Рекомендации по написанию введения курсового (дипломного) исследования
Введение располагается на отдельных страницах и содержит обзор специальной литературы, характеристику источников и методов исследования. В этой части дипломной работы характеризуются все элементы аппарата научного исследования (актуальность исследования, его цель, проблема, объект, предмет, основная и вспомогательная гипотеза, задачи, методическое обеспечение, научная новизна, теоретическая и практическая значимость) и кратко освещается проделанная работа.
Начать «Введение» можно, например, со слов «Курсовая (дипломная) работа посвящена проблеме «…». Далее целесообразно обосновать выбор темы дипломной работы и раскрыть содержание основных понятий, фигурирующих в названии работы.
Во введении кратко излагают оценку современного состояния проблемы, отмечая при этом практически решенные задачи, существующие пробелы знаний в данной области, ведущих ученых в данной области знаний, актуальность данной работы и основание для её разработки; цель работы и область применения.
Введение целесообразно писать после того, как исследование полностью выполнено и написаны первая и вторая главы
Проблема исследования или постановка проблемы (данный пункт не является обязательным и вводится по рекомендации научного руководителя) – это формулирование противоречия (в природе какого-либо психического явления, между различными точками зрения авторов, между системой и предъявляемыми к ней требованиями и т.д.). Проблемой также могут быть противоречивые результаты, полученные разными авторами.
Актуальность темы исследования – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения проблемы, вопроса или задачи (проблема отвечает современной социальной ситуации, привлекает внимание многих исследователей, требует прояснения и дополнения, нуждается в новых методических инструментах и т.д.). Освещение актуальности не должно быть многословным.
Актуальность темы может характеризоваться 1) в связи с не изученностью выбранной темы; 2) в связи с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных.
Основными аспектами актуальности психологического исследования могут быть:
- необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;
- потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения;
- потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;
- потребность в разработке методов (технологий), имеющих более широкие возможности (эффективности психологического воздействия, обучения, тренировки, реабилитации и т.д.);
- потребность в разработке психологических рекомендаций или в решении практических проблем на основе использования психологических знаний.
Объектом исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Объект исследования – это фрагмент, часть реальности, на которую направлен научный поиск. В психологических исследованиях объектом могут выступать носители психики (индивид или группа), психические явления. это процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и выбирается для изучения. Объект исследования - это носитель проблемной ситуации: некто (или нечто), заключающее в себе информацию об интересующей психолога проблеме. Объект, таким образом, - это то, что непосредственно изучается в процессе исследования и в широком смысле может рассматриваться как источник информации.
Предмет исследования – то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть или как общее и частное. Предмет показывает какой-либо аспект рассмотрения, даст представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование. В качестве предмета психологического исследования могут выступать любые аспекты психологической реальности: психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений, их взаимовлияния, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т.д.
Предмет исследования определяет тему исследования. Предмет дипломного исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию.
На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования формулируется цель. Цель дипломного исследования заключается в решении поставленной проблемы. Она может быть сформулирована таким образом: изучение особенностей какого-либо психического процесса или явления, определение его роли в деятельности, создание или апробация методик, технологий, исследование эффективности и т.д. Цель - это ожидаемый результат исследования. В качестве цели исследования в дипломной работе формулируется в обобщенном сжатом виде научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Цель должна соответствовать теме исследования. Цель исследования - лаконичный и емкий ответ на вопрос, зачем проводится исследование; она формулируется таким образом, чтобы читатель смог представить себе в общем виде проблемную область, характер, замысел, направленность дипломного проекта.
Различают три типа целей исследования: теоретические цели - направлены на получение новой информации об объекте; практические (прикладные) цели - предусматривают получение информации, необходимой для практического преобразования объекта; методические цели - сфокусированы на отработку методики исследования.
Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы и для проверки сформулированной гипотезы исследования. Задачи исследования конкретизируют цель и отражают последовательность ее выполнения.
Как правило, в дипломной работе ставятся следующие задачи:
– анализ теоретических источников по изучаемой проблеме,
– определение эмпирической базы исследования,
– выбор методов исследования,
– проведение эмпирического исследования,
– выявление актуального состояния рассматриваемого явления, а также, возможно, его причин и перспектив дальнейшего развития,
– разработка практических рекомендаций.
Формулировка задач не должна быть простым перечислением основных этапов дипломного исследования.
Гипотеза (от греч. "гипотезис" - основание, предположение) - это предположительное суждение о связи явлений. Гипотеза представляет собой высказывание, которое может оказаться либо истинным, либо ложным. Выделяются: общие гипотезы, гипотезы исследования и статистические гипотезы. Общие гипотезы отражают основное содержание исследования, которое выводится из общих знаний и теорий, и служит в качестве руководства для более глубоких размышлений. Это гипотезы-основания, исходные теоретические предположения. Гипотезы статистические служат для определения существующих взаимосвязей и установления того, дают ли полученные величины действенную оценку явлений.
Гипотеза исследования представляет собой утверждение, которое может быть подвергнуто непосредственной эмпирической проверке (на основе предварительной операционализации переменных). Гипотезы исследования - следствия общих гипотез, последствия операционализации. «Хорошая» гипотеза - дискуссионная, нетривиальная, конкретная, проверяемая, она должна нацеливать исследователя на выявление скрытых связей и зависимостей объекта, тех его свойств и характеристик, которые не лежат на поверхности.
Гипотеза исследования – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска. Гипотеза не должна содержать понятий, которые эмпирически не могут быть конкретизированы (операционализированы); не должна содержать ценностных суждений; не должна включать в себя слишком много ограничений и допущений; должна быть проверяемой при помощи имеющихся методик.
Гипотеза дипломной работы может иметь иерархическую структуру, то есть содержать основную и частные гипотезы.
Не всегда с самого начала исследования удается точно сформулировать гипотезу. Зачастую она обретает свое окончательное содержание только в процессе исследования.
Также краткоследует остановиться на раскрытии основных теоретических положениях работы: теоретических подходах, понятий, т.е. того, что составляет теоретико-методологическую основу исследования.
Методы и методики исследования: указываются методы (теоретические и эмпирические), с помощью которых было проведено исследование, перечисляются использованные методики. Отдельно перечисляются использованные методы обработки полученных данных (качественные и количественные, специальные методы математической статистики). Указывается программа обработки статистических данных (если использовался компьютерный статистический пакет).
Обоснованный выбор методов опирается, прежде всего, на понимание специфики объекта, предмета и цели исследования, а вот уже конкретные приемы и техники (в психологии их часто называют «методиками») определяются поставленными задачами и условиями проведения исследования. Обоснование выбора методов исследования приводится эмпирической части исследования исследования.
Организация исследования: указывается время, место проведения исследования без уточнения данных о нем (номера, адреса и т.д.) и общая характеристика выборки испытуемых (количество, пол, возраст, профессиональная принадлежность, а также те характеристики испытуемых, которые представляют интерес для проводимого исследования). Использование имен и фамилий допускается только в измененном виде.
Новизна, теоретическая и практическая значимостьзаключается в кратком изложении нового видения проблемы, новых методических разработок, уточнении некоторых концептуальных положений, практической значимости (практические рекомендации, методические приемы и способы психодиагностических процедур или психокоррекционной работы). Новизна и значимость дипломной работы может иметь субъективный характер для автора работы.
Введение может также включать информацию об апробации результатов исследования на научно-практических конференциях, методических семинарах и в практике работы учреждений.