям и отрицанию той мысли, с которой она начинается. Здесь логическое ударение часто делается на словах, не имеющих прямого отношения к сути дела, а уточняющих модальность изложения. Само слово «модальность», по-видимому, относится к фазе растворения. Уже известная читателю ситуация, изложенная в модальности растворения, могла бы выглядеть так: «Если вас в самом деле интересует, что именно произошло, и вы предполагаете, что я действительно способен дать другим, а главное, самому себе, в этом осмысленный отчет, то, помнится, где-то ввечеру, в связи с моим недостаточно осмотрительным поведением в общественном месте, случился малоприятный для кое-кого инцидент с неожиданным препятствием, возникшим на жизненном пути некоторого индивидуума, окончившийся его совершенно неожиданным омовением в абсолютно не предназначенном для того водоеме...»
Здесь же, видимо, следует сказать об очень распространенном приеме, характерном для устной речи, а именно о паузе. Если в письменной речи паузы встречаются довольно редко, то для устной речи они чрезвычайно характерны, и их длина имеет совершенно принципиальное значение. Можно смело утверждать, что человек, не умеющий обращаться с паузами — своими и чужими — и не чувствующий их эмоционального напряжения, и иногда разрешения, не является сколько-нибудь умелым и понимающим коммуникатором или, попросту говоря, собеседником. Итак, каковы же модальности пауз?
Для фазы творения характерны паузы редкие, короткие, спонтанные, совершенно неожиданные, а также моменты скорого предвкушения того или иного важного и заинтересовавшего человека события. Короткая пауза на фазе творения означает, что человек кардинально меняет тему; если же после нее следует развитие темы, то это означает, что он находится в фазе осуществления или растворения.
Для фазы осуществления характерны паузы хорошо продуманные, когда чувствуется, что человек имел ее в виду и выдерживает вполне определенное время. Как говорят чиновники, бумага должна вылежаться перед тем, как давать ей ход. Здесь что-то похожее, человек считает, что пауза существует для того, чтобы его собеседник мог переварить, воспринять и адекватно ассимилировать ту мысль, которую он изложил, и в тот момент, когда это происходит, но не ранее того, можно продолжать свою мысль дальше. Кроме того, для фазы осуществления характерны целевые паузы, то есть паузы, которые делают специально с целью дать собеседнику дать что-то сказать. Эти паузы могут затягиваться на вполне существенное время, которое человека нисколько не смущает: он понимает, что для того, чтобы взять на себя инициативу, его партнеру нужно иногда долгое время. Люди, которые не умеют выдерживать длительных пауз такого рода, обычно склонны к общению в модальности творения, и им очень сложно не заглушать своего партнера, не заливать его водопадом своего самовыражения.
Для фазы растворения характерны паузы долгие, многозначительные, не столь долгие, как на фазе осуществления, где у них определенная, предусмотренная самим человеком длина, а еще гораздо более долгие, цель которых — сбить с толку собеседника, разрушить тему, которая возникла. Многозначительность паузы дает теме дополнительное, более тонкое, более абстрактное звучание, также сбивая собеседника с фазы осуществления, если он на нее настроен. Для фазы растворения характерна пауза разрушительная, некомплементарная, когда человек молчит неприлично долго в ситуации, когда он должен что-то сказать, разрушая этим ткань общения, ставя в неудобное положение своего собеседника и вынуждая его проявить какую-то активность в ситуации, когда активность должен проявить сам человек. Такого рода поведение характерно для стариков, которые во многих случаях просто уходят в себя и пребывают там неограниченно долго, и с которыми действительно очень трудно общаться, а также для профессиональных манипуляторов, которые этими паузами сбивают с толку своих собеседников, расшатывают их стереотипы. В обычном общении такого рода поведение выглядит чрезвычайно неприятно, но многие люди не умеют с ним бороться и начинают проявлять активность и что-то говорить, тем самым подчиняясь воле своего собеседника и разрушая тот сюжет, который был заявлен только что. Впрочем, многозначительная пауза в модальности растворения — не всегда признак того, что человек является манипулятором, черным учителем и тому подобное. Иногда она — наиболее адекватный и наиболее эффективный тип поведения в ситуациях, которые явно себя уже изжили, но говорить что бы то ни было уже не стоит, слова не принесут ни облегчения, ни завершения. В этих случаях длинная пауза, в конце которой можно перевести дух и перейти к новой теме, фактически работает в качестве метлы, выметающей словесный и ментальный мусор из ситуации, и люди, которые владеют искусством выдерживания и организации такого рода пауз, могут оказаться весьма эффективными и умелыми собеседниками.