Вопрос 4. нормальная линия развития
Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна.
Вывод.
Поздняя зрелость – последний отрезок жизненного пути человека. Если зрелость окончательно выявляет характер, суть различных линий онтогенеза, то поздняя, теряя физические возможности, быстро зрелость подводит итоги:
а) люди с гедонической направленностью личности заканчивают свое существование;
б) людям с эгоистической направленностью личности свойственно интенсивное психологическое старение, связанное с резким сокращением психологического будущего либо с его полной потерей. В последнем случае поздняя зрелость превращается в доживание;
в) у людей с духовно-нравственной и сущностной направленностью личности основное содержание жизни нередко сохраняется; сохраняется и прежний психологический возраст. Если происходит смена ведущей деятельности, она не приводит к принципиальным изменениям жизненного пространства.
Направленность личности в значительной мере определяет и сам конец жизни, процесс умирания человека:
1) при гедонической направленности личности характерны отчаяние и страх смерти;
2) для лиц с эгоистической направленностью они часто сопровождаются нравственными страданиями, обесцениванием достигнутого, ощущением пустоты прожитой жизни;
3) люди с духовно-нравственной и сущностной направленностью сознают высшую ценность основного содержания своей жизни, которую не могут перечеркнуть ни физические страдания, ни сама смерть.
Вопрос 5. Патология развития.
Начало последнего периода жизни обычно связано с ускоряющимся биологическим старением. Начинает убывать физическая сила, ухудшается общее состояние здоровья, снижается уровень некоторых психических функций, прежде всего памяти, ухудшается функционирование органов чувств. Все эти регрессивные процессы проявляются у разных людей в разной степени, в зависимости от соотношения их хронологического и биологического возраста. У части людей паспортный возраст очень сильно отражается на психологическом, а последний, в свою очередь, существенно влияет на биологический. При этом свой паспортный возраст так или иначе соотносится со средней продолжительностью жизни.
Осознание негативных возрастных перемен, чувство старости характерно для тех, у кого вступление в данный возраст связано с резким ухудшением психического состояния или уровня физического здоровья, сужением круга социальных отношений, значительным ухудшением материального положения, с отрицательной оценкой своей прошлой жизни, и рядом других тяжелых обстоятельств.
Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно летит слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем доброго, разумного начала. Боязнь приближающейся смерти.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие..........................................................................................................3
Лекция 1. Возрастное развитие: факторы и закономерности...........................4
Лекция 2. Младенчество.......................................................................................9
Лекция 3. Раннее детство.( от 1 года до 3 лет).................................................15
Лекция 4. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет).................................................21
Лекция 5. Шестилетние дети. Психологическая готовность к школьному обучению........................ .....................................................................................30
Лекция 6. Младший школьный возраст ( от 7 до 11 лет )...............................34
Лекция 7. Подростковый возраст (11-15 лет)...................................................42
Лекция 8. Старший школьный возраст: ранняя юность (16, 17 лет)..............53
Лекция 9. Юность. (то 17 до 20-23 лет).............................................................59
Лекция 10. Молодость (от 20-23 до 30 лет).......................................................67
Лекция 11. Зрелость (от 30 до 60-70 лет)...........................................................75
Лекция 12. Поздняя зрелость ( после 60-70 лет)..........................................
Литература.......................................................................................................