Вопрос 4. нормальная линия развития

Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна.

Вывод.

Поздняя зрелость – последний отрезок жизненного пути человека. Если зрелость окончательно выявляет характер, суть различных линий онтогенеза, то поздняя, теряя физические возможности, быстро зрелость подводит итоги:

а) люди с гедонической направленностью личности заканчивают свое существование;

б) людям с эгоистической направленностью личности свойственно интенсивное психологическое старение, связанное с резким сокращением психологического будущего либо с его полной потерей. В последнем случае поздняя зрелость превращается в доживание;

в) у людей с духовно-нравственной и сущностной направленностью личности основное содержание жизни нередко сохраняется; сохраняется и прежний психологический возраст. Если происходит смена ведущей деятельности, она не приводит к принципиальным изменениям жизненного пространства.

Направленность личности в значительной мере определяет и сам конец жизни, процесс умирания человека:

1) при гедонической направленности личности характерны отчаяние и страх смерти;

2) для лиц с эгоистической направленностью они часто сопровождаются нравственными страданиями, обесцениванием достигнутого, ощущением пустоты прожитой жизни;

3) люди с духовно-нравственной и сущностной направленностью сознают высшую ценность основного содержания своей жизни, которую не могут перечеркнуть ни физические страдания, ни сама смерть.

Вопрос 5. Патология развития.

Начало последнего периода жизни обычно связано с ускоряющимся биологическим старением. Начинает убывать физическая сила, ухудшается общее состояние здоровья, снижается уровень некоторых психических функций, прежде всего памяти, ухудшается функционирование органов чувств. Все эти регрессивные процессы проявляются у разных людей в разной степени, в зависимости от соотношения их хронологического и биологического возраста. У части людей паспортный возраст очень сильно отражается на психологическом, а последний, в свою очередь, существенно влияет на биологический. При этом свой паспортный возраст так или иначе соотносится со средней продолжительностью жизни.

Осознание негативных возрастных перемен, чувство старости характерно для тех, у кого вступление в данный возраст связано с резким ухудшением психического состояния или уровня физического здоровья, сужением круга социальных отношений, значительным ухудшением материального положения, с отрицательной оценкой своей прошлой жизни, и рядом других тяжелых обстоятельств.

Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно летит слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем доброго, разумного начала. Боязнь приближающейся смерти.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие..........................................................................................................3

Лекция 1. Возрастное развитие: факторы и закономерности...........................4

Лекция 2. Младенчество.......................................................................................9

Лекция 3. Раннее детство.( от 1 года до 3 лет).................................................15

Лекция 4. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет).................................................21

Лекция 5. Шестилетние дети. Психологическая готовность к школьному обучению........................ .....................................................................................30

Лекция 6. Младший школьный возраст ( от 7 до 11 лет )...............................34

Лекция 7. Подростковый возраст (11-15 лет)...................................................42

Лекция 8. Старший школьный возраст: ранняя юность (16, 17 лет)..............53

Лекция 9. Юность. (то 17 до 20-23 лет).............................................................59

Лекция 10. Молодость (от 20-23 до 30 лет).......................................................67

Лекция 11. Зрелость (от 30 до 60-70 лет)...........................................................75

Лекция 12. Поздняя зрелость ( после 60-70 лет)..........................................

Литература.......................................................................................................

Наши рекомендации