Разминка. Развитие психических процессов.
Упражнение «Лабиринт».
Цели:
· тренировка памяти, внимания, умения строить мысленные карты маршрута;
· развитие управленческих способностей;
· тренировка умения ориентироваться по указаниям извне.
Реквизит: бумага, ручки (карандаши).
Характер работы: в парах.
Группа разбивается на пары. В каждой паре один из участников – ведущий, второй – ведомый. Ведомому завязывают глаза. Далее из предметов мебели (хорошо подходят стулья) делается лабиринт. Количество колен в лабиринте задается тренером. Затем ведущий с помощью устных указаний-команд «заводит» своего партнера в этот лабиринт. Всего используется четыре команды. Первая, обозначающая вход в лабиринт, – «Прямо!». Далее, в зависимости от формы лабиринта, следуют команды «Направо!» или «Налево!», после которых идущий по лабиринту должен повернуть соответственно в правую или левую сторону. Также используется команда «Стоп!» когда необходимо чтобы ведомый остановился. Пройдя лабиринт, ведомый должен развернуться на 180 градусов и самостоятельно выйти из него. В это время ведущий по контролирует путь партнера. Если ведомый справился с заданием успешно, напарники меняются ролями.
При наличии времени далее проводится усложненный вариант упражнения. После того как ведомому завязали глаза и сделали лабиринт, ведущему дают некоторое время посмотреть на него и запомнить. Затем ведущему так же завязывают глаза или просто просят отвернуться к стене. Ведущий должен провести ведомого по лабиринту с помощью тех же команд, что и в первой части упражнения, но уже по памяти. Допускается указание количества шагов (например: «прямо 5 шагов», «направо три шага») или иное указание расстояния.
При построении сложных лабиринтов (с углом поворота не 90 градусов) могут меняться и команды, в частности может указываться дополнительно угол поворота (например: «направо на 70 градусов»).
Помимо тренировки внимания и памяти, данное упражнение позволяет улучшить умение ориентироваться в пространстве, строить мысленную схему пройденного пути, а также ориентироваться на указания извне. Например, находясь в задымленном помещении, пожарный может выйти по указаниям других сотрудников, имеющих план здания или двигающихся параллельно по незадымленному этажу. Кроме того так же как и в упражнении «Слепец и поводырь» ведущие получают опыт руководства и ответственности за благополучие другого человека.
После выполнения задания тренер спрашивает о состоянии каждого члена группы. Затем проводится обсуждение, обмен впечатлениями.
3. Игра «Взаимодействие».
Цели:
· сравнить на основе предыдущего опыта эффективные и неэффективные способы взаимодействия в системе «начальник-подчиненный»;
· выработать правила эффективного взаимодействия.
Реквизит: нет.
Характер работы: групповой.
Примерная вводная для тренера.
Умение взаимодействовать с подчиненными является одним из основных условий эффективной работы. При этом каждый из вас наверняка сталкивался с ситуацией несправедливой критики или неправильной подачи команды со стороны руководства, или может быть испытывал трудности во взаимодействии со своими подчиненными. Сейчас мы с вами немного поиграем в нерадивых руководителей.
Далее участники встают в круг, каждому дается задание придумать:
1. Самую неэффективную команду. Каждый участник по очереди высказывает свою придуманную фразу и получает обратную связь от остальных участников (чувства, эмоции, что захотелось сделать в ответ на эту команду).
2. Самое неэффективное критическое замечание. Каждый участник по очереди высказывает свою придуманную фразу и получает обратную связь от остальных участников (чувства, эмоции, что захотелось сделать в ответ на такую критику).
3. Самое неэффективное поощрение. Каждый участник по очереди высказывает свою придуманную фразу и получает обратную связь от остальных участников (чувства, эмоции, что захотелось сделать в ответ на такое поощрение).