Раздел 1. Организационное поведение в системе социально-управленческих отношений

Теория поведения человека в организации . Организационные процессы и организационные отношения в системе менеджмента. Предмет, цели и основные задачи дисциплины «Организационное поведение». Человек в системе современного менеджмента. Понятие «поведение»как категория. Критерии эффективности деятельности организации. Анализ и конструирование организации.Понятие поведения. Понятие ОП. Личность и ее поведение. Эволюция теории поведения человека в организации: основные этапы. Основные направления изучения организационного поведения. ОП как основа формирования социально-экономических отношений всех уровней. Факторы, определяющие ОП. Сущность организации, ее виды. Цели и задачи организации. Причинность и взаимосвязь поведения личности, группы, организации. Индивидуальное поведение как основа коллективного поведения. Диалектика эффективности деятельности личности, группы, организации. Формирование репутации фирмы как элемента стратегии организации. Формирование репутации личности как элемента жизненной стратегии. Конечный критерий эффективности личности – самореализация. Развитие взглядов на поведение личности в организации: классическая тео­рия управления (Тейлор, Уорвик, Файоль); школа «человеческих отношений» (Э. Мэйо, М. Фоллет), концепция «менеджмента персонала» (М. Блюмфилда), бихевио­ризм (Д. Уотсон), школа поведенческих наук (Д. МакГрегора, Ф. Герцберга, К. Арджириса, Ф. Ротлисберга), теория социального научения (Бандуры, Д. Роттера, Скиннера).

Индивид, личность, индивидуальность. Личность как центр и основа ор­ганизационного поведения. Особенности личности, определяющие ее поведение.Поведение индивидов и виды формальных организационных структур. Социальная адаптация и активность человека в организации. Стадии и институты социализации. Ролевое поведение. Понятия мотив, мотивация, мотивационный процесс. Мотивация поведения и деятельности работника в организации. Мотивация личности работника – основа формирования организационного поведения. Понимание человеческой «потребности» как основы мотивации индивидуального поведения. Содержательные и процессуальные теории мотивации: сравнительный анализ. Использование содержательных теорий мотивации. Использование процессуальных теорий мотивации. Модель мотивации. Мотивационный механизм формирования орга­низационного поведения личности. Мотивационные побуждения. Важность внутреннего удовлетворения. Корпоративная культура в системе мотива­ции личности работника. Влияние организационной структуры на систему мотивации. Мотивация и эффективность управления.Прикладное значение теорий мотивации. Понятие и характеристики группы. Задачи и принципы формирования групп. Виды групп и факторы их создания. Динамика групп. Степень сплоченности группы. Методы определе­ния сплоченности группы. Факторы, определяющие групповое поведение в организа­ции, групповую работоспособность.Организационные основы формирования группового пове­дения. Групповые нормы поведения как регулятор поведения личности. Этапы фор­мирования групп. Появление общественного мнения в группе. Явление конформизма. Внутренний и внешний конформизм. Поведение личности в условиях группового давления. Основные системные факторы функционирования формальных групп. Разно­видности формальных групп. Деловые роли в коллективе. Современный взгляд на конфликты в организации. Понятие конфликта. Противоречия и конфликты. Функции и виды конфликтов (функциональные и нефункциональные конфликты). Типы конфликтов (внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые конфликты). Конфликт как процесс. Причины межгрупповых конфликтов. Последствия конфликтов в организации. Руководство межгрупповыми конфликтами как средство их разрешения. Методы разрешения конфликта (разъяснение требований к работе, координации и интеграции, комплексных целей, системы вознаграждений). Межличностные стили разрешения конфликтов (уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, разрешение проблемы).

Наши рекомендации