Толпа— это временнаясовокупностьравных, анонимныхи схожих междусобой людей,в недрах которойидеи и эмоциикаждого имеюттенденциювыражатьсяспонтанно.
Толпа, масса— это социальноеживотное, сорвавшеесяс цепи. Моральныезапреты сметаютсявместе с подчинениемпредрассудку.Социальнаяиерархия ослабляетсвое влияние,стираютсяразличия междулюдьми. И людивыплескивают,зачастую вжестоких действиях,свои страстии грузы: от низменныхдо героических,от иступленноговосторга домученичества.Это неукротимаяи слепая сила,которая в состояниипреодолетьлюбые препятствия,сдвинуть горыили уничтожитьтворения столетий.
Почемусейчас возникаюттолпы? Разрывсоциальныхсвязей, быстротапередачи информации,ускоренныйи раздражающийритм городскойжизни, беспрерывнаямиграция населенияразрушаютчеловеческиесообществаи способствуютсозданию новых,которые воссоздаютсяв форме непостоянныхи разрастающихсятолп. Эти явленияприобретаютневиданныйпрежде размах.
Я такмного говорило толпе толькодля того, чтобывы не слилисьс нею. Я не хотелбы, чтобы выстановилисьвождями. Вспомнитесудьбу всехвождей. Их убивали,как только ониделали ошибку(«Акела промахнулся»).Но если вам изахочетсятаковым стать,то запомните,что для этогоследует делатьи каким долженбыть вождь
Вождипрежде всегодолжны бытьтакими, как ивея масса, нои должны иметьв себе магическиесвойства пророка,заставляющиевосхищатьсякаждым их шагоми пробуждатьэнтузиазм.Массы можносравнить сшаткой грудойкирпича, сложеннойбез специальнойкладки и раствора,которая можетрухнуть отпорыва ветра.Эту связь идает вождь.Достаточнонесколькихброских образов,одной или двухформул, ласкающихслух и доходящихдо сердца илинапоминающихо великойколлективнойвере, — это иесть цемент,связывающийлюдей и поддерживающийцелостностьмассовогосооружения.Вождь даетчеловеку ощущениеличной связи,вынуждая егоразделить общуюидею, одно и тоже мировоззрение.Вождь фактическипредлагаетэрзац общности,видимостьнепосредственнойсвязи человекас человеком.Вот почемуорудием любоговождя являютсяграндиозныецеремонии,беспрестанныесобрания,демонстрациясилы и веры,проекты будущего,одобряемыевсеми, и т. д. —всякое торжественноевыражениеобъединениявсех сил и подчиненияколлективнойволе. Все этотворит драматическуюатмосферуэкзальтации.
Выделяясьна фоне людскоймассы, котораярасточает емувсякие хвалы,вождь зачаровываетее своим образом,обольщаетсловом, подавляет,опутывая страхом.В глазах такогораздробленноголюдского множестваиндивидов онявляется массой,ставшей человеком.Он дает ей своеимя, свое лицои активнуюволю.
Наполеон,Сталин, Гитлери пр. — все онисмогли воплотитьдля своих подданных«согласиенарода в одномчеловеке». Превращениемногочисленнойтолпы в единоесущество придаетпритягательнуюсилу — скользримую, стольи необъяснимую.Результатомэтого особогосплава становитсяединое целое— обаятельныйперсонаж, которыйпленяет и увлекает,стоит лидерузаговоритьили начатьдействовать.Здесь затрагиваютсяпрежде всегочувствительныеструны сердца,затем моментверы и, наконец,заветные чаяния.Разум здесьиграет вспомогательнуюроль. Такоеискусствовозбуждениятолп есть нечто иное, какрелигия,вновь обретшаяпочву под ногами.
Что жесвязывает вождяи толпу? Власть!Народ ее завоевали удерживает.Вождь ее домогается.Вначале этаборьба идетв лояльномдухе. Он хочетупразднитьнесправедливостипрошлого, найтипути излечениярасточительнойи неэффективнойэкономики,обеспечитьобездоленнымблагосостояние,без которогожизнь убога,и тем самымутвердитьавторитетнации.
Обычнополагают, чтохаос там, гдецарит анархияв прямом смыслеслова: в отсутствиивсякого авторитета.Это заблуждение,и под его прикрытиемруководительможет укреплятьсвою властьза счет соперников,наводя порядокв учрежденияхи на производстве.Это позволяетему сплотитьмассы, втянутьих в борьбу итребовать отних необходимыхжертв.
Перваяжертва — отказот контроляза властью итого удовлетворения,которое даетсвобода. Этоприводит ктому, что соратникиначинают лучшеуправлять, ауправленческиешаги становятсясокращеннымии ускоренными.Так форсируетсязахват власти.А народ в избыткедоверия допускаети узакониваетпротивоестественныеприемы надсмотра,подозрениеи гнет. И этопроисходитво всех сферах:НАЧИНАЕТСЯС ПРИНЯТИЯПРИНЦИПОВ, АЗАКАНЧИВАЕТСЯИХ ФАЛЬСИФИКАЦИЕЙ.История свидетельствует:все, поначалуказавшеесяуступкойобстоятельствам,заканчиваетсянеизменнойсдачей позиций— законодательнымиассамблеямипри Наполеоне,Советами приСталине.
Все этиуловки имеютсвою аранжировкув соответствиис фигурой вождяи идеями, которыевозвели егона вершину.Ведь без такихидей это мечииз картона, авласть лишьмимолетнаявспышка. Любыевыборы, любыеповседневныедела становятсялишь плебисцитомего имени. Еговлияние основываетсяна всеобщемодобрении, т.е. принимаетформу демократии.Даже Гитлери Муссолинистали главамигосударствав результатезаконных выборов.Короче говоря,во всех случаяхсоциальнаяанархия изгоняетсядля того, чтобынадежнее внедритьнасилие изависимость.
Народкаждодневноотказываетсяот бременисамостоятельности,подтверждаяэто при очередномопросе и напроводимыхвыборах. Завоеваниелидером правакаждодневнодействоватьсамостоятельноникогда неприобретаетсяокончательно.«Вождитолп» проделываютобычно такойобмен и побуждаютпринять этирешения сэнтузиазмом.Они следуютпринципу —толпацарит, но неправит.
Несколькослов о психологиитолпы.
Для толпыхарактернопренебрежениеразумом, изощреннаяжестокостьи деспотизм.Действия ееимпульсивны,а сознаниеотсутствует.В толпе человекскорее плох,чем хорош. Индивид—это самоезамечательноеизобретениенашего времени.Но его ситуациясовсем нелегка.Индивид, достойныйэтого имени,должен вестисебя согласносвоему разуму,беспристрастносудить о людях,о себе и о вещахи действоватьс полным сознаниемдела. Он долженпринимать чужоемнение с достаточнымна то основанием,оценив его,взвесив все«за» и «против»с беспристрастностьюученого, неподчиняясьсуждению авторитетаили большинствалюдей. Итак, мыожидаем откаждого, чтоон будет действоватьрассудительно,руководствуясьсознанием исвоими интересами,будь он одинили в обществесебе подобных.Слившись столпой, человектеряет своюиндивидуальность.Толпа выравниваетнас по низшемуобразцу. Выйдяиз толпы, человексам удивляетсясебе. Вне толпы|он никогда бытакого не сделал,и с тем, с кембыл рядом втолпе и выкрикивалодно и то же,вне толпы онс ним рядом ив туалете несидел бы. Примеромможет бытьтолпа на стадионе.Интеллигентвысокого калибраи пропойца-алкоголик,объединенныестремлением,чтобы их командапобедила, выкрикиваютиногда совершеннонеприемлемое,особенно дляинтеллигента.Вне толпы ониникогда небудут общатьсядруг с другом.Обезличиваниеумов, параличинициативы,порабощенностьколлективнойдушой индивидуальнойдуши — все этоследствияпогруженияв толпу.
Этонаблюдаетсяу всех времени народов. Ещедревние римлянепридумалипоговорку, досих пор имеющуюбольшой успех:« Senatores omnes boni viri , senatus romanus mala bestia » (сенаторы— мужи оченьдостойные,римский сенат— скверноеживотное).
Еще Зиновьевписал: «Справедливыеи глубокие идеивсегда индивидуальны.Идеи ложныеи поверхностныеявляются массовыми.В своей массенарод ищетослепленияи сенсации».
В толпенаблюдаетсяутрата связис реальностьюи потеря верыв себя. Соответственно,человек с готовностьюподчиняетсяавторитетугруппы иливожака (которыйможет быть итерапевтом)и становитсяподатливымк приказаниямвнушающего.Он находитсяв состояниивойны с самимсобой, войны,которая сталкиваетего индивидуальное«Я» с его «Я»социальным.То, что он совершаетпод влияниемсообщества,находится вполном противоречиистем,каким он умеетбыть рассудительными нравственным,когда он наединес собой и подчиняетсясвоим собственнымтребованиямистины. Этовлияние можетохватить и поглотитьчеловека, вплотьдо его растворенияв толпе. Толпамнесвойственнорассуждать,им недостаетспособностидержатьсебя в уздедля того, чтобывыполнятьработу, необходимуюдля выживанияи культурногоразвития, дотакой степениэто рабы сиюминутныхимпульсов исущества,подверженныевнушению состороны первоговстречного.
«Знаниепсихологиитолп для государственногодеятеля определяетсобой не тольковозможностьуправленияими —сегодняэто стало сложно — а,по крайнеймере, средствоне идти у нихна поводу», —писал Лебон.
Толпане выдерживаетреализма. Однаждысобранныевместе и перемешанные,люди утрачиваютвсякую критичность.Их совестьотступает передсилой иллюзий.Не умея отличитьреальное отвоображаемого,они теряютспособностьприниматьправильноерешение, самоездравое изпредлагаемыхим суждений.
Основнойхарактернойчертой толпявляется слияниеиндивидов вединые разуми чувство, которыезатушевываютличностныеразличия иснижают интеллектуальныеспособности.Каждый стремитсяпоходить наближнего, скоторым общается.Это скоплениесвоей массойувлекает егоза собой, какморской приливуносит гальку.При этом всеравно, каковбы ни был социальныйкласс, образованиеи культураучаствующих.Лебон писал:«Ссамого момента,когда людиоказываютсяв толпе, невеждаи ученый становятсяодинаковонеспособнымисоображать».
Итак,люди, составляющиетолпу, ведомыбеспредельнымвоображением,возбужденысильными эмоциями,не имеющимиотношения кясной цели. Ониобладают удивительнойпредрасположенностьюверить в то,что им говорят.Единственныйязык, которыйони понимают,— это язык, минующийразум и обращенныйк чувству.
Любой,кто намереваетсяуправлятьлюдьми, долженбыл бы проникнутьсяидеей, что психологиямасс отворачиваетсяот психологиииндивидов.Индивиды, взятыепо отдельности,добиваютсяуспехов на путианализа илиопытным путем,исследуя реальность.Массы пользуютсяне менее эффективнымсредством —сердцем, страстновлюбленнымв идеал человека,который еговоплощает. Умасс логикапостоянноизменяетсястрастью, каклогика людей,столкнувшихсяв семейнойссоре, ссоресына с отцом,кухарки с хозяйкой,жены с мужем.Откуда взяласьэта энергия?С моей точкизрения, это —неизрасходованнаяэнергия, предназначеннаядля личностногороста. Вот почемуразвитые личностине смешиваютсяс толпой. Можетбыть, в этом ипрофилактикавозникновениямасс? Второйисточник —неизрасходованныесилы любви.Ведь влюбленныесразу выходятиз массы.
В толперазум каждогоотступает передстрастями всех.Толпа затягиваетиндивидов всебя, в свойколлективныйводоворот.Человек-индивиди человек-масса— это две разныевещи, как достояниев один рубльи в миллион.Эту разницуможно свестик одной фразе:индивида убеждают,массе внушают.Можно внушитьи хорошее содержание.Но плохое всеже легче. Чтобыреализоватьхорошее (созидание),требуетсявремя, и быстроразрядитьэнергию нельзя.Разрушениесразу приводитк энергетическойразрядке. Тогдавозникаетнеобходимостьв жесткой руке.Итак, толпыниспровергаютосновы демократии.
Когдамассы налицо,задача политикиих организовать.Привести ихв движениемогут две вещи:страсть и верования.Следовательно,нужно приниматьв расчет и то,и другое.
Экономикаи техника следуетзаконам истории,политика должнаследоватьзаконам человеческойприроды.
Все, чтоможно сделать,— это приспособитьимеющиеся враспоряженииинструментыи познания кнеизменнымсвойствамвнешней и внутреннейжизни людей.Важнейшимвсегда остаетсято, что политика— рациональнаяформа использованияиррациональнойсущности масс. Любыеприемы пропагандыи внушениявождя на толпуруководствуютсяэтими положениями.Они играют начувствах людей,чтобы превратитьих в коллективныйи обезличенныйматериал. И мызнаем, каквеликолепноони достигаютэтого.
Что жеделать, когдатолпа уже налицо?
Открытьвожака в еесреде и управлятьею, взывая к еестрастям, верованиями фантазиям.Таким образом,психологиятолп отвечаетна вопрос «чтоделать ?» Следуетпомнить одно:стихийно толпастремится нек демократии,а к деспотизму.
Но толпане криминальнапо своей сути.Она может бытьжестокой ианархичнойи легко поддатьсяпорывам разрушительнойярости. Сообщалюди в толпеграбят, громят,линчуют, т. е.творят то, чтони один человекне позволилбы себе совершить.
Но цивилизациибыли созданыи управлялисьаристократией,а не толпами.У этих последнихтолько и хваталосил разрушать.Их господствовсегда представляетсобой какой-тобеспорядочныйпериод.
Но с другойстороны, толпымогут бытьболее героическими,более справедливыми,чем каждый вотдельности.Они обладаютэнтузиазмоми великодушиемпростодушногосущества. Ихбескорыстиебывает безграничным,когда их увлекаютидеалом илизатрагиваютих верования.«Неспособностьрассуждатьу них создаетпочву для мощногоразвития альтруизма— качества,которое рассудокосновательнозаглушает икоторое представляетсобой необходимуюобщественнуюдобродетель».
Порядочностьтолпы бываетне меньше еежестокости.Преступлениясоставляютлишь частныйаспект ее психологии.И совершаютсяони обычно понаущению вожака.
Добавимеще, что толпылегче возбудить,взывая к ихколлективномуидеализму.Толпа, как иребенок, скореедобра, чем зла.Злою ее делаетвожак, так жекак злым ребенкаделают егородители.
Лебонутверждает,что толпа состоитиз таких женормальныхлюдей, как выи я. Просто,собравшисьв толпу, людичувствуют,рассуждаюти реагируютв иной психологическойплоскости.Слишком легкоприклеить ярлык«истерия»,«коллективноебезумие» настранное инеобычноеповедение толпы— стычки послефутбольногоматча, панику,спровоцированнуюкатастрофой(поведение надискотеке).Ярлык можетбыть обманчивым,а поведениенепонятным.Впрочем, когдамы наблюдаемтолпу вблизии достаточнодолго, ощущениеистерии рассеивается.Мы просто отмечаем,что психологияиндивидов ипсихологиятолп не подобныдруг другу. То,что кажетсяаномальнымдля первой, длявторой совершеннонормально.Действительно,толпы являютсянезависимойреальностью.Больше не возникаетвопросов —плебейскиеони или буржуазные,преступныеили героические,безумные илиздравомыслящие.Аристократыи ученые, собравшисьв толпу, ведутсебя точно также, как рабочиеи крестьянеОни представляютсобой коллективноеустройство,коллективнуюформу жизни.
Я пишукнигу для индивидов,которые хотятбыть счастливыми.В толпе счастливымбыть нельзя.Можно толькобыть в упоении,экзальтацииили экстазе.А эти феноменыбыстро проходят.Потом возникаетв лучшем случаеразочарование,в худшем — ощущениепустоты и зрярастраченнойжизни.
Я здесьпривел небольшиеотрывки изработ Лебонаи Московичипо психологиитолпы для того,чтобы вы смоглиотличить толпуот сообщества,группы и несмешались снею, с однойстороны, и нестали ее вожаком— с другой.
Но в тоже время, еслиу вас нет другоговыхода, то тогдалучше научитьсяуправлять ею,став ее вожаком,вождем, организоватьее, превративв сообщество.Но для этогоследует овладетьприемами вождя,который являетсявсегда узурпатором,признаннымтолпою, организоватьее и разбитьна группы. Еще300 лет назадфилософы утверждали,что будущеепринадлежиттолпам и темличностям,которые смогутдоступно объяснитьим некоторыевещи. Я с сожалениемвынужденконстатировать,что умные люди,которые могливывести нашустрану из хаоса,не могут объяснитьсвои идеи простыми понятнымдля массязыком. Вотпочему успехих весьма сомнителен.В своей работемне удаетсясложные психологическиепонятия объяснитьнепосвященнымпонятным языком.И я замечаю,как они выходятиз толпы и становятсясчастливыми.Но ко мне приходятнеудачники,которые ничегоне умеют и охотноучатся. Как мнеобъяснитьчеловеку успеха,который егодобился безособой учебы,что и ему следовалобы поучиться,если он хочетидти дальше,я не знаю. Хочется,верить, чторано или позднои в политикеи в администрациибудут работатьпсихологическиграмотные люди,знающие теориюи несколькодесятков илисотен приемовработы с толпой,а не два-три,которые онисами для себяоткрыли в процессепрактическойработы, и становятсясразу в тупик,когда эти приемыне срабатывают.Я как-то намекнулодному ответственномуработнику, чтоесть такаянаука. Он тутже стал мнерассказывать,как он успокаиваетразъяреннуютолпу. Он похвастался,что он изобрелэтот прием сам.Честь и хвалаему. Но этотприем описанбыл 120 лет томуназад вместес еще десяткомдругих. Доказатьему мне ничегоне удалось. Мневспомнилсятогда одинэпизод. Одинмой приятельдовольно ловкопечатал напишущей машинкеодним пальцем.Я посоветовалему овладетьнавыком печататьвслепую. Онпопробовал.Получилосьеще медленнее,да и опечатокстало больше.Он махнул рукойи снова сталпечатать однимпальцем. Некоторыеиз общественныхдеятелей приходилико мне за месяцдо выборов законсультациями.Скрепя сердце,они сталипользоватьсятеми приемами,о которых узнавалиот меня. У нихмногое получалось(талантливыеведь люди!). Нопосле выборовони опятьвозвращалиськ прежней техникеобщения, кактот мой приятель,который сновавернулся кпечатанию однимпальцем. Вотпочему я сейчасне консультируюизбирательныекампании, еслидо выборовосталось меньшегода.
Еще в1895 году Лебонопубликовалкнигу «Психологиянародов и масс».
Лебонстал консультантомдля многихполитическихдеятелей. Лебонаограбил ДеГолль. Его книга«Острие шпаги»фактическисборник цитатЛебона. Но раньшеего ограбилиГитлер и Муссолини.Почти вся нацистскаяпропагандаявляется воплощениемна практикетезисов Лебона.Но не Лебонвиновен впреступленияхнацизма. Шарльде Голль, всейдушой преданныйдемократии,использовалего учение наблаго Франции.Но именно Шарльде Голль понялего рекомендацииправильно ипревратил ихв жесткие рабочиеправила. Лебонаможно считатьпервооткрывателем,который сам,как это частобывает, не подозревало масштабахсвоего открытия,о его взрывнойсиле.
А ведьсейчас уже естьи новые, болеесовременныеи эффективныетехнологии.
Сейчася знаю молодуюпоросль, котораяизучает психологическиеприемы работыс массами. Яуверен, что занею будущее.Наблюдая заходом избирательныхкампаний, ямогу отметитьталантливостьнекоторыхполитическихдеятелей и ихконсультантов.Но все это толькоза счет таланта.Честь им и хвала.Но если бы онипроходилисистематическоеобучение, тоне допускалибы на фоне блестящихприемов элементарныхошибок.
А теперьнесколько слово вожаках, вождях,если вам этобольше нравится.Это для того,чтобы вы ихузнали и не шлиза ними.
Вождьпревращаетвнушаемую толпув коллективноедвижение, сплоченноеодной верой,направляемоеодной целью.Именно он формируетмассу, готовитее к идее, котораянаполняет этумассу плотьюи кровью. В чемсекрет искусствавождя? Он опираетсяне на насилие,а на верование.Для толпы вера,как атомнаяэнергия — дляматерии. И тот,кто ею владеет,обладает возможностьюпревратитьмножествоскептическинастроенныхлюдей в массуубежденныхиндивидов,легко поддающихсямобилизациии еще болеелегко управляемых.
Конечно, этилюди — выходцыиз толпы, захваченныеверой. Они превращаютее в страсть.Вождь вначалесам был загипнотизированидеей, а потомуже становилсяее апостолом.
Вот какописываетсяих психологическийпортрет: «Подобныелюди, больныестрастью, полныесознания своеймиссии, понеобходимостиявляютсясвоеобразнымииндивидами.Аномальныес психическимиотклонениями,они утратиликонтакт с реальныммиром и порвалисо своими близкими.Значительноечисло вождейнабираетсясреди этихневротизированных,перевозбужденных,этих полусумасшедших,которые находятсяна грани безумия.Какой бы абсурднойни была идея,которую онизащищают, илицель, которуюони преследуют,любое рациональноесуждение блекнетперед их убежденностью.Презрение игонение ещеболее возбуждаютих. Личный интерес,семья — всеприноситсяв жертву. Инстинктсамосохраненияу них утрачиваетсядо такой степени,что единственнаянаграда, которойони домогаются,— это страдание».
Вожди— это своеобразныйсгусток толпы.Но они такжерадикальноотличаютсяот нее своимупорством,энергией, твердостью.Здоровый человекпредпочтеткомпромисс.Вожди же готовыпожертвоватьдаже своейжизнью радитриумфа идеалов.
Такимобразом, вождюнадо быть человекомверы, до крайностей,до коварства.С появлениемвождя в массевсякая неуверенностьисчезает. Сектантскийфанатизм исходитот вождя, и любойвеликий вождь— фанатик. Массызаражаютсяфанатизмомс поразительнойлегкостью.Несокрушимаяуверенностьфанатиковпорождаетбезмерноедоверие других.Они говорятсебе: «Он знает,куда идет, тогдапойдем туда,куда он знает».Когда он говоритязыком силы,озареннойсветом веры,все его слушателипокоряются.
Естьразница междуполитическимдеятелем ивождем. Первый— оратор-лицедей,второй — пророк.У вождя идетслияние индивидуальнойсудьбы и судьбытолпы. Вождьвыполняетмиссию, какзагипнотизированныйвыполняетприказания.Ему тоже нечужды закулисныекомбинациии коварство.Но в качествезадних мыслейу него толькомысли, открытоим выдвигаемые.Он всегда делаетто, что говорит,и готов идтиэтим путем доконца. Каждыйверил, что Гитлеростанетсяпленникомсоюзов, которыеон заключил,утаит ненавистьпротив еврееви социалистови пр. И его смогутсместить. Нополучилосьвсе наоборот.
Второекачество вождяпроявляетсяв преобладаниисмелости надинтеллектом.Смелость — этокачество, котороепревращаетвозможностьв реальность,рассуждениев действие. Врешающие моментысмелость, азначит характер,берет верх надинтеллектоми ей принадлежитпоследнееслово.
Это свойствопозволяет емуне боятьсянасмешек, осмеливаясьделать то, начто не осмеливаласьбы уравновешеннаямысль: встатьна колени, чтобыпоцеловатьземлю концентрационноголагеря. Вопросотваги всегдаявляется центральнымв управлении.Великие вождивсех эпох, главнымобразом революционных,были людьмиограниченнымии, однако, совершаливеликие деяния,ибо ум проявляетснисходительностьи ослабляетинтенсивностьи действенностьубеждения.
Вотнеизменныйпостулат: небывает слишкоммного характера,но можно обладатьизбыточнобольшим умом,то есть слабостью,которая обескровливаетотвагу и рассеиваетослепление,необходимое,чтобы действовать.
Примерамитому могут бытьГитлер и Сталин,которые уступалипо уму и развитиюсвоим соратникам.
Естьодна мета, котораяотличает вождяот других, —это авторитет.Человек, обладающийавторитетом,осуществляетнеотразимоевоздействие,естественноевлияние. Одногоего жеста, одногослова достаточно,чтобы заставитьповиноваться,добиться того,для чего другимпонадобиласьбы армия в состояниивойны.
Примеромтому может бытьвозвращениеНаполеона сострова Эльбаи поход Лже-Димитрия.Если есть авторитет,то нет нуждыв красноречии.В авторитетеслиты два качествавождя: егоубежденностьи отвага. Когдавождь исчерпалсвой авторитет,у него не остаетсяничего, кромегрубого насилиязавоевателя.
Естьдва вида авторитета:авторитетдолжности иавторитетличности.
Авторитетличности независим отвсяких внешнихпроявленийвласти. Он целикомисходит отличности, котораяс первого жестаили даже самимпоявлениемочаровывает,притягивает,внушает.
В стабильныхобществахпреобладаетавторитетдолжности. Намассы можетдействоватьтолько авторитетличности.
В массовомобществе авторитетвождя являетсяпочти единственнымкозырем власти,единственнымрычагом, которыйесть в егораспоряжениидля воздействияна толпы. Уберитеавторитет, иостанетсявозможностьуправлять имис помощью полиции,администрации,оружия иликомпьютера.Вместо блескаавторитетакровь и серость.
Авторитетоснован надаре. Но надним нужно работать,направлятьего, развивать,разрабатывать,пока он не станетистинным талантом,социальнополезным иприменимым.
Здесьесть несколькоправил. Осанка,правильнаяи повелительнаяречь, простотасуждений ибыстрота решений — вотглавные составляющиевоспитаниявождей. Посколькуречь идет отолпах, нужнодобавить: способностьуловить и передатьэмоцию, привлекательностьманер, дарформулировки,которая производитэффект, вкуск театральнойинсценировке— все это предназначенодля развитиявоображения.Примененныеразумно, этиправила порождаютподражание,возбуждаютвосхищение,без которогонет управления.
Авторитет,поднятый такимобразом, действуетпри условии,если вождь, какгипнотизерили чародей,сумеет сохранитьопределеннуюдистанцию,окружить себяпокровом тайны,сделать манерусвоего поведенияфактором успеха.Расстояние,отделяющееего от толпы,пробуждаетв ней чувствоуважения, покорнойскромностии возводит егона пьедестал,воспрещаяделать обсужденияи оценки. Необходимопозаботитьсяо том, чтобы небыло фамильярности.
Понятно,что желаниевождя, вышедшегоиз толпы, отдалитьсяот своих приближенных,соответствуетжеланию порватьс прошлым. Отделяясьот соратников,он превращаетотношениявзаимностив подчинение,отношенияравенства внеравенство.Став властителем,он не знаетбольше друзей,у него естьтолько подчиненныеили соперники.Огромная пропасть,которую онсоздает, способствуетэтому изменению.В противномслучае он небудет свободенв своих решениях,не сможет руководитьпо своему усмотрению.
Одиночествочеловека увласти возникаетиз того разрываи отказа отвзаимноститам, где большеему нет равных.На вершинепирамиды естьместо толькодля одного. Оноему необходимо,чтобы подчеркнутьего авторитет,создать вокругнего атмосферутайны, питающейвсе иллюзии.Так, массы могутнаграждатьего всеми желаемымикачествами.Авторитет неможет обходитьсябез тайны, посколькуто, что слишкомхорошо известно,мало почитается.Проще говоря,не существуетвеликого человекадля его камердинера(да и жены).
В общем,вы меня поняли.Вождь не можетбыть счастливымчеловеком. Нонекоторымприемам, которымивладеет вождь,следует научиться,для того чтобысплотить массув толпу, а потомразбить ее нагруппы.
Один измоих подопечныхрассказал мне,как он использовалприобретенныеу нас навыки.
«Я никогдане принималучастия в собранияхнашего садоводческоготоварищества.Обычно на нихкроме криковничего не было.Мне это даженапомнилособачий лай,когда все простогавкают. Председательтовариществане смог провестисовершенноверную идею.Дело в том, чтовласти хотеличерез садовоетовариществопровестимагистральныйводопровод.Для этого пришлосьбы пожертвовать8 делянками, асама территориятовариществаразделиласьнадвое. Нотребовалосьсогласие общегособрания. Всегобыло 144 делянки.Водоканалобещал всем,провести научастки водопровод,и большинствосклонялоськ тому, чтобыпожертвоватьэтими 8 делянками,выделив имматериальнуюкомпенсацию,тем более чтоодна из нихпринадлежалапроворовавшемусяи снятому споста бывшемупредседателютоварищества.Тогда мне ипригодилисьнавыки вождя,наработанныеза время обучения.Этому такжеспособствовалои то, что меняпрактическимало кто знал.Ходили слухи,что я где-топри власти, идумали, что яподдерживаюидею отчужденияучастка в пользуводоканала.Мне удалосьотложить собрание.Когда оно состоялось,меня избралипредседательствующим,и мне удалосьминут за 10, взываяк чувствублагородства,изменить настроениесобрания. Былопринято решениеотказать водоканалу».
Я застенографировалвесь рассказмоего подопечного.Не привожу егопросто из-занехватки места.Ведь мне пришлосьбы объяснять,почему он поступилтак, а не иначе.Но это будетописано в специальнойкниге. Моемуподопечномублестяще удалосьразвернутьна 180° настроениетолпы. Она вначалебыла кровожадной,а потом сталаблагородной.
А теперьпродолжимрассказ о группах.
Так, утолпы в магазинеуже намечен,пусть и нечеткосформулированный,но общий интерес.Когда очередьвыстраиваетсяза каким-либотоваром, онасразу превращаетсяв ассоциацию.Ассоциация— это такойуровень развитиягруппы, прикотором определенаобщая цель. Еслиассоциациябез особыхизмененийдержится достаточнодолго, она начинаетструктурироваться,происходитраспределениеролей, появляютсянеформальныегруппы и ихлидеры, назначаетсяруководство,и группа становитсякооперацией.