Глава 11. Продвинутые группы
После того, как группа просуществовала первые несколько месяцев, становится невозможным описание отдельных стадий ее развития. Когда группа становится стабильной, начинается долгий процесс проработки, и основные лечебные факторы, описанные в предыдущих главах, набирают силу и эффективность. Каждый пациент все глубже ощущает свою причастность к группе, и это позволяет ему открывать другим и самому себе свои проблемы. Ценность и сложность, которые служат отличительными признаками собраний группы, не имеют пределов.
Поэтому очень трудно предложить руководство или специальные процедуры, применимые для каждого конкретного случая. В общем, терапевт должен прилагать все усилия для того, чтобы максимально раскрыть и заставить работать лечебные факторы. Использование терапевтом основных ролевых принципов и техник для тех или иных событий в группе и индивидуальной терапии каждого пациента (что обсуждалось в пятой и шестой главах) и составляет искусство психотерапии. Здесь незаменимыми являются опыт, наблюдательность и интуиция.
Тем не менее, некоторые спорные вопросы и проблемы возникают с достаточной регулярностью, чтобы вызвать необходимость их обсуждения. Эта глава рассматривает такие феномены, как образование подгрупп, самораскрытие, конфликт и завершение терапии. В двенадцатой главе, «Проблемные пациенты», рассматриваются конкретные повторяющиеся формы поведения, бросающие вызов терапевту и группе.
Образование подгрупп
Деление на группы — выделение отдельных микроколлективов — происходит в любой общественной организации. Для исходной организации этот процесс может быть скоротечным или продолжительным, может быть полезным или приносить вред. Терапевтические группы не являются исключением. Образование подгрупп — это событие неизбежное и часто имеющее разрушительные последствия для существования группы. Однако даже этот процесс может способствовать терапии, если будет правильно понят и конструктивно использован.
Образование подгрупп внутри терапевтической группы возникает вследствие убежденности двух или более членов группы в том, что они могут получить больше удовольствия и удовлетворения от общения друг с другом, чем от общения со всей группой. То, что люди начинают встречаться не только на собраниях группы, часто бывает первой стадией образования подгруппы. Трое или четверо членов группы могут начать приезжать друг к другу в гости, долю разговаривать по телефону, организовывать совместный бизнес. Двое членов группы могут вступить в сексуальные отношения. Образование подгрупп может, тем не менее, происходить и в пределах комнаты, где осуществляется терапия. Тогда в нее будут входить члены группы, ощущающие себя единомышленниками. Поводов для появления этого ощущения достаточно. Это и сходный образовательный уровень, и общие ценности, и одинаковый возраст, супружеский статус или статус в группе (например, «старики», участвующие в деятельности группы со времени ее образования). Для общественных организаций, особенно если они насчитывают больше членов, чем терапевтическая группа, типично образование оппозиционных фракций — двух или более конфликтующих подгрупп. Это не свойственно терапевтическим группам, где образуется одна клика, но при этом невелика вероятность того, что остальные члены группы, не входящие в нее, объединятся во вторую подгруппу.
Членов подгруппы можно отличить по общим принципам поведения: они соглашаются друг с другом по любому вопросу и избегают конфронтации между собой. Они могут обмениваться понимающими взглядами в то время, как говорит не входящий в их клику человек. Могут вместе приезжать на собрания группы и вместе удаляться.