Стадиальность и критические периоды в развития личности.

В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития вследствие накопления новых потенций, разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения других сменяются критическими периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педагогической системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка.

Новообразования личности.

Основными условиями самоорганизации личности являются: наследственность, окружающая среда и рефлексия. Личностные новообразования возникают в тот или иной период, и качественно меняют ее психологическое функционирование. Например, появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическую деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: «Наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)». Третичные функции составляют основу самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личность психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми. Однако связь между социально-культурной средой и самосознанием сложнее и состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и в обусловливании самого типа самосознания, характера его развития.

Вопросы для самопроверки:

1. Появление рефлексии у подростка является, согласно Л.С.Выготскому:

а) первичными условиями формирования личности

б) вторичными условиями формирования личности

в) третичными условиями формирования личности

Ответ: в) третичными условиями формирования личности. Наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки), третичные условия (рефлексия, самооформление)». Третичные функции составляют основу самосознания

2. Критический возрастной период обязательно предполагает:

а) видимое поведенческое неблагополучие ребенка

б) быстрое изменение личности ребенка

в) интериоризацию натуральных психических функций

Ответ: б) быстрое изменение личности ребенка

Дополнительная литература:

1.Выготский Л.С. Психология развития человека. М, Смысл, Эксмо, 2006, с. 1136 с.

Стадиальность и критические периоды в развития личности. - student2.ru

Глоссарий:

Интериоризация – процесс "вращивания" функции вовнутрь. "Натуральные" психические функции трансформируются и "сворачиваются", приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность.

Личность возникает в результате культурного развития, «коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций». Развиваясь, человек осваивает собственное поведение, можно поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием.

Личностные новообразования возникают в определенный период и качественно меняют ее психологическое функционирование. Например, появление рефлексии у подростка перестраивает его психическую деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: «Наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)». Третичные функции составляют основу самосознания.

Сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено – орудие или знак.

Экстериоризация – процесс обратный интериоризации, процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

    критерий Натуральные психические функции Механическая память, непроизвольное внимание, воспроизводящее воображение, образное мышление Высшие психические функции Логическая память, произвольное внимание, творческое воображение, мышление в понятиях
строение Непосредственны, протекают без вмешательств культурных средств Опосредованы – включены культурные средства
происхождение Природное, естественное Социальное (участие других людей)
управление Невозможно сознательно вмешиваться в процесс Можно произвольно управлять процессом.

Стадиальность и критические периоды в развития личности. - student2.ru

Рисунок Стадии превращения форм деятельности

Наши рекомендации