Метод принудительного уединения».
01:17:40 Существует принцип такой, очень серьезный принцип, который отображает действие этого механизма, взаимодействие связей эмоциональных между родителями и детьми. Во-первых – то, что, как я уже говорил, если взрослые подавляют негативные эмоции, дети их проявляют, они находятся на тонкой чувствительной связи с родителями, и чувствуют все то, что происходит и накоплено, весть тот, как принято говорить, негатив, накопленный в сердцах родителей. И начинают вести себя таким образом, чтобы избавиться от этих, и помочь избавиться родителям от этих негативных эмоций. И чаще всего, если мы сопротивляемся детским эмоциям, то есть, мы, в нас вызывает большую неприязнь, возмущение, определенное сопротивление, желание тут же пресечь проявление негативных эмоций ребенка, значит это наши собственные негативные эмоции, которые были подавлены, а позже передавлены в сознании ребенка. Поэтому в принципах позитивного родительства, позитивного воспитания, ребенок, который не слушается, не считается плохим, или ведущим себя неправильно. Его следует принять, или признать, как ребенка, который просто выскользнул из-под покровительства родителей, он просто вышел из под покровительства. Точно так же, как человек, который выходит из-под зонта в сильный, проливной дождь, он начинает мокнуть, мы не можем сказать, что он хорош или плох. Он просто в силу обстоятельств поскользнулся или оступился, и оказался под проливным дождем. Такому ребенку не нужны ни осуждения, ни чтения моралей, ни наказания, просто нужно восстановить контроль. Просто нужно помочь ему вернуться под покровительство родителей.
01:19:45 И в этом смысле метод, который можно было бы назвать «метод принудительного уединения», когда ребенок эвакуируется на территорию, где его негативные эмоции: первое – не могут причинить беспокойство окружающим, второе – окружающие, которым эти эмоции причинили беспокойство, не причинят вреда ребенку, и третье – мы сами, в том числе мы сами, родители, изолируем ребенка от того, чтобы в своем проявлении негативных эмоций он не вызывал в нас реакции, которая была бы унизительна, опасна или разрушительна для самого ребенка. Поэтому этот способ создания, своего рода, полигона для переживания негативных эмоций. Многие дети, между прочим, они интуитивно знают о том, что это лучший способ справиться со своими эмоциями. Есть дети, которые, возможно, в своем опыте общения с детьми, воспитания детей. Вы знаете, что когда ребенок очень сильно чем-то разозлен, или он очень сильно обижен, или расстроен, он срочно старается выйти из того помещения, где произошел, произошло столкновение, или конфликт. Уйти куда-то, где бы его никто не нашел. Выбежать из дома, если это в сельской местности, побежать куда-нибудь на сеновал, или на чердак забраться, или просто закрыться в своей комнате. Некоторые дети даже закрываются в ванной, для того чтобы их там не беспокоили. Для того, чтобы дать выход своему гневу, дать выход своей скорби, дать выход своему чувству страха. Пережить страх за эти отношения, за свое благополучие, и чувство вины и стыда вполне пережить за то, что произошло. Поэтому этот метод не является каким-то суперноваторским изобретением, или очередным педагогическим экспериментом. Это является просто здравым смыслом. Это является способом помочь ребенку вернуться под покровительство родителей, дав возможность осознать, что лучше положения, на самом деле, нет. Нет лучше положения, чем под покровительством своих родителей.
01:22:22 Ребенок, своего рода, отключается от сети сотрудничества в этот момент, когда он переживает негативные эмоции, как от сети сотрудничества, как своего естественного желания. И что в каждом ребенке заложены желания сотрудничать и радовать своих родителей. Поэтому побуждение к сотрудничеству, принятие его нужд, способность выслушать, попытки помочь ему, и вознаграждение – это увеличивает желание ребенка сотрудничать. Когда у родителей ребенка растет внутреннее напряжение, эта связь на время рвется. Когда эмоции негативные становятся очень сильными, то принудительное уединение необходимо, чтобы справиться ребенку с собой. Само слово, даже может быть, термин «принудительное» мне лично оно, может быть, не кажется идеальным, даже в силу того, что многие дети делают это автоматически, как бы как естественный инстинкт эмоционального самосохранения, для того, чтобы не сказать обидных слов близким людям, для того, чтобы не услышать от них каких-то обидных слов, для того, чтобы они не выплеснули свои эмоции. Также как любой человек, который чувствует потребность справить естественную нужду своего тела, старается найти какое-то укромное место, где бы он не оскорбил бы чувства и как бы комфорт людей и благополучие.
01:24:03 На сегодняшний день одной из основных причин насилия дома, так называемого домашнего насилия, domestic violence, как термин звучит на английском, является неспособность людей справиться со своими эмоциями. Статистика очень горькая, и в отношении России цифры не очень радостные, оптимистичные. Согласно статистики, в России каждую минуту избивается одна женщина, и каждый час одну женщину убивает муж или любовник. Причиной такого домашнего насилия является неспособность, непонимание, как правильно соблюдать гигиену. Не научен с детства человек ходить в туалет, в эмоциональный туалет, для того чтобы безопасно для окружающих справлять свои эмоциональные нужды. Дети, которых учили этому, ходить на этот эмоциональный горшочек, чаще всего в 9-10 лет начинают это делать сами. То есть, ребенок сам выходит, чувствуя напор, чувствуя сильное давление негативных эмоций. Ребенок не делает это как акт какого-то самоистязания или как такого покорного, унизительной покорности. Ребенок просто из соображений того, что это самый здоровый способ проявить свои эмоции, уединяется. Часто, как я уже говорил, такая эвакуация ребенка является способом защиты его на самом деле. То есть, он просто, мы защищаем его от себя, потому что если мы сами не можем справиться, или едва справляемся со своими негативными эмоциями. Особенно когда мы насытились, наполнились этими негативными эмоциями в течение дня в борьбе с материальным миром. Мы возвращаемся домой, и если дома мы видим, что кто-то из близких, в том числе дети, начинают проявлять негативные эмоции, для нас это может показаться последней каплей, последней каплей нашего терпения. И очень важно чтобы в этот момент ребенок не находился рядом с нами, для того чтобы не сделать тех поступков, из-за которых нам бы потом было стыдно.
Сопротивление ребенка.
01:26:39 Ребенок должен чувствовать свое сопротивление сполна. Свое сопротивление ограничениям, налагаемым жизнью, потому что так растет его собственное сознание. Когда он чувствует, что внешний мир, жизнь, которая течет вокруг, она налагает определенные ограничения. В большей степени он чувствует осознание, контролирует свое положение, свое влияние в этом мире.
01:27:09 Может быть, есть какие-то вопросы на этом этапе? Вопросов пока не возникло. Я поэтому хотел бы сказать о самом методе, самой технике. Собственно это даже немножко требует определенного, можно сказать, чувства юмора, чтобы назвать это методом, поскольку это настолько естественно для нашей природы – испытывать негативные эмоции. Если никто нам не создал ложной картины в нашей жизни, что это дурно, испытывать негативные эмоции, то в этом случае мы способны сами, сами понять, что их спонтанное, неограниченное, неконтролируемое проявление портит отношения и лишает нас тепла, тепла любви в отношениях с близкими людьми. Поэтому мы условно только назовем, с определенным чувством юмора, это методом. Как мы уже говорили,одной из двух главных причин нежелания сотрудничать, то, что мы называем непослушанием ребенка, является перегруженность негативными эмоциями и неспособность от них избавиться, пережив их.Даже у взрослых очень часто, большинства взрослых пожалуй, существует такая картина, что единственный способ как поступать, или как правильно поступить со своими негативными эмоциями – это просто их подавить.
01:29:02 Но если ребенок испытывает их, эти негативные эмоции, то сопротивление ребенка пропадает моментально, если он имеет возможность освободиться от эмоций трех видов, которые создают это настроение сопротивления. Первое – от гнева. Второе – от горечи, огорчения, разочарования, это, можно сказать синонимичные термины, передающие настроение скорби. И третья эмоция – страх. Таким образом: гнев, огорчение и страх. Взрослым для того, чтобы пережить и ощутить свои переживания, для того, чтобы восстановить связь со своими желаниями, необходимо прочувствовать свою уязвленность, свое чувство вины и склонность жалеть себя. Это касается отношений с детьми. Уязвленность, чувство вины и склонность жалеть себя. Если ребенок переживает негативные эмоции под опекой сильного, сильным для ребенка являются родители, то он освобождается от этих негативных эмоций без труда. Если мы имеем покровительство человека, если мы чувствуем это давление негативных эмоций, и имея покровительство человека, который был бы сильнее эмоционально, духовно, чей разум был бы силен, человек, обладающий реализованным знанием, то мы способны пережить в его присутствии, в его общении эти три проявления негативных эмоций: чувство уязвленности, чувство вины, и склонность жалеть себя. Когда в общении с нами ребенок способен осознать свои нужды и желания. Бурное переживание эмоций, само по себе, помогает осознать свою потребность в любви родителей, потребность в их понимании, поддержке, руководстве. Самый хороший мотив для того, чтобы ребенок стал таким, о каком мы мечтаем, чтобы он стал послушным.
01:31:24 Принцип «дети с небес», он здесь очень важен. Дети с небес, имея природу такую, имея духовную природу в глубине своего сознания, в детях заложено желание сотрудничать и радовать своих родителей. Потому что без любви родителей им просто не выжить. Не выжить. И так, как сам метод … в целом, одним из самых важных принципов является то, что такое уединение ребенка, такая эмоциональная гигиена, эмоциональный туалет, не должен ни в коем случае иметь, как бы, статус или окраски наказания. Поэтому для родителей очень важно оперировать к этому методу, использовать его, будучи в настроении доброжелательности, с добрым сердцем. Мы говорили о теме, в теме, связанной с наказаниями, о том, что единственный эффективный способ ограничения ребенка – это ограничение с настроением благожелательности, с настроением, свободным от гнева, с настроением, свободным от претензий к ребенку в том ключе, что он портит жизнь или трепет нам нервы, или позорит нас, или еще что-нибудь. Поэтому это главный принцип, чтобы не было, не использовался как мера наказания. То есть, чтобы не было ощущения гнева и ощущения осуждения ребенка за то, что с ним что-то не так, он нуждается в исправлении. Это не исправление, это естественная возможность естественно человеку дышать. Жить, как дышать, как вдыхать и выдыхать.
01:33:33 Технически важно знать, что, с такой, технической точки зрения этого метода, что продолжительность уединения ребенка, для того, чтобы он мог пережить негативные эмоции, пропорциональна его возрасту, по схеме одна минута на один год возраста. Таким образом, 4 года ребенку – 4 минуты, 5 лет – 5 минут, 6 лет – 6, и так далее. Маленький ребенок, находясь под сильным воздействием негативных эмоций, может не соглашаться сам уходить в комнату. Он будет требовать поддержки и прямого присутствия, так сказать, зрителей, сопереживающих его эмоциям. Но существует такая шутка среди психологов, поддерживающих принципы позитивного родительства, что «Господь сделал детей маленькими для того, чтобы их можно было в нужный момент унести в другую комнату». Это может быть его собственная комната, или любое другое помещение. Обычно детям меньше 2х лет этот метод не приносит должного результата или пользы, и, в принципе, дети не проявляют эмоций гнева в бурной форме до этого возраста. Может быть, есть исключения. Даже если прежде этот метод не применялся и ребенок уже достаточно взрослый, это может быть полезно и нужно даже когда ребенку 12-13 лет. Хотя, обычно после 14ти лет этот прием редко приходится применять. Подростки в своем проявлении независимости овладевают этим методом уединения, только он становится для них добровольным уединением, и принимает форму хлопанья дверями.