III. Корреляционный анализ 4 страница
Формирование реакции методика, часто используемая при оперант-ном обусловливании; она состоит в подкреплении тех реакций, которые постепенно приближают поведение к желаемому конечному результату. Таким образом, данное поведение формируется методом последовательных приближений.
Фотопигмент-вещество, содержащееся в палочках и колбочках сетчатки, способное преобразовывать световую энергию в химическое изменение и далее в электрическую активность. Палочки и каждый из трех типов колбочек содержат свои особые фотопигменты.
Фрустрация- психологическая реакция, связанная с разочарованием, неудачей в попытке достичь какой-либо цели и т. п.
Функциональная ригидность-неспособность находить нестандартные решения проблем, новые применения вещам, которые мы привыкли использовать определенным образом.
Хватание- способность схватывать предметы с помощью соответствующего органа. Становление человека связано с переходом от хватания ртом к хватанию с помощью рук.
Химиотерапия-лечение заболеваний с помощью химических препаратов.
Хорея-неврологическое расстройство, проявляющееся в непроизвольных некоординированных сокращениях лицевых мышц и судорожном подергивании конечностей. Хорея Гентингтона, обусловленная рецессивным наследственным фактором, начинается в зрелом возрасте и нередко сопровождается умственной деградацией.
Хромосомы-структуры в клеточном ядре, несущие гены. Число хромосом у данного вида постоянно (у человека-23 пары). Своим названием хромосомы обязаны тому обстоятельству, что благодаря содержащейся в них ДНК они интенсивно окрашиваются некоторыми красителями.
Хронологический возраст-возраст, рассчитываемый исходя из даты рождения человека.
Центральная тенденция - измеряемая величина, соответствующая «центру» выборки. Мерами центральной тенденции являются мода, медиана и средняя арифметическая.
348 Словарь терминов
Центральная ямка-центральный участок сетчатки, содержащий только колбочки; это область наибольшей остроты зрения.
Циркадианные ритмы - биологические циклы с периодичностью, близкой к 24 часам, управляющие ежедневной активностью организма.
Цитоплазма -все внутреннее содержимое клетки за исключением ядра.
Частота колебаний - число их в единицу времени. Измеряется в герцах (1 Гц -одно колебание в секунду).
Черепномозговые нервы –нервы, корешки которых соединены со стволом головного мозга: иннервируют рецепторы и мышцы головы и шеи.
Чувство – сложное аффективное состояние, которое, в отличие от эмоций, относительно стабильно и продолжительно.
Чувство неполноценности -чувство, зарождающееся у ребенка вследствие осознания им своей биологической неполноценности и заставляющее его выработать собственный стиль жизни, который может позволить ему развить способности и получить превосходство над другими.
Шизофрения –состояние, для которого характерна потеря контакта с реальностью и возникновение противоречивых чувств и реакций, парадоксальных мыслей.
Эйдетические образы - проявление относительно редкой формы памяти (называемой в обиходе фотографической памятью), при которой человек чрезвычайно ярко представляет себе все детали того или иного изображения, чего не бывает при обычных воспоминаниях.
Эгоцентризм-субъективная установка, при которой за исходную точку для восприятия мира принимается собственная личность.
Эдипов комплекс-нежная привязанность мальчика к своей матери, сопровождающаяся враждебностью к отцу, который рассматривается как «соперник».
Экзокринная железа-железа, выделяющая продукты своей деятельности на поверхность кожи или в какую-нибудь естественную полость тела.
Эклектик-человек, заимствующий и использующий элементы, которые ему кажутся лучшими, из различных систем, течений, научных школ.
Экспериментальная группа-группа испытуемых, подвергнутых экспериментальному воздействию (в отличие от контрольной группы).
Экстаз - состояние, в котором находится индивидуум, как бы вышедший из себя. Это состояние вызывается у мистиков проповедью и молитвами. Чрезмерная мозговая активация при этом контрастирует с неподвижностью тела и выражением возвышенного счастья.
Экстраверт – индивидуум, обращенный к внешнему миру и социальной жизни, контактный.
Экстравертированное (поверхностное) сознание-состояние сознания, соответствующее активному бодрствованию. Оно позволяет организму адаптироваться к окружающей среде путем установления связей между внешним и внутренним миром.
Экстрасенсорное восприятие– восприятие событий без участия об-
Словарь терминов 349
щеизвестных органов чувств. Парапсихологи объясняют этот феномен аномальностью восприятия или рассматривают как явление, механизмы которого пока неизвестны.
Эктоморфный тип – морфологический тип, свойственный крупным людям со слабо развитой мускулатурой и преобладающим развитием тканей эктодермального происхождения; этот тип соответствует «церебральному» темпераменту. (Эктодерма – внешний листок зародыша, дающий начало, в частности, нервной системе.)
Электроды вживленные- чрезвычайно тонкие иглы, вводимые на длительное время в определенные участки мозга; через них можно стимулировать эти участки электрическим током, а также регистрировать активность их нейронов.
Элементаризм - доктрина, разработанная Вундтом, согласно которой сознание состоит из простых элементов (таких, как чувствования, воспоминания, ощущения), а эти элементы объединяются и организуются по законам ассоциации.
Эмбрион –организм в период развития от оплодотворенного яйца до стадии плода; у человека этот период продолжается со второй по восьмую неделю внутриутробной жизни.
Эмпиризм – концепция, согласно которой все знания происходят только из наблюдения и эксперимента.
Энграмма - след, оставляемый в мозгу тем или иным событием (в частности, при научении).
Эндокринная железа– железа, выделяющая продукты своей деятельности (гормоны) непосредственно в кровь.
Эндоморфный тип - морфологический тип, свойственный полным людям с преимущественным развитием тканей энтодермального происхождения; этот тип соответствует общительному темпераменту, стремящемуся к любви и комфорту. (Энтодерма-внутренний листок зародыша, дающий начало главным образом внутренним органам.)
Эндорфины – нейромодуляторы, облегчающие, подобно морфину, физическую боль. Кроме того, эндорфины играют значительную роль в снятии стресса.
Энзимы см. Ферменты.
Эпилепсия– нервное заболевание, для когорого в большинстве случаев характерны более или менее генерализованные судорожные припадки. Припадок возникает вследствие широкого распространения (в частности, через мозолистое тело) нервных импульсов, генерируемых в эпилептогенном очаге.
Эрогенные зоны - участки тела, стимуляция которых может вызывать половое возбуждение.
Эстральный цикл – совокупность физиологических изменений, периодически происходящих на уровне матки и влагалища у некоторых животных. Эструс-фаза цикла, соответствующая созреванию яйцеклетки; соответствует периоду «течки», наиболее благоприятному для зачатия.
Эстроген- половой гормон, ответственный за овуляцию у женщин.
Словарь терминов
Этнология - наука, изучающая группы людей, их антропологические, социальные, культурные и другие особенности.
Этолог- специалист, изучающий поведение животных главным образом в естественных условиях.
Эффекторы - органы или группы клеток, функционирование которых под контролем нервной системы позволяет организму отвечать на различные стимулы внешней и внутренней среды. Эффекторами являются гладкие и поперечнополосатые мышцы, экзокринные и эндокринные железы.
«Я»- понятие, используемое во многих психологических теориях как обозначение личности, ее сознательной оценки при взаимодействии с внешней и внутренней реальностью. Ассоциируется с состоянием активного бодрствования.
«Я» идеальное - совокупность представлений, отражающих то. чем человек хотел бы быть, или то, чем, по его мнению, он может быть в силу присущих ему качеств.
«Я» реальное -представление, которое складывается у человека о самом себе на основании личного опыта.
Предметный указатель
Абстиненции синдром I: 145
Абстрагирование I: 324
Аверсивная терапия, аверсивное обусловливание II: 167, 201-202
Австралопитеки I: 52
Авторитарный тип личности II: 94
Агнозии I: 385
Аграфии 1: 386
Агрессивность I: 24, 44-45
-мотивация I: 289-293
Адаптации синдром (по Селье)I: 262
АдаптацияI: 137
-и научениеI: 302
-и привыканиеI: 192-194
-и творчество I: 414, 415, 438-440
АдреналинII: 239
Акронимы 1: 382
АкростихиI: 382
Активация I: 134-136, 242-243, 265
Алексия I: 387
Алкоголь I: 145, 166
Алкогольное отравление II: 141
АльтруизмII: 78-79
Альцгеймера болезньI: 385; II: 141-142
Амнезия I: 384-385
-психогенная II: 147-148
Амфетамины I: 146, 167; II: 269
Аналитическая психология II: 37-38
Анатомия I: 87
Анкеты 1:111
Аномальное поведениеII: 126-138
- пример фрейдистской интерпретации II: 192-193 Анорексия II: 182
Антидепрессанты II: 156, 269
«Антипсихиатрия» II: 189-190
Антисоциальная личность II: 151
Аплизия (морской заяц) I: 404, 405
Апноэ I: 175-176
Апраксин I: 385-386
Артериопатическая деменция II: 142
Артефакт 1:115
Архетипы I: 171; II: 37
Архивизация в памяти I: 353-355
Ассоциативная организация информации в памяти I: 354
Ассоциации идей I: 63, 329
Атрибуции теория I: 267
Аутизм детский II: 178-180
Афазии I: 386-387
Афазия Брока I: 386 -Вернике I: 387
Аффективные расстройства II: 145
Ацетилхолин II: 268
Барбитураты I: 147-148, 166, 167
Барнума эффектI: 126
БДГ (сон с быстрыми движениями глаз) I: 140, 141, 170, 172. 227
Безусловные рефлексы I: 305
Белая горячка II: 141
Беспокойство I: 262
«Беспомощность» I: 340, 341
Бессознательное в повседневной жизни I: 90-91
Бессонница I: 175
Биче тест (шкала) I: 427, 430. См. также Стэнфорд-.бмне тест
Бинокулярное зрение I: 191, 192, 214
Биологические побуждения I: 240-242, 245-257, 265
-ритмы I: 337, 340
-часы I: 139, 158-160
Биологический подход в психологии I:69-72
Биполярное расстройство II: 145
Бихевиоризм, бихевиористы I: 87-88
Бихевиористские концепции когнитивных процессов I: 365-366
Бихевиористский подход к аномалиям повеления I: 67-69; II: 134
--к терапии II: 166-169
Близнецы I: 462, 464; II: 220
Богословы I: 60
Бодрствование I: 137-140
Болевые центры I: 269, 270
Боль I: 248-249; II: 224
Боринга рисунок I: 189
Бред II: 183-184
Булимия I: 152; II: 182-183
Бурундуки I: 337, 338
Буфотенин I: 150
Быстроволновый сон I: 170
Вазопрессин I: 247
Валиум I: 148, 166
Варианса II: 290
Вариация I: 28
Варолиев мост II: 248-249
Вдохновение I: 264
Векслера шкалы интеллекта (WAIS,
WISC) I: 428, 431-434, 449
Вера в догматы I: 60
Вербальная (словесная) гибкость I: 416
Вербальное восприятие I: 417
Веронал I: 166
Вещество Р I: 248; II: 269
Вживленные электроды I: 70
Викарное научение I: 316, 317, 332 Вкус II: 225-226
-корковые зоны II: 255 Вкусовая аверсия I: 339 340 Вкусовое восприятие I: 214, 215 Власть II: 76-78, 99 Влечение I: 264
-межличностное II: 79-84, 110-111
Влечения, вытесненные в подсознание I: 171
Внешний раздражитель I: 265, 266
Внимание I: 194- 199, 210
Внутреннее пространство 1: 220-222
--картография I: 155-158
Внутренний мир I: 137, 139
--и наркотики I: 153
Военная психология I: I05-106
Возбуждающие средства I: 145 147
Возраст хронологический I: 429, 430.
См. также Умственный возраст Восприятие I: 135, 181-238. См. также
Зрительное восприятие, Слуховое
восприятие
-времени I: 215-216
-глубины см. Стереоскопическое восприятие
-движения I: 215
-константность I. 188-191
-принципы организации I: 186-188
Впечатление II: 84-85 Время I: 215
Врожденное и приобретенное поведение I: 21, 24-26, 46, 79-80, 302
Врожденные дефекты I: 420-423
-наклонности I: 25
-рефлексы I: 36, 305
-факторы I: 421
Вселенная II: 71
-единство I: 205
-место человека 1: 205-206 Вторичные половые признаки II: 14 Вуайеризм II: 149 Выборка II: 279
Выводковые птицы I: 34, 331 ^Вытеснение (по Фрейду) II: 133
Галлюцинации I: 146, 155-158, 218-222;
II: 127, 181-182 Галлюциногены I: 149-152, 166 Гаметы II: 215-216, 218 Гамма-аминомасляная кислота
(ГАМК) II: 268, 269 Гашиш I: 150-152, 167 Генеалогическое дерево I: 27
Генерализация I: 313
Генетика I: 29, 72
Генетическая память I: 326
-психология I: 107-108, 126
Гены I: 29; II: 215. 218-219
Геринга теория I: 184
Героин I: 144, 145, 149, 166
Гештальтпсихология I: 73. См. также
Восприятие, принципы организации Гештальттерапия II: 161-162, 195-197 Гештальты (паттерны) у младенцев I.88-89
Гиббоны I: 43
Гиперактивность II: 180
Гипноз I: 162-164, 225, 227
Гипоталамус II: 251
Гипотезы I: 62, 185, 210-212, 389-391
Гипофиз II: 239-240
Гиппокамп I: 399
Глаз II: 230-231
Глухота II: 230
Предметный указатель
Голдстейна шкалаI: 157
Головной мозг II: 244-260
--эволюция I: 42
Голографическая гипотеза I: 400-401
Голография I: 206-208, 231
ГолодI: 246-247
Гомеостаз I: 241
Гомеостатическое поведение I: 241
Гоминиды I: 50-52
Гомосексуализм I: 121, 122, 251-253;
II: 150, 201-202
-эгодистонический II: 150
ГориллыI: 37
Гортань I: 42
Гравитация I: 222
Группы взаимопомощи II: 171-172
«Группы роста», групповая терапия II:
164-166, 170-175
Гуманистический подход (в психологии) I: 77-78; II: 38-41
--к аномалиям поведения II: 136
Диссоциативные расстройства II: 147-148, 187
ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) I: 401; II: 215
Добрачные половые связи I: 122; II: 18
Дождевой червь I: 35, 36
Долговременная память I: 350-353
Доминирующие индивидуумы 1: 25; II:99-103
Донаучная психология I: 59-64
Досада см. Фрустрация
Достоверность (статистическая) II: 297
Дофамин II: 268
Древесный образ жизни I: 37
Дремота1: 170
Дуалистический подход в психологии I: 84, 207
Душа и телоI: 84- 85
Естественный отбор I: 28
Дауиа болезнь (синдром, трисомия 21) I: 421, 422; II: 216, 219
«Двойное принуждение» II: 84, 113-114
Двусмысленные изображения I: 216, 217
Дегенеративные деменции II: 141-142
Дедукция1: 389-391
Декартовский дуализмI: 61
Деперсонализация II: 148
Депрессия I: 139, 200; II: 145
Дервиш-турнеры I: 142
Десенсибилизация II: 166-167, 200-201
Детектор лжи (полиграф) I: 280
Детерминация I: 80-82
Дети I: 88-90. См. также Ребенок;
Родители и дети, взаимоотношения восприятие I: 182, 212-215
-импульсивные I: 456
-моторное развитие II: 12-14
-половое развитие II: 16-17
-умственное развитие I: 366-370, 419-430, 442-444; II: 19-23
-усвоение языка I: 391-393 Дети-первенцы I: 254, 425 Детсгво II: 8-9
-стадии по Баллону II: 23-25 Диалог внутренний I: 365, 372 Дисперсионный анализ II: 301-302 Дисперсия см Варианса
Жажда I: 247
Желания I: 76, 264
Железы II: 237-240
Женщина и сексуальность I: 250-251
Жестокость 1: 91-93, 292-293
Жизненные кризисы (по Эриксону) II:
43-45
Жизненный цикл, фазы по Бюлер II: 40 Жизнь, системная организация II:
71-72. См. также Продолжительность жизни Жираф I: 29
Забывание I: 348, 356-358
Закон ассоциации I: 329
-эффектаI: 329
'Замещение I: 266
Засыпание I: 169
Звук, физические аспекты II: 233-235
Земледелие I: 43
Зенера карты I: 227, 232
Зимняя спячка I: 160
Зоопсихолог, зоопсихология I: 71, 109-110, 126
Зоофилия II: 149
Зрачок как показатель психологической реакции I: 218-219
Зрелость I: 324; II: 9
354 Предметный указатель
Зрелый возраст, половое развитие II:
14-15
--физическое развитие II: 18-19 Зрение II: 230-233
-корковые зоны II: 254-255, 257
-нарушения II: 233
-новорожденного I: 212-214
Зрительная память I: 349-350
Зрительное восприятие I: 182-194
--новорожденногоI: 212-214
Зрительные иллюзии I: 185, 216-218
Избегание I: 269
Избирательное внимание I: 195-196
Изоляция, влияние на память I: 220
-и материнское поведение I: 254
-и сексуальное поведение I: 249-250
Иллюзии I: 218. Си. также Зрительные иллюзии; Мюллера - Лайера
иллюзии; Понсо иллюзии
Имплозивная терапия II: 167
Импринтинг I: 33-34,254, 303-305, 331
Инсайт I: 303, 321-322, 334
Инстинктивное поведение, инстинкты
I: 25, 32-35, 76, 338-339
Инструментальные ответы по Стэнфорду I: 230
Интеллект I: 301, 377, 414-477. См.
также Искусственный интеллект;
Умственное развитие
-и первичные способности II: 416-418
-«нормальный» и «аномальный» II:
451-453
-развитие I: 419-423
роль наследственности I: 420-422,
460-467 структура по Гилтону I: 417, 418
-уровни I: 419, 433-434, 439
-шкалы Векслера I: 428, 431-433, 449
Интеллектуалы I: 453-454
Интенциональность II: 40
Интересы I: 194
Интериоризация II: 21
Интрапсихическая терапия II: 158-163
Интроверсия II: 31, 32
Интроверты I: 229
Интроспекция I: 65, 66
Информация I: 281-282, 300
-ее обработка I: 134 «Иные» II: 5, 124 Ипохондрия II: 147, 187
Иррациональные представления II: 135 Искусственный интеллект I: 110, 126,
470, 474-476 Исследовательское поведение I: 225
flepKca- Додсона закон I: 138, 242 Йога, йоги I: 142, 143, 156, 157
Карты наблюдений 1:111 Каталепсия I: 175 Кататония I: 158
Каузальная атрибуция II: 85-86 Квантовая механика I: 181
-теория I: 205 Кениапитек 1: 37 Кессон I: 220, 221 Кибернетика I: 472-473 Кинестезия II: 224 Клайнфельтера синдром II: 219 Клаустрофобия I: 117-119 Клетка II: 215
-делениеII' 215-216
Клещи I- 204-205
Клиническая психология I: 102-103,
117-119, 126
Когнитивная психология I: 73-76, 208 Когнитивное научениеI: 303, 318-324,
332-333
-равновесие II: 92
-развитие II: 19-26
Когнитивные процессы, развитие I:
365-370
-стратегии I: 320
-способности I: 419
-теории I: 244, 366-370 Когнитивный диссонанс II: 92
-подход к аномалиям поведения II:
135-136 Кодеин I: 149, 166
Кодирование (в памяти) I: 351, 353 Кожная чувствительность II: 222-224 Кожно-гальванические реакции I: 282 Кока I: 165
Кокаин I: 146-147, 165; II: 269 Кока-кола I: 146 Кола I: 165 Колюшка I: 47-48 Кома I: 148, 176
Компьютер и мышление I: 470-477 Конверсионные расстройства II: 146-
147, 186
Предметный указатель 355
Конкретных операций стадия II: 21-22 Конопля I: 150, 151. 167 Константность восприятия I: 188-191 Конструктивизм I: 74-75, 376-377 Контекст и память I: 351 Контр-обусловливание II: 166-167 Контрольная группа I: 144, 126 Конфликты I: 171
Конформизм II: 77-78, 105-107 Концептуальное научение I: 323 Кора мозга I: 173; II: 245-246, 253-260
--при сенсорной изоляции I: 222
--специализация полушарий II: 258-
261 Корреляционный анализ I: 112-113,
126; II: 307-312 Корреляция II: 307
-коэффициент Бравё - Пирсона (г) II:
309-310
- Спирмена [г,~) II: 310-311 Корсаковский синдром II: 141 Кортикостерон I: 464 Косоглазие см. Страбизм Кофе I: 145, 165 Кофеин I: 145-146, 165 Кошмары I: 174
Коэффициент интеллектуальности (IQ) I: 429-430, 433, 434, 442, 463
--у близнецов I: 464, 465 Кратковременная память I: 349-350 Критерий знаков II: 304-306
-рангов II: 306
Критика (ее восприятие) II- I I ' ' '
Критические периодыI: 324
Кровосмешение I: 250
Кроманьонцы I: 41
Крысы, биологические ритмы 1
-материнский инстинкт 1: 48 4У
-научение I: 122-124, 463, 464
-удовольствие от электрошока I: 268-269
-язва желудка I: 282-284 Ксенофобии I: 72; II: 94 Культура и школа I: 446
ЛабиринтI: 123
Латентное научение I: 303, 319-320
Лекарственные вещества, влияние на
плодI: 422-423 Лесбиянки I: 252 Лжесвидетельство I: 387-389
Либидо I: 76, 266; II: 34
ЛибриумI: 148
Лимбическая система, лимбический
мозг II: 245, 251-252 Лингвистическая компетенция I: 372 Личностные черты II: 30-32 Личность, оценка II: 55-60
-развитие II: 29-41
-расстройства II: 151
-типология II: 29-30 Лоботомия II: 155 Ложь I: 280-281 Лососи, миграция I: 47 ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты) I: 149-150, 166;II: 269 Лунатизм I: 170 Люминал 1: 166 «Люси» I: 42, 50-52
Мазохизм II: 149 Мак II: 148
Маниакальные состоянияII: 145, 185 МантраI: 142, 161
Марихуана I: 150-152, 167; II: 280-289 Мастурбация II: 16 Материнский инстинкт см. Материнское поведение Материнское воспитание I: 277-279
-поведение I: 48-49, 253-254 Медиана II: 286
Медиаторы см. Нейромедиаторы Медитация I: 142-143, 156, 157
-общедоступная!: 161-162 Медленноволновый («медленный») сон
I: 140-141, 154-155, 169-170 Медуза I: 31
Межличностная дистанция II: 73 Менопауза I: 251 Менструация I: 251 Меньшинство II. 78 Мескалин I: 149-150, 166 Метадон I: 166
Метакоммуникация II: 82-84 Метапсихика (парапсихология) I: 225 Методы I: 110-117 Миграции I: 41, 47, 160 Мигрень I: 161
Миндалевидное ядро II: 252 Мистические состояния, мистический
экстаз I: 155-158, 206 Мнемотехнические приемы I: 350, 352,
381-384
Предметный указатель
Множественная личность II: 148 Мода (в статистике) II: 286 Мозг, обработка информации, сравнение с компьютером I: 471-474 Мозжечок II: 249 Мозолистое тело II: 251
--результаты перерезки II: 260-261 Монистическая концепция I: 61-62, 84,
Морфин I: 149, 166; II: 269 Мотив I: 264 Мотивационная активация I: 239 Мотивация I: 33, 136, 240-292 внутренняя I: 244, 267-268
-гидромеханическая модель I: 265-266
- и память I: 352
-теорииI: 290-292
-терминология I: 264 Моторная деятельность I: 173 Мужчина 1: 277 Муча гипноз I: 267 Мутации I: 29
Мысленные образы I: 359, 380-381 Мышечный тонусI: 140, 141 Мышление I: 244, 301, 348, 358-370
-детское II: 50-53
- и речь I: 370
-корковые зоны II: 255-258
-развитие по Брунеру I: 366 367
--по Пиаже I: 367-370
-сравнение с искусственным интеллектом I: 474-475
-стратегии I: 363-365
-формальное I: 389-391 Мюллера - Лайера иллюзии 1: 185, 216, 217
Наблюдение I: 316-318
Надпочечники II: 239
Накопление жетонов (метод терапии)
II: 168 Намерение I: 264 Нарколепсия I: 17S Наркотики I: 139, 144-153
-механизм действия II: 269 Нарциссизм II: 24, 151 Население Земли I: 45 Наследственность II: 215-220
-и научение I: 122-126 Научение I: 34-36, 47-49, 302-347
-в лабиринте I: 35, 36, 123, 124
-виды I: 302 303
-оценка результатов I: 325-326
-роль врожденного и приобретенного I: 336-341
--наследственности I: 122-126
-социальное I: 69
-языку I: 372-374
Научный метод I: 62, 64-66, 85
Неандертальцы I: 41
Невербальный язык II: 81-82
Нейродепрессанты I: 147-148, 166
Нейрокомпьютеры I: 475
Нейромедиаторы 1: 70, 145; II: 267-270
Нейронаука I: 205
Нейроны, структура II: 260 -264
-функционирование II: 264-270 Нейрохирургия II: 155 Неонатальный период II: 11 Неотения I: 43
Непараметрические методы II: 302-306 Нервная сеть I: 31
- система I: 75; II: 10-11, 221-222
- вегетативная II: 241-244
--периферическая II: 240
--соматическая II: 241
--центральная II: 246-260
--эволюция II: 244-246
Нервные структуры снаI: 172
Нервный импульс (потенциал действия) II: 264-265
Никотин I: 146, 166
Нирвана I: 162
Новорожденные I: 88-89, 212-215
Норадреналин I: 146; II: 239
«Нормальное» поведение, «нормальный» уравновешенный человек I:
21;II: 175-177
Ночная работа I: 340
Ночные ужасы I: 174-175
Нравственное развитие it: 26-29, 53-55
Нравственность женская, концепция по Гиллиган II: 28-29
Обезьяны I: 34, 36, 49-52
-детеныши I: 275-276
-язва желудка I: 282-284
-язык I: 371, 372, 393-397 Обобщение I: 324
Обоняние I: 214-215;II: 110-111, 226-227
-корковые зоны II: 255 Образы I: 378-381
Предметный указатель
Обратная связь и управление физиологическими процессами I: 160-161
Обсессивно-компульсивные расстройства II: 146
ОбусловливаниеI: 329. См. также Оперантное обусловливание; Реактивное обусловливание
-классическое 1: 326-329 Обучение 1: 43, 104
-программированное 1: 316
-языку I: 333-334 Общение I: 371-372 Общество и школа I: 445 Общинная психиатрия II: 157 Объединение (группировка) I: 187 «Одержимость бесом» II: 127-128 Оккультные науки I: 201 Онирическая деятельность I: 171 «Оно» II: 132
Оперантная терапия II: 167-168, 202 Оперантное обусловливание I: 306-307, 314-315, 331
-поведение I: 303
Опиаты I: 148-149
Опиум I: 148
Оплодотворение II: 216
Опросники I: 111; II: 56-58
Оптимальной активации теория I:
242-243
Орально-генитальные контакты I: 122 Оргазм I: 270-275
-женский I: 251, 270
-у детейII: 16
Органы чувств см. Рецепторы
Ориентировочная реакция I: 194
Орудия, изготовление I: 38, 41, 42, 44
Оружие I: 43
Осморецепторы I: 247
Отрочество II: 9
-половое развитие II: 17 18
-физическое развитие II: 14 Охрана территории I: 47-48 Ощущения I: 63, 64, 86
Память I: 167-168, 210, 301, 348-360, 377-388, 398-405
-и мышлениеI: 358-360
-извлечение информации I: 355-356
-компьютера I: 471-472
-локализация в мозгу I: 399-401
-молекулярное кодирование I: 403
- расстройства1: 220, 384-386
-синаптическая гипотеза I: 401
-у пожилых людей I: 351
-физическая природа следов I: 401-405 Панические расстройства II: 146, 185 Папуасы I: 25 Парадоксальный сон I: 140-142, 170,
Параметрические методы II: 297-302 Парамеция I: 31 Параноидные расстройства I: 146; II:
Паранормальные явления 1: 224 Парапсихология (биоинформатика, ме-