III. Тема «Феномен человека в психологии. Индивидуально-психологические особенности личности».

Рабочая тетрадь

Для самостоятельной работы студентов

по дисциплине «Психология»

­­______________________________________

студент (ФИО)

Специальность __________________

Группа _________________________

Преподаватель: _________________________

должность, ФИО

Тула – 2011 г.

III. Тема «Феномен человека в психологии. Индивидуально-психологические особенности личности».

1.Сравните понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность. В заключении выстроите из них последовательную иерархическую цепочку.

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид - это единичный представитель вида "человек разумный" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Мы называем словом «индивид» отдельного человека как субъекта его деятельности уже с момента его рождения. Он целостен и неделим, но данная целостность обеспечивается закономерностями биологической эволюции. Индивид — продукт онтогенетического развития заложенных в его организме генетических программ в конкретных условиях его деятельности в определенной среде. Личностью человека можно назвать лишь с определенного момента его развития. Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

2. Дайте характеристику основным этапам становления личности.

Два "рождения личности" по Леонтьеву:

Название этапа становления Характеристика
1 . Дошкольный возраст Критерием произошедшего рождения является принятие субъектом социальных норм и ценностей как мотивов своего собственного поведения. Внешне это проявляется, например, в способности ребенка «не взять» понравившийся ему предмет только потому, что «мама запретила его трогать». Даже когда его никто не видит, ребенок может ходить вокруг этого предмета, но трогать не будет. Значит, социальная норма, выступавшая внешним регулятором поведения ребенка (раньше ребенок не трогал предмет только в присутствии мамы или другого взрослого), теперь становится внутренней формой регуляции.
2. Подростковый возраст Ребенок, у которого сложилась уже в результате предшествующей деятельности определенная более или менее устойчивая иерархия мотивов, оказывается вдруг перед необходимостью ее пересмотра. В этом возрасте ребенок начинает ставить перед собой глобальные вопросы о том, что такое добро, что такое зло, к чему следует стремиться и чего избегать, каковы должны быть жизненные идеалы и т.п. Естественно, это требует большой работы самосознания.

3. В чем проявляются приведенные структурные компоненты личности, дайте определения:

Индивидуально-типологические особенности - обусловливают поведение и деятельность человека, определяют качественные характеристики проявления свойств характера.

Направленность личности- это система устойчиво характеризующих человека побуждений. Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности.

Психологические установки- психологические состояния предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.

4. Опишите структуру характера с краткой характеристикой каждого элемента.

Характер - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Определить структуру, или строение характера человека, — значит, выделить в характере основные компоненты или свойства и установить обусловленные ими специфические черты в их отношения и взаимодействии.


В структуре сложившегося характера мы должны выделить две стороны: содержание и форму. К содержанию относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений.


В разных формах характера выражаются способы проявления отношений, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения, темперамента. Люди отличаются друг от друга по привычкам, манере поведения. Интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера относятся к форме.


В системе отношении личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы.

Снмптомокомилексы — системы взаимосвязанных психических свойств.

1.Черты, характеризующие отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу (общительность чуткость отзывчивость, уважение к другим людям и противоположные им черты - замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям).

2.Черты, показывающие отношение человека к своему дену (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственность, пассивность).

3.Черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, гордость, самокритичность скромность и противоположные им — самомнение, наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоизм, эгоцентризм).

4.Черты, характеризующие отношение человека к вещам
(аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

5. Знакомство с основными защитными механизмами личности и составление сравнительной таблицы «Механизмы развития личности: плюсы и минусы».

№ п/п Наименование защитного механизма Суть защитного механизма Плюсы Минусы
Отрицание Механизм защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые, вызывающие тревогу обстоятельства, либо какой-либо внутренний импульс или сторона отрицает самое себя. отрицаются нежелательные, внутренне неприемлемые черты, свойства или негативные чувства к субъекту переживания. Искаженное восприятия действительности.
Вытеснение Механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, - становятся бессознательными. Вытесняются многие свойства, личностные качества и поступки, не делающие личность привлекательной в собственных глазах себя и в глазах других. Это может привести к серьезному неврозу, т.к. проблема не перестает оставаться проблемой.
Регрессия Механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. Личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Человек начинает вести себя словно ребенок: с ним невозможно конструктивно обсудить проблему, он обижается, делает вид, что не понимает, не хочет уступать.
Компенсация Механизм проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта, чаще с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Физически слабый или робкий человек, неспособный ответить на угрозу расправы, находит удовлетворение в унижении обидчика с помощью изощренного ума или хитрости. Люди, для которых компенсация является наиболее характерным типом психологической защиты, часто оказываются мечтателями, ищущими идеалы в различных сферах жизнедеятельности.
Проекция Процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция опасна, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности.

6. Распределите перечисленные свойства человека по трем колонкам.

Свойства: темперамент, этнический стереотип поведения, характер, самооценка, тип конституции, задатки, социальные роли, самообладание, притязания, половые особенности, ценностные ориентации, потребность в самовыражении

Индивидные свойства Личностные свойства Индивидуальные свойства
Темперамент, половые особенности, тип конституции. Характер, самооценка, задатки, самообладание, притязания. Этнический стереотип поведения, потребность в самовыражении, социальные роли, ценностные ориентации.

7.Дайте определение темперамента. Заполните таблицу «Виды темпераментов: их достоинства и недостатки».

Темперамент — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.

Темпера - мент Характеристика , достоинства и недостатки
Холерик Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Сангвиник Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Меланхолик Легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.
Флегматик Неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

8. Дайте определение понятию «акцентуация». Каково соотношение между акцентуацией характера, его нормой и патологией? Заполните таблицу «Акцентуации характера человека».

Акцентуация характера — находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим.

Наши рекомендации