Социальная психология – наука о психических явлениях (процессах, состояниях и свойствах), характеризующих индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

СОЦИАЛЬНАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

Курс лекций

Красноярск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
Лекция 1 Предмет, задачи и методы социальной психологии как науки  
Лекция 2 История формирования и современное состояние социальной психологии
Лекция 3 Общение как социально-психологическое явление. Сущность и типология общения
Лекция 4 Общение как процесс взаимодействия и его способы
Лекция 5 Общение как коммуникативный процесс  
Лекция 6 Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга
Лекция 7 Социально-психологическая характеристика личности
Лекция 8 Проблема личности в современной социальной психологии
Лекция 9 Социализация личности
Лекция 10 Особенности социализации
Лекция 11 Социальные установки и роль личности в группе
Лекция 12 Общие проблемы малой группы в социальной психологии
Лекция 13 Социально-психологические характеристики малой группы
Лекция 14 Социально-психологические особенности функционирования малых групп и межгрупповые отношения
Лекция 15 Большие социальные группы и их психологические особенности  
Лекция 16 Психология толпы  
Заключение
Библиографический список
Глоссарий

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Социальная психология» одна из обязательных дисциплин подготовки в системе высшего профессионального психологического образования. Дисциплина предназначена для вооружения студентов системой теоретических знаний, практических навыков и умений социально-психологического анализа условий, процессов и результатов жизнедеятельности людей. Социальная психология является одной из наиболее динамично развивающихся в настоящее время наук. Это объясняется актуальностью и востребованностью социально-психологического знания в нашем обществе. Специфика социальной психологии состоит в изучении закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик этих групп.

Курс лекций предназначен для студентов специальности 030301 Психология. Цели дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о современном состоянии социально-психологического знания, познакомить с основными проблемами социальной психологии.

Учебная дисциплина «Социальная психология» состоит из четырех взаимосвязанных между собой разделов, обеспечивающих последовательное изучение студентами теоретико-методологических вопросов социальной психологии, социально-психологических закономерностей общения и взаимодействия людей, психологии больших и малых групп, проблемы личности в социальной психологии.

Лекция 1

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ

СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

1.Предмет, структура, взаимосвязи социальной психологии.

2.Взаимосвязи социальной психологии

3.Методы социально-психологического исследования

Вопрос 1. Предмет, структура, взаимосвязи социальной психологии

Социальная психология – наука о психических явлениях (процессах, состояниях и свойствах), характеризующих индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

В психологическом словаре социальная психология определяется как отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

Американский психолог Д. Майерс полагает, что социальная психология - это наука, изучающая, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг другу.

Современные представления о предмете социальной психологии неоднородны, что характерно для большинства пограничных отраслей науки, к которым относится и социальная психология. Она изучает следующие явления:

1.Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, различные коллективы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, и др.) Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как общительность, агрессивность и конфликтогенность.

2.Феномен взаимодействия между людьми (общения), например супружеского, детско-родительского, психотерапевтического; взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым.

3. Психические процессы, состояния и свойства различных социальных гpyпп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду. Наибольший интерес социальных пси­хологов вызывают исследования социально-психологичес­кого климата группы и конфликтных отношений (группо­вых состоянии), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сработанности и конфликтности (групповые свойства) и др.

4. Массовые психические явления, такие как поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, апатия, страхи и т. д.

Таким образом, социальная психология изучает психические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социаль­ного взаимодействия.

В зависимости от того или иного понимания предмета социальной психологии выделяются основные объекты ее изучения, то есть носители социально-психологи­ческих явлений.

К ним относятся следующие: личность в группе (системе отношений), взаимодей­ствие в системе «личность-личность» (родитель-ребенок, руководитель-исполни­тель, психолог-клиент и т. д.), малая группа (семья, воинский экипаж, группа друзей и т. п.), взаимодействие в системе «личность-группа» (лидер-ведомые, командир-взвод, новичок-школьный класс и т. д.), взаимодействие в системе «группа-группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т. д.), большая социальная группа (этнос, партия, социальный слой, территориальная груп­па и т. п.)

Структура социальной психологии в каждый исторический период ее развития есть результат взаимодействия двух противоположных, тесно связанных между со­бой процессов:

а) дифференциации, т. е. разделения, дробления социальной психологии на составные ее части, разделы;

б) интеграции ее с другими (не только психологическими) отраслями науки, при­чем интеграции как социальной психологии в целом, так и отдельных составляющих ее частей.

Процессы разделения социальной психологии происходят по многим основаниям, однако уже оформилось несколько главных направлений:

1. Ведущая ориентация на различные (теоретический, эмпирический, экспериментальный и практический) методы анализа социально-психологических явлений порождает, соответственно, теоретическую, эмпирическую (включая экспериментальную) и практическую социальную психологию. Эти взаимосвязанные части по-разному реа­лизуют основные функции социальной психологии как науки: описательную, объяс­нительную, прогностическую и функцию воздействия.

2.В результате изучения различных видов жизнедеятельности человека и его общностей сложились соответствующие им отрасли социальной психологии: труда, общения, социального познания и творчества, игры. В свою очередь, в социальной пси­хологии труда сформировались отрасли, изучающие отдельные виды трудовой деятель­ности: управление, руководство, предпринимательство, инженерный труд и т. д.

3. В соответствии с приложением социально-психологических знаний в различных сферах общественной жизни социальная психология традиционно дифференцируется на следующие ее практические отрасли: промышленная, сельского хозяйства, торгов­ли, образования, науки, политики, массовых коммуникаций, спорта, искусства. В на­стоящее время интенсивно формируются социальная психология экономики, рекла­мы, культуры, досуга и др.

4. В соответствии с основными объектами исследования современная социальная психология дифференцировалась на следующие разделы:

—социальная психология личности;

—психология межличностного взаимодействия (общения и отношений);

—психология малых групп;

—психология межгруппового взаимодействия;

—психология больших социальных групп и массовых явлений.

Кроме того, постепенно формируется раздел, который можно было бы назвать «психология общества». В настоящее время социальная психология не имеет, в отли­чие от социологии, своих специфических методов изучения общества, что затрудняет формирование такого раздела.

Наши рекомендации