Телесноориентированная психотерапия.
«Телесников» прежде всего отличает сильный крен в сторону психосоматических интерпретаций. Тезис «тело — зеркало души» абсолютизируется до предела, «на все случаи жизни». В результате мы наблюдаем навязчивую гипердиагностику психосоматического компонента: просто соматических болезней нет, все — «психосоматика». Если что-то заболело (остеохондроз, расстройство желудка, насморк и т.д.) — ищи психологические проблемы, потому что все соматические заболевания — это телесные проекции психических проблем. Часто эта идея реализуется в упрощенных представлениях о телесной локализации эмоций («плечи — это ответственность», «обида — это грудь» и пр.). Что касается поклонников Грофа, то они везде видят одни только «перинатальные матрицы». Такой же крен мы видим и в абсолютизации терапевтического значения телесных техник. Если есть психологическая проблема — ее надо во что бы то ни стало «продышать», «протанцевать» и пр., иначе «застрянет», «будет мучить», «переродится в соматику». Если в работу не было вовлечено тело — это не «настоящая работа», потому что работа с телом — это самая «глубинная работа», все остальное — поверхностный паллиатив. В целом телесных психотерапевтов отличает жизнелюбие, искушенность в телесных удовольствиях, тяготение к телесной коммуникации (лучше много раз потрогать, чем один раз увидеть). Правда, есть впечатление, что характерной особенностью этой телесной коммуникации является ее асексуальность. Думаю, что сексуальная жизнь просто сублимируется в многочисленных телесных упражнениях. (Хотя, возможно, это вовсе не является профессиональной деформацией, а, напротив, личностным ростом!)
***
М. Балинт говорил о полном забвении того, что психотерапия - это не теоретическое знание, а навыки личности. К. Роджерс подчеркивал, что теория и методы консультанта менее важны, нежели осуществление им своей роли. А. Гомбс экспериментально сравнил успешных консультантов и неуспешных, выявил, что отличия кроются в чертах личности. З. Фрейд отмечал, что психоаналитику не обязательно медицинское образование, но необходима наблюдательность и умение проникать в душу клиента. А. Адбер говорил: "Техника лечения заложена в вас". А. Сторр высказал мысль, что психотерапию и психологическое консультирование принято считать необычными профессиями, поскольку многих людям трудно представить, как можно целыми днями выслушивать чужие истории о несчастной жизни и трудностях.
Фактически получается, что основная техника психологического консультирования - использовать себя, свою личность как инструмент. Осознание этого положения - важный этап на пути становления профессионала.
Весьма очевидно, что у человека нет специальных генов, отвечающих за то, быть ему успешным консультантом или не быть. В целом, конечно, личность консультанта, как и личность любого другого человека, формируется на базе природных, биологических особенностей, но значение этих факторов не очень велико, хотя все же имеет место быть.
Все-таки, никто не рождается консультантом. Что самое существенное - никто окончательно не становится консультантом. Требуемые качества развиваются в течение всей профессиональной жизни специалиста-консультанта.
-----
Что такое психолог - профессия, образ жизни или что? Мой ответ был, что психолог - это мировоззрение. Обязан ли психолог всегда оставаться психологом? По поводу обязанности (слово это мне кажется очень двусмысленным), психологу деться некуда, он не может, наверное, не оставаться психологом. Если он психолог, то это надолго. Но есть определенная специфика отличия практического психолога от академического еще и в инструментах работы, потому что если академический психолог работает с помощью своих знаний, с помощью своих каких-то мыслительных возможностей операций, стратегий, технологий и т.д., то психолог практический, особенно тот, кто работает один на один с клиентом, работает преимущественно, как известно, своей личностью. И в данном случае получается такая профессиональная проблема практических психологов, что я свою личность с одной стороны использую как инструмент работы, а с другой стороны она все-таки остается моей личностью, другой у меня нет. Отсюда возникает парадоксальная ситуация соотношения знаний и личностного развития. С одной стороны, для эффективной работы важно развивать во всех отношениях тонкость, чувствительность, а с другой стороны, поскольку психолог еще этим работает, при этом важна какая-то элементарная защита, чтобы с ума не сойти. Это тоже объективная проблема, вопрос, на который нет ответа: каким образом одновременно сохранять и восприимчивость и личностную защищенность. Это один из центральных вопросов реально работающих практикующих психологов.