Стадиальность и критические периоды в развития личности.
В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития вследствие накопления новых потенций, разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения других сменяются критическими периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педагогической системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка.
Новообразования личности.
Основными условиями самоорганизации личности являются: наследственность, окружающая среда и рефлексия. Личностные новообразования возникают в тот или иной период, и качественно меняют ее психологическое функционирование. Например, появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическую деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: «Наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)». Третичные функции составляют основу самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личность психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми. Однако связь между социально-культурной средой и самосознанием сложнее и состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и в обусловливании самого типа самосознания, характера его развития.
Вопросы для самопроверки:
1. Появление рефлексии у подростка является, согласно Л.С.Выготскому:
а) первичными условиями формирования личности
б) вторичными условиями формирования личности
в) третичными условиями формирования личности
Ответ: в) третичными условиями формирования личности. Наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки), третичные условия (рефлексия, самооформление)». Третичные функции составляют основу самосознания
2. Критический возрастной период обязательно предполагает:
а) видимое поведенческое неблагополучие ребенка
б) быстрое изменение личности ребенка
в) интериоризацию натуральных психических функций
Ответ: б) быстрое изменение личности ребенка
Дополнительная литература:
1.Выготский Л.С. Психология развития человека. М, Смысл, Эксмо, 2006, с. 1136 с.
Глоссарий:
Интериоризация – процесс "вращивания" функции вовнутрь. "Натуральные" психические функции трансформируются и "сворачиваются", приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность.
Личность возникает в результате культурного развития, «коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций». Развиваясь, человек осваивает собственное поведение, можно поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием.
Личностные новообразования возникают в определенный период и качественно меняют ее психологическое функционирование. Например, появление рефлексии у подростка перестраивает его психическую деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: «Наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)». Третичные функции составляют основу самосознания.
Сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено – орудие или знак.
Экстериоризация – процесс обратный интериоризации, процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
критерий | Натуральные психические функции Механическая память, непроизвольное внимание, воспроизводящее воображение, образное мышление | Высшие психические функции Логическая память, произвольное внимание, творческое воображение, мышление в понятиях |
строение | Непосредственны, протекают без вмешательств культурных средств | Опосредованы – включены культурные средства |
происхождение | Природное, естественное | Социальное (участие других людей) |
управление | Невозможно сознательно вмешиваться в процесс | Можно произвольно управлять процессом. |
Рисунок Стадии превращения форм деятельности