Устойчивое вегетативное состояние 7 страница

Позже я медитировал на эту тему и обнаружил, что сосредоточиваюсь на Барбаре, которая тоже медитировала. Я чувствовал себя трикстером[10] и решил помешать ей. Теперь она стала моей жертвой, а я был злом! Она расстроилась и попросила меня вести себя потише. Я снова уселся медитировать, и опять появился трикстер и сказал мне: "Ты, придурок, тебе следует интегрировать меня, а не извиняться за меня. Именно я в тебе улыбнулся, когда ушла твоя забытая подруга, потому что я был рад, что она пришла. Она, подобно мне, нарушитель мира и покоя! Забавно причинять беспокойство, попробуй!"

8. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СО СНОВИДЕНИЯМИ И ТЕЛОМ

Прошлой ночью мне приснилось, что одна женщина подарила мне красивый древний фонарь из Китая. Это была маленькая вещица, размером примерно в ладонь, продолговатая и прямоугольная, с крошечными рисунками-орнаментами. И этот маленький фонарь помимо прочего был предназначен для того, чтобы висеть на стене моего кабинета, над телефоном и чайником. Я очень часто пользуюсь чайником, когда работаю. Я люблю пить чай и в одиночестве, и с моими клиентами.

Теперь, проснувшись, я думаю, что это был красивый сон, но что он значит? Что я ассоциирую со своим телефоном? Я не люблю его! Он постоянно трезвонит, и я не умею с ним обращаться. Вместо того чтобы нанять секретаршу, я купил автоответчик. А мой чайник? Я действительно люблю свой чайник. О! Этот чайник стал источником множества одухотворенных контактов с другими человеческими существами. Это настоящий ритуал, доставляющий удовольствие и отдохновение, — пить чай с кем-нибудь. Иногда я даже фантазирую о дзэнском любителе чая, который превращает чаепитие в искусство.

Какое отношение ко мне имеет этот сон? Я только что скрылся на неделю в горы, чтобы убежать от моего телефона, и пребываю в полном одиночестве. Значит ли этот сон, что мне следует проявлять больше эроса во взаимоотношениях или в работе? Мои интеллектуальные догадки звучат правильно, но меня они не удовлетворяют.

Поскольку у меня медитативное настроение, я, пожалуй, брошу свой компьютер и пойду прогуляюсь. Я собираюсь отвлечься от того, чем сейчас занимаюсь, и вплотную заняться своим процессом сновидения. У меня есть теория, что, если хочешь понять сновидение во всей его полноте, надо чувствовать свой собственный процесс сновидения. Так что я начинаю и обнаруживаю, что выглядываю наружу, восхищаюсь солнцем, которое сияет на голубом небе и освещает заснеженные вершины гор. Я сажусь и наслаждаюсь осмотром окрестностей. Мне тут нравится.

Бац! Значение этого сна теперь становится мне ясным, как живописный рисунок процесса, который я переживаю. Сон означает то, что он изображает: китайский фонарик, просветление китайского пути, Дао управляет моим телефоном, моими коммуникациями. В настоящий момент сон имеет отношение к тому, что я пишу; он отражает мой контакт с тобой, читатель.

Когда я пишу эту книгу, я часто устаю. Мне следует прогуляться, полюбоваться горами, а потом вернуться и еще немного поговорить с вами. Но нет, у меня есть край. Я склонен сидеть на телефоне слишком долго, принимая на себя горе тех, кто нуждается в помощи, и поступая так, будто у меня есть энергия, которой я могу с ними поделиться. Все это кончается тем, что я чувствую себя несчастной жертвой злоупотребления со стороны общества. Мой первичный процесс — быть полезным и помогать людям; мой вторичный — быть даосом и следовать своей усталости.

Парадигмы в работе со сновидениями и телом

Парадигма, которая неявно присутствует в вышеописанной работе со сновидением и которой я обычно следую в работе со сновидениями или с телесными проблемами, состоит в том, что я не знаю, что означает "сновидение" или "тело". Таким образом, когда кто-то пересказывает мне свой сон, я про себя думаю, что слово "сновидение" — это просто общее понятие, означающее не более чем переживание, испытываемое спящим человеком. Поэтому я слушаю, смотрю и чувствую, чтобы выяснить, что именно находящийся рядом со мной индивид подразумевает под словом "сновидение".

Я свожу свои теории к минимуму. Я не думаю, что сновидение является компенсацией, хотя это по большей части верно; не думаю, что это процесс, пытающийся произойти, хотя, как правило, это именно так. Я не думаю, что сновидение подавляет секс, хотя многие из сновидений таковы; не думаю, что это нечто пытающееся происходить здесь и теперь, хотя это можно сказать о многих снах; не думаю, что это царская дорога к бессознательному, потому что тело также царственно. Я не думаю, что сновидение следует с чем-то ассоциировать, хотя это то, что нужно делать множеству людей; не думаю, что его нужно отреагировать, хотя многие делают это непроизвольно; не думаю, что это послание из другого мира, хотя многие сновидения оказываются как раз этим.

Я не имею дела со сновидениями. Я занимаюсь процессами сновидения. Поэтому я утверждаю, что у меня нет никакой теории сновидений. Метод, который оказался наиболее поразительным, полезным и практичным в повседневной работе со сновидениями, состоит в следовании неведомому. Я получаю наиболее позитивную ответную реакцию от моих пациентов, когда забываю слова "сновидение", "тело", "боль", "проблема" или любой другой термин, который я до конца не понимаю, и ищу происходящий передо мной конкретный процесс. Таким образом, я работаю с парадигмой процесса, а не с заданной концепцией сновидений, поскольку такая концепция обычно оставляет за скобками тело, живое преходящее бессознательное.

Я пришел к концепции процесса несколько лет назад, написав книгу "Сновидящее тело" и оказавшись в тупике. В "Сновидящем теле" я использовал парадигму аналитической психологии, но больше я не мог втискивать свол результаты в формат аналитического мышления. Это было все равно что плавать в открытом море на дырявой лодке1. Я продолжал латать ее до тех пор, пока не оказался у кризисной точки. Если бы я начал конструировать другую лодку, у меня могли бы возникнуть проблемы с некоторыми из строителей первой лодки. Однако я понимал, что время и энергию, которые я затратил на починку старой лодки, можно было вложить в постройку новой. С новой лодкой я мог бы выйти в море, может быть, даже дальше, чем прежде. Итак, с некоторой печалью, страхом и волнением я начал строить другую лодку, ту, в которой мы с вами сейчас плывем. В основе ее конструкции более ранняя модель, хотя кажется, что она плывет так, как будто у нее нет никакой предыстории. Так что я всегда с любовью ссылаюсь на Юнга, потому что именно он дал мне идею о том, что сновидения представляют собой собственные решения. Процессы являются самообъясняющими.

Индивидуальная работа со сновидениями

Если вы будете следовать за процессами отдельных сновидцев, вы заметите, что некоторые из них, пересказывая свой сон, непроизвольно прибегают к ассоциациям. Значит, в работе с такими людьми нужно использовать ассоциации. Другие автоматичес-

ки вступают в диалог с персонажем своего сновидения; значит, гештальт-техника или активное воображение — это те методы, которые они могут эффективно использовать в работе со своими снами. Некоторые люди сразу же забывают свой сон и переходят к другой теме. Некоторые начинают бурно жестикулировать, когда подходят к определенному эпизоду своего сна; им подошла бы работа с движением. У каждого есть своя собственная форма работы со сновидениями. Сновидения — это процессы, которые пытаются произойти.

Работающему с процессом нет нужды быть знакомым с многими существующими методами работы со сновидениями. Теоретически следует уметь находить требуемую форму работы, исходя из контакта с конкретным сновидцем. Для того чтобы это делать, необходима внимательность. Вы должны работать над сновидением, а потом следить за обратной связью от пациента.

Единая парадигма процесса сводит вместе различные школы психологии так, что работа со сновидениями и с телом, медитация и целительство, поиск видений и медицина оказываются более взаимосвязанными, чем когда-либо ранее. Она также сводит воедино различные индивидуальные переживания, такие, как телесные проблемы, сложности во взаимоотношениях, сновидения и фантазии.

Пример

Один человек всю свою жизнь проработал домоуправляющим. Он приходит ко мне с жалобой на сердце. Однако когда он видит меня, он забывает про свои сердечные боли и рассказывает мне следующий сон: "Мне снилось, что люди вломились в мой дом. Они были пьяны и грубо обращались со мной. Они заняли мой дом, а потом просто сидели и расслаблялись". Рассказывая, он положил руку на грудь в тот момент, когда сказал, что они "вломились". Я спросил его, в какой части его тела расположен его "дом". Через некоторое время, явно не помня, что он держал руку на груди, он сказал: "В моем сердце".

Потом я спросил, в какой части его тела были пьяницы. Он ответил, что они были в его руках. Он внезапно рассказал мне, что недавно во время работы он переутомился, и его руки ослабли. Он был сыт по горло своей работой домоуправляющего и необходимостью угождать людям. Он постоянно ссорился со своим боссом. Он хотел жить по-новому. "Однако, — сказал он, — я должен возвращаться на работу". Говоря это, он снова положил руку на грудь. Я спросил его, что он чувствует, и он ответил: "Просто вернулась моя сердечная боль". — "Впустите пьяниц", — сказал я. Боли в сердце усиливаются, когда он заставляет себя работать, если ему в действительности этого не хочется. "Впустить пьяниц" — значит разрешить меньшинству в себе временно взять верх: расслабиться и не так рьяно работать на других.

Пьяницы из его сна вломились в его сердце так же, как в комнату в сновидении. Усталость от должности домоуправителя в этой жизни проявляется в руках. Пытаясь "не впускать пьяниц", он причиняет боль своему сердцу. Он немедленно понял свой сон, потому что испытывал недомогание в связи со своими чувствами по отношению к службе. Работа со сновидением затронула его тело и принесла ему облегчение.

Эффекты парадигм

Если бы мы посмотрели на его сновидение с точки зрения компенсации, нам бы стал понятен один из аспектов его психологии. Однако, поскольку парадигма организует наблюдение, возможно, мы не заметили бы его руки на сердце. Если бы мы предположили, что его сновидение представляет собой вытеснение еще не проработанной детской проблемы, мы могли бы обсуждать его трудности на работе, как если бы они были следствием неразрешенных родительских проблем, но мы могли бы упустить его страх внезапной смерти. Если бы мы попросили его отреагировать различные персонажи сновидения, а он ответил бы, что не может, тогда бы мы начали бороться, чтобы вывести на поверхность проблему отца. Каждая парадигма или убеждение подходят к определенному конкретному моменту; значит, каждая из них правильна и необходима, но, может быть, недостаточно подходит данному пациенту.

Работа в одиночку

Шаг 1. Парадигма

Я так подробно обсуждаю различные парадигмы, потому что они очень сильно влияют на то, как вы обращаетесь с собой, когда вы одни. Если вы не способны работать со своими сновидениями, тогда вы должны обдумать, как вы работаете над собой, вместо того чтобы чувствовать себя виноватым оттого, что вы не можете самостоятельно работать над собой. Каковы ваши теперешние убеждения, касающиеся того, как работать с самим собой? Какой парадигме вы следуете? В чем состоит ваш метод? Запишите его. Это ваша собственная фирменная смесь, или он основан на ассоциациях, отреагировании, активном воображении, интерпретации вытеснений или визуализации?

Шаг 2. В одиночку или нет?

Второй шаг заключается в том, чтобы решить, хотите вы работать над своим материалом в одиночку или нет. Работа с другими может помочь решить проблему, которой вы озадачены. Однако она привносит вопросы взаимоотношений и может оказаться по той или иной причине трудно найти кого-то, кто будет способен следовать за вашим индивидуальным внутренним процессом. В этом случае вы, вероятно, решите продолжать самостоятельно.

Шаг 3. Записи

Записывайте все: свои края, причудливые сновидения, которые вам снились, телесные проблемы, которые вас интересуют, трудности во взаимоотношениях и синхроничности, которые с вами случились, ваши профессиональные ситуации и т.д. Потом опишите ваш теперешний фокус. Вы хотите найти решение проблемы? Вы хотите больше узнать о себе? Или вам недостает энергии?

Шаг 4. Следуйте процессу

Медитируйте. Следуйте за своим процессом, по мере того как он развертывается в разных каналах, и записывайте результаты своей медитации. Ухватывайте все, что с вами происходит, и проверяйте, как соотносится результат с тем, что у вас было на уме, когда вы начинали медитацию. Вы заметите, что ваша медитация зеркально отражает и завершает незаконченные эпизоды вашего сновидения.

Шаг 5. Края, каналы и смена самоотождествления

Проделав эту работу, вы, быть может, почувствуете себя цельным и завершенным. Однако если вы понимаете свое сновидение или телесную проблему и все же не удовлетворены, рассмотрите одну из следующих возможностей, которые часто скрываются за проблемами в медитации.

Края. Исследуйте свои края. Напишите о них и выясните, как они организуют ваши сновидения и телесные проблемы. В приведенном выше примере край домоуправителя заключался просто в том, чтобы расслабиться и перестать заботиться о людях.

Смена каналов. Смените каналы, в которых вы работали. Если вы работали визуально, попробуйте движение; двигайтесь с переживаниями, которые вы видели. Если вы двигались, садитесь и запишите диалог с самим собой.

Если вы работали над телесной проблемой и не удовлетворены результатом, тогда я предлагаю вам нарисовать его2. Почувствуйте

Устойчивое вегетативное состояние 7 страница - student2.ru

Рис. 14. Телесная картина боли в локте мужчины

свое тело, а затем нарисуйте контур тела, каким вы его чувствуете. Дальше спонтанно поместите в этот контур все, что, по вашему мнению, там находится (см. рис. 14). Теперь следуйте за художественным процессом. Если какая-либо часть рисунка по той или иной причине привлекает вас, усильте ее, увеличив в размерах, или прорисуйте более детально. Если один и тот же цвет был использован в различных частях рисунка тела, это показатель того, что эти части связаны в рамках одного и того же процесса. Попробуйте использовать этот цвет спонтанно, позволяя выходить из-под кисти чему угодно, чтобы выяснить, что же этот цвет пытается выразить.

Отождествление с жертвой. Проверьте, не одержимы ли вы одной самотождественностью. Если вы отождествляетесь с жертвой и отсекаете от себя мучителя, будьте внимательны в отношении того, кто работает над вашим сновидением. Если это мучитель, тогда ваша внутренняя работа будет вас ранить: не вы работаете над своими частями, а ваша часть работает над вами. Само это открытие может быть вашим процессом сновидения.

Телесные каналы в работе со сновидениями

Сновидение можно понять более детально, если транслировать его в телесный канал. Когда я пишу эти строки, я начинаю думать о своем сновидении с китайским фонариком. Теперь мне интересно, как этот сон связан с моим телом. Так что я спрашиваю себя, в какой части тела я чувствую присутствие китайского фонарика. Несколько минут спустя я чувствую его в своей голове между ушами. Сейчас, в состоянии полумедитации, я спрашиваю себя, в какой части тела я чувствую телефон... В горле. А где чайник? В моем сердце.

Теперь я понимаю свой сон физически. Мое горло ощущало сухость, однако я думал, что это из-за высоты и низкой температуры в горах. Я также чувствовал значительные силу и давление в груди, что вынуждало меня глубоко дышать. Моя голова в порядке, никаких мигреней, простуд, она полна бдительности. Таким образом, моя работа с телом состоит из того, что происходит прямо сейчас. Поместить фонарик над телефоном и чайником означает позволить бдительности управлять моим горлом: мне нужно перестать говорить, прежде чем пересохнет моя глотка. Время пойти кататься на лыжах. А вы пока попробуйте сами поработать со сновидениями.

Часть III

РАБОТА С МИРОМ

1. РАБОТА С ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ

Взаимоотношения, как правило, не служат объектом медитации. Многие медитативные процедуры дополняются специальными клятвами, такими, например, как знаменитый обет бодхисат-твы, который гарантирует, что после достижения просветления практикующий медитацию остается на человеческом плане бытия на благо других людей (см. Трунгп, 1984). Согласно буддийской традиции, посвященный клянется, что он не уйдет в состояние самадхи, а останется здесь ради других и будет им помогать, пока они также не станут способны уйти вместе с ним по направлению к свободе.

Существует красивая история, поясняющая этот обет1. Мудрому и просветленному индийскому правителю однажды приснилось, что ядовитые дожди отравят и сведут с ума его народ. Он предупреждал своих людей о грядущей катастрофе, но безрезультатно. Когда начались дожди, все напились дождевой воды и сошли с ума, как и было предсказано в сновидении. И что же он сделал? Он тоже выпил воды, чтобы быть с народом, и тоже сошел с ума.

Эта история об отважном правителе служит метафорой для тех, кто хочет покинуть этот мир, кто устал от его безумия, впал в депрессию и не видит смысла жить дальше. Однако сон несет в себе и более утонченное сообщение. Этот правитель был не просто отважным; он также был односторонним. Он мог быть просветленным в качестве правителя, но не как обычный человек. Поэтому он должен был вернуться к обычной, повседневной жизни, чтобы стать просветленным и там.

Чтобы отказаться от просветления, правителю нужно было сознательно пережить, сколь безумным он становился, когда сталкивался с такими повседневными проблемами, как необходимость зарабатывать деньги, заботиться о детях, делать покупки в переполненном магазине и принимать радость и напряженность взаимоотношений.

Решение правителя выпить яд — это решение войти в самсару, круговорот этого мира. Страшно, но важно понимать, что просветление правителя не освобождает его от мирского безумия. Настоящее просветление означает войти в этот мир и стать столь же безумным, как и все мы! Многие духовные лидеры не могут помочь нам в решении мирских проблем, потому что они не пережили в достаточной мере свое собственное мирское безумие. Ура индийскому правителю!

Либо вы добровольно даете обет бодхисаттвы и остаетесь здесь, чтобы помогать другим, либо вы будете вынуждены стать бодхисат-твой помимо своей воли. Этот мир может подавлять вас, вы можете хотеть покинуть свое тело и эту планету, вы можете не хотеть пить безумие этой земли, но у большинства из нас нет выбора; нам приходится все это делать. Приходится дышать этим воздухом и пить воду кислотных дождей. Нам всем приходится жить в напряженном ожидании войны.

Дон Хуан сказал бы, что этот мир прекрасно подходит для духовного воина, стремящегося стать самим собой. Реальное просветление сегодня — это политическая активность; оно влечет за собой взаимоотношения как с непосредственным, так и с отдаленным окружением. Эта глава посвящена процессам взаимоотношений с непосредственным окружением, а следующая глава — глобальным процессам.

Непосредственное окружение: канал взаимоотношений

Вы находитесь в канале взаимоотношений, когда постоянно фантазируете о ком-то другом и не можете интегрировать его или ее поведение или найти его в себе. Вы находитесь в канале взаимоотношений, если вы не можете избежать того, чтобы думать о ком-то, кого-то любить или ненавидеть или же отождествляться с другим человеческим существом. Вы всегда во взаимоотношениях с чем-то или кем-то. Те переживания, которые вы испытываете во время медитации в одиночестве, можно понимать как часть вашей ответной реакции на мир или на вселенную. Когда вы находитесь с другим человеком, ваши реакции можно понимать как часть вашей связи с этим человеком.

Интровертированная работа

Если нет возможности работать над проблемой взаимоотношений вместе с другим человеком из-за того, что его нет поблизости, с ним невозможно связаться или он просто не хочет работать над взаимоотношениями с вами, тогда ваш процесс — разбираться с взаимоотношениями самостоятельно. В этом случае у вас имеется множество возможностей, некоторые из которых я упоминал ранее.

Интровертированный путь состоит в понимании проблемы взаимоотношений, как если бы она была частью вас. В таком случае другой человек или люди — это вторичные процессы, которые причиняют вам беспокойство. Медитативную работу над взаимоотношениями можно проводить, просто наблюдая за тем, что ваш процесс пытается донести до вас, внимательно следуя переживаниям в каналах и позволяя процессу самому найти собственное разрешение проблем.

Более короткий и прямой метод облегчения страдания заключается в том, чтобы смотреть на другого человека, слушать или чувствовать его и медитативно спрашивать себя, чем ты похож на него; или представлять себе затруднение, которое у вас есть с этим человеком, и следить за своим собственным поведением во взаимоотношении. Спросите себя, какой из ваших краев связан с этим человеком. В чем вы несвободны, что удерживает вас в отношениях с этим человеком от следования своим инстинктам и импульсам?

Еще один полезный метод интровертированной работы с взаимоотношениями — видеть другого человека или людей, чувствовать их в своем теле, замечать их движения, а затем совершить смелый скачок и стать ими. Смотрите как они, звучите как они, двигайтесь как они и выясните, каким образом их качества могут пригодиться вам. Результат поразит вас.

Экстравертированная работа

Если есть возможность совместной работы над взаимоотношениями, я бы советовал вам заниматься этим, одновременно изучая себя; следите за собственными сигналами и используйте свои глаза и уши, чтобы наблюдать за другим человеком. Многие проблемы взаимоотношений быстро разрешаются, если улавливать и обрабатывать сознательные и бессознательные сообщения другого человека, а именно их двойные сигналы. Я более подробно рассматриваю это чуть дальше. Всесторонний взгляд на работу с взаимоотношениями предлагается в моей книге "Сновидящее тело во взаимоотношениях".

Следующая рекомендуемая процедура для совместной работы над проблемами взаимоотношений представляет собой смесь теории взаимоотношений и медитативной практики. Философия этого метода состоит в том, что в одиночку один партнер не может ни выиграть, ни проиграть конфликт взаимоотношений: обе стороны либо выигрывают, либо проигрывают. И лучший способ выиграть в этом конфликте — сделать несколько открытий, касающихся вас самих. Такую работу над взаимоотношениями можно проводить в любое время. Особенно полезна она тем, кто не ориентирован вербально, или тем, кто неохотно согласился работать над взаимоотношением. Она полезна маленьким детям, легкоранимым людям или тем, кто стесненно себя чувствует в любой межличностной ситуации.

Начните с паузы

Сядьте вместе с человеком или с несколькими людьми, с которыми вы собираетесь работать над взаимоотношениями, и выскажите свое видение проблемы, а потом попросите их выразить свое мнение. Выслушав, не реагируйте, сделайте паузу и медитируйте над своими реакциями на их высказывания. Вместо того чтобы просто реагировать вербально, непосредственно и бессознательно, как вы обычно делаете, дайте себе время понаблюдать, что происходит внутри вас самих. Достаточно. Объясните другому, что вы сделали паузу не для того, чтобы уйти от происходящего, а чтобы изучить себя. Это само по себе значительно облегчит работу над большинством сюжетов взаимоотношений.

Чувствуйте и смотрите

Представьте себе ситуацию, когда вас кто-то злит. Остановитесь и почувствуйте, что происходит внутри вас; используйте свою проприоцепцию. Не говорите об этом, сначала почувствуйте это в себе. Сделайте паузу, почувствуйте и теперь усиливайте свое чувство. Стучит ли часто ваше сердце, растет ли ваше кровяное давление, чувствуете ли вы горячие приливы к затылку, хочется ли вам убежать прочь или убить кого-нибудь?

Теперь переключите каналы, сохранив процесс. Осознайте все, что вы чувствуете в своем теле, а потом сделайте из этих чувств картину. Убедитесь, что ваше видение представляет подлинную картину того, что вы чувствуете, а не избегание ваших эмоций. Не избегайте эмоционального безумия этой планеты! Если вы чувствуете ярость, а потом видите летящую в небе птицу, вы не только переключили каналы, вы переключили и процессы! Вы подменили или подавили свою ярость, поскольку птица не обладает той интенсивностью эмоций, какая содержится в чувстве ярости. Будьте осторожны. Не надо просто блокировать свои эмоции или гнев. Видение медведя гризли, пожирающего кого-то, говорит о более убедительной смене каналов, потому что оно сохраняет процесс.

Проявите безумие и наладьте взаимодействие с ним

Следующим шагом станет взаимодействие с образом вашей про-приоцепции. Я настоятельно рекомендую проделывать это вслух и громко, чтобы ваш партнер мог видеть и слышать, как вы это делаете. Таким образом, та часть взаимоотношений, которую вы неявно переживали между собой, выходит наружу как часть системы общения. Если вы не выводите эту фигуру на сцену или не работаете с ней сознательно, вы будете бессознательно с ней отождествляться. Бессознательно отождествляться с какой-то частью, значит, вести себя с партнером так, будто это происходит в сновидении. Это создает порочный круг, и продолжать работу дальше становится излишне болезненно.

Однажды на один из моих семинаров пришел человек. Он только что отбыл срок в тюрьме за проявление неконтролируемой агрессии. Как только он увидел меня, он впал, как мне показалось, в параноидальную ярость, обвиняя меня в таких вещах, которые я никоим образом совершить не мог. После нескольких безуспешных попыток разрешить конфликт напрямую, я заметил, что внутренне унижаю его, считая психотиком. Я решил уйти вовнутрь, сделать паузу, почувствовать и посмотреть, что во мне происходит. Я ощутил, что мое сердце скачет как бешеное, а тело обильно потеет. На какой-то момент я остался с этими внутренними ощущениями, и когда почувствовал, что усилил их достаточно, переключил каналы и сделал из своей проприоцепции картину. На ней я, к собственной досаде, увидел мечущуюся рыжую женщину, бьющуюся о стены комнаты и вопящую, что ей причинили вред (см. рис. 15). Стоя рядом с этим человеком, я громко заговорил с ней.

Устойчивое вегетативное состояние 7 страница - student2.ru

Рис. 15. Рыжий дьявол

"Мой дорогой рыжий дьявол, — обратился я к ней, — ты сама вышла из себя, а утверждаешь, что кто-то другой безумен. Я не понимаю, почему ты такая вспыльчивая. Может, ты взбесилась оттого, что у тебя нет надежды и ты боишься, что этот человек не собирается меняться? Может, он изменится, а может, и нет. Известно, что боги иногда совершают вещи, которые-никому другому не под силу. Дай этому человеку шанс".

Прежде чем я смог проверить, какой эффект произвел этот диалог на внутреннюю фигуру, мужчина не выдержал и разрыдался. Он сказал, что никто никогда не давал ему шанса, никто не верил в него. Мы оба поплакали, .и стена непонимания между нами растворилась в слезах. Потом мы смогли сесть и поговорить о насущных проблемах. Мы оба выиграли битву; он почувствовал, что его поняли, а я обнаружил своего рыжего дьявола.

Создание персонажей сновидения

Вы можете наблюдать, как создаются такие внутренние фигуры, если вы внутренне работаете со своими реакциями. Вы медитируете, и кто-то заговаривает с вами, вы злитесь или волнуетесь. Если вы не уловите ваше волнение, вы отсечете его от себя, и оно снова появится в сновидении. Я вспоминаю, например, период в моей жизни, когда я часто медитировал, пытаясь при этом сохранять полную невозмутимость. Однажды пришла моя дочка, чтобы поиграть со мной. Я обошелся с ней очень нежно, но когда закрыл глаза, увидел реакцию, которую отсек, не желая ее иметь: фигуру мерзкого человека. Я вытащил его наружу и стал вести себя, как подобает ему, сделав из этой фигуры игру с дочкой. Медитация и внутренняя работа в реальном мире требуют такого рода осознавания.

Двойные сигналы

Эти отсеченные персонажи сновидения — части вас самих, о которых вам необходимо узнать больше и которые нужно привнести в жизнь. Регулярно появляясь в ваших сновидениях и в вашем общении с окружающей средой, эти "двойные сигналы" являются частью тех путаных сообщений, что мы посылаем. Двойной сигнал — это бессознательный телесный жест, который выражает те внутренние фигуры сновидения, с которыми мы себя не отождествляем. Например, мое возмущение дочкой должно было бы выразиться в румянце на моих щеках или в учащении дыхания. Если бы я усилил эти проявления проприоцепции, я пришел бы к той же информации, что содержалась в видении фигуры мерзкого человека.

Наши рекомендации