Организация выполнения домашних заданий
Почему мы выделили эту тему для отдельного разговора? Потому что с ней много проблем у родителей. И почти у каждого ребенка с СДВГ работа над домашними заданиями является стрессом № 1. Поэтому давайте подумаем вместе, что главное в организации этой работы. Совершенно верно: порядок и время .
Порядок
Правильно собранный ранец. Помните, что вы обнаружили, когда впервые заглянули в ранец своего ребенка? Вы были удивлены и потрясены беспорядком? Для ребенка с СДВГ с привычными для него забывчивостью и разбросанностью очень важно иметь абсолютный порядок в ранце. Помогите ребенку разобраться с его содержанием. У каждого ребенка свои особенности, и родителям придется поработать, чтобы приучить свое чадо к порядку. Необходимо приспособить для каждого предмета свое место, складывать учебники и тетради в определенном порядке. Надо научить сына или дочь при подготовке ранца сверяться с расписанием уроков на завтра, чтобы брать с собой не все тетради и книги, а только необходимые. Без этого порядка дети оставляют дома тетради с готовым заданием или так их закладывают, что не могут в школе перед уроком быстро найти. Понятна реакция учителя, особенно если он не снисходителен к школьнику с СДВГ.
Удобное рабочее место. Это является прекрасной предпосылкой для хорошей работы. Помогите ребенку организовать рабочее место, чтобы он находил на столе все необходимые предметы. Когда он научится раскладывать их на места, это будет большой скачок в устранении некоторых отклонений в поведении. Полезно использовать различные цвета в организации рабочего места. Например, в синий ящичек сложить материалы по математике, в красный – по литературе и т. д. Если ребенок начинает копаться в бумагах и книгах на столе, то работы уже не будет. Он всегда найдет что-нибудь интересное на столе и начнет играть, забыв, что предстоит делать домашние задания.
Следите за тем, чтобы все предметы, которые необходимы для работы (ручка, карандаш, линейка и др.), были в пределах досягаемости. На столе должны быть только те книги и тетради, которые необходимы сегодня для работы.
Спокойное окружение. Проследите за тем, чтобы ребенку никто не мешал и ничто не отвлекало готовить уроки (братья, сестры, телевизор, радио и пр.). Это должно быть временем покоя в доме.
Организация времени
Своевременно садиться за уроки. Целесообразнее всего начинать работу в одно и то же время, тогда вырабатывается чувство ответственности. Например, пришел ребенок со школы, поиграл, отдохнул. После обеда следует короткий перерыв – и за работу. Дети с СДВГ нуждаются в однообразии, чтобы приучить себя к порядку. Когда они начинают готовить уроки в одно и то же время, вырабатывается привычка и ритм, не тратится лишнее время на эту работу.
Помощь родителей. К сожалению, довольно часто, особенно на первых порах, родителям приходится некоторое время сидеть рядом, чтобы ребенок не отвлекался и приступал к работе. Чтобы научить его работать самостоятельно, надо принять ряд мер. Посмотрите в дневник, сверьте задание с приготовленными учебниками и тетрадями. Надо научить детей пользоваться дневником, ибо некоторые из них по разным причинам не успевают записать на уроках задание. Попросите учительницу проконтролировать правильность и аккуратность записей. Проверив с ребенком задание на завтра, попробуйте оценить время, необходимое на каждый предмет. Не сразу это отработается, но попробуйте использовать будильник. И мы не забываем с вами о поощрении, если ребенок привыкает работать с учетом необходимого времени. Такой порядок работы устраняет хаос и бесполезную трату времени, а заодно приучает малыша к порядку. Мы не станем давать конкретные советы по подготовке уроков, ибо надеемся, что вам удастся достигнуть разумного соглашения с учителем.
Попробуйте использовать приблизительный план перед тем, как садиться за уроки дома.
План работы над домашними заданиями
Шаг 1. В чем заключается мое домашнее задание? Что, собственно говоря, я должен сегодня сделать?
Внимательно прочитать задание и зафиксировать необходимую работу: по чтению – прочитать 2-4 страницы, по математике – упражнения № 1-3 и т. д.
Шаг 2. Как лучше это сделать?
Разделить задание на этапы. Например, по чтению: прочитать и понять о чем идет речь. По математике: сделать сначала легкие, затем более сложные упражнения.
Шаг 3. Работать тщательно и внимательно.
Внимательно посмотреть, затем правильно написать достаточно быстро, но аккуратно.
Шаг 4. Работать, не прерываясь.
Работать, не отвлекаясь.
Шаг 5. Стоп! Перепроверь!
Контролировать и исправлять при необходимости.
Шаг 6. Похвала: «Я хорошо сделал».
Если ты действительно хорошо сделал задание, ты действительно молодец.