Использование репрезентативных систем 7 страница
Если при проверке якоря вы не обнаружили желаемого отклика, то скорее всего:
-> клиент не переживал событие как актуальное либо
-> не была заякорена наиболее интенсивная часть переживания или опыта, либо
-> надо подкрепить якорь дополнительными событиями того же или похожего состояния.
Теперь учтите, что якорение должно присутствовать у вас на каждом сеансе или сессии. Ибо с чем бы вам ни пришлось в дальнейшем работать, вам стоит в обязательном порядке поставить два якоря: комфорта и «здесь и теперь».
Первый якорь необходим для того, чтобы клиент в любой момент мог быть возвращен в состояние удобства и спокойствия — ведь во время проработки его проблемы вы можете столкнуться с крайне неприятными ситуациями и состояниями из его жизни: «пожарами», которые надлежит немедленно «погасить».
Якорь же второй нужен для того, чтобы в случае, когда для поиска причин симптома вы отправитесь в прошлое (а иногда и будущее) клиента, у вас была возможность в любой момент «выдернуть» его из этого прошлого или будущего, возвратив из опасного или пугающего «там и тогда» в безопасное и спокойное «здесь и теперь».
Постановка этих якорей — техника якорения состояний комфорта и «здесь и теперь» — особых сложностей не вызывает.
Сначала мы просто просим клиента вспомнить любую ситуацию, в которой ему было хорошо — удобно, спокойно и комфортно. И «войти» в эту ситуацию (ассоциироваться
с ней), ощутив все эти удобства, спокойствие и комфорт. После чего якорим пик ощущений — редко более двух-трех раз, — получая якорь комфорта.
Далее мы предлагаем пациенту почувствовать себя здесь и теперь. Внимательно рассмотреть окружающую его обстановку. Вслушаться во все звуки, которые он может слышать. Почувствовать свое тело и пройтись по ощущениям его (тела) частей, как бы перебирая их как четки. И пока он это делает, раз за разом прикасаемся к месту, где будет находиться будущий якорь. Первый раз, когда он всматривается в окружающее. Второй — когда он вслушивается в него.
А третий — когда он входит в ощущения своего тела. В результате такого вот наложения получаем очень мощный якорь «здесь и теперь», включение которого немедленно возвращает клиента из прошлого (или будущего) в настоящее...
Установление автоматической связи «триггер—ресурс».
А теперь о том, почему мы с самого начала предлагали вам не просто «якорить» ресурс, а делать это в связи с некоторой проблемной для вас ситуацией. Это было необходимо для того, чтобы сразу приступить к первой из основных на якорении психокоррекционной психотехнологии нейролингвистического программирования — технике установления автоматической связи «триггер—ресурс».
В НЛП триггер — это всего-навсего сигнал, который является как бы пусковой кнопкой для включения некоего состояния (иногда донельзя неприятного). Например, если вы боитесь своего преподавателя, триггером, включающим этот страх, для вас скорее всего будет вид его внушительной фигуры, но не просто, а, например, с указующим перстом. Неприятные состояния, возникающие вслед за соответствующими триггерами, обычно и являются причинами наших весьма несовершенных действий в соответствующих ситуациях. Естественно, что в ситуациях этих вы весьма нуждаетесь в совсем иных — ресурсных — состояниях (вряд ли ваш страх может рассматриваться в качестве приемлемого ресурса). С помощью техники «установление автоматической связи триггер — ресурс» вы можете сделать так, что появление триггера будет само по себе вызывать в вас это самое так необходимое вам по ситуации ресурсное состояние. Приведем описание этой техники по Дж. О'Коннору и Дж. Сеймору («Введение в НЛП»).
Подумайте о будущей ситуации, в которой, вероятно, вам понадобится то самое ресурсное состояние, которое вы
только что заякорили. Что в ней является триггером — то есть, например, что вы можете использовать в качестве сигнала, который даст вам понять, что вы уже нуждаетесь в этом ресурсе? Найдите то, что вы видите, слышите или ощущаете прямо перед возникновением нежелательной реакции, то, что дает вам знать, что вы уже в неприятной для вас ситуации. Помните, что сигнал может быть внешним или внутренним. Например, любое известие, которое провоцирует у вас тревогу, будет внешним сигналом. Но и начало внутреннего диалога («Ну почему это произошло именно сейчас!») тоже может быть сигналом, но уже внутренним.
А теперь, раз за разом вызывая этот внешний или внутренний сигнал (просто вообразите себе его), так же раз за разом «включайте» якорь вашего ресурса.
Если вы сделаете это достаточное количество раз (от 3 до 7, но у вас, скорее всего больше), ваш триггер станет якорем для того, чтобы вы перешли в ресурсное состояние.
И то, что обычно заставляло вас чувствовать себя плохо, теперь станет новым триггером, который будет уже переводить вас в устойчивое положительное состояние!
V Создание цепочки якорей. Бывает, однако, так, что проблемное состояние является столь сильным, что вы оказываетесь не в состоянии достичь ресурсного состояния в один присест. Это как в алгебре, где, как известно, складываются положительные и отрицательные величины. И если ваше проблемное состояние можно условно оценить в -10, а ресурсное — в +3, все, что вы получите, строя связь триггер — ресурс, так это уменьшение «негатива» до -7. Значит, стоит усилить воздействие за счет использования цепочки якорей различной интенсивности так, чтобы последний обязательно приводил вас в позитивное состояние.
Использование цепочки якорей хорошо проясняет принцип работы техники скрещивания или сталкивания якорей, о которой вы еще прочитаете. Однако об этом далее, а пока давайте возьмем, например, такое сложное и сильное чувство, как волнение (разумеется, — неприятное), и попробуем выполнить технику построения цепочки якорей (по Дж. О'Коннору и Дж. Сеймору — «Введение в НЛП»).
1. Прежде всего определите, как именно вы узнаете, что вы волнуетесь. Что внутри вас дает вам возможность узнать, что вы волнуетесь? Это чувство (какое?), образ (какой?) или звук или внутренний голос (какой?).
2. Теперь решите, к какому первому состоянию вы хотели бы перейти, как только получите этот внутренний сигнал.
К какому второму после этого первого ? К какому третьему и т. д. ?Например, ваша «цепочка»может выглядеть следующим образом: «волнение» ^ «спокойствие» —» «любопытство» -» «творчество».
3. Чтобы выстроить всю цепочку, сначала вспомните о времени, когда вы были очень спокойны, и закрепите это состояние кинестетическим якорем (удобнее всего использовать косточки своего кулака — во-первых, они всегда «под рукой», а во-вторых, их целых четыре (косточка большого пальца используется нами редко). Выйдите из этого состояния спокойствия и, вспомнив, когда вас обуревало любопытство, поставьте якорь этого состояния на следующей косточке. А далее проделайте это для состояния творчества (тоже «заякорите» его).
4. Теперь вам осталось сделать совсем немногое. Вернитесь к своему переживанию волнения (ну хотя бы вспомните то, из-за чего вы серьезно волновались в последний раз] но только помните, что главное здесь не ситуация, а состояние волнения), и как только почувствуете, увидите или услышите тот самый сигнал-триггер вашего волнения, включите якорь спокойствия, а когда состояние это достигнет максимума, «запустите» якорь любопытства, а после — творчества.
Делайте это столько раз, сколько нужно для того, чтобы связь волнение — спокойствие — любопытство — творчество стала автоматической. Напоминаю, что квалифицированному энэлперу для того, чтобы выстроить подобную цепочку, редко требуется более трех-семи повторений.
V Скрещивание (сталкивание) якорей. А теперь перейдем к едва ли не к важнейшей из психокорректирующих ипостасей якорения — технике скрещивания якорей. Скажите, что произойдет, если смешать красное и желтое? Правильно — оранжевое. А если проделать это с холодным и горячим? Да, получится теплое. Ну а если свести вместе плохое и хорошее, что будет тогда? Совершенно верно — в результате возникнет нечто нейтральное.
Именно этот принцип «смешивания» двух противоположных неврологических процессов и положен в нейролингвистическом программировании в основу очень мощной техники сталкивания или скрещивания якорей.
В НЛП скрещивание якорей рекомендуется осуществлять по следующей схеме (по материалам семинаров ИГИСП — автор описания неизвестен).
1. Сядьте поудобнее, вспомните случай, когда вы были особенно уверены в себе, полны творческой энергии или компетентны (выберите что-то одно).
2. Заякорите это воспоминание на своем правом колене легким нажатием своей правой руки. Убедитесь, что вы ставите якорь именно в момент, когда вы наиболее интенсивно переживаете данное воспоминание.
3. Теперь вспомните какую-либо ситуацию из своей деятельности, в которой вы неуверенны, вялы или компетентны (так же пока выберите что-то одно — соответствующее). Установите якорь левой рукой на левом своем колене.
4. Двумя руками одновременно нажмите на оба якоря.
В результате две модели поведения столкнутся в одном месте и времени, так что неврологически будет необходимо интегрировать их. Ресурсное и нересурсное поведение (состояние) сольются, заставляя ваш мозг искать новые возможности в ситуации, которая раньше воспринималась как проблемная, и/или менять состояние с некомпетентного на более компетентное.
5. Теперь вообразите себе проблемную ситуацию или вашу компетенцию в будущем. Если ваша работа была успешной, вы обнаружите, что вам куда легче стать ресурсным в данной ситуации (по мере того, как вы будете представлять ситуацию, будут появляться признаки ресурсного состояния).
И будьте уверены в том, что впоследствии вы сможете действительно испытать «ресурсность», попав в соответствующую проблемную ситуацию.
ь Многократное ресурсирование. «Якорное» скрещивание при работе с действительно сложными проблемами и состояниями требует мощных позитивных якорей. Для подобных случаев в нейролингвистическом программировании рекомендуется техника многократного ресурсирования. Чтобы ее сделать, попросить клиента вспомнить и заякорить в качестве ресурсов, например, следующие ситуации (по Ф. Фанчу — «Пути преобразования. Общие модули процессинга»), когда он:
был счастлив,
был преуспевшим хоть в чем-то,
был любимым,
был любящим, был уверенным, был продуктивным, создавал что-то, заботился о ком-то, достигал чего-то, наслаждался чем-либо, выигрывал, совершенствовался, получал подарок, дружил,
чувствовал себя богатым,
видел что-то приятное,
имел больше, чем нужно,
обладал запасом времени,
столкнулся с приятной неожиданностью,
узнал что-то новое,
раскрыл тайну,
хорошо узнал кого-то,
хорошо понял что-то,
сделал правильный выбор,
чувствовал себя победителем.
Список этот может быть продолжен и далее. Однако и вышеизложенного вполне достаточно для того, чтобы перенастраивать мозг клиента на необходимое ресурсное состояние.
V Использование якорей для построения человеческого совершенства. В принципе, вы уже довольно много знаете о якорении. И, слегка потренировавшись, скоро сможете якорить ресурсы, устанавливать автоматические связи «триггер—ресурс» и скрещивать позитивное и негативное, чтобы добиться нейтрального. Но мастерство энэлпера заключается не только и не столько в виртуозном владении техниками. Более всего оно проявляется в интуитивном и вдохновенном расширении вариантов их применения — очень далеко за пределы первоначального назначения этих техник и для целей не психокоррекции, но совершенствования человека.
Для примера приведем вам довольно простую и тоже «якорную» технику нейролингвистического программирования — «ресурсной репетиции».
4. Заказ №3052.
Она используется, например, тогда, когда клиент ощущает некомпетентность, тревожность или неуверенность по поводу каких-либо своих будущих действий, каковые (тревожность и неуверенность), конечно же, помешают ему совершить их (действия) эффективным образом. Во всех подобных случаях сделайте следующее.
1. Представьте себе эту самую будущую ситуацию, которая вас тревожит или к которой вы ощущаете себя недостаточно подготовленным.
2. Мысленно внимательно рассмотрите ее и попытайтесь понять, какое ресурсное состояние необходимо вам для того, чтобы это самое чувство «готовности» ко всему у вас появилось.
3. Найдите в себе этот ресурс и заякорите его.
4. Теперь включите якорь снова, вернитесь к тревожащей вас ситуации и просмотрите ее от начала до конца. Не удивляйтесь, если ситуация эта внезапно как по волшебству изменится в лучшую сторону. Если же это произойдет в недостаточной степени, определите, в каких еще ресурсах вы нуждаетесь, и повторите шаги 3—4.
Вариантов этой и подобной ей техник множество. Например, вы можете просто делать состояние человека оптимальном для чего угодно. Предположим, ему нужно что-то понять (ну хотя бы, учебный материал) — срочно и хорошо. Что ж, просто заякорите ресурс «хорошо понял что-то»- и пусть клиент включит его на все время понимания (и т. д., и т. п.). Гарантируем, что поймет он то, что ему необходимо понять, куда быстрее. И так далее, и тому подобное. Вносите в любые ситуации клиента необходимые ресурсы, и он куда легче и быстрее обретет желанное и искомое.
Однако можно сделать и нечто большее для построения человеческого совершенства: попробовать перевести себя или клиента на новый уровень развития. Если воспользоваться весьма экзотической техникой, которая в НЛП называется «Круг совершенства».
Цель этой техники заключается в том, чтобы восстановить, описать, укрепить и дополнить ресурсные состояния тела и психики человека. С тем, чтобы добавить их к тем контекстам (ситуациям), от которых он желает большего совершенства. В сути своей это просто скрещивание якорей с многократным ресурсированием. Делается же техника «Круг совершенства» следующим образом (приводим
наиболее удачное описание этой техники, взятое из материалов семинара по НЛП ИГИСП — автор описания неизвестен).
1. Определите совершенное состояние. Выберите опыт совершенства из вашего прошлого, — опыт, в котором все ваши ресурсы были для вас доступны таким образом, что это позволяло вам быть в «наилучшей форме» и действовать в полную меру своих способностей.
2. Создайте Круг Совершенства. Нарисуйте воображаемый круг на полу. Вообразите, что это — ваш Круг Совершенства. И попытайтесь представить, что в нем появляется цвет, — какой ?
3. Достигните (вспомните) состояния(е) совершенства, опишите его, дополните, если надо, и ассоциируйте с кругом (просто войдя в него в «совершенном» состоянии):
(а) достигните — переживите вновь ваш опыт совершенного состояния, как будто это происходит сейчас;
(в) опишите—осознайте свою позу, дыхание, внутренние образы, звуки и, особенно, как вы смотрите и слушаете все, что там есть;
(с) дополните—если ощущение не совсем полное, дополните его путем систематического изменения вашей физиологии, пока вы не получите сильного и полного переживания. Определите наиболее яркие или «выпуклые» ощущения (чувства, тип дыхания, образ или звук), которые создают «дополненное» состояние совершенства, и определите, как вы выглядите и как звучит ваш голос в этом состоянии.
4. Осуществите разделение состояний. Выйдите из круга и вернитесь в ваше обычное состояние.
5. Проверка: теперь вступите в круг и проверьте, получили ли вы спонтанно все физиологические ощущения совершенства. Выйдите из круга. И еще несколько раз повторите этот вход и выход. Если же вам не удается полностью достичь чувства совершенства без сознательного усилия, вернитесь к шагу 3 (с).
6. Создайте необходимый контекст. Определите будущую ситуацию, которая обычно для вас бывала проблематичной, но где бы вы хотели быть способным в любой момент автоматически получить чувство совершенства. Найдите триггер этой ситуации (то, что вы видите, слышите и чувствуете такого, что дает вам знать, что проблема начинается).
7. Установите связи. Мысленно поставьте себя в эту ситуацию, вступите в круг и, получив доступ к совершенству, посмотрите, каким образом все это совершенство отражается на ситуации. Заметьте виды связи, которую вы можете установить со своим совершенством. Выйдите из круга.
8. Осуществите проверку. Опять подумайте о той, будущей ситуации. Можете даже задать себе несколько вопросов о ней (например, «Что происходит сейчас, когда я думаю о том, что обычно происходило для меня плохо или было трудным для меня?»). Главное здесь быстро и автоматически достигнуть состояния совершенства. Вы можете проверить это, замечая, присутствуют ли определяющие ощущения совершенства признаки из вашего описания (шаг 3).
Упражнение 29.
-> Составьте список из трех совершенно необходимых вам «по жизни» ресурсных состояний и заякорите их, обязательно используя комплексные якоря — то есть полный VAKD.
Упражнение 30.
-> Для всех главных мест вашего пребывания поставьте якоря:
-> комфорта,
-> «здесь и теперь».
Упражнение 31.
-> Определите триггер запуска любой своей не слишком сильной негативной реакции, необходимое в данной ситуации ресурсное состояние и создайте автоматическую связь «триггер—ресурс».
Упражнение 32.
-> Выбрав в качестве объекта для тренировок достаточно I серьезное свое негативное состояние, определите цепочку ре- | сурсов, необходимых для достижения приемлемого самочув- [ ствия, и создайте работающую цепочку якорей.
Упражнение 33.
-> Определите несколько тревожащих или досаждающих вам реакций или. состояний и заякорите каждую из них. Подберите и опять-таки заякорите подходящие ресурсы. И осуществите скрещивание якорей, разумеется, последовательно для каждой реакции.
Упражнение 34.
-> Составьте список сложных для вас ситуаций и осуществите для каждой из них ресурсные репетиции.
Упражнение 35.
-> Взяв за основу состояние абсолютной компетентности (ну хоть в чем-то вы действительно являетесь специалистом?), проделайте технику Круга Совершенства, используя в качестве проблемной ситуации изучение НЛП.
Глава 2
Метод взмаха
Неэкологичные реакции на какие-либо ситуации, а также просто неэффективное поведение в тех или иных областях поведения—это обычные жалобы клиентов психологического консультирования. В нейролингвистическом программировании эти проблемы довольно легко решаются с помощью метода взмаха. Во «взмаховых» техниках мы работаем с таким мощнейшим психологическим образованием, как Образ Самого Себя. Именно этот образ и является для человеческого мозга своеобразной записью программы поведения в соответствующей ситуации. Но если образ этот не эффективен, ситуация становится заведомо проигрышной. И тогда мы предлагаем мозгу клиента новый — эффективный образ, который отныне становится новой же программой поведения в этой ранее проигрышной, а теперь вполне удачной ситуации...
Взмах как техника НЛП. Как это ни парадоксально, но в нейролингвистическом программировании практически отсутствует определение метода взмаха. Упоминая о нем, специалисты по НЛП обычно предпочитают говорить о том, что взмах работает со специфическими формами состояний или поведения, от которых человек хотел бы избавиться, или реакциями, которые он не хотел бы воспроизводить.
При этом обычно добавляют; что взмах не просто заменяет одно поведение другим, но порождает новые. Он изменяет проблемное состояние или поведение, предлагая новые направления.
Понять сущность и особенности данного метода может помочь описание упрощенной техники взмаха, которое было сделано Р. Бэндлером в его книге «Используйте свой мозг для изменения».
1. Выясните контекст, то есть сначала определите, где вы «поломались» или «застряли». Когда или где вы хотели бы вести себя или реагировать иначе, чем сейчас?
2. Определите картинку-триггер («пусковую картину»). Найдите то, что вы на самом деле видите непосредственно
перед тем, как начать вести себя так, как вам не нравится. Эта картина обычно ассоциирована (то есть вы видите ее как бы из своих глаз и не видите себя в этой картине). Многие в этот момент находятся на «автопилоте», и потому иногда стоит реально проделать то, что должно предшествовать этому нежелательному поведению, дабы увидеть, как все это выглядит, и найти триггер. Если же вы сейчас занимаетесь просто проверкой техники взмаха, имейте в виду: поскольку этот стимул некой реакции, которая вам не нравится, с этой картиной должно быть ассоциировано хотя бы что-то неприятное. Чем более это. неприятно, тем лучше сработает.
3. Создайте образ результата (нового себя). Сделайте (сконструируйте и вообразите) этот образ, каким бы вы себя видели, если бы уже достигли желаемого изменения. Каким бы вы были, если бы то, где вы «поломались» или «застряли», не было бы для вас проблемой. «Регулируйте» этот образ, пока не получите такой, который «экологичен» и действительно привлекателен, который сильно влечет вас и нравится вам.
4. Взмах. Теперь «махните» эти две картины. Сначала увидьте ту, «пусковую», картину, большую и яркую. Потом в нижний правый угол поместите маленький темный образ нового себя. А теперь пусть маленький темный образ быстро увеличивает размеры и яркость, перекроет первую картину, которая также быстро потемнеет и скукожится. Потом «очистите экран» и «махните» эти две картины снова — пять раз в общей сложности. Непременно очищайте экран в конце каждого взмаха!
5. Проверка:
а) теперь вызовите тот первый образ. Что происходит? Если взмах был эффективен, это просто трудно будет сделать. «Картинка-триггер» будет стремиться исчезнуть и замениться вторым образом, желательным;
б) другой способ проверки — поведенческий. Найдите способ воссоздать ситуацию, представленную в ключевой картине, и проверьте, как вы теперь поступите.
Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, снова проделайте технику взмаха. Посмотрите, что вы упустили и что еще можно сделать, чтобы этот процесс заработал.
Основные затруднения в использовании техники взмаха обычно связаны с поиском клиентом нового образа себя. Однако поиск этого образа и для вас, и для него заметно облегчится, если вы поймете, что данный образ можно не только вспомнить, но и вообразить. Как бы «скалькировать» нового себя с кого-нибудь из знакомых, для которых эта ситуация не проблема, или даже с литературного или киногероя (а что в этой ситуации сделали бы Супермен или Бэтман?). Для того, чтобы это осуществилось, энэлпе- ры обычно предлагают своим клиентам сделать следующую технику создания желаемого образа себя.
1. Отыщите реального человека или воображаемого «героя», который способен эффективно и «экологично» справиться с представляющей для вас затруднения ситуацией.
2. Разверните эту ситуацию как кинофильм или видеоклип и несколько раз посмотрите, как именно этот человек или герой действует в ней, «играяроль» в этом фильме или клипе.
3. Теперь, если вас устраивает образ этих действий, как бы «выньте» этого человека или героя из первого кадра фильма или клипа, «вставьте» туда себя и еще несколько раз просмотрите этот фильм или клип, но уже с собой в «главной роли», и действующим так, как до вас действовали все те же герой или человек. Все, что вас будет не устраивать (не нравиться) в новом поведении, измените, использовав собственное воображение.
4. И, наконец, как следует наигравшись, «извлеките» из фильма или клипа новый образ эффективного себя и уже с ним осуществите изменение с помощью техники взмаха.
V Условия эффективных взмахов. Если взмах не получился, то это значит, что вы что-то сделали не так. Что именно? Скорее всего, нарушили одно из условий эффективных «взмахов», которые приводят в книге «Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами» К. и С. Андреас..
1. Одновременность (синхронность). Для эффективности взмаха необходимо, чтобы изменения происходили как бы одновременно, то есть чтобы картинка-триггер синхронно заменялась на новый образ себя.
2. Направление. Взмах «работает», если его делают только в одном направлении — от картинки-триггера к желаемому образу самого себя. Поэтому обязательно используйте между процедурами явно и ярко выраженное промежуточное «разделяющее» состояние (как бы «сепаратор»). Например, перед каждым повторением «очищайте экран», если клиент работал с открытыми глазами (для чего попросите его посмотреть на любые окружающие предметы). Или просто предложите ему открывать глаза, если во время взмаха они были закрыты.
3. Скорость. Чем быстрее выполняется процедура взмаха, тем лучше. Поэтому сначала клиент может медленно проделать все шаги этой техники, чтобы понять их. Однако во время выполнения процедуры смена образов должна осуществляться как можно быстрее.
4. Повторение. Для закрепления результата взмаха обычно достаточно 3—5 повторений. Если же это не произошло и после десяти повторов, вам явно нужно внести какие-то изменения в процедуру, чтобы техника эта «заработала».
V Пошаговая запись техники взмаха. Несмотря на то, что
взмах — это очень простая техника низшего уровня НЛП, первый опыт его осуществления не всегда бывает удачным. Поэтому мы рекомендуем вам потренироваться на ком-нибудь другом и, разумеется, на какой-то не слишком существенной проблеме. При этом рекомендуем, использовать не вышеописанную, а нижеприведенную «пошаговую» запись техники (по В. Макдональду, «Руководство по субмодальностям»).
Шаг 1. Пусть ваш «клиент» определит что-то не слишком серьезное, что он хотел бы изменить. Некое чувство, которое возникает в конкретной ситуации и заставляет его поступать не лучшим образом.
Шаг 2. Теперь попросите его закрыть глаза и видеть то, что он бы мог видеть, если бы был там, в той ситуации. Спросите, возникает ли у него это чувство. Если нет, подберите что-нибудь еще (вернитесь на шаг 1). Если доступ к неприятным чувствам получен, прервитесь, чтобы дать партнеру возможность «очистить экран».
Шаг 3. Попросите вашего «клиента» сделать большую яркую квадратную картинку того, что он мог бы видеть, если бы он был там, в той ситуации. Убедитесь, что он нанес рамку вокруг этой картинки.
Шаг 4. Теперь предложите партнеру создать новый образ себя, как если бы он уже сделал желаемое изменение и стал таким, каким он хочет быть. Спросите, нравятся ли ему или нет чувства, порождаемые этим новым образом себя.
Шаг 5. Проконсультируйте «клиента» о способе, с помощью которого он сейчас осуществит желаемое изменение.
«В этой первой картинке ты видишь то, что предшествует неприятному чувству и/или нежелательному поведению. Во второй картинке ты видишь себя такого, который может справиться с этой ситуацией. Сожми эту картинку «хорошего себя», пока она не станет маленькой и темной. Затем возьми «большую» картинку — ту, которая с рамкой вокруг, и помести эту маленькую в угол большой. Эта большая картинка яркая, а маленькая — темная. Затем позволь этой большой картинке начать медленно становиться темнее, в то время как маленькая начнет становиться больше и ярче, больше и ярче, пока она полностью не покроет этот первоначальный образ. Первая картинка становится настолько темной, что исчезает, и все, что ты видишь, — это только вторая. Затем остановись и открой свои глаза, чтобы очистить экран. Проделай это только один раз».
Шаг 6. Проверьте, что партнер понял ваши инструкции и способен выполнить их.
Шаг 7. Теперь предложите «клиенту» сделать все, что описано в шаге 5, быстро, используя не больше времени, чем тратится на то, чтобы сказать «взмах».
Шаг 8. «Протестируйте» партнера, попросив его увидеть первую «большую» картинку. Если все в порядке, он либо ее не видит, либо уже не испытывает по ее поводу никаких неприятных чувств.
V Полное описание этой техники. И только теперь, после этого эксперимента — надеюсь, удачного, — внимательно прочитайте и усвойте нижеследующий («классический»!) алгоритм исполнения техники взмаха, именно его вам лучше всего использовать в работе с проблемами клиентов. Если, конечно, вы уже созрели для этого.
Напоминаю, что мы приводим здесь «классическое» описание техники взмаха в варианте для работы с клиентом. Почерпнуто оно из материалов семинаров по НЛП ИГИСП, ' так что, к сожалению, мы не можем точно указать автора данного описания.
1. Определите нежелательное поведение (реакцию) клиента (например, кусание ногтей, волнение перед экзаменом и т. д. — настоящее состояние).
2. Выясните картину-триггер:
а) определите, какие именно визуальные ключи доступа предшествуют нежелательному поведению (реакции), например, «Когда Вы кусаете ногти — что именно Вы видите/чув-
ствуете/слышите, что подталкивает Вас к необходимости кусать ногти?», «Когда Вы волнуетесь, что Вы видите/слышите/чувствуете, что заставляет Вас волноваться?».
Если человек определит только лишь аудиальные или кинестетические ключи (триггеры), сделайте наложение на визуальный ключ. «Если бы этот звук/чувство было бы картинкой, как бы она выглядела ?»;
б) попросите клиента создать большой яркий ассоциированный образ того, что он видит как раз перед началом нежелательного поведения. Откалибруйте его «внешнее поведение» (должно проявиться нежелательное чувство или поведение!) и скажите: «А сейчас на минутку отложите картинку в сторону».
3. Создайте картину нового образа — желаемое состояние.
Скажите клиенту: «Представьте картинку себе, каким
бы Вы были, если бы у Вас больше не было этой трудности. Каким другим человеком Вы бы видели себя, если бы освободились от этого нежелательного поведения ?» Убедитесь в том, что он представляет себе диссоциированную картинку себя как другого человека, более способного и имеющего больше выборов. Убедитесь в том, что картинка: