Вопрос 2. Основные линии онтогенеза.
Три основных варианта развития:
1) Доживание.
2) Смена ведущей деятельности.
3) Сохранение основного содержания жизни, бывшего в зрелости, т.е. фактическое продолжение периода зрелости.
1) Доживание.
Характеризуется полной потерей психологического будущего, каких бы то ни было жизненных перспектив. Оно может иметь место при различных видах направленности личности:
А) При гедонической направленности личности человек просто не доживает до возраста, соответствующего зрелому возрасту. Здесь доживанием можно считать тот финальный отрезок существования, на протяжении которого вследствие резкого ухудшения здоровья становится недоступным прежний образ жизни, когда привычными удовольствиями и развлечениями приходится жертвовать ради самосохранения. Психологическое прошлое, как и будущее, всегда отсутствует.
Б) При эгоистической направленности личности доживание является хотя и не единственным, но наиболее характерным вариантом развития. Оно связано не с резким физическим старением, а с фактором психологическим – столь же резкой потерей психологического будущего. Доживание здесь характерно отчаянию. Обесценивается и вся предшествующая жизнь, поскольку обесценились все достигнутые ею результаты. Психологическое прошлое, как и будущее обесценивается, пропадает.
В) При духовно-нравственной направленности личности доживание может иметь место, если в последние годы жизни уходило много сил на решение неразрешимых проблем, продуктивная творческая работа становилась все более недоступной и значимых планов на будущее не создавалось. В принципе же феномен доживания несовместим с духовно-нравственной и тем более сущностной направленностью личности. Мотивация направлена не только на себя, но и «на что-то или на кого-то».
2) Смена ведущей деятельностипри вступлении в возраст поздней зрелости может быть при всех видах направленности личности, кроме гедонической.
а) При гедонической направленности личностивозможна только одна деятельность – по обеспечению удовольствий и развлечений;
б) При эгоистической направленности линии резкое сокращение, но не полную утрату психологического будущего. Человек находит себе новое занятие, позволяющее удовлетворить один из его менее значимых мотивов. Временная перспектива при этом существенно сужается, здесь все же присутствует элемент доживания;
в) при духовно-нравственной и сущностной направленности личности смена ведущей деятельности не приводит к принципиальным изменениям жизненного пространства. Этому способствует высокая насыщенность духовно-нравственными (сущностными) мотивами. Человек находит себе новую работу, отвечающую одному из таких мотивов, либо делает главной какую-либо сущностную сторону жизни, не связанную с его трудоустройством. Смена ведущей деятельности в последний период жизни происходит не по внешним обстоятельствам, а в силу внутренних, мотивационных причин. Те или иные увлечения довольно часто выдвигаются на первых план, становятся главной стороной жизни после ухода на пенсию (садоводство и огородничество, привязанность к животным и т. д.).
3) Сохранение основного содержания жизниимеет место при духовно-нравственной и сущностной направленности личности. Такая линия обычно присуща людям, живущим творчеством. Основное содержание жизни в поздней зрелости нередко сохраняется, когда главной ее стороной является семья или какое-нибудь увлечение, любимое занятие, не связанное с профессией. Когда один из любящих супругов уходит из жизни, для другого он все равно остается живым.
Наиболее распространенный вариант, при котором в возрасте поздней зрелости сохраняется основное содержание жизни, - продолжение творческой профессиональной деятельности. При любви к своему делу и возможности заниматься им в возрасте поздней зрелости человек независимо от своей профессии обычно сохраняет основное содержание своей жизни.
У людей с сущностной направленностью личности основное содержание жизни в поздней зрелости сохраняется всегда.
Вопрос 3.Конец жизни.
Поздняя зрелость – последний этап жизненного пути человека, в связи с чем встает ряд вопросов, связанных с концом жизни, с отношением к смерти. Проблема конца жизни – это собственно психологическая проблема, хотя с ней тесно связаны проблемы философские, религиозные. Так, Эпикур полагал, что страх смерти является одним из главных источников страданий человека. Преодолеть его можно, относясь к нему как к простому предрассудку: «Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Ведь все хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущения…Мудрец не уклоняется от жизни, но и не боится не-жизни, потому что жизнь ему не мешает, а не-жизнь не представляется каким-нибудь злом». Чаще встречается не страх самой смерти, а предшествующих ей физических страданий.
Люди с духовно-нравственной направленностью личности даже при наличии тяжелой болезни могут до конца продолжать личностный рост.
Только при духовно-нравственной и сущностной направленности личности человек приходит к «осознанию безусловного значения жизни перед лицом самой смерти» (Э. Эриксон). Он знает: то, чем он жил и что, несмотря ни на что, остается с ним до конца его дней, - самая высшая из всех возможных ценностей; ничто, никакие страдания не могут перечеркнуть ее.